Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
методическая разработка по теме
Методическое пособие для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
начального профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Покачевское профессиональное училище»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
(методическое пособие для преподавателей)
Разработала:
преподаватель Мельник О.И.
г. Покачи
2012 г.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала, сформированности умений и навыков являются необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль результатов обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.
Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том, что и преподаватель, и учащиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Преподавателю становится ясно, что учащийся знает и чего не понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. Преподаватель критически оценивает преимущества и недостатки своей работы. Он вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода. Ему становится очевидным, какие вопросы, правила, понятия, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это является основанием для творческой подготовки преподавателя к урокам и проведения учебных занятий.
Учащемуся также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Без проверки знаний учащийся не в состоянии глубоко, всесторонне и правильно оценить свои знания. Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Учащийся получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков в том, что у учащихся формируется отношение к учебе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка всегда вызывает определенное отношение к себе как к ученику, как к личности. Это отношение, эти чувства учащегося к самому себе преподаватель может умело использовать для формирования волевых качеств характера, коллективизма, взаимопомощи.
Требования к проверке знаний. Проверка и оценка знаний должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:
◙ систематичность, регулярность проверки и контроля обязательны. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Учащиеся должны готовиться к уроку ежедневно. К этому их побуждает регулярность контроля преподавателя.
◙ Оценка знаний носит индивидуальный характер. Каждый учащийся должен знать, что оцениваются его знания, его умения и навыки. Состояние готовности к ответам на вопросы и задания преподавателя возникает, если проверка и оценка знаний является необходимым компонентом учебного процесса, входит составным элементом в его структуру.
◙ Знания, умения и навыки проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ. Качество усвоения содержания программ – основной критерий оценки знаний.
◙ Проверяя и оценивая усвоение учащимися теоретического и фактического материала, нужно видеть влияние получаемых знаний на общее и умственное развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношение к учебе. Проверка знаний помогает преподавателю видеть процесс развития учащегося, процесс формирования умственных, моральных, эмоциональных и волевых качеств личности.
◙ Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся самые разнообразные. Иногда преподаватель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форме будет спрашивать преподаватель. Они начинают отвечать только для него. Разнообразие форм проверки сосредоточивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении.
Внимание учащихся
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Непреложен следующий важнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно переключилось на что-то другое».
Виды внимания
Непроизвольное внимание – возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося.
Произвольное внимание – требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты личности – внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.
Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся
Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.
Четкая организация занятий, положительный общий стиль учебной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение занятий, яркость и образность изложения, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности.
Оптимальный темп ведения занятий: замедленный – рассеивает внимание, снижает активность; ускоренный – утомляет учащихся, ослабляет и рассеивает их внимание.
Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.
Исключение возможностей излишней возбудимости учащихся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосредоточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоционального возбуждения.
Посильность выполняемой работы – работа должна быть выполнимой, но требующей определенного напряжения.
Положительный стиль и такт педагогической деятельности преподавателя – недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.
Интерес учащихся
Интерес – это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес – один из доминирующих мотивов учения.
Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью – без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.
Виды интереса
Непосредственный – интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.
Опосредованный – интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению.
Пути и условия развития интереса к учению
Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике.
Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.
Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.
Использование «эффекта новизны» - сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.
Использование «эффекта удивления» - рассмотрение необычных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.
Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.
Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.
Когда интересно учиться
Когда учащийся уверен, что полученные знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т.е. когда личные потребности и устремления совпадают с задачами обучения.
Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.
Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.
Каждый учащийся открывает для себя новое, еще неизвестное. Этим новым могут быть не только ранее неизвестные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.
Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.
Когда процесс опирается на активную мыслительную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.
Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои знания и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.
Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда учащийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.
Интересно учиться у интересного преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-556594-1419615332.png)
Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-899832-1488275177.jpg)
Информация по теме "Разработка инструментария контроля знаний, умений и навыков обучающихся"
Информация по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-424296-1488703366.jpg)
Выступление на V окружной научно-практической конференции работников профобразования Ненецкого автономного округа "Самостоятельная работа студентов как средство контроля знаний, умений, навыков".
Материал предназначен для преподавателей СПО, педегогических специальностей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955320-1507456810.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-1038833-1526591952.jpg)
Тесты, как форма контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Тестирование: виды, применение, требования к составлению....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1166650-1675906524.jpg)
Средства проверки знаний, умений, ПК и ОК обучающихся
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Организация и технология розничной торговли» и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям профессии СПО 3...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1209354-1579587705.jpg)
Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....