Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
методическая разработка по теме

Мельник Оксана Ивановна

Методическое пособие для преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_i_ocenka_znaniy_umeniy_i_navykov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Покачевское профессиональное училище»

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

(методическое пособие для преподавателей)

  

 

Разработала:

преподаватель Мельник О.И.

г. Покачи

2012 г.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

        

        Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала, сформированности умений и навыков являются необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль   результатов обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.

        Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том, что и преподаватель, и учащиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Преподавателю становится ясно, что учащийся знает и чего не понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. Преподаватель критически оценивает преимущества и недостатки своей работы. Он вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода. Ему становится очевидным, какие вопросы, правила, понятия, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это является основанием для творческой подготовки преподавателя к урокам и проведения учебных занятий.

        Учащемуся также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Без проверки знаний учащийся не в состоянии глубоко, всесторонне и правильно оценить свои знания. Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Учащийся получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.

        Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков в том, что у учащихся формируется отношение к учебе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка  всегда вызывает определенное отношение к себе как к ученику, как к личности. Это отношение, эти чувства учащегося к самому себе преподаватель может умело использовать для формирования волевых качеств характера, коллективизма, взаимопомощи.

        Требования к проверке знаний. Проверка и оценка знаний должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:

        ◙ систематичность, регулярность проверки и контроля обязательны. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Учащиеся должны готовиться к уроку ежедневно. К этому их побуждает регулярность контроля преподавателя.  

        ◙  Оценка знаний носит индивидуальный характер. Каждый учащийся должен знать, что оцениваются его знания, его умения и навыки. Состояние готовности к ответам на вопросы и задания преподавателя возникает, если проверка и оценка знаний является необходимым компонентом учебного процесса, входит составным элементом в его структуру.

        ◙  Знания, умения и навыки проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ. Качество усвоения содержания программ – основной критерий оценки знаний.

        ◙  Проверяя и оценивая усвоение учащимися теоретического и фактического материала, нужно видеть влияние получаемых знаний на общее и умственное развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношение к учебе. Проверка знаний помогает преподавателю видеть процесс развития учащегося, процесс формирования умственных, моральных, эмоциональных и волевых качеств личности.

        ◙ Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся самые разнообразные. Иногда преподаватель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форме будет спрашивать преподаватель. Они начинают отвечать только для него. Разнообразие форм проверки сосредоточивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении.    

Внимание учащихся

        Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Непреложен следующий важнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно переключилось на что-то другое».

Виды внимания

        

        Непроизвольное внимание – возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося.

        Произвольное внимание – требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты личности – внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.

Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся

        

        Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.

        Четкая организация занятий, положительный общий стиль учебной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение занятий, яркость и образность изложения, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности.

        Оптимальный темп ведения занятий: замедленный – рассеивает внимание, снижает активность; ускоренный – утомляет учащихся, ослабляет и рассеивает их внимание.

        Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.

        Исключение возможностей излишней возбудимости учащихся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосредоточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоционального возбуждения.

        Посильность выполняемой работы – работа должна быть выполнимой, но требующей определенного напряжения.

        Положительный стиль и такт педагогической деятельности преподавателя – недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.

Интерес учащихся

        

        Интерес – это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес – один из доминирующих мотивов учения.

        Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью – без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.

Виды интереса

        

        Непосредственный – интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.

        Опосредованный – интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению.

Пути и условия развития интереса к учению

        

        Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике.

        Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.

        Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.

        Использование «эффекта новизны» - сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.

        Использование «эффекта удивления» - рассмотрение необычных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.

        Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.

        Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.

Когда интересно учиться

        

        Когда учащийся уверен, что полученные знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т.е. когда личные потребности и устремления совпадают с задачами обучения.

        Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.

        Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.

        Каждый учащийся открывает для себя новое, еще неизвестное. Этим новым могут быть не только ранее неизвестные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.

        Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.

        Когда процесс опирается на активную мыслительную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.

        Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои знания и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.

        Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда учащийся может сравнить свои успехи с успехами  своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.

        Интересно учиться у интересного преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением  элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...

Тесты, как форма контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Тестирование: виды, применение, требования к составлению....

Средства проверки знаний, умений, ПК и ОК обучающихся

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Организация и технология розничной торговли» и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям профессии СПО 3...

Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....