Методические материалы
статья

Татаринова Галина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛОМЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н.Т.КОЗЛОВА»

ДОКЛАД

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ рейтинговой системы контроля знаний студентов на уроках физики»

Выполнил: Татаринова Галина Евгеньевна,

преподаватель физики высшей категории,

Почетный работник СПО РФ

 

Коломна 2022

Содержание

Введение

2

Теоретическое обоснование

3

Практическая часть

6

Заключение

8

Литература.

9

Введение

Во все времена существования системы образования преподаватель  живет с надеждой на то, что уровень жизни человека будет связан с уровнем

образованности, и это убеждение станет главным стимулом добросовестной,

систематической учебы в любом образовательном учреждении. Но день, когда это убеждение станет этим главным стимулом, еще не пришел, однако создание педагогами стимулов, побуждающих работать обучающихся эффективно и систематически, остается задачей актуальной.

Вплотную о применении рейтинга я задумалась 25 лет назад. Я постоянно задавала себе вопрос: «Как оценить ответ или работу студента?».  Зачастую сидишь и мучаешься: пять – много, четыре – мало. Спросишь студента, а за один-два ответа с места и оценку ставить нельзя. При подведении итогов за определенную тему,  средняя арифметическая оценка одинакова и у того студента, который активно работал и получал оценку каждый урок, и у того, который несколько раз написал самостоятельную работу, а остальное время продремал, или, еще хуже, прогулял. Я изучала разные критерии выставления оценки, но это мало помогло.

Анкетирование среди студентов показало, что учеба для подавляющего большинства их не является делом первостепенной важности. Лишь перед экзаменом или перед итоговой контрольной им приходится «штурмовать» необходимый материал. Поэтому в результате – много пропусков, пробелы в теории, несвоевременное выполнение лабораторных работ.

Какие же создать условия, чтобы учащимся в любом образовательном

учреждении было выгодно учиться регулярно и эффективно? Можно ли найти технологии, которые в условиях личностно-ориентированного обучения были бы связаны с мотивацией учащегося к учению и его познавательной активностью?  Да, надо изменить, прежде всего, методы оценки знаний, умений и навыков, применяемые преподавателями, они должны обеспечивать объективность и, быть понятными для обучающихся. Так же они должны способствовать повышению активности обучающихся в самостоятельной работе и во время занятий и, что не мало важно, созданию ситуации успеха для обучающихся.

Вот какие задачи я поставила перед собой на одном из этапов преподавательской деятельности :

  • Активизировать студента на уроке
  • Сделать для него процесс обучения интересным
  • Студент должен понимать, что ему необходимо присутствовать на уроке, уходить с урока удовлетворенным, получив желаемую оценку своего труда
  •  Перенести трудность и напряженность итогового контроля с конца семестра на период семестрового обучения

Теоретическое обоснование

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Контроль знаний, умений, навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления педагогическим процессом.

Контроль – это совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы.

Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс являются контроль и оценка. Они должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов, - только в этом случае выпускник может быть успешным, обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить   ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству.

 Выделяют три функции контроля:

1) диагностическая – призвана выявить и оценить интересующие нас свойства студентов, а также уровни его знаний, умений и навыков.

2) обучающая – имеет целью оптимизировать самостоятельную работу студентов, активизировать их познавательную деятельность при подготовке к текущим занятиям, а также в период написания контрольных работ, рефератов, и подготовки к зачетам и экзаменам.

3) воспитательная функция состоит в формировании у обучаемых ответственного и творческого отношения к ученым дисциплинам, а через них – любви к профессии, в развитии у каждого культа учебы.

Система контроля включает разнообразные формы: экзамены, зачеты, устный опрос, контрольные работы, отчеты по производственной практике и т.д. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владения устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность определить глубину и прочность усвоения

В настоящее время традиционная система преобразована в трехбалльную, так как предполагается, что преподаватель оценивает наличие и качество знаний, а не отсутствие таковых. Традиционные системы оценки знаний имеют признаки неожиданности и внезапности. Придя на урок,  обучающийся не знает, спросят его сегодня или нет. Абсолютное управление системой оценки, находящееся в руках преподавателя, так же является существенным недостатком. В результате обучающиеся теряют инициативу, самостоятельность и состязательность в учебе. Объективность контроля зачастую превращается в субъективную предвзятость. В результате появляются “ любимчики”, “отличники”, “середнячки” и “отстающие”. А у обучающихся формируются сомнения в справедливости оценки их знаний.

Главными задачами рейтинговой системы контроля знаний  являются:

- повышение мотивации студентов к качественному освоению образовательной программы путем более высокой дифференциации оценки их учебной деятельности;

- стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе путём внедрения дифференцированного подхода к оценке их знаний и результатов учебной деятельности;

- упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной дисциплины и образовательной программы в целом;

- повышения уровня познавательного процесса.

Балльно-рейтинговая система основывается на накопительной системе оценки знаний и работы студента, состоящей из: текущего и рубежного контроля по дисциплине в течение семестра, итогового контроля по дисциплине (экзамен, зачет), суммарного балла по дисциплине за семестр (текущий, рубежный и итоговый).

Каждый студент по учебной дисциплине в течение семестра выполняет определённое число контрольных заданий (текущих и рубежных), определяемых учебным рабочим планом, рабочей программой, календарно-тематическим планом. Это могут быть контрольные работы по части лекционного курса, отчёты по лабораторным и практическим работам, задания по темам самостоятельной работы студента (СРС), коллоквиумы, рефераты, курсовые проекты (работы) и другие виды учебных занятий.

Для учебного процесса обычно под рейтингом понимают накопительную систему оценки знаний по дисциплине (или циклу дисциплин) за определенный период обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы

  • создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной;
  • комплексная оценка качества ученой работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.

Рейтинговая система используется для управления учебным процессом, осуществления итогового контроля знаний по изучаемому предмету.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

В процессе преподавательской деятельности возникает необходимость

применения структурированной системы оценки знаний, которая упорядочивает работу обучающихся и, самое главное, становится понятной им самим. Ошибочно утверждать, что в России не предпринималось попыток

сформировать четкие критерии оценки знаний обучающихся исходя из уровней, отображающих развитие их опыта в процессе обучения.

Рейтинг - это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений студента в определённом направлении. Ответил правильно на занятии - получил определенное число баллов, написал реферат, сдал зачет - еще баллы и т.п. С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим студента стремиться его повысить. Для этого студенты должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения. При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание студент получает 1 балл. Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет студентов более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа преподавателя несколько упрощается, т. к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «натянуть» на «4».

Чтобы начать работать по рейтинговой системе, преподаватель должен разработать рейтинг своего предмета и отразить это в рейтинг –матрице. Предмет разбивают на блоки – модули. В каждом модуле планируют текущие контрольные точки – самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, рубежный контроль по модулю и итоговый контроль - зачет, экзамен и др.

Каждая контрольная точка оценивается с точки зрения ее сложности, значимости. При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом ее оценки. Но для этого необходимо иметь по каждой работе дидактический материал, в котором каждому заданию необходимо «присвоить» определенное количество баллов.

В рейтинг – матрице должен быть указан максимальный и минимальный рейтинг.

По рейтинговому листу студент может свободно ориентироваться в течение семестра. Ведь набрав указанное количество баллов, студент может быть освобожден от экзамена или пройти собеседование по некоторым модулям.

При разработке рейтинг – матрицы должны быть намечены и карательные мероприятия: за продление сроков сдачи контрольных точек, за неудовлетворительную работу на уроке и т.д. Преподаватель должен обеспечить наглядность организации рейтинговой системы в аудитории.

Рейтинг предполагает внедрение новых организационных форм и методов обучения, корректировку этапов, сроков контроля; он максимально мотивирует активную систематическую, творческую работу (индивидуальные задания по разработке кроссвордов, рефератов, моделей и т.д.).

Сущность рейтинговой системы и принцип её реализации доводятся до

сведения обучающихся на первом занятии. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются баллы за выполненные задания, а также бланк с основными контрольными точками (контрольные, самостоятельные, практические работы, зачет и т.д.). Объявляется вид итоговой аттестации за семестр, поясняется, что возможно освобождение от итоговой аттестации. Освобождение от экзамена  допускалось в случае, если обучающийся набрал количество баллов рейтинговой системы, соответствующее оценке "отлично", "хорошо" или "удовлетворительно", и настоящая оценка для него достаточна.

Студенты, впервые столкнувшиеся с такой системой оценки, сразу же проявляют к ней интерес. Поначалу некоторые студенты не понимают всей серьезности такой таблицы. Но сразу же после первых работ они, увидевшие себя на последних сроках таблицы, меняют к ней отношение: никому не хочется плестись в конце на виду у всех, включаясь в общий процесс. Буквально через 3-4 занятия студенты полностью проникаются идеей и сутью этой системы и, как правило, никаких конфликтов из-за оценок не возникает. Студенты полностью принимают правила игры, они очень быстро начинают понимать, что незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется. Преподавателю остается четко и вовремя проверять работы и отчеты студентов, заполнять таблицу и делать распечатки нового состояния таблицы (см. приложение).

Практическая часть

Так что же такое рейтинговая система оценки знаний? В нашем случае – это таблица успеваемости студентов, выстроенная по убыванию. Чтобы занять в этой таблице высокое место, надо постараться и потрудиться.

Система проста в употреблении: преподавателю достаточно четко и вовремя проверять работы и отчеты студентов, вносить заработанные баллы в таблицу и делать распечатки нового рейтингового состояния.

Если студент пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельные или контрольные работы, он может выполнить их после занятий  на консультации.

Преподаватель может ввести возможность заработать баллы по так называемым  «необязательным заданиям», к ним     относятся рефераты, доклады и ответы студентов на занятиях. Ответы студентов по теме занятия заслушиваются по их желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы.

Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет студента систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий.

Следует отметить, что данная система оценки  требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий - быстрота проверки заданий, чтобы студент смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл. Поэтому, проведя занятие сегодня,  завтра, а то и к концу того же учебного дня,  результаты работы студенты уже могут посмотреть, начать обсуждение своих ошибок, т.к. они еще хорошо помнят выполненные задания.

Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

В журнал преподаватель  должен поставить оценку, которая рассчитывается в таблице следующим образом:

  • 90%-100% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «5»;
  • 70%-89% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «4»;
  • 50%-69% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «3»;
  • меньшее число процентов – неудовлетворительная оценка.

Все это говорит о том, что рейтинг дал возможность оценивать работу учащихся более точно и объективно, ввести принцип состязательности, уменьшить экзаменационный стресс, повысить активность студентов, уменьшить пропуски по неуважительным причинам, существенно повысить успеваемость.

При проведении занятий с применением коллективно-мыслительной деятельности, деловых игр, работу оценивает бригадир или сами студенты при взаимопроверке физических диктантов.

Для преподавателей рейтинговая система организации обучения является средством активизации методической работы, средством для усиления воспитательных функций.

Рейтинговая система оценки предполагает возможность введения рейтинга преподавателя, рейтинга данного предмета и т.д.

Главный недостаток системы – сложность разработки. Возможна опасность формализма при использовании этой системы оценок.

В конечном итоге рейтинг представляет собой целостную систему оценок, более гибкую и широкую по ее возможностям, стимулирующую учебный труд, определяющую качество подготовки специалистов.

Заключение

Чем же хороша эта система, что она дает? Наблюдения привели меня к следующим выводам:

  • Более объективная и гибкая оценка знаний, без всякого сомнения;
  • Студент может проанализировать оценку своей работы поэтапно;
  • Студент начинает систематически и ритмично работать в полную силу;
  • Формируется ответственность, стимулируемая ситуацией успеха;
  • Дифференцированный подход: преподаватель может спокойно давать разноуровневые задания, сильный и слабый студент справятся с ними за одно и то же  время;
  • Здоровый дух соревнования, стимулируемый преподавателем: распечатки изменившегося состояния успеваемости предоставляются через одну-две практические работы;
  • Открытость систем оценок, перспектива в результате: каждый видит полную картину состояния своих дел;
  • У студента нет состояния безысходности в улучшении оценки;
  • Существенно повышает стремление учащихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга, кроме тех, что отмечены выше.

Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на модули возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация в ссузе, создает условия для развития личности студента.

Литература.

1. Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/В.С. Кукушин.-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.-320с. ISBN 5-241-00145-x

2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/М.А. Чошанов.-М.: Народное образование, 1996.-160с.-ISBN 5-87953-008-6

3. Пахомова, Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения

[электронный ресурс  http://bologna.mgimo.ru/mgimo.php?cat_id=11&doc_id=16]

4. Хасанова, Е.В. Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний для повышения качества обучения школьников с использованием сетевых методов обработки информации http://www.tgc.ru/conf/region/?2000_2/02.html]



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Коломенский аграрный колледж имени Н.Т.Козлова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ

ДЛИННАЯ ДОРОГА В КОСМОС  

для студентов первого курса

Г. Коломна, 2019

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №____  от «___»_________20__г.

Председатель _____________Новикова Т.И

Утверждаю

заместитель директора колледжа

по учебной работе

___________  Татаринова Г.Е.

                  « ___»_________20 ___г

        

Разработчик:

Татаринова Галина Евгеньевна, преподаватель физики высшей   квалификационной категории.

Введение План внеклассного мероприятия по физике

Тема

Длинная дорога в космос  

Группа 105

07.04.2019

дидактическая цель

Показать этапы в истории человечества на пути к первому полету человека в космос

Воспитательные задачи(формирование личностных и профессиональных качеств)

формирование научной картины мира, развитие мышления, представления, самостоятельной работы с книгой, подготовки презентации

Средства наглядности, ТСО, ПК

Компьютер, видеопроектор, презентация

Литература

1. Валерий Демин «Циолковский» , серия: Жизнь замечательных людей

2. Виктор Гончаренко «Как люди научились летать»

 3. Наталия Королева «С.П.Королев. Отец: к 100-летию со дня рождения»  

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Вступительное слово ведущего
    12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. 
    Мы живём в удивительное время, когда самые дерзкие, многовековые мечты человечества о полётах в космическое пространство стали былью. Для нас стали уже привычными старты с Земли космических кораблей, стыковки в тёмных небесных далях космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты. 
    С древнейших времён мечтали люди оторваться от земли и полететь подобно птицам. Герои сказок, легенд и фантастических романов летали к Луне, Солнцу и звёздам на колесницах и волшебной стреле, на летучих машинах , кометах и небесных камнях - метеоритах.
    Вспомним русские сказки. Баба – Яга летает на метле, Иванушка – на Коньке – Горбунке, Иван – Царевич – на ковре - самолёте.
    Но сказки остаются сказками. А людям хотелось летать. Кто же первый поднялся в воздух?
  2. Выступление студентов: Первый воздушный шар братьев Монгольфье. 

Показ слайдов Фото с картины Г. Савицкого из альбома "Воздухоплавание", автор Н.Г.Стобровский. - М., 1925.

3.  Летописная запись Боголепова (А. Сулакадзевъ "О воздушномъ летании въ  России" - XIX век):
"1731 года въ Рязане при воеводе подьячш Нерехтецъ Крякутной фурвинъ зделалъ какъ мячь большой надулъ дымомъ поганымъ и вонючимъ, отъ него зделалъ петлю, селъ въ нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но онъ уцепился за веревку чемъ звонятъ, и остался тако живъ. Его выгнали изъ города, онъ ушолъ въ Москву и хотели закопать живого въ землю или сжечь".

  1. Ведущий:
    Пока одни изобретатели совершенствовали воздушные шары, другие пытались построить такой аппарат, который мог бы подняться в воздух и летать свободно. 
    Как человек научился парить?
  2. Выступление студентов: От планёра к аэроплану.
  3. Ведущий:
    Люди убедились, что самолёты могут летать когда угодно и куда угодно: зимой и летом, днём и ночью, по ветру и против ветра. Но человек продолжал изобретать.
    В маленьком городке Калуге скромный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься ракетным воздухоплаванием, он мечтал о полётах человека к далёким планетам. 
    Мы называем Циолковского отцом космонавтики. И не только мы. « Циолковский является пионером в области вопроса о межпланетных сообщениях», - писал один американский журнал ещё в ноябре 1928 года. « Циолковского по справедливости следует признать отцом научной астронавтики», - утверждала французская газета в 1930 году.
    Космические полёты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Идеи искусственного спутника Земли, многоступенчатой ракеты, жидкостного ракетного двигателя и двигателя, использующего ядерный распад – все эти идеи тоже принадлежат Циолковскому.
  4. Выступление студентов: Дорога к звёздам
  5. Ведущий:
    Знамя первооткрывателей, пионеров космоса, гордо несёт наша страна. 
    4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственное тело, созданное руками человека, было заброшено мощной ракетой высоко в небо и стало самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли, примерно так, как вращается Луна. Был создан искусственный спутник нашей планеты. С этого дня началась новая эра – эра освоения космоса.
  6. Выступление студентов: Рождение первого искусственного спутника Земли 
  7. Песня о космосе - В.Отделёнов, Е.Кибкало - К дальним планетам 
  8. Ведущий:
    Многие учёные, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в работе по созданию мощной ракеты – носителя, которая вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Руководил ими гениальный советский учёный Сергей Павлович Королёв.
  9. Выступление студентов:  Ярче любой легенды
  10.  Ведущий
    Второй спутник весил в шесть раз больше, чем первый, в его создании участвовали врачи, потому что готовился необыкновенный опыт: полёт по космической орбите живого существа, собаки. Прежде чем отправлять в космос человека, следовало досконально выяснить , как животное перенесёт путь на орбиту, длительное состояние невесомости, воздействие космических излучений, будет ли оно нормально есть, пить, дышать.
  11.    Выступление студентов: Лайка – первая собака на орбите.
  12. Ведущий:
    Есть в России место, подобного которому нет нигде в мире. Это место пронизано идеями космоса, здесь бережно сохраняется наше историческое наследие в области космонавтики. Это город Калуга. Это уникальный музейный комплекс.
  13. Выступление студентов:   Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского
  14. Ведущий:
    Дорога в космос не имеет конца. Какими грандиозными не были бы свершения, мы всегда будем говорить: « Штурм космоса продолжается». И каждый день будет приносить человечеству всё новые и новые вести о победах в звёздном океане, всё новые знания о законах мироздания.
    Возможно, кто – то из вас , ребята, станет лётчиком или космонавтом, будет конструировать или строить самолёты и космические корабли. И всякий раз, как только вам придётся лететь на самолёте или космическом корабле или наблюдать за их полётом, помните, что именно 
    наша страна является родиной авиации и космонавтики!

Приложение-презентация к мероприятию.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Татаринова Г.Е., преподаватель физики

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 15 до 20 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В  этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Исследования РАО позволяют выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Анализ указанных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студентов.

   Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от преподавателя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера образования.

В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в образовательном учреждении обучающиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. В колледже  обучающиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.  Поэтому  одной из важнейших задач  современной школы является сохранение здоровья детей. Преподаватель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.  

Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов (из материалов коллегии Министерства образования). В связи с указанным педагогам  необходимо применять  здоровьесберегающие технологии и методики на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для реализации целей  преподавателям приходится  ежеурочно решать следующие задачи:                                                                                        1.организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья

        2. создать условия ощущения у обучающихся радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;                                

        3. развивать творческие способности;                                        

        4. давать  знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие  здоровый образ жизни учащихся;                

        5.осваивать новые  методы деятельности в процессе обучения, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.                Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Физика  выполняет не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять        здоровье        учащихся.
      Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное  значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Физика считается одним из самых трудных учебных дисциплин для усвоения. Естественно, что при изучении этого предмета обучающимся приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед преподавателем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.   На уроках физики необходимо поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у студентов бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении
 учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Как и многие преподаватели, я владею приемами, направленными на поддержание здоровья учащихся (проведение сквозного проветривания, гимнастики для глаз, динамических пауз во время урока, индивидуального темпа работы ). Но я считаю, что роль физики в сохранении и укреплении здоровья обучающихся гораздо более значительна.

     Подобрала  и активно включаю в программу курса физики  задачи и задания   здоровьесберегающего характера.

     Осуществляю интеграцию учебной и внеурочной  деятельности учащихся: решение личностно значимых для студента прикладных задач способствуют расширению их кругозора, усилению интереса к науке физике. Включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего        самочувствия.

В современных условиях гигиеническое обучение и воспитание учащихся приобретает важную роль в деле сохранения здоровья подрастающего поколения, однако оно проводится не регулярно и, как правило, лишь на уроках биологии. Между тем проблема гигиенического воспитания обучающихся должна решаться комплексно, при изучении практически всех предметов, в том числе и физики. Преподавая эту науку,  рассматриваю влияние многих физических параметров окружающей среды (силы тока, напряжения, влажности, температуры и др.) на организм человека, даю ученикам представление  о том, что существуют критические значения этих параметров, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни. Гигиенический аспект физических знаний способствует повышению интереса учащихся к физике, помогает им овладеть важными практическими умениями и навыками, необходимыми в жизни и трудовой деятельности. Вот несколько примеров гигиенических сведений, с которыми  знакомлю студентов на уроках физики.

При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.),  полезно рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов,  а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях, в пионерских лагерях. Они должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов или арыков опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Каждому человеку необходимо знать, что пить некипяченую воду нельзя.

Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое полезно дополнить сведениями о возможности переохлаждения,  перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» кабинетов и  лабораторий, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.

Излагая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, следует подчеркнуть важность с гигиенической точки зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, рассказать о том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.

Изучение физических основ работы тепловых двигателей должно сопровождаться выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие.

Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с - смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.

Студенты должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:

  • искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
  • поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).

 Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами.

 В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить студентам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах. При изучении законов освещенности и коррекции зрения надо выяснить причины близорукости и дальнозоркости глаза, сообщить об основах гигиены зрения, нормах освещенности, правилах размещения источников света в помещении и т. д.

Опыт показывает, что такое содержание указанных разделов и введение их в программу курса физики привлекает интерес к предмету и дает межпредметные дополнительные знания. Методический анализ различных разделов школьного курса позволили перейти к выводу: все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье. Нужна только соответствующая методика преподавания.

 При выполнении  лабораторных работ студент должен соблюдать меры предосторожности с различными приборами. Так как есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.

Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом  с одной стороны решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

В здоровьесберегающие уроки по физике можно включить  элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

Тема

Вопросы   здоровьесбережения

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Инерция

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса

Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека.

Диффузия

Искусственное дыхание.

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами.

Атмосфера

Ароматерапия.

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Температура.

Температура тела - показатель сопротивляемости человека

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

Понятие о телевидении

Телевидение и человек

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

Физика температур

Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека. Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу.

Электростатика

Вред электростатических явлений

Электромагнитные явления

О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования.

Средства связи

Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др. .Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. .

Световые явления

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций .Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере .

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере. Влияние различных излучений на живые организмы

 

  Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

  • формирует интерес к своему предмету;
  • устанавливает доверительные, партнерские отношения;
  • продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Разработаны и требования к такому уроку:

- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),- наличие мотивационной деятельности на уроке;

- количество видов учебной деятельности должно быть 4 - 7 за урок продолжительностью 7 - 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

- плотность урока - на учебную работу должно тратиться 60-80%;

- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

- оздоровительные моменты на уроке.

  Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

  В своей  работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой  технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

   Большое внимание, я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Я разработала систему рейтингового оценивания, которая, на мой взгляд, также относится к «сохраняющей здоровье среде». Рейтинговая оценка включает в себя:

- самооценку;

- оценку товарища, друга по парте;

- коррекционную оценку;

- совместную оценку учителя и ученика.

Таким образом,  исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей.

  Охрана здоровья обучающихся предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.  

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

В арсенал педагога, проводящего такой урок, могут входить:

-         создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения в классах;

-         разнообразие видов и форм уроков;

-     формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

-         гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

-         использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

-         разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

-     использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);

-   подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися,

-         рефлексия,

-  во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности,

-         для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи,

-         для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,

-         для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,

-         физкультминутки на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.

Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся. Кабинет физики нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д.

Каждый учитель на своем уроке должен  заботиться о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой обучающихся за партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока для обучающихся провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.

 Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся  и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Исходя из опыта  работы, можно сделать вывод:  здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.

Информационные ресурсы:

  • Гуслова М.Н. «Инновационные педагогические технологии» М, «Академия»2010г. – 285 с.
  • Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  • Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
  • http://www.pedsovet.ru
  •  http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.



Предварительный просмотр:

        

Элементы проблемного обучения на уроках физики

        

Татаринова Галина Евгеньевна, преподаватель физики высшей категории ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»

                Проблемное обучение - это система развития обучающихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение обучающихся к активному участию в разрешении этих проблем. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы преподаватель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у обучающихся навыки самостоятельного поиска способов её решения.

          Для вовлечения в работу всех учеников класса необходимо очень четко сформулировать проблему и обязательно убедиться в том, что все хорошо поняли, для чего достаточно спросить несколько слабых учеников. Не следует торопиться с обсуждением. Это очень важно, так как, во-первых, есть возможность обдумать идею решения тем ученикам, которые не отличаются быстротой мышления, во-вторых, обсуждение всегда оказывается более интересным и содержательным, когда высказываются различные идеи решения.

При объяснении нового материала в основном используют две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу. В первом случае проблему ставит и решает преподаватель. Он не просто излагает материал, а размышляет вслух над проблемой. Рассматривает возможные подходы и пути ее решения. Одни из них в процессе рассуждения он отвергает как несостоятельные, другие принимает и развивает. Таким образом, он постепенно приводит к верному решению. Проблемное изложение применяется в тех случаях, когда материал совсем новый или слишком сложный для того, чтобы можно было организовать его коллективное обсуждение, вовлечь учащихся в поисковую беседу.

         Другая форма проблемного обучения - поисковая беседа. Смысл ее - привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке, а какую-то его часть или несколько частей. Однако есть и такие вопросы (небольшие темы), где изучение может быть организовано полностью в форме поисковой беседы.

        В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций.

Способы выбираются преподавателем на основе знания им условий возникновения различных типов проблемных ситуаций. Формой реализации того или иного способа являются такие дидактические приемы, как постановка проблемного вопроса, демонстрация опыта, применение сочетания слова и наглядности.

Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.   Демонстрирую опыт – движение магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр – создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника!

При активизации обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, можно построить проблемную ситуацию. При изучении темы «Сила Лоренца» прошу студентов доказать, что на одну заряженную частицу со стороны магнитного поля действует сила, вывести формулу и предложить правило для определения направления этой силы, опираясь на изучение предыдущей темы «Сила Ампера» и определения электрического тока и силы тока, направление тока и т.д.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающихся практических заданий в колледже, дома, в ходе наблюдений за природой и т.д. При изучении тепловых явлений неоднократно подчеркиваю, что все тела, находящиеся в длительное время в контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру. Предлагаю обучающихся измерить температуру в разных частях кабинета и убедиться, что она одинакова. После этого прошу их потрогать различные тела: металлические ключи, книгу и деревянную линейку. Они обнаруживают, что температура различных тел на ощупь кажутся разной. В конечном итоге выясняем, почему это так кажется.     Проблемная ситуация в этом случае возникает при попытке студента самостоятельно достигнуть поставленную перед ним практическую цель. В сознании обучающихся возникает противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями, возникает проблема. При изучении темы «Цвета тел» прошу вспомнить, каким образом можно получить различные цвета при смешивании красок и ставлю проблемный вопрос – почему мы видим зеленую краску, которая отражает зеленые лучи, а куда исчезли лучи синего и желтого цветов, которые отражали синяя и зеленая краски? При изучении темы «Изопроцессы» ставлю вопрос: Что происходит с закрытой пластиковой бутылкой на морозе? А почему медицинская банка «прилипает» к телу?

В теме «Жидкости, их свойства» перед объяснением можно задать вопросы-проблемы о сохранении воды (холодной) в теплый день без термоса или о чувстве холода в жаркий день после купания и чувстве тепла в воде (температура воды много ниже температуры воздуха), а также Как по внешнему виду отличить трубу с холодной водой от трубы с горячей? Почему при ветре белье сохнет быстрее? Может ли температура  воды быть выше 1000С? Почему в горах нельзя сварить мясо? и другие.

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач проблем. Творческий компонент в значительной мере усиливается, если искомое неизвестное формулируется в терминах, не связанных непосредственно с используемой формулой. Например: «Определите материал проводника», (а не удельное сопротивление), «Выпадет ли роса, если к утру температура понизится до 90С?», (а не определить точку росы), «Какой газ будет иметь названные термодинамические параметры?», (а не определить молярную массу газа) и т.д.

Часто вызывает затруднение у преподавателей физики подбор проблемных задач и заданий, отвечающих методическим идеям того или иного раздела курса физики. Можно воспользоваться краткими итогами в конце каждой главы в некоторых учебниках физики, кроме того, во всех учебниках содержатся упражнения, вопросы и задания, четко указывающие, какой материал подлежит первоочередной отработке и закреплению. Таким образом, все учебники могут быть использованы как руководство для определения тематики проблемных задач и заданий.

        Проблемное обучение является одним из эффективных способов активизации познавательной активности обучающихся. Оно имеет ряд достоинств: обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным. Проблемное обучение способствует появлению у школьников таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость. Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит студентов перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления, и активно включиться в учебную деятельность. А ведь именно в процессе деятельности и происходит формирование необходимых учебных компетенций, поэтому технология проблемного обучения является на сегодняшний день актуальной и эффективной. Все ли обучение должно быть проблемным? Нет, не все. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем «открытий» сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых преподавателем или учебником.

Проблемное обучение не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому оно не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Но также и общая система обучения и воспитания не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения, основой которого является система проблемных ситуаций.

Литература

  1. Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
  2. М.И. Махмутов. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977
  3.  http://www.pnpomo.3nx.ru/viewtopic.php?t=99 Представление опыта работы «Проблемное обучение на уроках физики» 
    http://www.physfac.bspu.secna.ru/
  4. https://infourok.ru/problemnoe-obuchenie-na-urokah-fiziki-1433787.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике методических материалов "Лучшие материалы "Инфоурок" - 2018 (VI Часть) (стр 238)

Тема учебного занятия “ Расчет реакций опор нагруженных балок ” входит в тему “Статика” общепрофессиональной дисциплины «Техническая механика»  профессионально...

Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы техноло...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»

Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...