Урок изоискусства в 5 классе на тему «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
план-конспект урока на тему

Савинова Валентина Викторовна

Конспект урока на деятельностной основе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_deyatelnostnoy_osnove.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Древние корни народного искусства».

Урок №1.

Учитель: Савинова В.В.

Цели:

  1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.
  2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
  3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
  4. Рассказать учащимся о ДПИ и его месте в жизни человека и общества.

Задачи: 

1. формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

2.Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, уметь понимать и изображать солярные знаки

Понятия: символы, солнечные диски, дерево жизни.

Оборудование и материалы:

  1. Художественные материалы.
  2. Таблица с изображением  знаков-символов.
  3. Предметы ДПИ, используемые в быту (посуда, деревянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки).
  4. Ииллюстрации с изображением орнамента на предметах быта.

Действия

Содержание действий

Самоопределение к деятельности

1.      Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет,  давайте немного повторим пройденный материал.

На доске на листочках темы уроков , которые надо расположить в порядке их изучения в 4 классе, за првильность ответа уч-ся получают звезду. 

 Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из полученных звезд (дети объединяются по рядам, а затем в одну звезду),

 дети читают тему урока.

-Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?

Дети с учителем формулируют вопрос-проблему на который нужно ответить в конце урока: Какие тайны скрывают рисунки в изделиях наших предков?


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Что вы видите на доске? (знаки-символы)

 

 кто и когда мог придумать эти образы? Что они означали, мы узнаем сегодня

Ребята! В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Давайте назовём такие предметы в нашем быту.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками прялка

Рассмотрим её внимательно.

Постановка учебной задачи

Задание: рисунок вазы разрезается на 3 части и раздается по рядам

Какая же тайна скрывается в рисунках на вазе? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется.

Какое же самое большое желание было у людей?

Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

как выдумаете на основе того что мы говорили,  цель нашего урока? Тема урока?

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке – Солнце. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, тёплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше.  Краснопогодное лето хлебородное».

Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего, это кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

Зарисуйте в верхней строке прялки знаки солнца

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящён богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).

Зарисуйте в средней части эскиза прялки знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эти рисунки расположите под знаками солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождём. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли (показать русалку-птицу).

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. Найдите в эскизе нижнею строку и зарисуйте семена

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл в изображаемый им мир, своё желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Первичное закрепление учебного материала.

Первичное закрепление  по вопросам

коллективно

Как же представляли себе жизнь языческие славяне ? 

Найдите символы солнца, какую тайну они скрывают?

Найдите символы воды, в чем их сила ?

Найдите символы семян,в чем их смысл?


ответ можно найти в карточках, которые у вас на партах.

Самостоятельная работа

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается создать вазу. Вам раздается 3 геометрических фигуры-круг, прямоугольник и трапеция.

Согните шаблоны пополам

Что общего имеют эти шаблоны?    Они симметричны

Найдите ось симметрии на листе и приступайте к работе

Включение новых знаний в систему и повторение

с Все движения разминки повторяем без запинки! 

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)



самостоятельно сочинить 2-3 линейных орнамента на вазе, используя полученные знания о знаках-символах 

Задания выполнить гуашью

Рефлексия деятельности (итог урока)

 Составляем дерево успеха.

Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок – допустил неточность;

Красный листок – надо постараться и успех будет!

 

Домашнее задание: постараться найти древние образы у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 9 классе по теме: "Выращивание винограда из чубуков (черенков)"

Урок проведен в 9 класе специальной (коррекционной) школы-интерната. Учащиеся научились заготавливать и хранить чубуки винограда, срезанные осенью при его укрытии...

Разработка открытого урока в 10 классе по теме:" Культиватор для междурядной обработки почвы"

Цель урока: изучить  устройство и назначение культиватора, развить внимание, мышление, память, речь, привить учащимся бережное отношение к технике на примерах передовых механизаторов...

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"

Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация  и закрепление пр...

Технологическая карта урока для 5 класса по теме:Настоящее простое и настоящее длительное время. Сравнение употребления видо-временных форм.

Технологическая карта урока для 5 класса по теме:Настоящее простое и настоящее длительное время. Сравнение употребления видо-временных форм.Технология деятельностного метода Л.Г. ПетерсонПредмет:...