Контрольно-измерительные материалы по русскому языку с профессиональной направленностью
учебно-методический материал по теме

Лямкина Лариса Сергеевна

 

Особенность преподавания русского языка в профессиональном училище - это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных видов контрольно-измерительных работ в учебно-воспитательный процесс. Организация контрольно-измерительных работ, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Актуальность этой работы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Успех решения  этих  целей  и задач во  многом  зависит  от    правильно  организованной   деятельности по контролю ЗУН  обучающихся, предъявляемыми  требованиями ФГОС.

При построении системы контрольно-измерительных работ на уроке русского языка для обучающихся по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

• система КИМов должна способствовать решению основных дидактических задач, поставленных преподавателем на уроке русского языка, а именно,  приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний по основным разделам «Орфографии», «Синтаксису», «Культуре речи», развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;
• система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;
• входящие в систему КИМы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков;
• последовательность выполнения аудиторных и внеаудиторных КИМов должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.

В процессе обучения русскому языку на 1 и 2 курсе применяются различные виды КИМов. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся.

По дидактической цели КИМы можно разделить на пять групп:
• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

•  закрепление и уточнение знаний;

•  выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
•  формирование умений и навыков практического характера;
• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Существует множество форм КИМов на уроках русского языка. Это и работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и диктантов, грамматический разбор во всем его многообразии, задания творческого характера, исследовательские работы, работы с перфокартами, раздаточные карточки, тестовые задания, олимпиадные задания и т.д. Но более эффективными следует считать следующие:

  1. задания, обеспечивающие формирование самоконтроля грамматических навыков;
  2. упражнения, направленные на редактирование письменных речевых ошибок;
  3.  составление обучающимися грамматических упражнений с последующим самоконтролем их выполнения;
  4. задания, построенные на материале текстов профессиональной направленности;
  5. упражнения на восстановление текста по приобретаемой обучающимися профессии.

Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится КИМам с профессиональной направленностью, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют повторить ранее изученный материал не только по предмету русский язык, но и спецпредмету. По виду, форме и содержанию проверочные задания могут быть репродуктивными (воспроизводящими), сравнительными, логически-поисковыми, ассоциативно-сравнительными, обобщающими. В данном пособии представлены КИМы для обучающихся 1-2 курсов по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» предназначенные для текущего и итогового контроля.

Использование КИМов в учебном процессе будет успешно тогда, когда обучающиеся очень чётко понимают, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем.  Необходимым условием также является и видимый результат его действий. Систематический мониторинг успехов и пробелов и  способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с преподавателем, либо в группе.  Обучающиеся, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, а  контрольные задания по разделу или теме позволяют преподавателю определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает обучаемому его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку при организации КИМов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim1.docx26.42 КБ
Файл kim2-7.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

                Цели и задачи энергосберегающей политики ЖКХ

Вариант № 1

Часть 1

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

        

(1)Жилищно-коммунальное хозяйство России - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но достаточно самостоятельные предприятия и организации производственной и социальной сферы. (2)  Всего в этом секторе задействовано более    64 тыс. предприятий и организаций, на которых численность работающих - свыше 4 млн. 200 тыс. человек. (3) А потребители услуг - это практически всё население страны и хозяйствующие субъекты экономики. (4) В 2004г. объем произведенных предприятиями отрасли работ и услуг составил 982 млрд. руб. (около 1 трлн. руб.).

(5) Использование эффективного оборудования, материалов, приборов учета и контроля, совершенствование управления жилищным фондом позволяют получить значительную экономию ресурсов. (6) За счет этого и необходимо обеспечить технологическую модернизацию жилищно-коммунального комплекса. (7) Правильность выбранного направления убедительно подтверждается опытом муниципальных образований, предприятий - производителей современного оборудования и материалов, научных и проектных институтов, управляющих и инвестиционных компаний ряда городов.

(8) Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость решения комплекса задач при проведении реформы.

(9) Основа реформирования ЖКХ заключается в комплексе мер, направленных на снижение издержек при производстве услуг. (10) Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

(11) Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режим безубыточного функционирования.

(12) Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

- повсеместное внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, организацию взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;

- реализацию комплекса мер по энергосбережению, обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферы практически без расширения существующих энергоисточников;

- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергосбережения;

- совершенствование системы тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергосбережение.

(13) Главная задача участников процесса энергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принять заинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

 A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В чем заключается основа реформирования ЖКХ?»

1) Основа реформирования ЖКХ заключается в комплексе мер, направленных на снижение издержек при производстве услуг.

2) Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

 3) Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режим безубыточного функционирования.

4) Главная задача участников процесса энергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принять заинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «участников»  (предложение 13).

1) родственников

2) друзей

3) людей, помогающих осуществить какое-либо дело

4) людей, принимавших или принимающих участие в чем-нибудь, в какой-нибудь работе, деле.

A3. Укажите предложение, в котором используется количественное числительное

 1) Жилищно-коммунальное хозяйство России - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но достаточно самостоятельные предприятия и организации производственной и социальной сферы.

2) Всего в этом секторе задействовано более 64 тыс. предприятий и организаций, на которых численность работающих - свыше 4 млн. 200 тыс. человек.

3) Использование эффективного оборудования, материалов, приборов учета и контроля, совершенствование управления жилищным фондом позволяют получить значительную экономию ресурсов.

4) За счет этого и необходимо обеспечить технологическую модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ (предложение  1)  буква  Щ  обозначает твёрдый согласный звук.

2) В слове ВСЕГО (предложение 2) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове СУБЪЕКТЫ (предложение  3) твёрдость согласного звука [б] на письме обозначена буквой  Ъ (твёрдый знак).

4) В слове ОТРАСЛИ  (предложение  4) количество звуков и букв одинаково.

А5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) достижение        2) управление

3) потребление        4) потребители

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется  буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) включает            2) задействовано

3) раздаёт               4) использование

 

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?

1) заинтересованное     2) раненые

3) произведённых         4) задействовано

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами. 

В1. Замените  слово «численность» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «Использование оборудования»               (предложение 5), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ___________________________.

В4. Среди предложений 1-6 найдите предложение без однородных членов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания  при вводном слове.

Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - (4) сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, (1) и, (2) соответственно, (3)обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режим безубыточного функционирования

 Ответ: ___________________________.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

       Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Жилищно-коммунальное хозяйство России - это многоотраслевой комплекс,(1) который включает в себя взаимозависимые, (2)но достаточно самостоятельные предприятия и организации производственной и социальной сферы

Ответ: ___________________________.

В8. Среди предложений 8,9,10,11,13 найдите предложения с причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова: «Обладая значительными природными ресурсами, долгие годы потребляя их в неограниченных количествах, наша страна мало заботилась о том, как организовать их эффективное использование. Но всему на земле бывает конец, и сегодня мы подошли к тому рубежу, когда жить как прежде уже невозможно»

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами, приведёнными выше

Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Главная задача участников процесса энергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принять заинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

                Оценка качества природных, питьевых и технических вод

1 курс 1 полугодие итоговая работа

Вариант № 1

Прочитайте текст и выполните задания на основе анализа содержания прочитанного текста.

 (1)Источниками водоснабжения в большинстве регионов РФ являются поверхностные воды рек (водохранилищ) и озер, на долю которых приходится 6568% от общегo объема водозабора. (2)Ниже приводится оценка качества воды в них в зависимости от некоторых характерных показателей состава: рН, минерализованности (солесодержания), жесткости, содержания взвешенных и оргaнических веществ.  (3)Сравнивая оценочные и фактические показатели состава воды в источниках Российской Федерации, можно отметить преобладание мягких и очень мягких, а также мало- и среднеминерализованных вод. (4)В азиатской ее части и северных районах, т.е. на большей части территории страны. (5)Повсеместное загрязнение водных объектов примесями техногенного происхождения, наблюдаемое в последние годы, обусловлено поступлением в них неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, хозяйственно-бытовых и промышленных, талых и ливневых вод с водосборов. (6)Под качеством природной воды понимают совокупность ее свойств, обусловленных характером и концентрацией содержащихся в воде примесей. (7)Существует классификация вод по различным признакам: величине рН, минерализованности, жесткости, прозрачности, цветности и размеру содержащихся в воде частиц. (8)По специфике требований к качеству очищенной воды различают воду, используемую для хозяйственно-питьевыx целей, нужд пищевой промышленности, сельского хозяйства и промышленности.

1. Из предложения 1 выпишите слова(о), в которых букв больше, чем звуков:

Ответ___________________________________________________________

2. Из предложения 3 выпишите слова(о), в котором буква Я даёт два звука:

Ответ___________________________________________________________

3. Из предложения 2 выпишите слова(о), в котором произносится [С`]:

Ответ____________________________________________________________

4. . Из предложения 1 выпишите слова(о), которые имеют несколько корней.

Ответ____________________________________________________________

5. Лексическое значение слова «водозабор» указано неверно в примерах:

1)забор из определенного водного источника (реки, озера) части воды для сброса паводковых вод или (обычно) для различных хозяйственных нужд.

2)гидротехническое сооружение, осуществляющее забор воды из источника питания (реки, озера, водохранилища и др.) для целей гидроэнергетики, водоснабжения, ирригации

3)зона, в которой осуществляются мероприятия по охране подземных вод от загрязнения.

4)природные (подземные и поверхностные) воды, используемые для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.

Ответ___________________________________________________________

6. В предложении 5 подберите синонимы к слову «загрязнение».

Ответ____________________________________________________________

7. Из предложения 5 выпишите профессионализмы.

Ответ_____________________________________________________________

8. Прочитайте предложение 6 и укажите лексическое значение слова «концентрация»

1) соединение в одном пункте, сосредоточение; сгущение, уплотнение, удаление из смеси или из раствора части растворимых составных частей или примесей

2) единицы измерения соответственно м 3, моль/м³ или кг/м³.

3) действие по гл. концентрировать и концентрироваться. Концентрация войск у границы. Концентрация производства. Концентрация руды.

4) сосредоточение, скапливание, собирание кого-либо, чего-либо в каком либо месте.

Ответ_____________________________________________________________

9. Из предложения 1 выпишите числительное. Укажите разряд числительного: количественное, собирательное, порядковое.

Ответ_____________________________________________________________

10. Из предложения 7 выпишите  слово мужского рода:

Ответ_____________________________________________________________

11. Из предложения 8 образуйте от  существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:

Ответ_____________________________________________________________

12.Из предложений 1-5 выпишите причастия, выделите суффикс

Ответ________________________________________________________________________

13. Из предложений 3-7 выпишите сложные слова, выделите корень записанных слов

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

                Назначение и технические характеристики основных элементов и устройств систем электрооборудования

2 курс

Прочитайте профессиональные слова. Определите лексическое значение двух слов на выбор. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки иподберите, если возможно, проверочные слова.

  1. (Авто)трансф…рмат…р
  2. Апп(п)арат (пуско)регулирующий
  3. (Электро)технические в…личины
  4. Ц…пи постоянн(н)ого тока
  5. Ц…пи перемен(н)ого тока
  6. М..гнитные ц..пи
  7. (Ди)электрические м..териалы
  8.  Пр..в..дниковые м..териалы
  9. Пр..вода
  10. Провол..ка
  11. Ш..ны
  12. К..бели
  13. Ра(с,з)чет сечений
  14. Электрические апп(п)араты низ(с)кого напр..жения
  15. Силовые комм(м)утационн(н)ые апп(п)араты
  16. Авт..матические выкл..чатели
  17. К..нтакторы  
  18. Пускат..ли
  19. Р..ле
  20. Комм(м)утационн(н)ые апп(п)араты
  21. Разъ(ь)единители
  22. От(д)делители
  23. (Коротко)замыкатели
  24. Трансф..рматоры
  25. Силовые трансф..рматоры
  26. (Авто)трансф..рматоры
  27. Изм..рительные трансф..рматоры
  28. Синхронн(н)ые электрические машины
  29. Г..н..раторы
  30. Дв..гатели
  31. Синхронн(н)ые к..мпенсаторы
  32. ..синхронн(н)ые двигатели
  33. (Краново)металл(л)ургичсские двигатели
  34. Универсальные колл(л)екторные двигатели
  35. (Тахо)генераторы
  36. Силовые пр..д..хранители
  37. К..нд..нсаторы
  38. Р..зисторы
  39. Р..акторы
  40. (Полу)проводниковые элементы
  41. Интегральные микр..схемы

   

Ответ____________________________________________________________

        

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

Формирование состава сточных вод

2 курс

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания на основе анализа содержания прочитанного текста.

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению составу и физико-химическим свойствам воды которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд. (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились. (3)Сточные воды разнообразны по составу и следовательно по свойствам. (4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на органические минеральные и биологические.  (6)Органические загрязнения  это примеси растительного и животногo происхождения. (7)Минеральные загрязнения  это кварцевый песок глина щелочи минеральные кислоты и их соли минеральные масла. (8)Биологические и бактериальные загрязнения  это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки  мелкие водоросли и бактерии  в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа  паратифа  дизентерии. (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц. (10) К первой гpyппe примесей относят нерастворимые в воде грубо- дисперсные пpимecи. (11) Нерастворимыми могут быть примеси opганической или неорганической природы. (12)К этой группе относят микроорганизмы (простейшие водоросли грибы) бактерии и яйца гельминтов. (13)Эти примеси образуют с водой неустойчивые системы. (14)При определенных условиях они могут выпадать в осадок или всплывать на поверхность воды. (15)Значительная часть загрязнений этой группы может быть выделена из воды в результате гравитационного осаждения. (16)Вторую гpyппу пpимеceй составляют вещества коллоидной cтeпени дисперсности с размером частиц менее 10-6 см. (17)Гидрофильные и гидрофобные коллоидные примеси этой группы образуют с водой системы с особыми молекулярнокинетическими свойствами. (18)К этой группе относятся и высокомолекулярные соединения так как их свойства сходны с коллоидными системами. (19)В зависимости от физических условий примеси этой группы способны изменять свое aгpeгaтнoe состояние. (20)Малый размер их частиц затрудняет  осаждение под действием сил тяжести. (21)При разрушении aгрегативной устойчивости примеси выпадают в осадок. (22)К третьей гpyппe относят примеси с размером частиц менее 1O-7 см. (23)Они имеют молекулярную степень дисперсности. (24)При их взаимодействии с водой образуются растворы. (25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.

  1. Из предложений 1-9 укажите предложения с пунктационным тире :

Ответ___________________________________________________

      2.Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

(1) Понятие ________   «сточные воды» входят различные по происхождению, составу и физико-химическим свойствам воды, которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд.

(3)Сточные воды ________ разнообразны по составу и, следовательно, по свойствам.

(4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на________    органические, минеральные и биологические.

 (6)Органические загрязнения _________ это примеси растительного и животногo происхождения. 

3. Укажите номера пробелов, где ставится запятая:

Биологические и бактериальные загрязнения (1) это различные микроорганизмы(2)  дрожжевые и плесневые грибки (3)мелкие водоросли и бактерии(4) в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа (5) паратифа (6) дизентерии.

 Ответ___________________________________________________

4. Укажите предложение с вводным словом, выпишите его со знаками препинания:

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению составу и физико-химическим свойствам воды которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд.

 (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились.

(3)Сточные воды разнообразны по составу и  следовательно  по свойствам. (4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на органические  минеральные и биологические. 

Ответ___________________________________________________________

5. Укажите сложное предложение с однородными членами, выпишите его и расставьте знаки препинания:

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению составу и физико-химическим свойствам воды которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд.

 (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились.

 (7)Минеральные загрязнения  это кварцевый песок глина щелочи минеральные кислоты и их соли минеральные масла.

 (8)Биологические и бактериальные загрязнения  это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки  мелкие водоросли и бактерии  в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа  паратифа  дизентерии.

Ответ______________________________________________________

6. Укажите сложноподчиненное предложение, расставьте знаки препинания в нём и выпишите его:

 (8)Биологические и бактериальные загрязнения  это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки  мелкие водоросли и бактерии  в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа  паратифа  дизентерии.

 (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц

 (18)К этой группе относятся и высокомолекулярные соединения так как их свойства сходны с коллоидными системами.

(25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.

Ответ________________________________________________________

7. В каком из перечисленных предложений нужно поставит двоеточие, выпишите его, расставив знаки препинания:

(8)Биологические и бактериальные загрязнения   это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки мелкие водоросли и бактерии в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа паратифа дизентерии.

 (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц.

(10) К первой гpyппe примесей относят нерастворимые в воде грубо- дисперсные пpимecи.

 (11) Нерастворимыми могут быть примеси opганической или неорганической природы.

8. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________________________________.

9. Определите стиль приведенного выше текста:_________________

10.Укажите предложение с однородными членами предложения:

(21)При разрушении aгрегативной устойчивости примеси выпадают в осадок.

(22)К третьей гpyппe относят примеси с размером частиц менее 1O-7 см. (24)При их взаимодействии с водой образуются растворы.

 (25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.

Ответ________________________________________________________

 

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

Формирование состава сточных вод

2 курс

Вариант 2

Прочитайте данный текст. Определите тип речи и стиль текста. Выпишите сложные предложения. Расставьте знаки препинания в них. Охарактеризуйте сложные предложения, определив смысловые отношения между частями сложного предложения.

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению составу и физико-химическим свойствам воды которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд. (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились. (3)Сточные воды разнообразны по составу и следовательно по свойствам. (4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на органические минеральные и биологические.  (6)Органические загрязнения  это примеси растительного и животногo происхождения. (7)Минеральные загрязнения  это кварцевый песок глина щелочи минеральные кислоты и их соли минеральные масла. (8)Биологические и бактериальные загрязнения  это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки  мелкие водоросли и бактерии  в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа  паратифа  дизентерии. (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц. (10) К первой гpyппe примесей относят нерастворимые в воде грубо- дисперсные пpимecи. (11) Нерастворимыми могут быть примеси opганической или неорганической природы. (12)К этой группе относят микроорганизмы (простейшие водоросли грибы) бактерии и яйца гельминтов. (13)Эти примеси образуют с водой неустойчивые системы. (14)При определенных условиях они могут выпадать в осадок или всплывать на поверхность воды. (15)Значительная часть загрязнений этой группы может быть выделена из воды в результате гравитационного осаждения. (16)Вторую гpyппу пpимеceй составляют вещества коллоидной cтeпени дисперсности с размером частиц менее 10-6 см. (17)Гидрофильные и гидрофобные коллоидные примеси этой группы образуют с водой системы с особыми молекулярнокинетическими свойствами. (18)К этой группе относятся и высокомолекулярные соединения так как их свойства сходны с коллоидными системами. (19)В зависимости от физических условий примеси этой группы способны изменять свое aгpeгaтнoe состояние. (20)Малый размер их частиц затрудняет  осаждение под действием сил тяжести. (21)При разрушении aгрегативной устойчивости примеси выпадают в осадок. (22)К третьей гpyппe относят примеси с размером частиц менее 1O-7 см. (23)Они имеют молекулярную степень дисперсности. (24)При их взаимодействии с водой образуются растворы. (25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.

Ответ:

Стиль текста____________________________________________________

Предложения____________________________________________________

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

по учебной дисциплине

 РУССКИЙ   ЯЗЫК

с профессиональной направленностью по профессии

«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

Формирование состава сточных вод

2 курс

Вариант 3

Прочитайте данный текст. Определите тип речи и стиль текста. Выпишите простые предложения с однородными членами. . Расставьте знаки препинания в них. Выполните синтаксический разбор одного предложения на выбор.

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению составу и физико-химическим свойствам воды которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд. (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились. (3)Сточные воды разнообразны по составу и следовательно по свойствам. (4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на органические минеральные и биологические.  (6)Органические загрязнения  это примеси растительного и животногo происхождения. (7)Минеральные загрязнения  это кварцевый песок глина щелочи минеральные кислоты и их соли минеральные масла. (8)Биологические и бактериальные загрязнения  это различные микроорганизмы дрожжевые и плесневые грибки  мелкие водоросли и бактерии  в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа  паратифа  дизентерии. (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц. (10) К первой гpyппe примесей относят нерастворимые в воде грубо- дисперсные пpимecи. (11) Нерастворимыми могут быть примеси opганической или неорганической природы. (12)К этой группе относят микроорганизмы (простейшие водоросли грибы) бактерии и яйца гельминтов. (13)Эти примеси образуют с водой неустойчивые системы. (14)При определенных условиях они могут выпадать в осадок или всплывать на поверхность воды. (15)Значительная часть загрязнений этой группы может быть выделена из воды в результате гравитационного осаждения. (16)Вторую гpyппу пpимеceй составляют вещества коллоидной cтeпени дисперсности с размером частиц менее 10-6 см. (17)Гидрофильные и гидрофобные коллоидные примеси этой группы образуют с водой системы с особыми молекулярнокинетическими свойствами. (18)К этой группе относятся и высокомолекулярные соединения так как их свойства сходны с коллоидными системами. (19)В зависимости от физических условий примеси этой группы способны изменять свое aгpeгaтнoe состояние. (20)Малый размер их частиц затрудняет  осаждение под действием сил тяжести. (21)При разрушении aгрегативной устойчивости примеси выпадают в осадок.

(22)К третьей гpyппe относят примеси с размером частиц менее 1O-7 см. (23)Они имеют молекулярную степень дисперсности. (24)При их взаимодействии с водой образуются растворы. (25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.

Ответ:

Стиль текста_____________________________________________________

Предложения

Текст – эталон ответов

(1) Понятие «сточные воды» входят различные по происхождению, составу и физико-химическим свойствам воды, которые испoльзовaлись человеком для бытовых и технологических нужд. (2) При этом вода получила загрязнения и ее физико-химические  свойства изменились. (3)Сточные воды разнообразны по составу и, следовательно, по свойствам. (4)По своей природе загрязнения сточных вод подразделяются на органические, минеральные и биологические.  (6)Органические загрязнения - это примеси растительного и животногo происхождения. (7)Минеральные загрязнения  - это кварцевый песок, глина, щелочи, минеральные кислоты и их соли, минеральные масла. (8)Биологические и бактериальные загрязнения  - это различные микроорганизмы: дрожжевые и плесневые грибки, мелкие водоросли и бактерии, в том числе болезнетворные  возбудители брюшногo тифа, паратифа, дизентерии. (9) Все примеси сточных вод независимо от их происхождения разделяют на четыре группы в соответствии с размером частиц. (10) К первой гpyппe примесей относят нерастворимые в воде грубо- дисперсные пpимecи. (11) Нерастворимыми могут быть примеси opганической или неорганической природы. (12)К этой группе относят микроорганизмы (простейшие, водоросли, грибы), бактерии и яйца гельминтов. (13)Эти примеси образуют с водой неустойчивые системы. (14)При определенных условиях они могут выпадать в осадок или всплывать на поверхность воды. (15)Значительная часть загрязнений этой группы может быть выделена из воды в результате гравитационного осаждения. (16)Вторую гpyппу пpимеceй составляют вещества коллоидной cтeпени дисперсности с размером частиц менее 10-6 см. (17)Гидрофильные и гидрофобные коллоидные примеси этой группы образуют с водой системы с особыми молекулярнокинетическими свойствами. (18)К этой группе относятся и высокомолекулярные соединения, так как их свойства сходны с коллоидными системами. (19)В зависимости от физических условий примеси этой группы способны изменять свое aгpeгaтнoe состояние. (20)Малый размер их частиц затрудняет  осаждение под действием сил тяжести. (21)При разрушении aгрегативной устойчивости примеси выпадают в осадок.

(22)К третьей гpyппe относят примеси с размером частиц менее 1O-7 см. (23)Они имеют молекулярную степень дисперсности. (24)При их взаимодействии с водой образуются растворы. (25)Для очистки сточных вод от примесей третьей группы применяют биологические и физико-химические методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные материалы по русскому языку в виде набора контрольных заданий СПО

Данные экзаменационные задания могут быть использованы  при подготовке и проведении экзамена по русскому языку в СПО...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе

Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школьников за качество знаний, выраба...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной  дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи  программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО базово...

Контрольно- измерительные материалы для проведения оценки уровня освоения учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык»

В контрольно-измерительных материалах представлены: паспорт контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины, комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Контрольно-измерительный материал по русскому языку....