Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе
тест на тему

Овчинникова Татьяна Борисовна

Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школьников за качество знаний, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку.

Предлагаемая система контрольно-проверочных работ включает в себя различные виды контроля: контрольные диктанты, зачёты, тесты и прочее.

Данная система предполагает не только контроль, но и ознакомление учащихся с новой формой знаний: урок-зачёт, урок-контроль, урок-проверка теоретических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000487ae-e131a408.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школьников за качество знаний, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку.

Предлагаемая система контрольно-проверочных работ включает в себя различные виды контроля: контрольные диктанты, зачёты, тесты и прочее.

Данная система предполагает не только контроль, но и ознакомление учащихся с новой формой знаний: урок-зачёт, урок-контроль, урок-проверка теоретических знаний.

Поскольку в 5 классе начинается изучение пяти крупных тем: «Синтаксис» (вводный курс),  «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Морфология», то система контроля сориентирована на эти разделы науки о языке.

Контроль строится по следующей схеме:

  1. комплексная контрольная работа (диктант + грамматическое задание);
  2. тесты;
  3. зачёты.

Проверка знаний учащихся начинается уже на первых уроках учебного года с диагностирующего диктанта и тестовой работы, составленной на основе базового стандарта начальной школы.

Комплексная контрольная работа – одна из традиционных основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Грамматические задания достаточно просты, но уже в III четверти (тема «Морфемика») они дифференцированы для сильных и слабых. Затем появляется деление заданий на три группы:

I группа – «сильные»;

II группа – «слабые»;

III группа – «середина».

Тесты – такой вид контрольной работы, который предполагает выбор правильного ответа из нескольких вариантов.

Этот вид контроля экономит время, разнообразит виды работ, учит выбирать правильный ответ, заставляет учащихся привести свои знания в систему.

Уроки-зачёты лучше проводить во внеурочное время.

Зачёт проходит в три этапа:

I этап – проверка теоретических знаний, фронтальный опрос;

II этап – применение на практике теоретических знаний;

III этап – обобщение, подведение итогов.

Правильные ответы и выполненные задания оцениваются разноцветными жетонами:

красный – «5»

зелёный – «4»

синий     – «3»

жёлтый  – «2»

чёрный   – «0»

Возможна система оценивания «зачёт-незачёт».

Наличие чёрного жетона указывает на то, что ученик даже не приступал к выполнению контрольного задания, так как не усвоил тему. Это позволяет учителю спланировать индивидуальную работу с такими учащимися.

Данная система контрольно-проверочных работ  позволяет объективно оценивать знания, умения и навыки учащихся по русскому языку.

ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ ДИКТАНТ

(НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА)

В осеннем лесу

Красив и печален русский лес в первые осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают с берёз лёгкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Чист и прозрачен осенью воздух. Прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз.

Хорошо в осеннем цветистом лесу!

(81 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу и составить схему: Красив и печален русский лес в первые осенние дни.
  2. Указать все части речи в предложении: Тихо падают с берёз лёгкие листья.
  3. Произвести морфемный разбор: 1 в. – серебристые (нити),

                                                             2 в. – развесистый (дуб).

4. Выписать одно слово с орфограммой-гласной, другое – с орфограммой-   согласной.  

        

ТЕСТ

(В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА)

Задание №1.    

Определи часть речи. Отметь плюсом (+) правильный ответ.

            существительное

ТЫ      местоимение

            предлог

Задание №2.

Зачеркни лишнее.

Имя существительное имеет     время                     число

                                                        склонение               род

                                                        спряжение            лицо

                                                        падеж   

Задание №3.

Какая часть слова выделена, отметь плюсом (+) правильный ответ.

Зимний

Задание №4.

Разбери слово по составу.

Перелесок.

Задание №5.

Прочитай два предложения. Там, где нужно, расставь знаки препинания. Отметь плюсом (+) предложение с однородными членами. Из второго предложения выпиши главные члены, а затем любое словосочетание.

Весной распускаются ландыши  фиалки  сирень  и  черёмуха.

Весной возвращаются с юга на родину перелётные птицы.

Задание №6.

Зачеркни знак препинания, который нельзя поставить в предложении.

Было тихо в лесу  .  !  ?

Задание №7.

Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является слово поле.

Солнце осветило зелёное поле.

Задание №8.

Вставь в предложение пропущенные слова (рыжик, рыжики).

… не растут на опушке леса.

Собака нашла под ёлкой … .

Задание №9.

Соедини стрелкой букву «Т» со словами, в которых её нужно вставить.

Мес…ность               Т              вкус…ный

чудес…ный                               окрес…ность

Задание №10.

Вставь пропущенную букву.

П…нал, к…рова

Задание №11.

Какие из этих слов будут проверочными для других?

Подчеркни их.

Л…сной, л..сок, перел…сок, л…с.

Задание №12.

Закончи предложение.

Солнце закрыла чёрная … .

Задание №13.

Соедини стрелкой слова с теми значками, которые в них нужно вставить.

                              обез…яна

       Ъ                    под…езд                    Ь

                              об…явление

                              солов…и 

Задание №14.

Напиши, где нужно, мягкий знак.

Плач…, думаеш…, доч… .

Задание №15.

Ответь на вопросы.

Как называется школьное помещение, в котором ребята учатся?

Если маленькую девочку зовут Анечкой, а её папу Иваном, то как её будут называть, когда она вырастет?

Задание №16.

Придумай слова, противоположные по смыслу написанным:

Высокий –

Жара –

Задание №17.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Сидит рыболов на берегу нетороплив… речк… . Жарко. Даже водомерки не бегают по водн… глад… . Тиш…на.

Задание №18.

Определи, какой это текст. Отметь плюсом (+) правильный ответ.

Чудесная шубка у лисы, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Повествование

Описание

Рассуждение

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(К ТЕМЕ «СИНТАКСИС»)

        

        Осень.

Берёзы и клёны осень покрасила лимонным цветом, а листья ольхи осень разрумянила. Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие стога.

Опустели поля и луга, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. До свидания, журавли!

Спешит осень. Смывает она холодным пестрый убор листьев. Выглянуло солнце из-за сизой тучки, и под его ласковыми лучами повеселела, заулыбалась хмурая картина осени.

(87 слов)

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание.

  1. Из предложения выписать словосочетания и разобрать их.

I вар. Убрала с полей золотые хлеба.

II вар. Потянулись в осеннем небе косяки журавлей.

  1. Синтаксический разбор.

I вар. Отправилась осень из леса в луга, в поля.

II вар. Смывает она холодным пестрый убор листьев.

ТЕСТЫ

ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

  1. «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
  1. Словосочетание – это сочетание двух (и более) слов, связанных между собой грамматически и по …
  2. В словосочетании различаются … часть и зависимая.
  3. Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания, а также окончания и …
  4. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по …, который ставится от главного слова к зависимому.
  5. Словосочетание – это:
  1. сочетание двух слов;
  2. слова, связанные по смыслу;
  3. сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связных между собой грамматически и по смыслу.
  1. Данные сочетания слов являются словосочетаниями: …
  1. осенний день;
  2. урок начался;
  3. купить книгу;
  4. в магазине.
  1. Правильно выделены главные слова в словосочетании: …

                                    ×

  1. приехать издалека;

                  ×

  1. отдать рапорт;

                  ×

  1. умелые руки;

                  ×

  1. писать аккуратно.
  1. Глагол является главным словом в словосочетаниях: …
  1. жить на севере;
  2. пойти влево;
  3. приказ явиться.
  1. Повторяющееся во всех примерах слово является главным в словосочетаниях:
  1. начало плана;
  2. составить план;
  3. годовой план.
  1.  Однокоренное слово является главным в словосочетаниях: …
  1. желтеть на солнце;
  2. необыкновенная желтизна;
  3. жёлтая майка.
  1. Существительное является главным в словосочетаниях: …
  1. иностранный язык;
  2. изучаю язык;
  3. пишу письмо.

                                   ×

  1.  Данной схеме «сущ.+сущ.» соответствует словосочетание: …
  1. выключить утюг;
  2. шум улицы;
  3. паровозные гудки;
  4. издалека приехать.
  1.  Можно составить словосочетание из слов: …
  1. платье, стакан;
  2. красный, кофта;
  3. видеть, земля;
  4. песня, соловей.
  1. Словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость: …
  1. сделали подвиги;
  2. сделали упражнение;
  3. поехали обратно;
  4. заболел обратно.

  1. «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №1.
  1. Повествовательным среди данных предложений является: … .
  1. Кто стучится в дверь ко мне?
  2. Кто-то скачет на лихом коне.
  3. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
  4. Липким запахом веет полынь.
  1. Побудительным среди данных предложений является: … .
  1. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  2. Спит черёмуха в белой накидке.
  3. Бабушка, постой немножко.
  4. Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля.
  1. Нераспространёнными являются предложения: … .
  1. Прохлада освежает и бодрит.
  2. Полный месяц по небу бродит.
  3. Плыли по небу тучки.
  4. Не шуми листва.
  1. Подлежащим в данном предложении является слово …

        Дождь1  шумел2  негромко3, нараспев4.

  1. Сказуемым в данном предложении является слово …

        Грачи1 – это наши первые весенние гости2.

  1. Определением в данном предложении является слово …

        Принесли1  ребята2  из3  леса4  небольшого5  сорочонка6.

  1. Обращение есть в …
  1. Не трещите морозы в заповедном лесу.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Муравьи – санитары леса.
  5. Догорай костёр дотла.
  1. Простым среди данных предложений является …
  1. Я поднял глаза и увидел скворца.
  2. Не струился душный воздух и рожь не волновалась.
  3. Ветер загудел и погнал зелёные волны.

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №2.

  1. Дополнение есть в …
  1. Отправилась осень в леса, в луга.
  2. Вот под самыми облаками летят большие птицы.
  3. Зашумели в лесу золотые дожди.
  4. Сметала осень в высокие стога копны сена.
  5. Шлют птицы прощальный привет родным местам.
  1. Определение есть в ..
  1. Листья налились, отяжелели и потекли.
  2. Выплыло красно солнышко.
  3. Небо медленно заволоклось тучами.
  4. В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.
  5. Зайчик весело запрыгал по росистой траве.
  1. Обстоятельство есть в …
  1. Утром мы во двор идём.
  2. Золотая осень землю наряжает.
  3. К далёкому пути готовятся дикие утки.
  4. По опушкам леса ещё растут подосиновики.
  1. Обращение есть в …
  1. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
  2. В труде и бою храни беззаветно Отчизну свою.
  3. Песню эту пронесём друзья по свету.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Прощай любимый город!
  1. Сложным среди данных предложений является…
  1. Специальные приборы показывают что самолёт летит правильно.
  2. Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.
  3. Я не хотел чтобы они вернулись.
  4. Старики уже пообедали когда на дороге показалась девушка.
  5. В траве по опушкам сидят крепкие боровики и манят к себе.
  1. Однородные члены есть в…
  1. Спит черёмуха в белой накидке.
  2. Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
  3. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
  1. Прямая речь стоит перед словами автора…
  1. «А рыбак куда девался?» – спросил я.
  2. Они сказали: «Веди нас вперёд!»  
  3. «Я хочу помочь людям!» – крикнул Данко.

 

     «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №3.

  1. Дополнение есть в …
  1. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
  2. В кустах послышался едва заметный шорох.
  3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.
  4. От края до края раскинулась широкая радуга.
  5. Настало доброе летнее утро.
  1. Определение есть в …
  1. Днём и ночью бьются о скалы морские волны.
  2. Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море.
  3. Близко к морю подходят парки, сады, рощи.
  4. Высокой стеной стоят горы и защищают южный берег.
  5. На берегу моря растут пальмы.
  1. Обстоятельства есть в …
  1. Постепенно гаснут в небе звёзды.
  2. Чист и прозрачен воздух росистым утром.
  3. Сильный порыв ветра вырвался из-за скалы.
  4. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
  1. Обращение есть в …
  1. Доброй ночи тебе мой друг.
  2. Свети нам солнышко свети.
  3. Из-за тучи появилось солнышко.
  4. Тропинка куда ты бежишь?
  5. Тропинка круто свернула влево.
  1. Сложным среди данных предложений является…
  1. С боков дорожки кустами росла сирень.
  2. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
  3. В другой костёр дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.
  4. Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.
  5. Тут старик закричал девочке чтобы она остановилась.
  1. Однородные члены есть в…
  1. Спит черёмуха в белой накидке.
  2. Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
  3. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
  1. Прямая речь стоит перед словами автора…
  1. «А рыбак куда девался?» – спросил я.
  2. Они сказали: «Веди нас вперёд!»  
  1. «Я хочу помочь людям!» – крикнул Данко.

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №4.

  1. Повествовательным среди данных предложений является: … .
  1. Кто стучится в дверь ко мне?
  2. Кто-то удрал на улицу.
  3. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
  4. Липким запахом веет полынь.
  1. Побудительным среди данных предложений является: … .
  1. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  2. Спит черёмуха в белой накидке.
  3. Бабушка, постой немножко.
  4. Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля.
  1. Нераспространёнными являются предложения: … .
  1. Прохлада освежает и бодрит.
  2. Полный месяц по небу бродит.
  3. Плыли по небу тучки.
  4. Не шумит листва.
  1. Обращение есть в …
  1. Не трещите морозы в заповедном лесу.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Муравьи – санитары леса.
  5. Догорай костёр дотла.
  1. Простым среди данных предложений является …
  1. Я поднял глаза и увидел скворца.
  2. Не струился душный воздух и рожь не волновалась.
  3. Ветер загудел и погнал зелёные волны.
  1. Однородные члены есть в…
  1. Спит черёмуха в белой накидке.
  2. Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
  3. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

УРОК-ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

I этап – проверка теоретических знаний, фронтальный опрос.

  1. «Продолжи ряд» (учитель начинает, учащиеся должны продолжить.)

Словосочетание, тире, обращение…

  1. «Проверь себя» (работа группами по ОК №1, 4, 6; оценивают друг друга жетонами).
  2. Грамматический диктант.
  1. Два или больше слов, связанные по смыслу и грамматически называются…
  2. По цели высказывания предложения могут быть…
  3. Грамматическая основа – это … . Второстепенные члены – это … .
  4. Слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью …
  5. Два или больше простых предложений, связанных по смыслу и грамматически, называются…

     

    II этап – применение теоретических знаний на практике.

  1. Выписать словосочетания, соответствующие схемам:

      ×

      ×  

а) сущ.+прил.

б) сущ.+сущ.

В синюю высь

Беседуем за столом

Крепкий мороз

Ударом палки

Красный от мороза

Резкий удар

Неприятный запах

Тетрадь ученика

Ручки двери

  1. Выборочный диктант. Задание: из предложений на слух выписать грамматическую основу.

Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щёлку.

В лесу над росистой поляной кукушка встречает рассвет.

Я с интересом рассматривал развалины крепости.

  1. Синтаксический разбор.
  1. Днём и ночью бьются о скалы морские волны.
  2. Листья налились, отяжелели и потекли.
  1. Упр. 241 (1,2,3).
  2. Упр. 156 (дидактический материал, стр. 55).

Задание: найти и выписать:

  1. ССП
  2. СПП
  3. СБП

Подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.

  1. Списать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
  1. Не трещите морозы в заповедном бору.

     Добро пожаловать скворец!

     Тропинка, куда ты бежишь?

  1. Ты куда же нас привез спросила у него мать.

Они закричали это письмо от папы.

  1. Разыграть речевые ситуации (диалоги) предварительно записав из в тетради (работа парами): «На уроке», «В библиотеке», «На перемене» и т. п. 
  2. Переконструировать предложение: БСП переделать в ССП, затем в СПП, составить схемы.

     Дорога шла по просеке, около пней цвёл иван-чай.

  1. Предложения списать, вставить подходящие союзы.

     Мерно постукивали колёса над полом вагона, … Гек проснулся.

     Все дорожки были занесены снегом, … кругом стояла тишина.

    Чук уговаривал мать, … она взяла с собой ружьё.

     (а, и, чтобы, когда, где)

III этап.

  1. Обобщение.
  2. Подведение итогов.

КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

  1. Грамматический диктант.
  1. Звуки речи изучает…
  2. Все звуки речи делятся на … и …
  3. Звук и буква –это одно и то же?
  4. Назовите гласные звуки.
  5. Согласные звуки характеризуются по глухим – звонким и …
  6. Количество слогов в слове зависит от …
  7. Двойную роль выполняют буквы …
  8. Ь не пишется в следующих сочетаниях …
  9. Буквы, расположенные в определённом порядке, называются …
  10. Буква Я обозначает …

     Буква Ю обозначает …        

     Буква Е обозначает …

     Буква Ё обозначает …

  1. Грамматический разбор.
  1. Весной возвратился домой маленький певец4.
  2. Перья1, ёж1, коробка1.
  1. Записать буквенный облик слова:

        , ула], [каз,ба], [сапошк,и], [й,ама].

  1. Контрольный диктант.

Осенняя картинка.

Сколько цветных корабликов на пруду! Жёлтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

Большой ещё запас таких корабликов га деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в своё первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые парусистые кораблики. А какие они нарядные!

Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в дальние края, где нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки!

Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

УРОК-ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

 

I этап.

  1. «Продолжи ряд».

     Звук, фонетика, гласный …

  1.  «Проверь себя». (Восстановить схемы: «Звуки речи», «Буквы е, ё, ю, я»).
  2. Словарный диктант.

Громада, апельсин, опасность, областной, ровесник, сверстник, лиловый, фонтан, смородина, капитан, диалог, долина, кораблик, алфавит, портфель, правило, извините, пожалуйста, до свидания.

  1. Грамматический диктант.
  1. Звуки речи изучаются в особом разделе науки о языке …
  2. Правильно учит произносить слова …
  3. Двойную роль выполняют буквы …
  4. В каких сочетаниях Ь для обозначения мягкости согласных не пишется.
  5. Буквы, расположенные в определённом порядке, называются …

Приведите оба названия.

(Самопроверка по ключу, самооценивание.    а) Фонетика;    б) орфоэпия;

    в) е, ё, ю, я;    г) чн, чк, чт, щн, нч, нщ, рщ;    д) алфавит и азбука)

II этап.

  1. Звуко-буквенный анализ слова.

          Сапог, перья, юг, солнце.

  1. Выписать слова, где буквы обозначают 2 звука. (Работа парами по книжкам-малышкам).
  2. Восстановить буквенный облик слова.  ,эл], [й,эл], [m,ук], [л,эф],

 [ут,ук], [п, аm,].

  1. Распределительный диктант:
  1. с Ь в конце слов.
  2. с Ь после Л.
  3. с Ь или без него при обозначении мягкости согласных перед другими согласными.
  4. с сочетаниями ЧК, ЧН и др.

Большой, просьба, дачник, фонарщик, косьба, меньший, женщина, мрачный, молотьба, связь, сбить, зорька, нянчить, серьга, пропасть, пульс, добить, одуванчик, борьба, ртуть, костёр, брось, горсть, жизнь, шесть, винтик, мечтать, кавычки, каменщик, пильщик, июньский, февральский.

  1. Творческий диктант.
  1. У(с,з)кий, лё(г,к)ий, ре(т,д)кий, гла(т,д)кий, сколь(з,с)кий, ни(з,с)кий, кре(б,п)кий, дер(з,с)кий, ло(ф,в)кий, мя(г,к)ий.

 – подобрать к прилагательным существительные, выделить орф. №3.

  1. Ло(ж,ш)ка, кро(в,ф)ь, голу(б,п)ь, моло(д,т)ьба, ре(з,с)ьба, но(ж,ш)ка, кла(т,д), варе(ж,ш)ка, бе(г,к).

– подобрать проверочные слова, выделить орф. №3.

  1. «Кто зорче, кто быстрее» (поврка алфавита).

III этап. 1. Обобщение.

                2. Подведение итогов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

I этап.

  1. Грамматический диктант.
  1. Словарный запас любого языка называется …
  2. Лексическое значение слова – это …
  3. Слова, которые звучат одинаково, пишутся одинаково, но совершенно различны по своему лексическому значению, называются …
  4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения, называются …
  5. Слова с противоположным лексическим значением …

(Лексика; то, что слово обозначает; омонимы; синонимы; антонимы).

  1. Проясните лексическое значение слова «ключ», распространив предложение.

Мы долго искали ключ.

  1. Определите однозначное или многозначное слово:

Сизый, янтарный, флейта, невзгода (по толковому словарю).

  1. Заменить подлежащее так, чтобы сказуемое приобрело переносное значение.

Девочки шепчутся.

Волки воют.

  1. Подобрать синонимы. Прекрасный.
  2. Подобрать антонимы. Скучный.

II этап.

Мини-диктант.

Погода очень изменчива. Потоки тёплого и холодного воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Он бывает тёплый и холодный, сухой и влажный. Влажный ветер приносит осадки.

Наблюдая за погодой, люди научились предсказывать её изменения. Когда подует ветер с севера, обычно становится холоднее. Ветер стал с юга дуть – можно ждать потепления.

– Озаглавить;

– подчеркнуть антонимы;

      – произвести синтаксический разбор.  

     III этап. Практическая часть.

  1. Подобрать слова-синонимы с одинаковым количеством букв.

Лес, горе, мороз, хотеть, темнота, крепость, сообщение, невиданный, равнодушный.  (Бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный).

  1. Соотнесите слова-синонимы.

Неразговорчивый

Непрестанный

Невнимательный

Ненормальный

Неистовый

Неплодородный

Неудачный

Несложный

Несерьёзный

Неправильный

Бесплодный

Безуспешный

Беспрерывный

Буйный

Ошибочный

Рассеянный

Молчаливый

Простой

Легкомысленный

Безумный

  1. Подберите антонимы по предложенному началу.

Широкий – у

Твёрдый – м

Старый – н

Скучный – и

Бесполезный – ц

Неряшливый – а

  1. Восстановить пословицы.

Трус умирает сто раз, а … живёт вечно.

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой растеряешь.

Хороша вещь, когда новая, а друг – когда … .

  1. Расшифруйте высказывание.

Не забывайте: 1, 2, 3, 4, 3.   5, 3, 6, 7, 8.   3, 9, 10, 11, 2, 12, 8, 13.   14, 3.

1, 2, 3, 4, 3.   5, 3, 6, 7, 8.   12.   10, 15, 14, 12, 8, 13.

I.        6,  15, 2,  3,  1, 8, 13.

          Ж  А  Л  О  С  Т  Ь

II.       4, 7, 2, 12, 9, 15, 14.

          В  Е  Л  И  К  А   Н

III.      10, 11, 14, 3, 9.

            Р   Ы   Н  О К

IV.      5, 12, 10.

           М  И   Р

(Не забывайте: слово может окрылить, но слово может и ранить).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

5 КЛАСС

  1. Грамматический диктант.
  1. Словарный состав любого языка – это … (лексика).
  2. Лексическое значение слова – это … (то, что слово обозначает).
  3. Слова с одним лексическим значением называются … (однозначными).
  4. Многозначные слова – это … (слова, имеющие несколько лексических значений).
  5. Основное значение слова называется … (прямым).
  6. Вторичное значение слова – это … (переносное).
  7. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению, называются … (омонимами).
  8. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются … (синонимами).
  9. Слова, противоположные по лексическому значению, называются… (антонимы).
  10. Слова, которые употребляют все люди, называются … (общеупотребительными).
  11. Слова, употребляемые жителями одной местности,– это … (диалектизмы).
  12. Слова, которые употребляются преимущественно людьми одной профессии, называются … (профессионализмами).
  13. Какие слова относятся к устаревшим? (архаизмы, историзмы).
  14. Неологизмы – это … (новые слова).
  15. Слова, пришедшие  из других языков, называются … (заимствованными).
  16. Фразеологизмы – это … (устойчивые сочетания слов).

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».

В цирке.

Огромное здание цирка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.

Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола цирка.

Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним цирковым номером был «Шар смелости». Отважные мотоциклисты под куполом цирка на большой скорости мчались внутри громадного шара. С каждым кругом скорость возрастала.

На этом представление закончилось, и было так жалко уходить из цирка.

Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор предложения.

       Огромное здание цирка наполнялось народом.

          Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах.

(Дополнительно для сильных учащихся).

  1. Морфемный разбор

      Барабанная, собачка, громадного.

      Рассматривать, возрастала, дрессировщик.

(Дополнительно для сильных учащихся).

  1. Для сильных учащихся:
  1. Указать в тексте синонимы-прилагательные.
  2. Подобрать 5 однокоренных слов к слову «ходили».

        

УРОК-ЗАЧЁТ

ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА»

I этап.

«Продолжи ряд».

Корень, чередование, морфема …

«Сдай экзамен» (Работа парами, ответ по вытянутым билетам с вопросами и заданиями).

Грамматический диктант.

Морфемика изучает …

Изменяемая часть слова

Морфемы, служащие при образовании новых слов.

Главная значимая часть слова. (Условными знаками).

  1. В приставках на -З (-С), З пишем перед …
  2. Если корень оканчивается на -Г, пишем …, на -Ж – …, на -СТ – …, на -С – … . Запишите слова-исключения.
  3. В корне каких слов после Ц пишем Ы?

II этап.

  1. Морфемный разбор.

Травинка, бережок, посадка, красненький, сегодня.

  1. Изменяя форму слова, составить предложения, разобрать их.

В, конец, Тихон, взять, весна, неожиданно, расчёт. Ударить, капли, дождь, первый, начаться, и, соревнования.

  1. Распределительный диктант. (В два столбика: с А в корне, с О в корне).

Ростки, вырастете, предполагал, заросли, наложили, росточек, сослагательное, отрасль, росла, подложить, безотлагательно, поросль, заросли, слагаемое, возраст, выращенный.

  1. Буквенный диктант.

Бессердечный, бездарный, безветренный, исход, издёргать, расход,       измотать, растерять, раздумья, разгореться, воздвигнуть, восстание,   воскликнуть, рассказ.

  1. Составить словосочетания, два из них разобрать.

         Акац…я, ц…ркуль, ц…ганский, птиц…н, демонстрац…я, ц…плёнок, из столиц…, ножниц… .

  1. Диктант с продолжением.

Трудное слово.

  1. Недавно в диктанте многие ребята сделали ошибку в слове «щётки». Учительница спросила: «Кто скажет, какая буква здесь пишется и почему?»

(Письменный ответ 2 – 3 минуты, учащиеся могут пользоваться учебником; свой ответ они оформляют как предложение с прямой речью).

  1. А вот ещё одно объяснение. Надо знать, из чего делают щётку. Из щетины. Щетина – это жёсткая шерсть некоторых животных. И хоть сейчас щётки делают из пальмового волокна, из расщеплённого бамбука, из конского волоса, из стальной проволоки, из капроновых волосков, их всё равно называют в честь щетины щётками. По той же причине мы пишем чёлка – от чело (лоб), причёска – от слова чесать. А ещё?

(Привести свои примеры на это правило).

III этап.

1. Обобщение.

2. Подведение итогов.

        

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ПО ТЕМЕ «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Встреча героя.

Давно мечтал народ о покорении космоса. И вот мечта сбылась. Весь мир услышал слова: «Человек в космосе!». Все в мире узнали о первом полёте советского человека к звёздам, об успешном возвращении на Землю.

Лучи весеннего солнца освещают Москву. Радостно встречает Родина своего отважного сына Юрия Гагарина. Много встреч видел аэропорт столицы, но такого торжества ещё не было. На здании аэровокзала горячие слова приветствия бесстрашному советскому космонавту. Улицы и площади столицы полны народу. Люди приехали из других городов, из различных стран мира. Всюду слышны голоса: «Слава Гагарину!».

Народ празднует великую победу разума человека над природой.  

Грамматическое задание.

Группа сильных учащихся.

  1.  Разборы:
  1. Улицы и площади столицы полны народу4.
  2. О возвращении3, на Землю3.
  1. Используйте текст диктанта, подберите примеры к орф. №16, 17.
  2. Покорение космоса – великая победа разума человека над природой. Докажите правильность или неправильность данного утверждения.

Группа слабых учащихся.

  1. Разборы:

Давно2 мечтал народ3 о покорении космоса4.

  1. Выписать из первого абзаца все существительные, определить падеж, склонение.

Группа «середина».

  1. Лучи весеннего2 солнца3 освещают Москву4.
  2. Найдите орфограммы в следующих словах: встреч, бесстрашному, празднует, о покорении, мечта, в мире.
  1. Составить ССП или предложение с однородными членами на тему «Космос».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

(ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ)

I вариант.

  1. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли сказуемого. Укажите его падеж.
  2. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли обращения. Укажите его падеж.
  3. Запишите 3 – 4 примера существительных, которые имеют форму только множественного числа.

II вариант.

  1. Запишите 3 – 4 примера существительных, которые имеют форму только единственного числа.
  2. Запишите 2 примера существительных собственных, которые заключаются в кавычки.
  3. Запишите собственные наименования нашей республики.

III вариант.

  1. Запишите 3 примера имён существительных 2-го склонения в именительном падеже, затем поставьте и запишите их в форме предложного падежа.
  2. Запишите 3  существительных на -ИЯ и -ЕЯ в предложном падеже единственного падежа.
  3. Запишите названия косвенных падежей и падежные вопросы.

IV вариант.

  1. Запишите 2 – 3 примера «верных» предлога.
  2. Запишите 2 – 3 примера существительных, у которых на конце пишется

    -Ь после шипящих.

3.  Запишите 2 – 3 примера существительных, у которых в окончаниях после шипящих пишется О.

V вариант.

  1. В каком случае для написания И в окончаниях имён существительных не нужно знать склонения?
  2. В каком случае для написания И в окончаниях имён существительных достаточно знать только склонение?
  3. Запишите 2 – 3 примера нарицательных существительных.

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

I вариант.

  1. Запишите примеры (не меньше 5) одушевлённых существитеных.
  2. Почему в слове плащом пишется -ОМ, а в слове рощей  -ЕЙ? Запишите ещё 2 – 3 примера на каждый случай.
  3. Морфологический разбор существительных.

Зашумела, разыгралась в поле непогода, принакрылась снегом гладкая дорога.    

II вариант.

  1. Запишите по 3 примера существительных на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ. К какому склонению относятся записанные слова?
  2. Какая часть речи называется именем существительным? На какие вопросы оно отвечает?
  3. Морфологический разбор существительных.

Проносятся мальчишки угорело на лыжах от села и до реки.

III вариант.

  1. Запишите 5 существительных 3-го склонения. Просклоняйте одно из них. Какие окончания имеют существительные?
  2. Запишите 4 существительных, которые имеют форму только множественного числа.
  3. Морфологический разбор существительных.

Солнце пёстрые узоры разбросало на стене.

IV вариант.

  1. Запишите 5 существительных 1-го склонения. Поставьте их в родительный, дательный и предложный падеж единственного числа. Запишите примеры существительных, которые в предложном падеже единственного числа оканчивается на -И.
  2. Запишите 4 существительных, которые имеют формы только единственного числа.
  3. Морфологический разбор существительных.

За насмешницей-сорокой с лаем прыгает Дружок.

V вариант.

  1. Запишите 5 существительных 2-го склонения в именительном и предложном падеже единственного числа. Запишите 2 примера существительных 2-го склонения, которые в предложном падеже оканчиваются на -И.
  2. Запишите 2 – 3 примера собственных наименований.
  3. Морфологический разбор существительных.

Тихо-тихо сидят снегири на свету меж стеблей прошлогодней крапивы.

VI вариант.

  1. Запишите 5 существительных с шипящей на конце. Кода в существительных после шипящей пишется Ь?
  2. Запишите предложение, где существительные выступают в роли сказуемого.
  3. Морфологический разбор существительных.

    Иней синим бисером на окне блестит, над столом висячая лампочка коптит.

VII вариант.

  1. Какие падежи называют косвенными? Запишите падежные вопросы и «верные» предлоги.
  2. Запишите предложение, где существительные выступают в роли дополнения.
  3. Морфологический разбор существительных.

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

VIII вариант.

  1. Запишите примеры существительных на каждое склонение.
  2. Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?
  3. Морфологический разбор существительных.

И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.

IX вариант.

  1. Запишите 5 существительных на -ИЕ, -ЬЕ. Какие окончания имеют эти существительные в предложном падеже единственного числа?
  2.  Запишите предложение, где существительное пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
  3. Морфологический разбор существительных.

У самой верхушки свисают гроздья розовых шишек.

X вариант.

  1. Запишите 5 существительных на -ИЯ, -ЬЯ. Какие окончания имеют эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?
  2. Запишите предложение, в котором обращение выражено именем существительным собственным.
  3. Морфологический разбор существительных.

Ёлка в тёмном махровом платье гордо идёт через лес.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Озеро.

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей. В тихую и ясную погоду спокойна голубая озёрная гладь. Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

Грамматическое задание.

Группа сильных учащихся.

  1. Горе маленькой2 рыбачьей3 лодке3, если она застигнута на озере бурей4.
  2. Определить разряд прилагательных в двух первых абзацах текста.
  3. Лексический разбор. Древняя утварь.

Группа слабых учащихся.

  1. Лёгкие3 волны прибоя ласково набегают2 на береговой чистый песок4.
  2. Из трёх последних предложений выписать прилагательные, определить их падеж.

Группа «середина».

  1. Страшны над горным3 озером3 бури4.
  2. Из предложения: После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу выписать все словосочетания, два любых разобрать.
  3. Составить простое распространённое предложение на тему: «Байкал».

        

КОНТРОЛЬНЫЙ ИКТАНТ

ПО ТЕМЕ: «ГЛАГОЛ»

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озёр, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках её вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(98 слов)

Грамматическое задание.

Группа сильных учащихся.

  1. Произвести синтаксический разбор любого предложения с однородными членами.
  2. Произвести морфологический разбор одного возвратного и одного невозвратного глаголов.
  3. Объясните смысл поговорки: «Где ольха, там и трава4».

Группа слабых учащихся.

  1. Семена ольхи любят3 чечётки и чижи4.
  2. Измените на прошедшее время глаголов второго абзаца.

Группа «середина».

  1. Длинные серёжки2 её покачиваются3 от ветра4.
  2. Определите спряжение глаголов третьего абзаца.
  3. Запишите три глагола прошедшего времени, обозначьте суффикс.

        

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА)

Лесное путешествие.

Ласково смотрит летнее солнце с синего неба. Лёгкий ветерок медленно гонит белые облака. Хорошо дышится в лесу.

Берёзы – пионеры леса. Они первыми заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие ёлочки. Ты огибаешь березняк, и перед тобой встают сосны. Сосны завоёвывают в лесу новые пространства, взбираются на горы, покоряют пески.

Что там за деревом манит тебя резными листьями? Дуб растёт на границе леса и степи, он отважно борется с суховеями. В чаще леса ты увидишь ель. В голодную зиму её семенами кормятся белка, дятел, клёст. Ты выбираешься на опушку леса и слышишь, как разговаривают с лесом осинки. У реки ветви ивы склоняются низко к воде и смотрятся в прозрачную гладь.

Грамматическое задание.

Группа сильных учащихся.

  1. Найти одно ССП и одно предложение с однородными членами и произвести их разбор.
  2. Ты огибаешь3, в голодную3 зиму, с лесом3. Ель1, гладь1. Кормятся2, разговаривают2, березняк2.
  3. Объясните постановку тире в предложении «Берёзы – пионеры леса». Приведите свои примеры.

Группа слабых учащихся.

  1. У реки3 ветви2 ивы склоняются низко к воде4.
  2. Обозначьте все служебные части речи во втором абзаце.

Группа «середина».

  1. В голодную2 зиму3 её семенами кормятся3 белка, дятел, клёст4.
  2. Найдите в тексте диктанта глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению.
  3. Выделите орфограммы в следующих словах: солнце, увидишь, разговаривают, ёлочки, листьями, дуб, на границе, с синего.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку с профессиональной направленностью

Особенность преподавания русского языка в профессиональном училище - это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. В этом смысле особое зн...

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Контрольно-измерительный материал по русскому языку....