беседа: Совесть-внутренний судья человека
методическая разработка по теме

беседа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа с учащимися16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лука Николаевич Табитуев

социальный педагог школы-интерната

с. Панаевск, Ямальский район, ЯНАО

Тема: «Совесть - внутренний судья человека».

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».

Форма: классный час-размышление.

Участники: учащиеся класса, социальный педагог, классный руководитель.

Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, учащиеся могут подобрать поговорки, пословицы высказывания о совести.

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова П.А. Гольбаха «Совесть - это наш внутренний судья»

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор - о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «Совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Далее учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения на определения совести, например:

В ком стыд, в том и совесть (Русская пословица)

Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце.(Л.Ландау)

Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.9ж.ж.руссо0

Уместно будет выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.

Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по - вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

  1. Бедности своих родителей?
  2. Неряшливого вида?
  3. Аккуратной но не модной одежды?
  4. Пренебрежения к окружающим?
  5. Грубости по отношению к людям?
  6. Высокомерия?
  7. Чего-то еще?
  8. У А.С.Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
  9. А значит - поступать по совести?

Упражнение «Нравственная дилемма»

(работа в микрогруппах по 5-6 человек)

Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

  1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелёк, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете. Он должен поступить?
  2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом дел сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге-«2». О своём звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
  3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была бы ваша реакция?

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести-это глубокая работа ума и сердца.

Закончить классный час можно строками Булата Окуджавы.

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Может, и не станешь победителем,

О зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Подводя итоги классного часа, предложите учащимся высказать свою точку зрения о том, что нового узнали, обсуждая эту тему, над, чем задумались впервые, что им помог понять классный час?

Список литературы:

1. Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. - № 6. – 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...

Цикл этических бесед о воспитании "Стать человеком"

Цикл бесед с обучающимися на тмы: память, правда, свобода, совесть...

Беседа "Труд красит человека"

- Сегодня, ребята, тема нашей беседы «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожа...

Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».

Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...

Методические рекомендации по профессиональному модулю "Делопроизводство суда" профессии Секретарь суда

Профессия 26409 Секретарь суда МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.02 «Делопроизводство суда»...

Контрольно-измерительный материал по ПМ.02 «Делопроизводство суда» для обучающихся профессии «Секретарь суда»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ за полный курс обучения по профессиональному модулю «Делопроизводство суда» для обучающихся профессии «Секретарь суда» состоит из тестовых зад...