Регулирование конфликта между подростками через внеклассное мероприятие в возрасте 15-18 лет.
статья по теме

Подпалая Наталья Витальевна

 

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с учащимися.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.

Портрет выпускника выглядит таким образом: это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.

Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Березниковский политехнический техникум

Г. Березники, Пермский край

Доклад на тему

Регулирование конфликта между  подростками через внеклассное мероприятие в возрасте 15-18 лет.

                                                                                   Автор – Подпалая Наталья Витальевна

                                                                                  мастер п/о 1 квалификационной категории

г. Березники, 2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с учащимися.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.

Портрет выпускника выглядит таким образом: это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.

Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуется контакт с ними не только на  уроках теоретического и практического обучения, но и общение во время  внеурочной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых  и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, в процессе жизни. Она укрепляется и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут несколько видоизменяться в зависимости от ситуации, в  которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.  Нужно отметить, некоторые люди пытаются маскировать внутреннее содержание характера внешней игрой.

Однако как бы искусно не играл человек ту или иную роль он время от времени снимает маску и обнажает свое лицо. Чаще всего это бывает в конфликтных  ситуациях.

Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. И не известно еще, кому труднее. На мой взгляд, тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

Конфликты между подростками происходят тогда, когда нет у них взаимопонимания, близости интересов.

Гипотеза: Многие люди считают, что причиной конфликтов является несходство характеров.

Поэтому целью моей работы показать, что учащиеся,  которые из-за различий в характере, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом, на самом деле  чем-то похожи.

Задачи:

-   развитие и совершенствование психологических качеств подростка;

- воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушать.

Каждый подросток имеет свой, особенный характер, со своими положительными и отрицательными, сильными и слабыми сторонами, которые и представляют существенные особенности личности. Осуществляя индивидуальный подход,  мастер производственного обучения, прежде всего, должны учитывать характерные особенности подростка.

Общение со сверстниками — особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают, непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости.

Неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, практический разрыв деловых и личных взаимоотношений с ними могут иметь многосторонние отрицательные последствия не только в плане возникновения у подростка тяжелых переживаний, но и для формирования его личности в целом. Поэтому вопросы регуляции и разрешения конфликтов, связанных с нарушением межличностных взаимоотношений учащихся, всегда волнуют мастера производственного обучения.

Наверно для всех не секрет, что учащиеся приходят в учебное заведение из разных школ, из разных коллективов, а так же из разных социальных семей. Некоторые из нас могут интуитивно с первого взгляда распознать незнакомых людей, точно оценить ситуацию, понимать мотивы своих поступков. Но придя в новый коллектив,  ребёнку, трудно распознать своих сверстников и на что они способны. А ведь каждому из них ежедневно приходиться сталкиваться  друг с  другом и определять, хороший человек или плохой стоит перед ним, допускать его в свою жизнь. Впервые недели, придя в новый коллектив, учащиеся начинают приглядываться друг другу. Многие показывают свой характер и этим самым находят родственную душу. Но идеальных коллективов не бывает, поэтому через некоторое время в зависимости от социализации человека возникают межличностные конфликты.

Поэтому, чтобы сгладить конфликт в коллективе я провожу внеклассное мероприятие на тему   «В одно окно смотрели двое..»  В течение, которого мы беседуем о людях, которые встречаются на жизненном пути, почему мы к ним так относимся. Правильно ли мы строили с ними отношения. Мною был разработан тест, в результате которого многие смотрели на взаимоотношения друг с другом по-другому. А так же открывали для совершенно иные стороны человека, с которым постоянно конфликтовали. Для некоторых данный тест стал, образно говоря «жилеткой», так как поделиться своими переживаниями иногда ребёнок просто ни с кем не может. Данное мероприятие я провожу на 1 курсе, так как именно тогда начинаются трения между подростками. А ведь им ещё существовать друг с другом в течение 2,5 лет. И если не предотвратить межличностный конфликт в самом его «зерне», то последствия могут быть плачевны.

Данное мероприятие я начинаю со слов «В одно окно смотрели двое..», а в подведении итога внеклассного мероприятия, я читаю стихотворение до конца:

В одно окно смотрели двое:

Один увидел – дождь и грязь.

Другой – листвы зелёной вязь, весну и небо голубое!

…В одно окно смотрели двое! 

Мне бы хотелось, чтобы любому человеку, с вами было приятно общаться!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремление подростка к самоутверждению является, по сути, прогрессивной тенденцией развития, и воспитательная задача состоит в том, чтобы придать ей ценное с точки зрения нашего общества направление. Потребность взрослеющего человека занять достойное место в системе взаимоотношений с окружающими, появление у него желания быть принятым и признанным в коллективе являются очень, ценными. Это важный резерв формирования нравственной сферы личности.

Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей лишь усугубляют конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в коллективе класса, напряженные отношения с учителями, а затем и с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение  к учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками/  М.А. Алемаскин. – М; 1979.
  2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика/ В.Г. Бочарова. – М; 1994.
  3. Загвязинский В.И. Социальная педагогика/ под редакцией В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012 – 405 с.
  4. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения/ М.С. Мириманова. – 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004 – 320 с.
  5. Интернет-ресурс:

                           - http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861079.htm#a6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Сценарий внеклассного мероприятия: «Золотая волшебница – осень» (возраст от 6 до 9 лет)

Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной, познавательной и двигательной деятельности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конфликты в нашей жизни"

Материал направлени на развите критическог мышления и понимания того как вести себя в конфликтеых ситуациях...

Внеклассное мероприятие: "Железные дороги – через годы, через поколенья…"

Данное внекласное мероприятие может использоваться для проведения воспитательных и классных часов, с целью ознакомления студентов, со знаменательными датами ОАО РЖД....

Сценарий проведения внеклассного мероприятия : «Железные дороги – через годы, через поколенья…» (сентябрь 2017)

Сценарий проведения внеклассного мероприятия : «Железные дороги –  через годы,  через поколенья…»...

Внеклассное мероприятие "Здоровое питание и подростковый возраст"

Внеклассное мероприятие для студентов 1 курса. Цель: пропагандировать здоровый образ жизни....