"Педагогическое общение" методическая разработка для педагогов
материал на тему

Масенкина Наталья Александровна

Памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_obshchenie._pamyatka.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися

Проявляется

Характеризуется

Авторитарный стиль

Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль

Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Нетактичные выпады в адрес учащихся

Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.

Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.


Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.

Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.

В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.

Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Попустительский

Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.

Снятие с себя ответственности за происходящее.

Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства

Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации

Демократический

Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.

Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.

Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.

Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.

Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Рекомендации по эффективному педагогическому общению

Если вы решите заняться оптимизацией своего общения со студентами, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

Педагог-психолог

Масенкина Наталья Александровна

Школа педмастерства

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)

Тип  учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид  учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...

Межрегиональный Фестиваль педагогических идей «МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

Разработка  сценарияКонцертной программы к Межрегиональному Фестивалю педагогических идей«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»(Блок художественной самодеятел...

X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»

X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»...

Презентация "Психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога"

В презентации  даются различные подходы к толкованию компетентности педагога. Ряд учёных отметили, что психолого-педагогическая компетентность является основным элементом в общей структуре профес...

Педагогическая деятельность и личность педагога

Презентация для педагогов дополнительного образования детей и взрослых об истории педагогической деятельности...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...