Доклад к педагогическим чтениям - Коммуникативная компетентность педагога
методическая разработка

Василий Кузнецов

Коммуникативня компетентность педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_pelaggoga.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

Тема: Коммуникативная компетентность педагога»

Выполнил: мастер производственного обучения

Кузнецов Василий Григорьевич

г.Донской 2021г.

КОММУНИКАТИЧНОАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Кузнецов Василий Григорьевич, Мастер производственного обучения филиал №5

В современных условиях, основным принципом построения образовательного процесса является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности обучающегося. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов.

Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать обучающимся».

Компетентность педагога это знания, умения, опыт, способность мобилизовать их, т.е. компетенция личности.

Педагогическая деятельность — одна из самых ответственных видов деятельности. Профессиональная деятельность в системе  исполнения наказаний осуществляется в сложных условиях, предполагает педагогическое взаимодействие с различными категориями осужденных. Какими же способностями должен обладать педагог для осуществления воспитательной работы? Под педагогическими способностями мы понимаем совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении профессиональной деятельностью.

Деятельность педагогов в системе УИС протекает чаще всего в напряженных, конфликтных ситуациях. Данные условия требуют особой подготовки, психологической устойчивости, умения адекватно действовать в любых экстремальных ситуациях. Поэтому, для того, чтобы действовать в таких условиях и принимать правильные решения, необходимо сформировать ряд важных компетенций, включающих знания, навыки и умения, способы действий, которые позволят вести профессиональную деятельность на высоком уровне.

Со всеми принятыми на обучение, проводятся беседы ознакомительного характера, разъясняется значимость и востребованность изучаемых специальностей, доводится информация из Центров занятости населения Тульской области о существующих вакансиях и возможности трудоустройства.

Существуют Принципы эффективной коммуникации такие как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать обучающимся доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным.

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе.

Приведу небольшой пример: В нашем филиале при поступлении на обучение один из обучающихся осужденных не проявлял интереса к занятиям, и после проведения урока Мира 1 сентября, с ним была проведена индивидуальная беседа, с попыткой расположить его к разговору, понять причины, способные вызвать такую негативную реакцию к обучению. В ходе разговора, выяснилось, что воспитывался он в детском доме, приходилось терпеть человеческую жестокость и неуважение к чувствам. Школу еле окончил на тройки, была озлобленность ко всем людям. Затем совершив преступление, попал в места лишения свободы. Здесь не приобрел друзей, вел себя обособленно, ни с кем не общался. Я выслушивал его, сочувствовал его тяжелой судьбе, располагал к общению. После этого постепенно заинтересовывал посещением занятий, необходимостью получения специальности для дальнейшей социализации  на свободе. Осужденный стал регулярно посещать занятия, с интересом относиться к учебе.

Таким образом, я как педагог, положил начало исцеления его души. Поэтому можно сказать, что педагог - своего рода психолог человеческой души. Без понимания, уважения человека как личности, невозможно его перевоспитание и обучение различным специальностям.  

В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего - речи. Педагог должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для обучающихся, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними. Он должен владеть грамотной речью, соблюдать нормы русского литературного языка.

Проблемы, касающиеся вопросов компетентности педагога, глубоко и разносторонне освещены в трудах А.С. Макаренко. Его многолетний педагогический опыт позволил ему глубоко и основательно изучить вопросы компетентности педагога.

Антон Семенович Макаренко не требовал, чтобы учитель обязательно обладал недюжинными способностями, талантливостью и гениальностью, но требовал одного - это энтузиазма, любви и страсти в своем деле, преданности своей профессии, так чтобы учитель любил собственную работу.

Он говорил: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».

Эффективными формами социально-коммуникативного воспитания в местах лишения свободы являются:

1) лекции и беседы; 2) специальные занятия с обучающимися; 3) чтение научной и художественной литературы; 4) тренинги по бесконфликтному общению;
5) самовоспитание обучающихся. 

В ходе бесед выявляются интересы осужденных и предлагается к чтению и использованию в процессе обучения интересующая литература из библиотеки филиала №5.

Рассмотрим коммуникативные умения педагогов, которые состоят из нескольких блоков: - социально–психологический;- нравственно–этический;- эстетический;- технологический.

К социально-психологическому блоку относится умение располагать обучаемых к общению. В структуру нравственно-этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе. В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать обучаемых к высокой культуре общения.

В этом плане в филиале №5 проводятся уроки гражданско-патриотического воспитания, на которых обучаемым доводятся исторические факты, путем озвучивания печатной информации и демонстрация видеоматериалов.

Технологический блок. В технологический блок входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Я считаю, что технологический блок наиболее подходит к нашим условиям и использую его в повседневной работе.

В заключении хочется отметить, что новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать овладению коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетентность) педагогов.

Итак, под коммуникативной компетентностью  понимается  совокупность элементов, необходимых для результативного общения: владение языком, мимикой, ориентация на предмет общения, на собеседника, умение построить разговор, задействовав необходимые приемы.

Обобщая все вышесказанное, добавлю, что развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как совершенствование профессиональных компетентностей, и как один из факторов развития образовательной организации.

Исходя из этого, необходимость работы над  коммуникативной компетентностью педагогов становится очевидной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету «Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...

Презентация "Психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога"

В презентации  даются различные подходы к толкованию компетентности педагога. Ряд учёных отметили, что психолого-педагогическая компетентность является основным элементом в общей структуре профес...

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога  для работы в инклюзивной образовательной среде"...

Коммуникативная компетентность педагога

Коммуникативная компетентность педагога     В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, основными выступают коммуникативные ...

Доклад на заседании ЦМК ""Профессиональная компетентность педагога"

В дукладе представлена характеристика основных профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС....

Доклад "Коммуникативная компетентность педагога"

Коммуникативная компетентность педагога...