Доклад на заседании ЦМК ""Профессиональная компетентность педагога"
презентация к уроку

Майорова Марина Евгеньевна

В дукладе представлена характеристика основных профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетентность педагога Доклад в рамках заседания ЦМК 25.09.19 Майорова М.Е. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Слайд 2

Профессиональный стандарт педагога П риказ Минтруда РФ от 18 ноября 2013 года Педагоги должны соответствовать профстандарту В профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях, в нём перечислены трудовые ф ункции педагогов https://academy-prof.ru/blog/profstandart-uchitelya

Слайд 4

Группы компетенций по сферам профессиональной деятельности Нормативно-правовая сфера Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её Психолого-физиологическая сфера Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей Социально-культурологическая сфера Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые

Слайд 5

Общепедагогическая сфера Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов, принципов деятельностного подхода Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей обучающихся

Слайд 6

Мастерство и профессиональная компетентность педагога Беляев В.И., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО МО«Академия социального управления» статья Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (23 января 2015 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков , О.А. Шклярова . – М. МПГУ, 2015. – 644 с.

Слайд 7

Компетентность лат. – competentia – совместно, достигаю, добиваюсь; означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом

Слайд 8

И.Г. Песталоцци Н еобходимо руководство детьми «в приобретении ими убеждений и знаний, но никоим образом навыков» Единство знаний, убеждений и практических навыков составляет комплекс, дающий человеку возможность успешно преодолевать жизненные проблемы и трудности; он делает «возможной гармонию между нашей подлинной сущностью и жизнью» Человек должен думать, знать, уметь и действовать . И всё это находится «в такой неразрывной связи, что прекращение одного влечёт за собой прекращение другого» [5, т. 2, с. 198].

Слайд 9

Компетентностный человек Т от, кто обладает определёнными возможностями и подготовкой, позволяющими ему успешно справляться с ситуацией, вовремя активизировать и актуализировать те знания и умения, приёмы и способы деятельности, которые важны для него и окружающих и которые он предполагает (и может) использовать в практической деятельности В этом смысле компетентность является системной характеристикой (и критерием) образованности личности, её выражением Компетентным человеком является тот, чья деятельность, поведение и решения адекватны проблемам, возникающим перед ним сегодня и в «непредсказуемом будущем».

Слайд 10

В современных условиях требуется «новый» тип педагога – педагог-исследователь Основные пути развития мастерства и профессиональной компетентности педагога:

Слайд 11

1. Методологический уровень Методологическая культура педагога-исследователя выступает основным условием успешности его профессиональной деятельности Методология педагогики стала отражать не только положения теории педагогики, но и практическое приложение к развитию образования, «преобразованию самой образовательной системы, а также ориентиром деятельности педагогов в сложных, нестандартных ситуациях» (В. Загвязинский ). Фундаментальная педагогика – это, прежде всего, системно-закономерное знание о человеческой природе. «Педагогическая антропология» К. Ушинского - это философское осмысление гуманистической природы и предназначения педагогики: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его тоже во всех отношениях» Методология педагогики как науки и практики позволяет строить стратегию и тактику педагогической работы на основе знания природы человека как существа био-психо-социального . Антропологический подход в педагогике требует перенесения акцента на личность ребёнка, учёт его индивидуальности. Средства своего воспитательного воздействия новая педагогика должна «черпать» из природы человека, т.е. исходить из объективных законов человеческого развития.

Слайд 12

2. Теоретический уровень Магистральным направлением в решении этого вопроса выступает инновационная педагогика - система нетрадиционных идей и принципов, позволяющая целенаправленно проектировать и организовывать педагогический процесс Инновационные процессы являются двигателем гуманистической педагогики, следовательно, реализации идей свободы в воспитании и обучении социально ориентированной личности. Творчество – создатель инновационных процессов в образовании. Развитие творческого потенциала, формирование творческого опыта является залогом успешности в «непредсказуемом будущем» Педагогу следует учиться умению «проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное»

Слайд 13

3. Методическое мастерство Никакая система методов не может быть постоянной и «вечной» Главный метод работы с детьми – искренность Педагог «имеет в своём распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы, думать об их будущем Наилучший педагог тот, кто владеет наибольшим числом методов, кто имеет «способность придумывать новые методы», кто не следует одному методу, т.к. каждый метод односторонен Дело преподавания есть искусство Отказаться от жёсткой методики как основы педагогической системы, а строить её исходя из приоритетов интересов, потребностей и возможностей ребёнка, - в этом гуманистический смысл концепции Л.Н. Толстого

Слайд 14

Педагог-мастер, профессионально компетентностный педагог – это прежде всего гуманист Стартовой площадкой мастерства и новаторства является гуманное (единство уважения и требовательности) отношение к человеку На этой основе А. Макаренко сформулировал кредо своей педагогики: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»

Слайд 15

Таким образом Развитие профессиональных компетенций педагога связано с освоением им педагогического мастерства Компетенность , в свою очередь, открывает новые возможности для повышения мастерства, которое побуждает его к новым достижениям Главное качество педагога - постоянная неудовлетворённость достигнутым (Л.Н.Толстой)

Слайд 16

Литература Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования/ Отв. ред Л.Е. Кузнецова. – М.: Московский центр качества образования, 2008. Макаренко А.С. Пед . соч. в 8-ми т. - М., 1983 – 1986. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. В.А. Ротенберг , В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.- М., 1989. Ушинский К.Д. Пед . соч.: В 2-х т./ Под ред. А.И. Пискунова. – М. Педагогика, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Доклад: "Оценка уровня профессиональной компетентности педагога Лебедева Т.Н."

Оценка уровня профессиональной компетентности педагогаЛебедева Т.Н.  Реформы образования, начатые в конце 20-го века, продолжают модернизацию образования. Объективная необходимость модернизации р...

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога  для работы в инклюзивной образовательной среде"...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...