Коммуникативная компетентность педагога
материал

Зилотов Александр Юрьевич

Коммуникативная компетентность педагога

     В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, основными выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы. Главное содержание деятельности работников таких профессий -  руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительская работа и т.д. К таким профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относится  труд педагога. А педагог в наше время практически единственный борец за чистоту и культуру речи, так как нормы литературного языка нарушаются на всех уровнях: от случайной беседы до статей в прессе. Исследователи определяют коммуникативную компетентность как способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, с незнакомыми людьми, с работодателями, с обучающимися, а также умение обосновать собственное высказывание, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении и правильно воспринимать критику коллег.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коммуникативная компетентность педагога» В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, основными выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительская работа и т.д. К таким профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относится труд педагога. А педагог в наше время практически единственный борец за чистоту и культуру речи, так как нормы литературного языка нарушаются на всех уровнях: от случайной беседы до статей в прессе. Исследователи определяют коммуникативную компетентность как способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, с незнакомыми людьми, с работодателями, с обучающимися, а также умение обосновать собственное высказывание, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении и правильно воспринимать критику коллег.

Слайд 2

1. Развития коммуникативной компетентности педагогов образовательных учреждений ФСИН России

Слайд 3

1.1 Понятие коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность – сложное, многогранное понятие: оно не сводится ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности воспитателя в сфере педагогики и психологии, ни к комплексу личностных черт и других компонентов. Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности позволяет выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых уровня: проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и поведении человека; педагогические коммуникативные ценности, ориентация и специфика профессиональной мотивации педагога, его потребность в общении. Первоочередной задачей педагогического образования становится личностное гуманистическое развитие педагога, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте педагогической деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а ее развитие – как особая задача профессионального становления и развития личности педагога. Особенно необходима разработка модели коммуникативной компетентности для совершенствования процесса профессиональной переподготовки педагогов образовательных учреждений ФСИН России, так как ее высокий уровень – необходимое условие осуществления стратегии сотрудничества и внедрения активных форм и методов развивающего обучения.

Слайд 4

Я выделяю три критерия проявления коммуникативной компетентности педагога: 1. Уровень развития коммуникативных ценностей: - ценностное отношение к обучающемуся, - социокультурная направленность деятельности педагога. 2. Степень включения учителем коммуникативных ценностей в профессиональные идеалы: -соблюдение педагогического такта и этикета; -характер отношений педагога с обучающимися (межличностный, предметно-содержательный). 3. Уровень развития профессиональных коммуникативных умений учителя: -умения вербальной коммуникации - речевое общение, использование голосовых данных; - умения невербальной коммуникации - адекватность жестов, мимики; - оправданность движений в пространстве класса; - технология общения; - эмоциональное интонирование общения - владение психоэмоциональным состоянием, проявление позитивных эмоций, умение предупреждать и разрешать конфликты.

Слайд 5

Таким образом, та или иная выраженность вышеуказанных критериев позволяет нам говорить об уровнях коммуникативной компетентности. Высокий уровень: выраженная направленность педагога на гуманные взаимоотношения с обучающимися как субъектами: каждая личность осознается и принимается; педагог испытывает потребность в общении с обучающимися и использует на практике ценностные социокультурные образцы. Значительно развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Преподаватель умеет регулировать свое психоэмоциональное состояние, ему присущи навыки эмоционального интонирования общения. Высокая степень проявления позитивных эмоций. Умение выхода из конфликтных ситуаций через сотрудничество. Средний уровень: недостаточно выражена ценностно-коммуникативная ориентация преподавателя на отношения с обучающимися, которые воспринимаются внешне как гуманные, но реально носят характер выполнения социальной роли. Преподаватель не испытывает особой потребности общения с обучающимися, которое строго регламентировано, отчасти лишено положительной эмоциональной окраски. В значительной степени в рамках профессии развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Преподаватель умеет регулировать свое психоэмоциональное состояние, хотя возможна некоторая эмоциональная нестабильность. Низкий уровень: у преподавателя, в случае исключения из своих ценностных ориентации одной или нескольких коммуникативных ценностей, общение с обучающимися не характеризуются как гуманное: они испытывают дискомфорт; эмоциональный фон урока скорее негативный, где содержательная коммуникация невозможна. В поведении преподавателя наблюдается диссонирование вербальных и невербальных составляющих общения. Такой педагог чаще всего не умеет реализовать свое психоэмоциональное состояние. В связи с этим, необходима разработка модели коммуникативной компетентности для совершенствования процесса профессиональной переподготовки педагогов образовательных учреждений ФСИН России, так как ее высокий уровень – необходимое условие осуществления стратегии сотрудничества и внедрения активных форм и методов развивающего обучения.

Слайд 6

Цель\средство Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности Модель поведения Уровни формирования Поведенческий (умения, навыки, стереотипы поведения) Когнитивный (психические познавательные процессы) Эмоциональный (эмоции, чувства) Структура коммуникативной компетент ности Коммуникатив ные способности Коммуникативные умения Психологические знания Свойства личности Психи ческие состояния Направле ния формирования Моделирование профессиональ ных ситуаций Формирование представления об ассертивности Самостоятельная работа обучение приемам самоанализа Знания о сходстве и различиях вербальных и невербальных проявлений ассертивного, пассивного и агрессивного поведения Умения: установить контакт, расположить к общению, слушать и своевременно передавать инициативу в общении Качества: *ассертивность, толерантность, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность Принципы: опора на особенности профессиональ ной деятельности Технологии: тренинг ассертивности , профессионально-поведенческий Методы: интерактивное моделирование, ролевые игры, самооценки, симуляции Результат обучения Личность специалиста, способного осуществлять эффективное взаимодействие Модель формирования коммуникативной компетентности

Слайд 7

1.3 Т ребования к общекоммуникативным умениям педагогов образовательных учреждений ФСИН России Нормативные документы, отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям педагогов, среди которых выделяются: информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем чтобы вызвать интерес слушателей к предполагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению); организаторские умения (организовывать свою работу и воспитательную работу с обучающимися, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег); коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении); умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).

Слайд 8

Все эти умения по сути общекоммуникативные , от них во многом зависит результат деятельности педагогов – воспитание творческой, гармонично развитой личности. Согласно государственному стандарту по профессиональному образованию, критерием оценки качества образования является создание условий для развития обучающегося; поэтому совершенствование коммуникативно-речевых умений педагога имеет важнейшее значение в педагогическом процессе образовательного учреждения ФСИН России. Основа сформированности коммуникативной деятельности участников педагогического общения – определенный набор коммуникативных умений и навыков. Обратим внимание на разграничение коммуникативных умений и навыков. Подчеркнем их разную природу: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения имеют творческий характер. Поэтому речевая деятельность педагога связана прежде всего с коммуникативно-речевыми умениями, сформированность которых – важное условие эффективности профессионального общения. Коммуникативно-речевые навыки дифференцируются следующим образом: умения связанные с анализом и оценкой результативности общения; умения нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности. Проблема совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога практически не разработана и не выделена как самостоятельная ни в системе вузовской подготовки, ни в системе повышения квалификации работников образования. Целостной методической системы развития коммуникативно-речевых умений педагогов профессионального образования пока не создано: не определены направления работы по развитию их коммуникативно-речевых умений, не разработаны критерии оценки уровня развития таких умений педагогов для определения перспектив их совершенствования.

Слайд 9

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о противоречиях между современными требованиями к профессиональной речевой деятельности педагогов профессионального образования и отсутствием научных и методических основ их речевой и коммуникативной подготовки. Выход из данной ситуации видится в совершенствовании коммуникативно-речевых умений педагогов в системе переподготовки. Переподготовка педагогов образовательных учреждений ФСИН России будет эффективной, если проводить: систему методической работы по совершенствованию коммуникативно-речевых умений педагогов в условиях образовательных учреждений ФСИН; проблемные семинары, объединения методистов по совершенствованию коммуникативно-речевых умений для более эффективной работы с педагогами; лекционные курсы педагогической риторики для педагогических и руководящих работников в институтах повышения квалификации.

Слайд 10

О коммуникативной компетентности педагогов как подсистеме педагогического процесса Одной из подсистем профессионального образования выступает воспитательная работа педагогов образовательных учреждений ФСИН с обучающимися. Это дает основание рассмотреть ее зависимость от целей, содержания, методов и форм организации профессионального образования в системе ФСИН в целом. Определяющим компонентом педагогической системы любого уровня выступает взаимодействие педагога и воспитанников, на основе которого отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса. Воспитательная работа и её цели, заключаются во всестороннем гармоничном развитии осужденного, предусматривают охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития, исправлением личности осужденного (последнее связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием его индивидуальности). Цели воспитательной работы , таким образом, должны быть соотносимы с целями профессионального этапа образования.

Слайд 11

Цели, в свою очередь, определяют второй компонент любой педагогической системы – содержание образования. В контексте модернизации образования его содержание все чаще рассматривается с позиций компетентностного подхода и состоит из четырех структурных компонентов, основанных на опыте: познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме ценностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет осуществлять сложные культуросообразные виды действия, которые в современной педагогической литературе часто называются компетентностями. Компетентностный подход позволяет по-новому проектировать содержание профессионального образования и оценивать его не как систему знаний, умений и навыков, а как набор компетентностей. В составе ключевых социальных компетентностей коммуникативная компетентность, что говорит о высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности педагога: «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи». Так какие же требования предьявляются к речи педагогов: речь должна быть абсолютно правильна, литературна ; по форме и тону – безупречно вежливая; структуру речи следует согласовывать с возрастом обучающихся: чем моложе осужденный, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи; содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам обучающихся; речь должна соответствовать таким критериям как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Слайд 12

Заключение Итак, в заключение выступления могу сказать, что первоочередной задачей педагогического образования становится личностное гуманистическое развитие педагога, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте педагогической деятельности . С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 79                    ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Филиал № 6

Д О К Л А Д

к педагогическим чтениям

 «Коммуникативная компетентность педагога»

Доклад подготовил: Зилотов Александр Юрьевич

Преподаватель филиала №6

Новомосковск 2021 г.

Содержание

Введение

1. Развитие коммуникативной компетентности педагогов образовательных учреждений ФСИН России

1.1 Понятие коммуникативной компетентности

1.2 Формирование коммуникативной компетентности (модель)

1.3 Требованиях к общекоммуникативным умениям педагогов образовательных учреждений ФСИН

2. О коммуникативной компетентности педагогов как подсистеме педагогического процесса

Заключение

Список литературы

                                                          Введение

     В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, основными выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы. Главное содержание деятельности работников таких профессий -  руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительская работа и т.д. К таким профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относится  труд педагога. А педагог в наше время практически единственный борец за чистоту и культуру речи, так как нормы литературного языка нарушаются на всех уровнях: от случайной беседы до статей в прессе. Исследователи определяют коммуникативную компетентность как способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, с незнакомыми людьми, с работодателями, с обучающимися, а также умение обосновать собственное высказывание, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении и правильно воспринимать критику коллег.

1. Развитие коммуникативной компетентности педагогов образовательных учреждений ФСИН России

     Бурная социально-экономическая и политическая жизнь России   обнажила проблемы не только экономического и политического характера, но и социального. Одна из них -  проблема воспитания и обучения осужденных в современных постоянно изменяющихся условиях отбывания наказания.

Трудно не согласиться с таким мнением что современным людям нужны современные педагоги. Только личность может воспитать личность. Смена экономической формации в современном обществе обусловила  потребность в модернизации  образования. Реформирование системы  образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального  роста работников сферы образования, одна из целей которого – развитие умения оптимально эффективно общаться с участниками педагогического процесса, т.е. наличие у педагога высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности. Противоречие заключается в том, что методик формирования указанной характеристики личности, учитывающих типичные ситуации общения в процессе выполнения должностных обязанностей, разработано недостаточно. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки педагога,  формированию его коммуникативной компетентности уделяется мало внимания, или оно осуществляется без учета типичных ситуаций общения специалистов, что указывает на необходимость поиска новых средств и методов формирования данной характеристики личности, соответствующих особенностям профессиональной деятельности в сфере образования.

1.1 Понятие  коммуникативной компетентности

     Коммуникативная компетентность – сложное, многогранное понятие: оно не сводится ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности педагога в сфере педагогики и психологии, ни к комплексу личностных черт и других компонентов.  Можно сказать, что коммуникативная компетентность - это определенный комплекс качеств (этно-, социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения), необходимых для оптимального осуществления межличностных норм общения и поведения, возникающих в результате научения.

Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности позволяет выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых уровня:

- проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и поведении человека;

- педагогические коммуникативные ценности, ориентация и специфика профессиональной мотивации педагога, его потребность в общении.

     Первоочередной задачей педагогического образования становится личностное гуманистическое развитие педагога, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте педагогической деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а ее развитие – как особая задача профессионального становления и развития личности педагога.

Я выделяю три критерия проявления коммуникативной компетентности педагога:

1. Уровень развития коммуникативных ценностей:

- ценностное отношение к обучающемуся,

- социокультурная направленность деятельности педагога.

2. Степень включения учителем коммуникативных ценностей в профессиональные идеалы:

-соблюдение педагогического такта и этикета;

-характер отношений педагога с обучающимися (межличностный, предметно-содержательный).

3. Уровень развития профессиональных коммуникативных умений учителя:

-умения вербальной коммуникации - речевое общение, использование голосовых данных;

- умения невербальной коммуникации - адекватность жестов, мимики;

- оправданность движений в пространстве класса;

- технология общения;

- эмоциональное интонирование общения - владение психоэмоциональным состоянием, проявление позитивных эмоций, умение предупреждать и разрешать конфликты.

Таким образом, та или иная выраженность вышеуказанных критериев позволяет нам говорить об уровнях коммуникативной компетентности.

Высокий уровень: выраженная направленность педагога на гуманные взаимоотношения с обучающимися как субъектами: каждая личность осознается и принимается; педагог испытывает потребность в общении с обучающимися и использует на практике ценностные социокультурные образцы. Значительно развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Преподаватель умеет регулировать свое психоэмоциональное состояние, ему присущи навыки эмоционального интонирования общения. Высокая степень проявления позитивных эмоций. Умение выхода из конфликтных ситуаций через сотрудничество.

Средний уровень: недостаточно выражена ценностно-коммуникативная ориентация преподавателя на отношения с обучающимися, которые воспринимаются внешне как гуманные, но реально носят характер выполнения социальной роли. Преподаватель не испытывает особой потребности общения с обучающимися, которое строго регламентировано, отчасти лишено положительной эмоциональной окраски. В значительной степени в рамках профессии развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Преподаватель умеет регулировать свое психоэмоциональное состояние, хотя возможна некоторая эмоциональная нестабильность.

Низкий уровень: у преподавателя, в случае исключения из своих ценностных ориентации одной или нескольких коммуникативных ценностей, общение с обучающимися не характеризуются как гуманное: они испытывают дискомфорт; эмоциональный фон урока скорее негативный, где содержательная коммуникация невозможна. В поведении преподавателя наблюдается диссонирование вербальных и невербальных составляющих общения. Такой педагог чаще всего не умеет реализовать свое психоэмоциональное состояние.

     В связи с этим, необходима разработка модели коммуникативной компетентности для совершенствования процесса профессиональной переподготовки педагогов образовательных учреждений ФСИН России, так как ее высокий уровень – необходимое условие осуществления стратегии сотрудничества и внедрения активных форм и методов развивающего обучения.

1.2 Формирование коммуникативной компетентности (модель)

     Рассмотрим пример наиболее полно отражающий все составляющие интересующей нас проблемы, она позволяет рационально выстроить процесс, направленный на развитие коммуникативной компетентности специалистов образования (см. таблицу).

            Модель формирования коммуникативной компетентности

Цель\средство

Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности

Модель поведения

Уровни формирования

Поведенческий (умения, навыки, стереотипы поведения)

Когнитивный (психические познавательные процессы)

Эмоциональный (эмоции, чувства)

Структура коммуникативной компетент

ности

Коммуникативные способности

Коммуникативные умения

Психологические знания

Свойства личности

Психи

ческие состояния

Направления формирования

Моделирование профессиональных ситуаций

Формирование представления об ассертивности

Самостоятельная работа

обучение приемам самоанализа

Знания о сходстве и различиях вербальных и невербальных проявлений ассертивного, пассивного и агрессивного поведения

Умения: установить контакт, расположить к общению, слушать и своевременно передавать инициативу в общении

Качества: *ассертивность, толерантность, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность

Принципы: опора на особенности профессиональной деятельности

Технологии: тренинг ассертивности, профессионально-поведенческий

Методы: интерактивное моделирование, ролевые игры, самооценки, симуляции

Результат обучения

Личность специалиста, способного осуществлять эффективное взаимодействие

*Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих (уверенность в себе).

     Исходя из вышеизложенного можно говорить о необходимости разработки модели коммуникативной компетентности педагога образовательного учреждения ФСИН России.

1.3 Нормативные документы о требованиях к общекоммуникативным умениям педагогов образовательных учреждений ФСИН России

      Нормативные документы, отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям педагогов, среди которых выделяются:

- информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем чтобы вызвать интерес слушателей к предполагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей  к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению);

- организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег);

- коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении);

- умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).

     Все эти умения по сути общекоммуникативные, от них во многом зависит результат деятельности педагогов – воспитание творческой, гармонично развитой личности. Согласно государственному стандарту по профессиональному образованию, критерием оценки качества образования является создание условий для развития обучающегося; поэтому совершенствование коммуникативно-речевых умений педагога имеет важнейшее значение в педагогическом процессе образовательного учреждения ФСИН России.

     Основа сформированности коммуникативной деятельности участников педагогического общения – определенный набор коммуникативных умений и  навыков. Обратим внимание на разграничение коммуникативных умений и навыков. Подчеркнем их разную природу: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения имеют творческий характер. Поэтому речевая деятельность педагога связана прежде всего с коммуникативно-речевыми умениями, сформированность которых – важное условие эффективности профессионального общения.

     Коммуникативно-речевые навыки дифференцируются следующим образом:

- умения связанные с анализом и оценкой результативности общения;

- умения нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.

      Проблема совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога практически не разработана и не выделена как самостоятельная. Целостной,  методической системы развития коммуникативно-речевых умений педагогов профессионального образования пока не создано: не определены направления работы по развитию их коммуникативно-речевых умений, не разработаны критерии оценки уровня развития таких умений педагогов для определения перспектив их совершенствования.

     Подытоживая вышесказанное, можно говорить о противоречиях между современными требованиями к профессиональной речевой деятельности педагогов профессионального образования и отсутствием научных и методических основ их речевой и коммуникативной подготовки. Выход из данной ситуации видится в совершенствовании коммуникативно-речевых умений педагогов в системе переподготовки. Переподготовка педагогов образовательных учреждений ФСИН России будет эффективной, если проводить:

- систему методической работы по совершенствованию коммуникативно-речевых умений педагогов в условиях образовательных учреждений ФСИН;

- проблемные семинары, объединения методистов,  по совершенствованию коммуникативно-речевых умений для более эффективной работы с педагогами;

- лекционные курсы педагогической риторики для педагогических и руководящих работников в институтах повышения квалификации.

2. О коммуникативной компетентности педагогов как подсистеме педагогического процесса

      Одной из подсистем профессионального образования выступает воспитательная работа педагогов образовательных учреждений ФСИН с обучающимися. Это дает основание рассмотреть ее зависимость от целей, содержания, методов и форм организации профессионального образования в системе ФСИН в целом.

     Определяющим компонентом педагогической системы любого уровня выступает взаимодействие педагога и обучающихся, на основе которого отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса. Воспитательная работа и её цели, заключаются во всестороннем гармоничном развитии осужденного, предусматривают охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития, исправлением личности осужденного (последнее связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием его индивидуальности).

     Цели воспитательной работы, таким образом, должны быть соотносимы с целями профессионального этапа образования.

     Цели, в свою очередь, определяют второй компонент любой педагогической системы – содержание образования. В контексте модернизации образования его содержание все чаще рассматривается с позиций компетентностного подхода и состоит из четырех структурных компонентов, основанных на опыте:

- познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

- осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;

- творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

- осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме ценностных ориентаций.

     Освоение этих четырех типов опыта позволяет осуществлять сложные культуросообразные виды действия, которые в современной педагогической литературе часто называются компетентностями. Компетентностный подход позволяет по-новому проектировать содержание профессионального образования и оценивать его не как систему знаний, умений и навыков, а как набор компетентностей. В составе ключевых социальных компетентностей коммуникативная компетентность, что говорит о высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности педагога: «Прежде чем приступить к ответственному делу  развития речи своих воспитанников следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи».

Так какие же требования предьявляются к речи педагогов:

- речь должна быть абсолютно правильна, литературна;

- по форме и тону – безупречно вежливая;

- структуру речи следует согласовывать с возрастом обучающихся: чем моложе осужденный, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

- содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам обучающихся;

- речь должна соответствовать таким критериям  как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Заключение

    Итак, в заключение выступления могу сказать, что первоочередной задачей педагогического образования становится личностное гуманистическое развитие педагога, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте педагогической деятельности.

Список литературы

1.Ражина Н.Ю. Исследование коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по специальности «социально-культурный сервис и туризм»// Молодежь, наука, творчество/ Под общ. ред.Н.У. Казачуна. Омск, 2005.

2.Глушкова А.Н. Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ// Управление ДОУ. 2011, № 5.

3.Стратегия модернизации содержания общего образования: Мат-лы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

4.Степанова О.А. Логопедическая работа как подсистема педагогического процесса // 2010.

5.Щербинина Ю. Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии

6. Коммуникативная педагогика: от "школы знания" к "школе понимания": материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность

Формирование коммуникативной компетенции учащихся наоснове новых технологий в процессе обучения деловомуанглийскому языку...

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что у будущих студентов не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специал...

Реализация коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности, на занятиях русского языка и литературы в колледже

Данная статья содержит практические  примеры о применении коммуникативной компетенции  на уроках русского языка, литературы и кружковой работы по основам журналистики....