Роль межличностных отношений в образовательном процессе
учебно-методический материал по теме

Филимонова Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped_sovete.doc98 КБ
Office presentation icon pedagogicheskiy_sovet_mezhl._otn.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

       Функции, способы и стратегии педагогического общения.

Труд учителя состоит из трёх взаимосвязанных составляющих: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Все они объединены единой глобальной задачей - развитие личности учащегося.

Педагогическое общение как составная часть труда учителя является главным инструментом этого труда. В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно связанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы общения. Культура общения учителя является показателем того, каким образом учителю удаётся реализовать принципы обучения и воспитания. Чем больше применяемых приёмов и средств общения, тем более высок уровень культуры учителя.

Человеческие отношения образуют основу социально – психологического климата коллектива. Оно сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов. Как говорил А.С. Макаренко:

«пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – всё это роднит людей, так же, как и работа. Если такие люди иногда и поссорятся, то в ссоре остаётся уважение друг к другу. Помирить их очень просто»

Главная задача членов коллектива – уметь общаться с учащимися, грамотно взаимодействовать с коллегами, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями. От этого зависит, как говорят психологи, настроение учителя на работе. Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражается на качестве учебн – воспитательного процесса. Причина перехода педагога из одного учебного заведения в другое – не складываются нормальные отношения на работе. К счастью в нашем коллективе этого практически нет. И в этот большая заслуга директора.

Общение – это одно из основных понятий психологии. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, вырабатываются привычки и традиции.

Педагогическое общение имеет свою специфику: определённую структуру, стили и функции.

Ведущей составляющей педагогического общения является позиционное взаимодействие. Общаясь с учениками, коллегами и родителями учитель занимает определённую позицию:

ПОЗИЦИЯ «над»

В этом случае учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации. Эта позиция характерна для взаимодействия «учитель – ученик».

ПОЗИЦИЯ «наравне»

Оба партнёра проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы друг друга. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель – учитель»

ПОЗИЦИЯ «под»

Учитель занимает подчинённое положение относительно партнёра по общению. Это характерно для взаимодействия учитель – администрация.

В реальной жизни часто нарушение позиций и правил общения, поэтому нужно уметь занимать правильную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.

Функции педагогического общения.

  1. Информационная функция

Взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит в обмене информацией.

  1. Социальная функция

Это восприятие учителем другого участника образовательного процесса: сочувствие, сопереживание, понимание проблем.

  1. Самопрезентативная функция

При общении осуществляется презентация  учителя, его внутреннего мира.  « Не измученный, усталый и  опустошённый, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек, может стать властителем дум и чувств нового поколения»

  1. Интерактивная функция   

При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.

  1. Аффективная функция

(Аффект – душевное волнение, страсть)

Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходимо нейтрализовать аффект, корректировать его.

У каждого человека есть две жизненные заботы

1. Достичь личных целей

2. Сохранить хорошие взаимоотношения с другими

        Соотношение этих двух главных забот и составляет типы поведенческих стратегий.

Результаты тестирования о предрасположенности к конфликтному поведению

Исследователи конфликтологии выделяют несколько способов регулирования конфликтов. К ним относятся:

  1. Соревнования (конкуренция) – «Акула»

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношения нет.

  1. Приспособление – «Медвежонок». Принесение в жертву собственных интересов ради другого. Взаимоотношения важны, цели нет.  Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
  2. Компромисс – «Лиса». Умеренно и цели и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
  3. Избегание «Черепаха». Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказ от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
  4. Сотрудничество – «Сова» - Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия. Когда ценят и цели и взаимоотношения.

Практика показывает , что именно в ситуации сотрудничества и стратегии «Сова» конфликт разрешается максимально выигрышно для всех его участников. Другие способы регулирования конфликтов позволяют достичь успеха в лучшем случае лишь одной из сторон

     

 Анализ результатов тестирования с короткими комментариями (тесты даны и проанализированы до педсовета)

Тест №1

 о предрасположенности к конфликтному поведению.

Выберете одно из суждений, которое является для вас наиболее типичным.

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

      Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то,  с чем мы оба согласны.

2.    А.  Я стараюсь найти компромиссное решение.

           Б.  Я пытаюсь успокоить другого,  и сохранить наши отношения.

3.    А. Обычно я стремлюсь добиться своего.

           Б.   Я пытаюсь успокоить другого,  и сохранить наши отношения.

4.    А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

        Б.  Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

 5.    А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти   поддержку другого.

         Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

 6.     А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

            Б. Я стараюсь добиться своего.

  7.    А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со  временем решить его окончательно.

            Б. Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться своего.

  8.   А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

                   Б. Первым делом я  стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.

            9.  А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких – то возникающих разногласий.

                 Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

           10. А.  Я твёрдо стремлюсь добиться своего.

                 Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

           11.  А, Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы.

                  Б. Я стараюсь успокоить другого и, главное, сохранить наши отношения.

           12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

                 Б. Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.

            13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

                   Б. Настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

            14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

                   Б. Пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов

             15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главное, сохранить наши отношения

                   Б. Стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.

             16. А, Я стараюсь не задеть чувства другого.

                   Б. Пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

              17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

                    Б. Стремлюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

              18. А. Даю возможность другому настоять на своём, если это сделает его счастливым.

                    Б. Если мне идут навстречу, я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении.

              19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

                   Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть все наши разногласия.

Б. Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

 21.  А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательнее к желаниям другого.

        Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.  А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и    точкой зрения другого человека.

                     Б. Я отстаиваю свои желания.

              23.  А. Как правило, я озабочена тем,   чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

                     Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

               24. А.  Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

                      Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

                25.  А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

                       Б. Я предлагаю среднюю позицию.

                 26. А.. Я предлагаю среднюю позицию.

                       Б. Меня всегда озадачивает то, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

                27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

                      Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

                28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

                      Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку другого.

                29. А. Я предлагаю среднюю позицию

                      Б.  Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

                30. А. Я предлагаю среднюю позицию.

                      Б.  Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких то возникающих разногласий.

Обработка результатов.

        Подсчитайте количество баллов, согласно таблице, и выразите количество выборов в каждой графе в  %, приняв число 12 за 100%

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

А

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

Итого

х

у

х

у

х

%

                       

           Пример:    12-100%              Х,У- найденные вами числа (сложить по колонкам то, что вы выбрали)

                                 Х-   %

Тест №2:

Определение стратегии поведения

в конфликтной ситуации.

Приведённые пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми  для разрешения конфликтов.

                Внимательно прочитайте утверждения и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:  5баллов – весьма типично; 4 балла – часто; 3 балла – иногда; 2 балла – редко; 1 балл –совсем нетипично.

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
  3. Мягко стеллит, да жёстко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух  спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Не подмажешь, не поедешь.
  9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
  10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
  11. Кто ударит и бежит, тот сможет драться и на следующий день.
  12. Слово «победа» чётко написано только на спинах  - врагов.
  13. Убивай врагов своих добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты мне – я тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит – ни гроша не стоит.
  22. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
  23. Ласковое дитя двух маток сосёт, а упрямое ни одной.
  24. Кто дарит – друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
  27. Семь раз отмерь – один отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синицы в руках, чем журавль в облаках.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего что заслуживало бы спора.
  32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
  33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

Обработка и итоги  теста «Определение стратегии»

Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте сумму баллов по колонкам.

 Наибольшее число баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии поведения.

1

«Черепаха»

«Акула»

«Медвежонок»

«Лиса»

«Сова»

№ вопроса   Баллы

№ вопроса   Баллы

№ вопроса   Баллы

№ вопроса   Баллы

№ вопроса   Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет Тема: Роль межличностных отношений в образовательном процессе.

Слайд 2

Цель: Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Слайд 3

Задачи: 1. Познакомить с теоретическими основами стиля и структуры педагогического общения. 2. Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции

Слайд 4

План: 1. Вступительное слово 2. Теоретические основы стиля и структуры общения. 3. Результаты тестирования о предрасположенности к конфликтному поведению. 4. Деловая игра «педагогические ситуации» 5. Роль имиджа педагога в образовательном процессе. 6. Подведение итогов.

Слайд 5

Общение –это взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции. Педагогическое общение - имеет свою специфику: определённую структуру, стили и функции.

Слайд 7

Позиция «над» Учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель – ученик»

Слайд 9

Позиция «наравне» Оба партнёра проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель- учитель»

Слайд 11

Позиция «под» Учитель занимает подчинённое положение относительно партнёра по общению. Наиболее часто это характерно для взаимодействия учитель – администрация.

Слайд 13

Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция

Слайд 14

Информационная функция Взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит в обмене между ними информацией (информация может передаваться как с помощью различных источников, так и с помощью мимики, интонации, жестов).

Слайд 16

Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция

Слайд 17

Социальная функция. Восприятие учителем другого участника образовательного процесса и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание. Понимание проблем.

Слайд 19

Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция

Слайд 20

Самопрезентативная функция. При общении происходит презентация учителя, его внутреннего мира. «Не измученный, усталый и опустошённый, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения» - Сластенин В.А.

Слайд 22

Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция

Слайд 23

Интерактивная функция При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.

Слайд 25

Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция

Слайд 26

Аффективная функция Аффект – душевное волнение, страсть. Общение должно быть комфортным. Должно быть чувство уважения, симпатии к другому человеку. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция.

Слайд 28

У каждого человека есть две жизненные заботы: 1. Достичь личных целей. 2. Сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Слайд 29

Соотношение этих двух главных забот составляет основу типологии поведенческих стратегий .

Слайд 30

Поведенческие стратегии Соревнование (конкуренция) – «Акула» Приспособление – «Медвежонок» Компромисс – «Лиса» Избегание – «Черепаха» Сотрудничество – «Сова»

Слайд 31

Соревнование (конкуренция) «Акула» Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия. Цели важны, взаимоотношения нет.

Слайд 32

Приспособление – «Медвежонок» Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Взаимоотношения важны, цели – нет.

Слайд 33

Компромисс – «Лиса» Умеренны и цели и взаимоотношения Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения

Слайд 34

Избегание – «Черепаха» Отказ от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Это стратегия ухода под панцирь.

Слайд 35

Сотрудничество – «Сова» Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, удовлетворяющие интересы обеих сторон. Ценят и цели и взаимоотношения.

Слайд 36

Практика показывает , что именно в ситуации сотрудничества и стратегии «Совы» конфликт разрешается максимально выигрышно для всех его участников

Слайд 37

Правила педагогического общения. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ученика видеть только отрицательные моменты. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжённость в общении. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована)

Слайд 38

Приёмы оценки личности учащегося. Положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку. Неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости Глобальная отрицательная оценка подрывает веру в себя, вызывает отвращение к учёбе.

Слайд 39

Результаты тестирования педагогов. Соперничество – 23% Сотрудничество – 50% Компромисс - 60% Избегание - 66% Приспособление – 50%

Слайд 40

Лучшие сочетания способов и стратегий регулирования конфликтов. Карцева М.Г. Густап С.Ф. Беззубикова И.А. Талаш С.А. Ермакова Е.А. Прошакова Е.В. Иванушкин В.В.

Слайд 41

Хорошее сочетание Панова В.Н. Филимонова О.Н. Иевлева Г.В. Короткова В.Ф. Шеляпин В.Л. Русских Е.А. Финашина Л.В. Новик С.В. Улейская Л.В. Шеляпина Л.Н. Лапшина Е.В. Космосова Е.М.

Слайд 42

Не совпадение способов регулирования конфликтов и поведенческих стратегий Евстратенкова Г.Т. Вдовина Н.Ю. Паршина Н.В. (причины – ответы на вопросы тестов не правдивые)

Слайд 43

Выводы. Автор теста К Томас считает, что при избегании конфликта(66%) ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как соперничество (23%), приспособление (50%)и компромисс ( 60%), или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные решения. Только в ситуации сотрудничества (50%) обе стороны оказываются в выигрыше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

Методическая разработка "Межличностные отношения"

"Межличностные отношения в группе"-Методическая разработка...

Роль самостоятельной работы в образовательном процессе

Статья: "Роль самостоятельной работы в образовательном процессе"...

Межличностные отношения старшеклассников

Межличностные отношения старшеклассников. Исследование...

практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников

Практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников предназначено для студентов по специаальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 02.06. В работе представлен теоретически...

Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...