Межличностные отношения старшеклассников
статья на тему

Межличностные отношения старшеклассников. Исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhlichnostnye_otnosheniya_starsheklassnikov.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ Т.ЛИРИ

В ранней юности продолжается развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками делятся на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми  на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений юности становится сложнее, в ней старшеклассники начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включены юноши и девушки, теряют непосредственный характер, их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, отводимого на него, приходится на общение со сверстниками. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции[2,c.201]. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, и особенно заметные межполовые различия наблюдаются в самом конце подросткового или в начале юношеского возраста в стремлении дружить человеком противоположного пола. Девочки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем мальчики.

 С помощью теста Т.Лири  мы изучили особенности «Я-концепции».  Данная методика создана в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Методика позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.  При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее представление о человеке в процессах межличностного восприятия[1,c.181].  

Результаты исследования старшеклассников  «Касторенской средней общеобразовательной школы №2» следующие: У 53% обучающихся высокие оценки по шкале властный-лидирующий, данной группе свойственно – диктаторство, власть, деспотический  характер, тип сильных  личностей, которые  лидирует во всех видах  групповой деятельности. Всех наставляют, поучают, во всем стремятся  полагаться на свое мнение, не умеют принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. Эти данные представлены на рис.1.

Рис.1

У 48% обучающихся высокие оценки по шкале ответственность-великодушие, данной группе свойственны следующие качества:  склонность к сотрудничеству, кооперация, гибкость и компромисность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативны, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительны,  проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

      У 47% высокие оценки по шкале ответственность-великодушие, в данной группе проявляются гиперответственность, всегда приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивость в своей помощи и слишком активны  по отношению к окружающим, принимают на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

У 40% обучающихся высокие оценки по шкале независимый-доминирующий, данной группе старшеклассников свойственно-резко неуверенных  в себе, имеют навязчивые страхи, опасения, тревожатся по любому поводу, поэтому зависимы от других, от чужого мнения; высокие оценки по шкале недоверчивый - скептический, данной группе свойственно отчужденный по отношению  к враждебному и злобному миру, подозрительность, обидчивость, склонность  к сомнению во всем, злопамятность.

У 33% обучающихся высокие оценки по шкале прямолинейность-агрессивность, в данной группе проявляется  жестокость и враждебность по  отношению к окружающим, резкость, жестокость, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

У 20%  высокие оценки по шкале  покорный-зависимый, данной группе свойственно –покорность, склонность к самоунижению, слабовольность, склонность уступать всем и во всем, всегда ставят себя на последнее место и  осуждают себя, приписывают себе  вину, пассивность, стремятся найти  опору в ком-либо более сильном.

По результатам данного исследования можно было бы рекомендовать психологу и социальному педагогу проводить индивидуальные и групповые  занятия. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

Список литературы

  1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /А.Бандура. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. –  310 с.
  2. Клюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. / В.Н. Клюцкий, И.Ю. Кулагина. – М.: Трикста, 2010. – 420 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Методическая разработка "Межличностные отношения"

"Межличностные отношения в группе"-Методическая разработка...

практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников

Практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников предназначено для студентов по специаальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 02.06. В работе представлен теоретически...

Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"...