Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"
статья

Строкова Ксения Сергеевна

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность группы в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Строкова Ксения Сергеевна

Педагог-психолог ГБПОУ СПЦ № 5 с. Горнозаводск

т.: 8(924-287-37-55)

E-mail: ksutik7@yandex.ru

Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент - Экзюпери 

Аннотация: Предлагаемая статья имеет цель анализ межличностных отношений в подростковом возрасте и развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу в профессиональном образовательном учреждении.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические подходы к изучению развития коммуникативных навыков как качества способствующего взаимопониманию в общении;
  •  раскрыть роль тернинговой работы для повышения уровня коммуникативных навыков и межличностных отношений;
  •  содействовать подростковой группе в ее становлении как организованного коллектива.

Ключевые слова: подросток, межличностные отношения, общение, коммуникация, тренинг, личность, группа.

Актуальность выбранной темы объясняется стремительным развитием средств связи, глобальных компьютерных сетей и способов передвижения что сблизило разные уголки планеты, сделало процессы взаимодействия людей более доступными, простыми, с одной стороны, и не дало готовых алгоритмов умений общаться, с другой.

Ведущим видом деятельности подростков является общение. В этом возрасте идет активный процесс самопознания, совершенствуется самооценка. Из-за непонимания родителями детей возникают конфликты. В связи с этим появляется неудовлетворенность, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Отсутствие опыта общения может приводить и к непониманию в коллективе сверстников. А неудачи в общении с ровесниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности. [1, с. 367].

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность группы в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. [2, с. 170]. Поэтому проблема межличностных отношений подростков является актуальной и требует достаточно серьезного внимания. 

Одним из наиболее эффективных методов развития личности подростков является тренинговая работа. В ходе тренинга у человека формируются определённые навыки, а также качества и свойства личности либо группы в целом. Социально-психологический тренинг, является наиболее эффективным методом развития коммуникативных компетентностей, развитие которых происходит благодаря формированию и развитию коммуникативных знаний, умений и навыков. [3, с. 686].

Проблема общения, его индивидуальные и возрастные особенности, значимость развития компетентности в общении, механизмы протекания и изменения в последние годы стали предметом специального изучения психологов, педагогов, лингвистов (Е.А. Жадан, Н.В. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева, В.В.Соколова, Е.В. Коротаева, Н.А. Лемянскина, И.А. Стернин, Щ.М. Казарцева, О.П. Кравчук, О.Н.Овсейчик).

Успешность межличностных коммуникаций связана со способами и механизмами вхождения человека в общение, в коллективную деятельность, которые представляют собой систему индивидуально-психологических свойств, умений, способностей, формирующихся в процессе общения и в дальнейшем оказывающих влияние на характер и продуктивность протекания самого общения. [4, с. 398].

Вопросам общения посвящены труды многих выдающих психологов, таких как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев Б.Д Парыгин, М.Г. Ярошевский и др.

В психологии общения важное место занимает понятие коммуникативной компетентности как многоплановой способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Проблемой компетенций общения занимались такие ученые, как А. Бандура, Э. Берн, Т.Гордон, А. Маслоу, и др. В отечественной психологии эту проблему разрабатывали Б.Г. Ананьев, Г.М.Андреева, Я.Яноушек, А.А. Бодалев, М.С. Каган, В.Н Куницына,  В.А. Лабунская,  А.А. Леонтьев. Наример, Э.Берн писал о теории бесконфликтного общения, основанного на правильном восприятии и построении процесса общения на основе преобладающего у человека в данный момент эго-состояния. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении.  Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности. [7, с. 109], [10, с. 432].

Основы тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н., Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша А.И. и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Тренинг коммуникативной и компетентности заключается в выработке социально - психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

Развитие собственной коммуникативной компетентности - достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей [8, с. 206].

Социально-психологический тренинг используется в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

В ходе тренинга у человека формируются определённые навыки, а также качества и свойства личности либо группы в целом. Социально-психологический тренинг, является наиболее эффективным методом развития коммуникативных и компетенций, развитие которых происходит благодаря формированию и развитию коммуникативных знаний, умений и навыков.

Самый благоприятный период формирования коммуникативных способностей - это подростковый возраст. Именно в это время человек начинает активно интересоваться общением, его ведущая деятельность меняется, он переключается с учебной деятельности на общение со сверстниками. Успешность подростка в разных сферах жизни (семейная, учебная, установление контактов со сверстниками) начинает зависеть от его коммуникативных способностей [9, с. 34-42]. Именно поэтому проведение социально-психологического тренинга в подростковом возрасте особенно эффективно.

Социально – психологический тренинг может способствовать решению широкого круга задач, прежде всего, связанных с общением и направленных на коррекцию и развитие системы отношений личности (компетентность в общении). Благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль индивидуальной беседы, рассуждения, мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции. Здесь коммуникативное личностное поле смысла особенности оценок, умения, навыки каждого участника тренинга оцениваются не абстрактно, а применительно к его поведению в проблемных ситуациях, моделирующих его стиль взаимоотношения с окружающей средой. Все это создает предпосылки для коррекции навыков и умений общения, а шире – для взаимодействия в ходе тренинга. [13, с. 350].

Вывод. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой в психологии. Социально - психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Тренинговая работа имела положительное значение для развития изучаемых сторон коммуникативной компетентности подростков.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М.: Издательский центр «Академия», 2000. 170 с.
  3. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. М.: Смысл, 2007. 686 с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Владос, 1995. 398 с.
  5. Бодалев А.А. Психологическое общение. М.: «Институт практической психологии», 1996. 150 с.
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: МГУ, 1997. 446 с.
  7. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества. Актуальные социально – психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Кисловодск: Промо, 2006. 109 с.
  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Голубева. Волгоград.: Учитель, 2009. 206 с.
  9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции  новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42
  10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах Минск.: Тетра Системс, 2000. 432 с.
  11. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.: ЛГУ, 1972. 128 с.
  12. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). СПб.: Речь, 2003. 118 с.
  13. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Михайлова В. А, 2000. 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...

«Технология моделирующего обучения - ключ к развитию коммуникативных навыков и контактности ребёнка в рамках ФГОС».

Рассматриваю технологии моделирующего обучения как механизм решения  проблемы развитие коммуникативной деятельности и контактности ребёнка, особенностью которого является совершенствование  ...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности

Среднее специальное образование в  Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

Коррекционной-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с РДА.

В статье освещены вопросы о необходимости организации коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Развитие  коммуникативных умений у...