Речевые и внеречевые средства общения
статья по теме

Пчёлина Любовь Геннадьевна

В статье речь пойдет о вербальных и невербальных средствах общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_i_vnerechevye_sredstva_obshcheniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые и внеречевые средства общения

  1. Главная профессиональная задача педагога – способствовать формированию личности учащегося, приобретений им знания и умения.

Педагогическое общение – важнейшее средство достижения этой цели.

Речь педагога – основное средство, которое позволяет сообщить учащимся необходимые сведения, оказать на них эмоциональное и мотивирующее влияние. Для эффективного использования этого средства педагогу необходимо обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть выразительными возможностями языка, иметь правильную дикцию.

  1. В педагогическом общении значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. До 40% информации передаётся интонацией. (Ex: слово «да» - произнести по-разному: твёрдо, с сомнением, вопросительно, ироничной интонацией.)

Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе.

Обычно громко говорят те люди, которые желают быть уверенны, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению.

Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) обличает людей, которые привыкли не сомневаться в правоте своей позиции (характерно для большинства педагогов).

Другой довод громкости голоса может выступать, как маскировочное средство, для сокрытия слабого духа, проявления недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами.

В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли согласиться с самоуверенностью говорящего?

Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно, рассудительно не требуется форсировать громкость своей речи.

Малая громкость – говорит о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный.

Иногда тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, тогда для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация.

Но тихий голос может быть и твёрдым, жёстким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и их голос обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают произносить негромко те вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что некоторые говорящие тихо, испытывают ощущение неловкости или вины (необязательно, обоснованное).

Сильные и внезапные колебания голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь произнесенная в одном тоне (даже с пафосом) не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Скорость речи – соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить.

Неторопливо, медлительно говорят спокойные обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения.

Но иногда медленная речь может быть признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, или просто лени, либо приема успокоительных средств.

Оживленно и бойко, торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди - если ритм речи равномерный. Если при общей высокой скорости речи ритм нарушен, говорит о том. Что человек робеет, недостаточно уверен в себе. Пример: студент на экзамене – не знает – тараторит и запинается либо ничего не может сказать.

Заметные колебания скорости речи говорят о недостатке уравновешенности, легкой возбудимости. Изменение темпа речи может сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей – когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он вдохновляется и зажигает слушателей.

Важным показателем речи является ее отчетливость. Ясное четкое произнесение слов – показатель внутренней дисциплины, стремление ясно представить свою позицию.

Бурчание, бормотание, нечеткое произношение (если оно не связано с дефектами речевого аппарата) является неуважительным отношением к собеседнику. Психологи считают: кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражает это голосом.

Ритмический рисунок речи формируется паузами. Использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Эпизод из романа Сомерсет Моэма «Театр», афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, а если сделала, то тяни ее насколько можешь.» Те, кто чувствуют себя тревожно в диалоге избегают пауз.

Самое важное в речи – произнесенные слова. Так как речь и интеллект тесно взаимосвязаны, то можно судить о словесном оформлении мысли и ее глубине.

Ограниченные люди обходятся ограниченным запасом слов, заполняя пустоты в речи, используют междометия и слова – паразиты (ну это короче, как его там…), предложения простые и односложные.

Показателем высокого интеллекта является умение построить развернутые высказывания из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с использованием причастных и деепричастных оборотов. Использование научных и публицистических терминов бездумно и безграмотно говорит об ограниченности мысли.

Человек по-настоящему образованный и культурный не склонен усложнять свою речь и захламлять иноязычным сором.

Главное о чем следует заботиться: слушая собеседника понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Часто приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения, и удивляемся, если он имел ввиду другое.

Основное правило любого разговора – слушая, сосредоточиться не на себе, своих мнениях и оценках, а на собеседнике с его взглядами, которые вполне отличаются от наших.

Помимо речевых средств коммуникации существуют элементы невербального (внеречевого) общения. Они так же несут в себе заряд информации.

Взгляды, жесты, мимика, поза педагога и студентов бывают иногда более выразительны, чем слова.

Рассмотрим основные параметры невербального общения:

руки – какую форму приобрели в процессе эволюции, можно сказать о конкретном человеке, а знание арсенала выразительных жестов, совершаемых руками помогает разобраться в настроении человека.

Чтение жестов.

Немецкий психолог Биркенбил делит жесты на широкие и мелкие. Она говорит, что чем сильнее выражаемые чувства тем более проявляется жестикуляция.

Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств, широкие движения притягивают к себе внимание. Их используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость.

Мелкие движения – их предпочитают те, кто не хотел бы привлекать к себе внимание. Это люди корректные, скромные, не желающие выставлять на показ свои чувства. Иногда такое поведение бывает продиктовано хитрым расчетом (намеренны произвести скромное впечатление). Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Т.к. каждый жест подлежит оценке, то показательно положение рук:

- руки заложенные за спину – отказ от предметной активности. Редко такое положение рук принимают люди активные и деятельные. Руки за спину является сигналом на время отрешиться от дел. Если такое положение принимается часто и сохраняется долгое время, то перед нами человек сдержанный, пассивный, склонный к созерцательности.

Люди, пекущиеся о самоутверждении выставляют кисти рук перед туловищем. Руки  находятся под углом, выражают повышенную готовность к манипуляциям, напоминает позу борца к поединкам.

По положению ладоней тоже можно читать информацию о человеке.

Положение кисти ладонью вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук – жест, которым пользуются ораторы.

Показ ладоней – символ открытости.

Проведённые исследования выявили движения при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или двумя руками, подпирание щеки или висков, касание рта. Прикладывание ладоней к одной или обеим сторонам головы говорит о том, что человек хочет оградить себя от раздражителей.

В толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест может не иметь символичной окраски. Например, прикосновение к носу – зачесался нос. Но стоит помнить, что наиболее удобными для нас являются позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению.

Что же касается мимических проявлений, то по мимической игре можно судить о быстро сменяющихся внутренних переживаний, о восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения., малоподвижная – указывает нам на постоянство душевных процессов, устойчивое настроение, спокойность, рассудительность, уравновешенность, надёжность.

Следует помнить, что каждый человек на протяжении жизни учится владеть лицом, некоторые искусно владеющие могут ввести в заблуждение наблюдателя.

Самый распространённый в житейской психологии критерий оценки человека – это направление взгляда. Если взгляд у человека прямой и открытый, значит человек сам такой. Кто прячет глаза, избегает встречи взгляда, скорее всего неискренен, недоброжелателен. Некоторые психологи разделяют такое мнение, например немецкий психолог Рюкле, а известный психиатр Леви говорит: «Кто упорно избегает смотреть в глаза – это люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей, а некоторые застенчивые люди смотрят упорно в глаза, чтобы победить застенчивость».

Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Частота зрительных контактов зависит от темы разговора. В целом люди смотрят друг на друга от одной трети до двух трети времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга ещё чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит.

Немецкие психологи провели эксперимент и выяснили, что те кто выдерживал более продолжительный зрительный контакт, оценивались в общем как более симпатичные люди.

Вот таковы основные вербальные и невербальные средства общения.

В своей работе я использую многие приёмы:

- колебание голоса (помогает удерживать внимание, достичь цели в фонетической работе, чтении текстов).

- отчётливое чёткое произнесение слов (в преподавании иностранного языка без этого не обойтись).

- использую в работе взгляды, жесты, мимику.

Литература

С.С.Степанов. Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекции 1- 8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Resource id #4494

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"

Мультимедийный лекционный материал по дисциплине "Социальная психология" на тему  "Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"...

Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ".

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.Использование языковой альтернаты призвано улу...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

Язык как средство общения

В презентации представлен материал по теме "Язык как средство общения" , освещены вопросы:1. Функции языка,2. Язык как система..3. Язык и речь....

Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"

Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз...

Искусство хореографии как средство общения.

laquo;Искусство как отражение общения есть само средство общения, и более того, есть школа искусства общения». ...