Особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»
статья по теме

Лёвина Мария Владимировна

В данной работе проведён музыкально-исполнительский анализ произведения "У берега зелёного" из кантаты "Ночные облака"  Г.В.Свиридова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_analizu_khorovogo_proizvedeniya_sviridova.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЦК хорового дирижирования

Особенности образной драматургии хора «У берега зелёного»

из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»

                                   

                                     Сообщение подготовил:

 преподаватель хорового дирижирования

                                                                   Лёвина Мария Владимировна  

                                                        

Самара, 2013

Введение.

Кантата Георгия Васильевича Свиридова «Ночные облака» является одним из лучших поздних творений композитора.         

        Практическая значимость данного произведения для дирижера-хоровика заключается в том, что в нем особо ярко видна связь музыки со словом, присущая композитору, представляется возможным изучение особенностей стиля Г. Свиридова. Кроме того, значение творчества Георгия Васильевича велико для всей нашей культуры. А данное произведение учит бережно относиться к музыке, к слову; прислушиваться к каждой фразе; ценить то достояние, которое у нас есть.

        Но, так как масштаб кантаты не позволяет изучить полностью все её номера, для анализа был выбран  второй номер – «У берега зелёного».

Объект исследования: кантата Г.В. Свиридова «Ночные облака».

Предмет исследования: образная драматургия хора «У берега зелёного».

Цель: раскрыть особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака».

Задачи:

1) изучить хоровое творчество Г. Свиридова, особенности его стиля;

2) раскрыть историю создания кантаты «Ночные облака»;

3) изучить особенности литературного текста;

4) выявить трактовку текста композитором;

5) оценить роль хора «У берега зелёного» в драматургии всей кантаты;

6) проанализировать выразительные средства музыкального языка, с точки зрения художественности образа.

Актуальность: данная работа актуальна как для студентов музыкальных учебных заведений, так и для преподавателей дирижирования. Г.В. Свиридов – величайший композитор XX века, который написал огромное количество произведений для хора. Кантата «Ночные облака» является одним из лучших его творений, но не до конца изученным, а, следовательно, интересным для  анализа. Вторая часть «У берега зелёного» входит в  программу по дирижированию у многих студентов, и будем надеяться, что данный материал поможет расширить знания и будет использоваться в работе как студентами, так и преподавателями.

        Настоящая работа включает в себя две главы, первая из которых посвящена общим сведениям об авторе и его произведении, а вторая раскрывает особенности образной драматургии второго номера кантаты «У берега зелёного».

         

1.1. Хоровое творчество Г.В.Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов – русский композитор, пианист и общественный деятель XX века.

        «Искусство Свиридова отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом»[1].

        Большую роль в творчестве Свиридова занимает вокально-хоровая музыка. Ее он писал в различных формах и жанрах всю свою жизнь.

        Много музыки Г. Свиридов написал для хора a cappella. Обычно произведения для хора a cappella принадлежат к камерно-лирическому жанру; в них часто используются тексты, рисующие картины природы или передающие ощущения от ее созерцания. «Иное у Свиридова. В центре его внимания всегда человек; образы природы, как правило, выполняют роль фона к сильным и глубоким человеческим переживаниям. К человеку, к его уму, сердцу обращена музыка Свиридова – гражданина, философа»[2]. Но в музыке Свиридова также улавливаются и настроения созерцания, любования тонкостью музыкальных интонаций, простотой.

        Вот самые известные хоровые произведения Г. Свиридова: хоровой концерт «Пушкинский венок», поэма «Отчалившая Русь», «Деревянная Русь», «Поэма памяти С. Есенина», «Петербургские песни», цикл «Песни безвременья». Но кроме них есть еще очень много песен, романсов, кантат. В 1979 году состоялась премьера концерта для хора Георгия Свиридова «Пушкинский венок»; была написана кантата «Ночные облака».

        Композитор писал свои хоровые произведения в основном на стихи С.А. Есенина, А.С. Пушкина и А.А. Блока. Поэзия А. Блока занимает в творчестве Г. Свиридова одно из центральных мест.

        «Свиридов создал свой стиль хорового письма, это исключительное достижение! Сочинив целый ряд выдающихся произведений, получивших в короткий срок огромное распространение, он дал новый толчок развитию целого жанра нашей музыки»[3].

        «Трактовка хора весьма своеобычна: многообразное использование дивизи, широкое расположение голосов, сочетание различных тембров, тончайшее применение характерных регистровых возможностей во всех группах создают необыкновенное богатство и красочность звучаний. Но, как и везде у Свиридова, краска лишь помогает, способствует уточнению общего художественного смысла, а не является ценностью в себе»[4].

        Георгий Свиридов вел дневниковые записи, где он писал о композиторах, о себе… «В первой же «толстой» тетради, в записи под заголовком «О главном для меня», композитор определяет свое творческое credo: синтез Слова и Музыки. Словоцентризм Свиридова — не столько от творческого влечения, сколько от мировоззрения, в котором Слово играло решающую роль. Сакральное литургическое Слово и классическая русская поэзия, в значительной степени выросшая из этого же Слова, формировали сознание юного Свиридова…»[5]. Главное в его записях — поэзия. Композитора влекло поэтическое слово — от него, как правило, шел импульс свиридовского творчества. Он тщательно отбирал поэзию, причем даже ни в чем не примечательных стихах он находил что-то такое важное, что совместно с его музыкой звучало прекрасно. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Бальмонт, Бунин, Блок, Есенин, Маяковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Клюев, Хлебников, Орешин, Пастернак, Твардовский, А. Прокофьев — это только часть тех поэтов, на стихи которых писал свою музыку Свиридов. «В свиридовской музыке большую роль играет изобразительный элемент. Композитор не любил мыслить абстрактными звуковыми формулами, в творчестве он шел от поэтического слова или от зримого образа. Сам признавался, что не может писать безобразную музыку. Георгий Васильевич обладал не только цветным слухом, но и особенным даром звукового воплощения пространственных представлений, пластических образов. В его творчестве силен созерцательный элемент, значительное место занимает пейзаж. В его произведениях много воздуха, открытого пространства. Есть и конкретные звуковые зарисовки, пейзажи, картины»[6].

        Многие свои произведения композитор Георгий Свиридов вынашивал десятилетиями, поэтому они так совершенны, когда выходят в жизнь. «Свиридов проделал длинный и сложный духовный путь. Как-то он заметил: «Я прожил долгую жизнь. В моей музыке отразились искания русской души». Именно в свиридовском творчестве странствие его духа и души особенно заметно. Все изыскивалось в душе (выражение Свиридова), все рождалось из искреннего творческого побуждения. Эти «документы души» с точностью электрокардиограммы регистрировали состояние внутреннего мира художника. В них можно наблюдать, как в его сознании медленно, исподволь вызревала, как говорил он сам, «национальная идея» «как сокровенная идея, как религиозная идея»…. Он приходит к выводу, что песня — это его жанр, его удел, как и Шуберта. Еще в маленькой тетради 1963 года он запишет вещие для себя слова: «Настало время искусства духовного, символичного, статичного и простого. Песня — вот основа нового, качественно нового в искусстве. Песня и обедня». Позднее он повторит эту мысль в одной из толстых тетрадей: «Моя форма — песня. Отдельная, заключенная в себе идея»…»[7]. Язык Свиридова — это язык современно трактованной ладотональной музыки. Его главные чисто технические открытия лежат в жанрах камерной вокальной музыки, в сфере мелодики, тембро-фонического хорового письма.

        «Главный образ творчества Свиридова – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высокопоэтическим духовным миром, чистотой нравственных идеалов, неизбывной любовью к Родине. Тема России, в символическом значении, пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея»[8].

1.2 История создания кантаты «Ночные облака».

        Кантата «Ночные облака» на слова А. Блока была создана в 1979 году, когда Г.В. Свиридов был уже зрелым, опытным человеком. За его плечами уже было немало произведений, в частности хоровых. Кантата была посвящена знаменитому музыканту, руководителю Московского камерного хора – Владимиру Николаевичу Минину.

        Кантата имеет две редакции. Первая называлась «Несказанный свет» и появилась она в 1972 году, на 7 лет раньше второй. Она состояла из 5 хоровых миниатюр, которые назывались: «Ночные облака»; « У берега зеленого…»; «Догоревшая жизнь» («Часовая стрелка движется к полночи…»); «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Несказанный свет («Мы живем в старинной келье…»). Вторая редакция относится к 1979 году. Называется она «Ночные облака», как и первый номер кантаты. Немного поменялись названия номеров, и появился другой финал. Теперь части получили названия: «Ночные облака»; «У берега зеленого…»; «Часовая стрелка близится к полночи…»; «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Балаганчик» («Вот открыт балаганчик…»). Самое удивительное, что в первой редакции кантата прозвучала только 3 декабря 2000 года в Петербурге, а исполнение второй редакции состоялось 6 марта 1980 года в Москве.

        Эти две редакции «отличаются диаметрально противоположной трактовкой финала. В окончательной редакции 1979 года новый финал – «Балаганчик» – кардинально изменил общую концепцию. Вместо вознесения («Мы помчимся к бездорожью в несказанный свет»), близкого «Отчалившей Руси», - балаган жизни, «адская музыка», провал в преисподнюю (крик ужаса в общем хоровом glissando по всему диапазону голосов, оборвавшийся грохотом тамтама)»[9]. Здесь возникает символика пламени и то сплетение ужаса и наслаждения, которое так страстно хотел выразить Блок и которое с такой «креативной дерзостью» воплощено Свиридовым.

        Такое завершение, неожиданное, кардинально все перевернувшее, наверное, возможно, благодаря антитезе первых четырех частей. Первая часть («Ночные облака») – это взлет ввысь. Парящая, нежная и хрупкая музыка, звучащая по-женски беззащитно, неустойчиво, как будто бы ускользает в стремительном порыве. Ее антитезой является третья часть («Часовая стрелка близится к полночи»), которая звучит твердо, по-мужски, четко и мерно, как неумолимое время. Постоянная тоническая опора. Это бездна, которая была свойственна Блоку. Вторая часть («У берега зеленого») – это смерть. Изображается похоронный обряд с библейской цитатой в стихах и унисонным псалмодированием в музыке, с отголосками православной панихиды. И ее антитеза – четвертая часть («Любовь»).

        «Полярность образов определила замкнутость и самостоятельность музыкального мира каждой части. Здесь нет связующих в целое лейтинтонаций. Связи тоньше и сложнее»[10]. Совершенно разные по сюжету, эти миниатюры объединены общностью символов. Именно в этом произведении ладово-интонационная символика становится особенно ясно выраженной. «В представлении композитора пентатоника – символ земли, не имеющей ни начала, ни конца. И если диатоника вообще – это устойчивое, вечное, то хроматика – временное, смертное, смятенность человеческой души (1-я часть – редкое у композитора царство хроматики). Есть еще обертоновая колокольная гармония неба (малый минорный ундецимаккорд)... Но... основа его музыкального миросозерцания – консонанс, диатоника, плагальность»[11].

        А. Блок написал очень яркие, образные слова о своих стихах, которые уместились всего в два небольших предложения, но которые отражают всю суть его поэтики: ««Каждое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». Свиридов распространяет этот принцип блоковской поэтики на разные части кантаты, связывая их в единое музыкально-поэтическое целое повторяющимися словами-символами (сердце, жизнь, любовь, слезы, песни, небо), которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета»[12].

         

        

II Особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака».

2.1 Особенности литературного текста и его трактовка композитором.

Искусство рождается из вечного взаимодействия

двух музык – музыки творческой личности и музыки,

которая звучит в глубине народной души, массы.

А. А. Блок.

Стиль А. Блока. Особенности содержания. Анализ поэтического текста.

        А.А. Блок (1880-1921) – величайший русский поэт конца XIX – начала  XX века. Символист. Это трагический поэт страсти и отчаяния; поэт «свободной мечты».

         «Блок совершенно исключительный музыкальный поэт... не только в смысле общепринятом, т. е. в смысле музыкальности, певучести своих стихов. Музыкальные образы занимают огромное место в его поэзии. Более того, Музыка часто являлась побудительной причиной многих его произведений»[13]. Слово «Музыка» — одно из самых часто встречающихся у Блока; мы можем найти его в драмах, статьях, дневниках, записных книжках, слово это у Блока необыкновенно (многозначно) велико по своему значению, оно носит характер символа, одного из самых центральных, определяющих все миропонимание Блока. Причем оно обозначало стихию музыки, т. е. все бессознательное, таинственное, не зависящее от человека.

        Его стихотворения полны таинственности, загадочности, в них постоянно нужно искать вторые смыслы, подтекст. Достаточно упомянуть хотя бы один из самых известных его циклов – «Стихи о Прекрасной Даме» и уже поймешь, что во всем царит неизвестность, тайна и красота.

        Что же сокрыто за необычным названием? «В «Стихах о Прекрасной Даме» выражено в личном переживании ощущение вечного всемирного бытия, которое якобы способно открыть перед человеком путь из окружающего его мрака «глухой ночи» - к «вселенскому свету» грядущего «ослепительного дня»»[14]. «По глубокому определению самого Блока, «Стихи о Прекрасной Даме» - это «сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь»»[15].

        Стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» относится к этому сборнику стихов и входит в третий его раздел, написанный в Санкт-Петербурге осенью-зимой 1901 года.

Стихотворение А. А. Блока (3 ноября 1901 года)

                                Скрипнула дверь. Задрожала рука.

                                Вышла я в улицы сонные.

                                Там, в поднебесьи идут облака

                                Через туман озаренные.

                                С ними – знакомое, слышу, вослед...

                                Нынче ли сердце пробудится?

                                Новой ли, прошлой ли жизни ответ,

                                Вместе ли оба почудятся?

                                Если бы злое несли облака,

                                Сердце мое не дрожало бы...

                                Скрипнула дверь. Задрожала рука.

                                Слезы. И песни. И жалобы.  

         В рукописи сделана помета «ante lucem» («до света»). Так А. Блок помечал стихи, написанные перед встречами с Л.Д. Менделеевой. В авторском экземпляре зачеркнуто, с пометой «Мама говорит, что это – русская девушка».

        В стихотворении 3 строфы, в каждой из которых по 4 строки. Размер – трехдольный – трехстопный дактиль.

-´- - / -´- - / -´- - / -´ (мужская рифма)

-´- - / -´- - / -´- - (дактилическая рифма)

        «Дактилические рифмы – протяжные, в русской поэзии первоначально с народным привкусом»[16]. Рифма перекрестная: a b a b.

        За счет повторения строки «Скрипнула дверь. Задрожала рука» как бы происходит замыкание круга, и даже не круг изображается здесь, а спираль, так как после этих слов в начале и в конце следует разное продолжение. Получается возвращение, но на новой высоте, на новом этапе.

        Много назывных предложений – излюбленная форма А. Блока. Они придают стихотворению недосказанность, ожидание. Кроме того, эту недосказанность создают вопросительные знаки и многоточия в конце предложений. Благодаря эпитетам: «улицы сонные», «облака озаренные» и другим средствам выразительности языка, словесный текст делается более красочным, ночная природа оживает перед нашими взорами.

Стихотворение А. Блока в трактовке Г. Свиридова. Блок и Музыка. Свиридов и Слово.

        Стихотворения Блока очень трудны для музыкального прочтения (воплощения), несмотря на свою музыкальность и именно благодаря ей. Они особенно трудны еще потому, что часто внутри лежит музыка, музыкальное впечатление. «Стихи поэта ставят перед музыкантом ряд нелегких стилистических задач. Не говоря уже о сложности поэтических образов Блока, в полупрозрачной глубине которых всегда мерцает скрытый, не сразу уловимый смысл, - самое звучание стихов, даже наиболее близких к классической традиции, все же целиком в эту традицию не укладывается»[17]. «В музыке же Свиридова интонация настолько точно выражает внутренний смысл слова, что представляется единственно возможной. Кажется, что иначе спеть, произнести нельзя. От этого речь его предельно естественна – создается впечатление, будто Свиридов только освободил музыку, заключенную в словах поэта. И достигнуто это минимумом нотных знаков. Только теми, без которых невозможно обойтись. Пожалуй, поэтому так трудно... работать над его произведениями. Нельзя скрыться за обилием нот. Надо найти только одну, единственно правильную интонацию, выражающую самую суть внутреннего душевного движения»[18].

        Композитор, как и поэт, нашел музыкальные символы для отображения поэтических образов. «Композитор сразу взял в Блоке самое основное: душевный жар и цельность духа поэта. Он почувствовал, что его поэзия – песня, простая и цельная, песня обо всем сложном, что волнует человека нашего столетия. Поэтому Свиридов передает слова Блока крупными, мощными глыбами музыки, и такой синтез рождает высочайшие образцы искусства»[19].

        В последние годы Г. Свиридов обратился именно к символистским стихам А. Блока, к которым относится в частности сборник «Стихов о Прекрасной даме». В последних сочинениях: кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980), Свиридов открывает в Блоке поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового.

        Свиридов – сам поэт, мир его музыки – это одновременно и мир его поэзии, для которой он находит у разных авторов близкие себе стихи. Они помогли ему осознать и сформировать своего лирического героя – единого в многоликих образных и психологических превращениях – и свои «сюжеты» кантат, ораторий, поэм, циклов – чисто внутренние, поэтические сюжеты, всегда глубокие и возвышенные, говорящие о главном в жизни. Вот это главное, внутреннее, глубинное в стихах и раскрывает музыка Свиридова.

         Вся музыка кантаты «Ночные облака» построена на контрастах. Если говорить о первом номере – «Ночные облака», то контрасты есть даже внутри самой части. Постоянные темповые изменения, crescendo и diminuendo делают музыку выпуклой. Практически в каждом такте есть свой контраст, основанный на смене оттенков. Музыка в буквальном смысле этого слова дышит и люди, которые исполняют ее, живут вместе с ней, чувствуют все нюансы душой и сердцем.

Контрастность становится для Блока определенным способом построения образа. Мы наблюдаем ее не только в отдельных строках и строфах. В ряде случаев контраст является композиционной основой произведения в целом или основой сюжетной ситуации. «И еще одно эхо блоковского поэтического мира отозвалось в «Ночных облаках». Разные части просвечиваются повторяющимися словами-символами – сердце, жизнь, любовь, могила, слезы, песни, небо, - которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета…Такие слова-звезды связывают отдельные фрагменты кантаты в единое музыкально-поэтическое целое и ярче освещают ее символический, обобщающий смысл»[20].

В партитуре написано, что в стихи Блока композитором внесены некоторые изменения. Свиридов изменил всего лишь одно слово. Вместо «идут облака», он написал «летят облака», что придало им большую легкость, воздушность, полетность. Музыка настолько откликается на отдельные детали слов стихотворения, что кажется, будто они совершенно неотделимы друг от друга. Например, на слова «Там, в поднебесьи...» мелодия взлетает вверх, воспаряет к небу.

Музыка наполнена элементами звукоизобразительности. На словах «Скрипнула дверь» мы мгновенно представляем, как приоткрывается скрипучая дверь. Это передано в музыке с помощью использования секундового соотношения гармоний и                                               , после чего очень длительные паузы, изображающие, как человек прислушивается. Следующая фраза «Задрожала рука» показывает нам настоящую дрожь, волнение, трепет, за счет accelerando и ritenuto на протяжении всего двух тактов.

У А. Блока были утопические надежды «на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе далеких и манящих «зорь». Такие звонкие, ликующие ноты громко звучат в «Стихах о Прекрасной Даме» и подчас совершенно заглушают горькие жалобы на «жалкую юдоль»»[21]. Так и в музыке на стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» на словах «Слезы. И песни. И жалобы» звучит мажор. Т. е. эти слезы, песни, жалобы светлые, а не горькие.

        Двух художников – поэта А. Блока и композитора Г. Свиридова роднит то, что они в своих произведениях воспевали Россию, обращались к ней, как к самому близкому и драгоценному, что у них есть. «...два автономных искусства – музыка и поэзия, – чтобы объединиться друг с другом в романсе или хоре, идут навстречу одно другому, делясь своими выразительно-конструктивными возможностями и делая взаимные уступки»[22].

         «Музыка Свиридова... находится на границе поэзии и музыки. Музыка, с одной стороны, и слово, полное музыки, с другой – сливаются, образуя некое новое художественное единство»[23].

        «Музыка Свиридова, будучи неотделима от стихов, являет собой совершенную форму, которая, принимая в себя поэтическое слово, несет это слово. С музыкой Свиридова стихи становятся в чем-то иными. В них открываются новые звучащие качества»[24].

2.2 Хор «У берега зелёного» в драматургии кантаты.

Поэзия Блока воплотилась в музыке Свиридова удивительно многогранно. В его песнях, романсах, кантатах распеты основные темы блоковской поэзии, а в кантате «Ночные облака» эта тема повернулась еще одной новой гранью.[25]

Музыкальность «Ночных  облаков» поразительна. Кажется, поёт, звенит, вибрирует и переливается сам воздух. О чём «Ночные облака»? Если сказать двумя словами- о жизни человеческой, о кратковременности земного, о вечной смене и повторяемости… О красоте, которая спасёт мир.[26]

Композиция «Ночных облаков», строго говоря, бессюжетна, части сопрягаются друг с другом по контрасту, но особую роль играет контраст «на расстоянии».

Например, контрастными являются - первая и третья часть: музыкальные средства, создающие образ третьей части, противоположны тем, что были в первой.

О роли обряда, ритуала в хоровых циклических произведениях Свиридова можно говорить как об определённой сложившейся примете его драматургии. Вторая часть кантаты «Ночные облака»- «У берега зелёного»- тоже обряд (рассказ о похоронах маленькой девочки) и символ ритуала, подчёркнутый библейской цитатой в стихах и строгим унисонным псалмодированием в музыке. Трагизм сцены углубляется тем, что это похороны ребёнка. Немного можно найти примеров, где подобная тема была выражена столь же благородно, красиво и человечно, как здесь. В музыке, простой, как дыхание, естественной, как природа, в которой совершается обряд, слышны отголоски православного богослужения – панихиды (заупокойная служба). Строгий аккордовый склад – словно выражение мирового покоя. И вдруг- крик боли, отчаяния, эмоциональная реакция на совершившееся- плач без слов. «Извечен закон природы: одно рождается, другое умирает, но сердце человеческое, видя смерть, всякий раз содрогается».[27]

Вторая часть данной кантаты выражает крайнюю степень горя и трагизма, боль утраты и невозможность души примириться со смертью. Два цвета, окрашивающие стихотворение, - зелёный и голубой (платье девочки) – символы земли и неба, словно вознесение детской безгрешной души с благоуханиями весенней земли. Музыкальный символ этого слияния земли и неба -  чисто свиридовская последовательность звуков, выросшая из глубин народной ладовости.

Хоровые вокализы в сочинениях последних лет играют важную эмоциональную и драматургическую роль. В данном случае- это высшая точка напряжения. Как у Блока повторения в общем (сюжетные мотивы, персонажи, темы, идеи) и частном (повторы слов, фраз, строф), так и у Свиридова- часто повторяющиеся интонационные обороты, попевки, гармонии- знаки его музыкального мира- каждый раз в новом контексте получают новый смысл и новый свет. А повтор как признак стиля говорит об устойчивости мироощущения, определённости своего творческого лица и опоре на народные традиции, где повтор играет существенную роль. В «Ночных облаках» ясно ощущается неуловимое сочетание новаторской свежести с исконным. Например, взлёт ввысь в первой части и «вознесение курений» во второй интонационно тождественны, но по-разному эмоционально окрашены в контексте целого, также как и скользящие кварты в конце тех же частей.

И ещё одно эхо блоковского поэтического мира отозвалось в «Ночных облаках». Разные части просвечиваются повторяющимися словами-символами – сердце, жизнь, любовь, могила, слёзы, песни, небо, - которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды».[28]  Такие слова-звёзды связывают отдельные фрагменты кантаты в единое музыкально – поэтическое  целое и ярче освещают её символический, обобщающий смысл.

2.3. Система средств выразительности в создании художественного образа.

Вторая часть кантаты «У берега зелёного»- произведение необычно по своему строению, относится к жанру хоровой миниатюры. Следует отметить, что композитор бережно и чутко относится к тексту. «Слияние музыки и поэзии у Свиридова исключительное: в мелосе, в гармонии, фактуре, ритме, темпе, динамике, агогике - во всем этом удивительный блоковский образ, тончайшее сочетающий внутренне и внешнее…».[29] Вследствие очень тесной взаимосвязи  с текстом, форма данного произведения строфическая, однако можно проследить элементы трёхчастной репризной формы.

Основная тональность хоровой миниатюры «У берега зелёного» h-moll, однако встречаются отклонения. Первая строфа представляет собой классический период квадратного строения, модулирующий, состоящий из 2-х предложений.  Исходное тематическое построение использовано лишь на половину строфы, и является её первым предложением, которое заканчивается на несовершенной каденции (S h-moll′a). В основе тематического построения (импульса мотива) лежит квартовый скачок и нисходящее движение от IV ступени к I. Период состоит из 8-ми тактов. Второй 4-хтакт начинается так же, как и предыдущий, следовательно, можно утверждать, что период повторного строения. В конце первой строфы происходит отклонение в VI ступень(G- dur)- излюбленный приём Свиридова, («авторское отклонение»[30]). Это доказывает, что период модулирующий. Мелодия певучая, плавная, не содержит широких скачков, однако присутствует интонация lamento (плача, скорби)- нисходящее поступенное движение к первой ступени. Первая строфа-  начало повествования о смерти девочки, но очень спокойное, сдержанное, в гармонии в основном преобладают аккорды тонической и субдоминантовой группы, без резких диссонансов.

Вторая строфа начинается с основной тональности, также представляет собой период, сходный с предыдущим. Однако здесь мелодия отличается от мелодии первой строфы. Очень интересный приём использует композитор – на протяжении первого предложения звучит тонический органный пункт и в партии сопрано и в партии басов, а мелодия исполняется только средними голосами. Это подчёркивает содержание поэтического текста, («..белые священники с улыбкой хоронили…»), имитирует православную заупокойную службу (панихиду). Монотонность, средний регистр, простая гармония, тихая динамика, и что самое главное - музыкальные средства лишь подчёркивают, усиливают значимость слова. Ритмически ничего не изменяется, композитор чередует восьмые и четвертные длительности, и снова для отражения текста.

Третья строфа по строению отличается от предыдущих. После  одного аккорда в светлом D-dur,через h-moll  отклонение в тональность субдоминанты (e-moll). Мелодия плавная, со второго такта звучит унисон у всех голосов в партитуре - это тоже признак того, что Свиридов берёт за основу древний знаменный распев, также используемый на богослужении, для более точной и острой передачи характера отпевания. Унисонное движение голосов исполняется ровными восьмыми длительностями. Третья строфа подготавливает четвёртую, которая является как бы противопоставлением всем остальным. Композитор не изображает страшную трагедию, не делает акцент на факте смерти ребёнка, а просто констатирует данный факт, и более того, облегчает четвёртую строфу и акцентирует внимание на «возносимых курениях». Он видит глубокий смысл заложенного в основу стихотворения А.Блока. Да, девочка умерла, но она младенец, и светлая душа её возносится вместе с молитвой вверх, и это он считает важнее, чем похороны. И для передачи этого, композитор переносит мелодию постепенно в верхний регистр, удлиняет длительности (на словах «…и тихонько возносили в небо курения…»), использует простую, светлую и прозрачную  гармонию, замедляет темп - полное успокоение. После чего вводит вокализ(6-титакт) - драматическая, динамическая кульминация хора, но не смысловая. По замыслу композитора вокализ должны исполнять два хора, содержащие абсолютно одинаковые партии. Это яркое средство музыкальной выразительности, которое подчёркивает крик и плач скорбящих родственников. Здесь самая высокая точка в мелодическом материале, самая яркая динамика, которая растворяется от ff до pp, при чём вокализ завершает сначала один хор, а затем другой, постепенно исчезает громкая динамика, самые длинные длительности (от восьмых и четвертных перешёл к половинным с точкой, залигованным четвертным и т.д.). Вокализ – это самое драматическое место в рассматриваемом хоре и  по смысловому назначению, и по средствам выразительности.

Пятая строфа является повторением первой, но не полным. Она также представляет из себя период, но в отличие от первого - неквадратного строения, т.к. второе предложение расширено и мелодический материал изменён, гармония более сложная (встречается DD9, разрешающийся в VI ступень- G-dur). Заканчивается хор кодой, которая звучит в основной тональности. Следует особое внимание обратить на размер в хоре «У берега зелёного». Композитор использует переменный размер на протяжении всего произведения, изменяет его в зависимости от текста в каждом такте. Можно сказать, что размера здесь вообще нет, а только условное разделение на относительные такты, для удобного исполнения, как хору, так и дирижёру. Очень подвижная динамика - от нежного pp до драматичного ff – украшает текстовую основу, делает более доступным содержание. Заканчивается хор «У берега зелёного» очень медленно на pp на тоническом развёрнутом трезвучии, как бы испарившись в воздухе, словно «возносимые  курения», оставляя после себя скорбь и одновременно надежду.

Заключение.

В данной работе были изучены особенности образной драматургии хора «У берега зелёного» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака». Изучение хорового творчества композитора позволило увидеть, что особенную роль в нем играли произведения для хора a cappella. В них Г. Свиридов передавал поэтическое слово с тонкостью мастера, просто и понятно. Музыка и слово слиты воедино, не могут друг без друга жить. Изучение истории создания кантаты показало, что произведение существует в двух различных не только по названию, но и по замыслу частей, и данная работа посвящена второй редакции.

        Далее был изучен литературный текст, так как это является неотъемлемой частью анализа хорового произведения. Важно и то, какая рифма используется (перекрестная; мужская и дактилическая). Стихотворный анализ позволяет лучше понять замысел композитора. Трактовка данного стихотворения в музыке настолько правдива, что кажется, будто Г. Свиридов услышал звучание строк поэта и просто отделил его от текста, чтобы мы смогли созерцать и воспринимать всю красоту и полноту произведения.

        Хор «У берега зелёного» в драматургии всей кантаты является как бы погружением в размышление о смерти, но с другой стороны показывает, что смерть-это не конец. Здесь отпевание ребёнка не насыщенно драматизмом и трагизмом, скорее светлая грусть, не  трепет и страх перед будущим.

        Анализ средств выразительности музыкального языка хора «У берега зелёного» показал, что в нем содержится внутреннее развитие. Каждая фраза несет свой смысл и заставляет прислушиваться к словам, настолько трепетно и полетно они звучат.  

        

Список литературы

Теоретическая литература:

1. Алфеевская, Г. С. Анализ музыкальных произведений. Руководство к написанию курсовой работы. Образцы анализа. – М.: Интерпракс, 1994. – С.64

2. Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав., часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 256

3. Васина-Гроссман, В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке//Поэзия и музыка: Сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1973. – С. 97-137

4. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 556

5. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — С. 368

6. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – С. 496

Историческая и художественная литература:

1. Блок, А. А. Собр. соч. т.1 – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – С. 716

2. Веселов, В. Звездная романтика//Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 19-32

3. Живов, В. Хоры a cappella Свиридова//Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Фришман, Д. В. – М.: Музыка, 1971. – С. 320-351

4. Золотов, А. Музыка ясности и силы. //Статьи о творчестве Свиридова.// Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 111-113

5. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. Золотов, А. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 262

6. Масловская, Т. Жизни строй и вечности огни// Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 78-92

7. Минин, В. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 41-43

8. Швейцер, М. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 51-55

 Интернет-ссылки:

1. Белоненко, А. С. Из чего рождается гармония Открытый текст периодическое издание// http://www.opentextnn.ru

2. Блок и музыка//Георгий Свиридов Музыка как судьба (2002). (Отрывки из книги мемуаров) Тетрадь  1972–1980//http://www.opentextnn.ru– С. 139

3. Великие композиторы// http://netlab.e2k.ru

4. Свиридов Георгий Васильевич - биография, творчество                            http://solamusica.narod.ru


[1] Великие композиторы// http://netlab.e2k.ru

[2] Живов, В. Хоры a cappella Свиридова//Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Фришман, Д. В. – М.: Музыка, 1971. – С. 321

[3] Веселов, В. Звездная романтика//Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 29

[4] Веселов, В. Ук. соч. – С. 29

[5] Белоненко, А. С. Из чего рождается гармония: Открытый текст периодическое издание// http://www.opentextnn.ru

[6]  Белоненко, А. С. Ук.соч.

[7] Белоненко, А. С. Ук.соч.

[8] Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. Золотов, А. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 4

[9] История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 115

[10] История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 115

[11] История... Ук. соч.  – С 115

[12] История... Ук. соч. – С. 116

[13] Блок и музыка//Георгий Свиридов Музыка как судьба (2002). (Отрывки из книги мемуаров) Тетрадь  1972–1980//http://www.opentextnn.ru/– С. 139

[14] Блок, А. А. Собр. соч. т.1 – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – С. 23

[15] Блок, А. А. Ук. соч. – С. 24

[16] Васина-Гроссман, В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке//Поэзия и музыка: Сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1973. – С.112

[17] Васина-Гроссман, В. Ук. соч. – С.102

[18] Минин, В. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 42

[19] Веселов, В. Ук. соч. – С. 24

[20] Масловская, Т. Жизни строй и вечности огни// Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 91

[21] Блок, А. А. Ук. соч. – С. 23

[22] Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – С. 10

[23] Швейцер, М. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 54

[24] Золотов, А. Музыка ясности и силы. //Статьи о творчестве Свиридова.// Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 112

[25] Белоненко А.- М.: Сов. Композитор, 1990.- С.84.

[26] Гаврилин В. Его оружие- музыка// Веч. Ленинград. 1980. 5 июня.

[27] Белоненко А.- М.: Сов. Композитор, 1990.- С.88.

[28] Блок А. Записные книжки. С. 451

[29] Музыкальный мир Георгия Свиридова.// Сб. статей/ Белоненко А..- М.: Сов. Композитор, 1990.-С. 134

[30]  Золотов, А. Музыка ясности и силы. //Статьи о творчестве Свиридова.// Книга о Свиридове. Размышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

«Берегите землю, берегите!»

Сценарий22 апреля во всем мире отмечается как День Земли.Международный День Земли отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия. В России официальной эта дата считается только с 1998 года. В наше...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

"Особенности работы с детским хором"

В докладе отражены материалы для работы с детскими голосами...

УМК по дисциплине "Механизация работ в зелёном строительстве" для профессиональной подготовки Работник зелёного хозяйства

Учебно-методический комплекс для учебной дисциплины "Механизация работ в зелёном строительстве" содержит программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-оценочные средства. Дисц...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...