Отцы и дети
классный час по теме

Шакирзянова Елена Александровна

Методическая разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_ottsy_i_deti_gr.2.11.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ленинск-Кузнецкий технологический техникум

Классный час

тема :

«Проблема Отцов и детей  в современном мире»

Цель :   1 .Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.

           2.Побудить обучающихся иметь более теплые взаимоотношения со старшим поколением.

Форма проведения :философский  стол  

                                                                                    Разработала и провела:

Шакирзянова Е.А.  

2013год

Ведущий 1:Добрый день дорогие друзья ,мы рады видеть вас на нашем мероприятии,оно необычное .

Мы проведем его в форме философского стола и зажжем свечу,как символ живой мысли(зажигаем свечу).

Ведущий 2:

Проблема отцов и детей всегда волновала человека .

Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем.  Почему же у подростков происходят разногласия с родителями ?

Ведущий 1:

Конечно,подросткам присущи свои трудности и проблемы,но они также могут доставлять и радости . Подростковый период –это бурное время .Подростки переживают эмоциональные взлеты и падения.Юноши и девушки хотят быть более независимыми,им могут не нравиться ограничения,которые накладывают на них родители.Однако такие подростки еще не опытны и нуждаются в любящей терпеливой помощи родителей .

Ведущий 2:

 Да подростковые годы могут быть волнующим временем ,но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей ,но и для подростков .  Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей .Она занимала если не центральное место то одно из основных мест в их мыслях.Ещё во времена Сократа жившего на земле в (5 веке до н.э.) говорилось об этом :«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши.Она отличается дурными манерами презирает авторитеты ,не уважает старших.  Дети спорят с родителями ,жадно глотают еду и изводят учителя»

и во времена Тургенева  (Где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает что время ,в котором жил его отец необратимо уходит в прошлое ,а на смену ему приходит время с другими принципами и идеалами. )

Ведущий 1:

Может быть огонь этой идеи уже угас во времена средневековья ,когда мысли ученых были заняты поиском философского камня ,а глаза горели пламенем наживы .

Но вот во времена бурных изменений эта проблема встает с удвоенной силой .

И по мнению отцов ,всё это ведётк катастрофе .

Ведущий 1: Сегодня  мы попытаемся разрешить эту проблему и найти ответы на вопросы:  Отчего возникают конфликты?

Разрешим ли конфликт между отцами и детьми?

Ведущий1:

(вопрос для студентов и родителей)

1.Что такое конфликт?

столкновение двух мнений, взглядов на одну и ту же ситуацию;

столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.

2.Каковы его причины (записываем на доске).  

1.нет согласия,равноправия.

2.несовпадения интересов.

3.непонимание.

4.недоверие,насмешки.

5.излишняя опека.

6.не умение слышать друг друга.

7.равнодушие.

8.Неуважение к личности.

9.ложь и неискренность.

10вредные привычки.

11.досуг.

12.поведение.

Ведущий 2:

но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни.

Ситуация 1.  

Дочь возвращается домой в 2 часа ночи.Родители возмущены до предела.

Ситуация 2. Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители  объясняют,что сделать это сейчас нет возможности.

Обсуждение данных ситуаций.  Поиск ответа на вопрос

 «Как вы думаете, чем может завершиться данная ситуация для подростка, а для родителей и семьи в целом». «Каковы на ваш взгляд выходы из данной ситуации, развитие событий» (Обсуждение и высказывание мнений по принципу «Свободный микрофон»)

Ведущий 1:

Исследовательской группой нашего техникума был проведен опрос среди старшего поколения.На вопрос :«Что вам не нравиться в современной молодёжи?»

из 30 наших опрашиваемых подчеркнули

20%Громкое, непристойное поведение на улице. В общественных местах молодые люди шумят, толкаются, громко смеются и т. п.

25% - отметили ,что молодежь не следит за своими словами, позволяет себе пошлости, неприличные выражения.

25% - Молодые люди одеваются крикливо, вызывающе, непристойно, слишком яркая косметика, много бижутерии и т. д.

15% -Музыка. Непонятное громыхание, не похожее на музыку, слов не слышно, песни без смысла.

15%-Молодежь часто проявляет неуважение к старшим, непочтение к их возрасту, отпускает насмешки, допускает обзывания, резкие реплики в ответ на замечание и т. д.

Ведущий 2:

А теперь мы хотели бы услышать причины того, почему же молодёжь проявляет себя таким образом?

(Поведение на улице) Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.

(не следят за своими  словами)  Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством старшеклассники пытаются быстро решить возникшие трудности.

(Внешний вид) молодежь стремится своим внешним видом обратить на себя внимание, чтобы их заметили. Кроме того, молодые люди таким способом показывают свою «продвинутость», желание следить за модой. Иногда на стиле одежде сказывается пропаганда средствами массовой информации, особенно рекламой, распущенности как образа жизни.

Ведущий 2:

Причина — в отношении к ним старшего поколения, которое не доверяет молодежи, считает, что у них не должно быть собственного мнения. В ответ молодежь стремится делать все наперекор, лишь бы не так, как у взрослых.

Ведущий 1:

Старшее поколение имеет причины быть недовольным молодежью. Но и молодежь, в свою очередь, имеет много претензий к старшему поколению. Они по- разному воспринимают окружающий мир. Не всегда обе стороны правы. Но и те и другие делают очень мало, чтобы наладить взаимоотношения друг с другом. Отсутствие коммуникации между поколениями является основой существующего непонимания и неправильного отношения друг к другу.

Ведущий 2:

Чтобы разные поколения лучше понимали друг друга, им необходимо взаимодействовать в повседневной жизни. Молодежь, в частности, должна быть более внимательной к старшему поколению и вести себя по отношению к ним более уважительно.

Послушайте одну народную китайскую притчу.

“Ладная семья”

Выступающий

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

 Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

 - И всё?

 - Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

 И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Ведущий 2:

– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?

        

Ведущий 2: Лев Толстой говорил: «Счастлив тот,  кто счастлив у себя дома».  

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо». В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу?  Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно.

Долг требует осмысления и душевной работы.

- добрые  дети  - дому венец , худые дети –дому конец.  

Ведущий 1:

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

Ведущий 2.Что бы не было неверных поступков нам всем необходимо придерживаться каких- то правил. Давайте их назовем ,и попробуем составить свод правил  «Отцов и  детей».

Примерные ответы:

 Нужно:

 Стараться понять друг друга в любой ситуации.

 Никогда не повышать голос друг на друга.

 Уметь дать совет, выслушать совет другого.

 Уметь поддержать в трудную минуту.

 Доверять друг другу.

 Уметь слышать и слушать.

Ведущий 2.

Внимание на экран : «свод правил отцов и детей»

СВОД ПРАВИЛ

ДЛЯ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

  1. Любите, цените и берегите друг друга.
  2. Больше времени проводите со своей семьёй.
  3. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения.
  4. Постарайтесь понять друг друга.
  5. Родители! Будьте примером для своих детей.
  6. Дети! Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были Вами, а Вы будете ими.

Ведущий 2.Скажите какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).

        

Ведущий 1

Наше общение подходит к концу, и завершить я хочу его строками стихотворения:

 Родители, они всегда друзья!

 Без них прожить ни дня нельзя!

 Без них нам не осилить бед...

 Без них не может быть побед!

 Друзья, они всегда друзья!

 В общении с ними жизнь моя!

 Мы с ними не кривим душой,

 И остаемся мы собой!

 Друзья, они всегда друзья!

 Помогут, выручат меня!

 И в мирной жизни и в бою

 Я им доверю жизнь мою!

 Друзья, они всегда друзья!

 Мне с ними связь терять нельзя,

 Они мне дарят радость встреч,

 Их дружбу буду я беречь .

Ведущий 2:

Сегодня мы увидели, что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше могли понять друг друга  

Когда вы придете домой ,не забудьте обнять своих родителей и сказать ,что вы их очень любите!.

Ведущий 1:

Спасибо Вам уважаемые гости ,что откликнулись и пришли к нам на классный час.  

(Поведение на улице) Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.

(не следят за своими  словами)  Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством старшеклассники пытаются быстро решить возникшие трудности.

(Внешний вид) молодежь стремится своим внешним видом обратить на себя внимание, чтобы их заметили. Кроме того, молодые люди таким способом показывают свою «продвинутость», желание следить за модой. Иногда на стиле одежде сказывается пропаганда средствами массовой информации, особенно рекламой, распущенности как образа жизни.

Примерные ответы:

 Нужно:  (свод правил отцов и детей)

 Стараться понять друг друга в любой ситуации.

 Никогда не повышать голос друг на друга.

 Уметь дать совет, выслушать совет другого.

 Уметь поддержать в трудную минуту.

 Доверять друг другу.

 Уметь слышать и слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роман "Отцы и дети". «Лицо трагическое». Смерть Базарова. Эпилог романа.

Конспект урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...

Презентация к уроку по литературе 10 класс. Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".Смерть Базарова...

Взаимоотношение поколений.Отцы и дети.

Взаимоотношение поколений. Отцы и дети...

Электронный образовательный ресурс по литературе "роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Электронный образовательный ресурс по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся ...

Методическая разработка "Построение урока литературы на основе сцепления учебных ситуаций "( по произведению И. С. Тургенева « Отцы и дети»).

Представлена методическая разработка  урока, построенного на сцеплении учебных ситуаций. ( по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")...