« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
статья по теме

Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».

Учитель: изобразительного искусства МКУ Худоеланской СОШ М.В. Клюкина

Учитель – кто он? Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко  благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

                                  С.Л. Соловейчик.

Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса.

Достижение высокого уровня педагогической компетентности – это главная стратегическая цель профессионального педагогического образования.

Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это проходят даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает = ведёт, идёт).

Что помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата. А это и  есть  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  

 

Разграничение исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс.  Исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся.

Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?

 Во- первых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Работа с литературой.  Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet).

При работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания по поиску информации. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы информацию.  В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл ее содержания . В 8 и 9  классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции к заданиям  исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в результатах.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках изо  занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.  

                Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании.

Для себя я определила 4 направления исследовательской компетенции педагога:

- узкоспециальная компетентность повышения профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета).

Какие современные техники изображения применяются? Новые открытия, современные материалы? Что обсуждаемо? В  этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, т.е. темой по самообразованию.

- методическая компетентность (как совершенствуется методика преподавания: что удается? Над чем стоит поработать? Какие приемы, методы и техники, применяемые на уроках, способствуют повышению качества знаний учеников? Сравнение работы по четвертям, полугодиям, за год.

- социально-психологическая компетентность (свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык? Почему сейчас ты покоряешь детей одним только взглядом, интонацией, тогда как раньше, не могла добиться внимания и половины класса.

- аутопсихологическая компетентность (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. Подведение итогов : достоинства и недостатки моей личности, и как педагога. Это портфолио учителя. 

Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует и развивает такие ВАЖНЫЕ качества как трудолюбие, целеустремленность, формирование собственной позиции, собственного видения  проблемы, достижение СОБСТВЕННОГО результата  у учителя  и у детей тоже.

С целью непрерывного повышения своей профессиональной компетентности учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся, самостоятельной  исследовательской  деятельностью,  участвует в работе конференций, семинаров по вопросам исследовательской компетенции, методических марафонах, опубликовывает   материалы из опыта работы в интернете, газете, журналах.

Вывод : Исследовательская деятельность учителя определяет личную профессиональную компетенцию и направляет деятельность ученика; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций

На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие  «компетенция»...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...

Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня

Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.

Данная статья предназначена для преподавателей английского языка  профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...

Экспериментальная и исследовательская деятельность педагога

Основное внимание уделяю подготовке студентов в области информационных и коммуникационных технологий,  формированию у них ИКТ-компетентности, наличие которой позволяет: 1) осуществлять поиск меди...