применение деятельностного подхода при сдаче экзамена
статья по теме

Применение деятельностного подхода
при сдаче экзамена по истории

 

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В. 

 

В условиях перехода к ФГОС перед преподавателями и учителями ставится цель формированияобщих и профессиональных компетенций, позволяющих обучающимся успешно самореализовываться в личных, профессиональных и общественных сферах.

Свою задачу как преподавателя истории я вижу в создании эффективной системы, основанной наличностно-деятельностном подходе,формирования ключевых компетенций обучающихся не только на уроках, но и при проведении промежуточной аттестации.

Несомненно, активная деятельность обучающихся – это главное условие успешного воспитания и обучения. В деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества, позиция специалиста и гражданина.

         В прошлом учебном году,отказавшись от традиционной формы экзамена, я применила деятельностный подход, при проведении экзамена по дисциплине «История России», предложив в качестве второго вопроса в билетеработу с историческим документом.

При традиционной форме экзамена студенты могла показать не только свои знания, но и умения и навыки. Такие как:

- составлять последовательный рассказ в соответствии с составленным планы работы;

- составлять тезисы;

- отбирать ключевые слова текста;

- устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, доказывать, формулировать и обосновывать свои выводы;

- работать с графиками, таблицами, картами и пр.

Сейчас же, работая с историческими документами, обучающиеся расширят свой кругозор, узнав об особенностях различных видов исторических документов и правилах работы с ними.И появляется возможность  продемонстрировать умения:

- определить тип документа, время написания документа или историческую эпоху,

- характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания),

- анализировать ИД в контексте исторической ситуации,

-  расположить несколько документов в хронологическом порядке,

- использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения,

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД,

- критически анализировать источник исторической информации,выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД,

- сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие,

- извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать её,

- работать с документами по отдельным вопросам учителя,

- составить конкретные вопросы к документу,

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения,

- представлять результаты изучения исторического материала в формах.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции.

На уроках, обучающиеся знакомятся с алгоритмом анализаисторических документов и применяют его на экзамене:

- на первом этапе следует установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, а также определить вид данного источника;

- на втором этапе- изучение текста, осмысление его содержания и работа с информацией, «лежащей на поверхности» текста. На данном этапе работы осуществляетсяпреобразование текста, при котором он замещается краткими, но ёмкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений, эта трансформация позволитобработатьизвестную информацию для последующего обобщения и получения выводов.

Историко-логические вопросы заданные исследователю преподавателем позволяют выделить главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. те факты, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;

- на третьемэтапепроисходит реконструкция и анализ ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;

- начетвёртом этапеосуществляется критика источника. Сомнению подвергается его достоверность.Предпринимаются попытки объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;

- на пятом уровне завершаются системный анализ исторического текста и проясняется его ценность в изучении конкретной темы или проблемы.

Эти рекомендации последовательной работы, следует предложить обучающимся в качестве памятки для работы с историческим документом. Более того, перечисленные умения на каждом этапе работы с документом, могут служить критериальной основой для оценивания умений и навыков обучающихся.

          Для того, что бы создать ситуацию успеха на экзамене, следует помнить не только о правилах работы с историческим документом, но и о правилах их подбора. Подобранный документ должен:

-соответствовать целями и задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть интересным и доступным по содержанию и объёму;

- содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления обучающихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной с самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

Анализ исторических документов на экзамене имеет ряд явных преимуществ:

1.   Проверке и оценке подлежит большее количество умений и навыков обучающихся;

2.      Разнообразие заданий и вопросов во время экзаменов повышает учебно-познавательную мотивацию;

3.      Появилась возможностей подчеркнуть специфику учебной дисциплины и тем самым вызвать дополнительный интерес к исторической науке;

4.   Погружение в эпоху и субъективная оценка тех или иных исторических событий, процессов, деятелей способствует развитию гражданской позиции, осознанию себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества;

5.   Несёт понимание непрерывности образования, способности к самообучению, самостоятельности, самоорганизации обучающихся;

6.  Соответствует требованиям компетентностного обучения, в т. ч.:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения образовательных задач;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития;

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- эффективно общаться с преподавателем;

- брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyat.podkh_._na_ekz._word.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Применение деятельностного подхода
при сдаче экзамена по истории

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

В условиях перехода к ФГОС перед преподавателями и учителями ставится цель формированияобщих и профессиональных компетенций, позволяющих обучающимся успешно самореализовываться в личных, профессиональных и общественных сферах.

Свою задачу как преподавателя истории я вижу в создании эффективной системы, основанной наличностно-деятельностном подходе,формирования ключевых компетенций обучающихся не только на уроках, но и при проведении промежуточной аттестации.

Несомненно, активная деятельность обучающихся – это главное условие успешного воспитания и обучения. В деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества, позиция специалиста и гражданина.

        В прошлом учебном году,отказавшись от традиционной формы экзамена, я применила деятельностный подход, при проведении экзамена по дисциплине «История России», предложив в качестве второго вопроса в билетеработу с историческим документом.

При традиционной форме экзамена студенты могла показать не только свои знания, но и умения и навыки. Такие как:

- составлять последовательный рассказ в соответствии с составленным планы работы;

- составлять тезисы;

- отбирать ключевые слова текста;

- устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, доказывать, формулировать и обосновывать свои выводы;

- работать с графиками, таблицами, картами и пр.

Сейчас же, работая с историческими документами, обучающиеся расширят свой кругозор, узнав об особенностях различных видов исторических документов и правилах работы с ними.И появляется возможность  продемонстрировать умения:

- определить тип документа, время написания документа или историческую эпоху,

- характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания),

- анализировать ИД в контексте исторической ситуации,

-  расположить несколько документов в хронологическом порядке,

- использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения,

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД,

- критически анализировать источник исторической информации,выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД,

- сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие,

- извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать её,

- работать с документами по отдельным вопросам учителя,

- составить конкретные вопросы к документу,

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения,

- представлять результаты изучения исторического материала в формах.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции.

На уроках, обучающиеся знакомятся с алгоритмом анализаисторических документов и применяют его на экзамене:

- на первом этапе следует установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, а также определить вид данного источника;

- на втором этапе- изучение текста, осмысление его содержания и работа с информацией, «лежащей на поверхности» текста. На данном этапе работы осуществляетсяпреобразование текста, при котором он замещается краткими, но ёмкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений, эта трансформация позволитобработатьизвестную информацию для последующего обобщения и получения выводов.

Историко-логические вопросы заданные исследователю преподавателем позволяют выделить главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. те факты, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;

- на третьемэтапепроисходит реконструкция и анализ ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;

- начетвёртом этапеосуществляется критика источника. Сомнению подвергается его достоверность.Предпринимаются попытки объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;

- на пятом уровне завершаются системный анализ исторического текста и проясняется его ценность в изучении конкретной темы или проблемы.

Эти рекомендации последовательной работы, следует предложить обучающимся в качестве памятки для работы с историческим документом. Более того, перечисленные умения на каждом этапе работы с документом, могут служить критериальной основой для оценивания умений и навыков обучающихся.

        Для того, что бы создать ситуацию успеха на экзамене, следует помнить не только о правилах работы с историческим документом, но и о правилах их подбора. Подобранный документ должен:

-соответствовать целями и задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть интересным и доступным по содержанию и объёму;

- содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления обучающихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной с самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

Анализ исторических документов на экзамене имеет ряд явных преимуществ:

  1.  Проверке и оценке подлежит большее количество умений и навыков обучающихся;
  2. Разнообразие заданий и вопросов во время экзаменов повышает учебно-познавательную мотивацию;
  3. Появилась возможностей подчеркнуть специфику учебной дисциплины и тем самым вызвать дополнительный интерес к исторической науке;
  4.  Погружение в эпоху и субъективная оценка тех или иных исторических событий, процессов, деятелей способствует развитию гражданской позиции, осознанию себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества;
  5.  Несёт понимание непрерывности образования, способности к самообучению, самостоятельности, самоорганизации обучающихся;
  6. Соответствует требованиям компетентностного обучения, в т. ч.:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения образовательных задач;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития;

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- эффективно общаться с преподавателем;

- брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.