приёмы повышения мотивации
статья по теме

Приёмы стимулирования и мотивации

познавательной деятельности учащихся

 

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В. 

 

Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:

1. Доброжелательные отношения между учащимися,

2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),

3. Отношения сотрудничества «Учитель- ученик»,

4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

- культура общения;

- доброжелательный тон;

- искренность эмоций;

- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

- чувство юмора;

- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

- голосовые средства;

- интонация, умение чувствовать и держать паузу.

Положительные переживания, связанные с учением

1. Поощрение, зависящее от  уровня реальных достижений учащихся.

2. Ситуация успеха.

3. Включение в групповую деятельность.

4. Радость от преодоления трудностей.

5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

6. Предъявление требований.

7. Приучение к выполнению требований.

8. Оперативный контроль за выполнением требований.

9. Удивление.

10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.

Непосредственно познавательные мотивы

1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3. Показ недостаточности имеющихся знаний.

4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;

5. Создание проблемных ситуаций;

6. Использование разноуровневых заданий   (создание ситуации выбора);

7. Организация познавательных игр;

8. Вовлечение в дискуссию;

9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;

10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;

11. Чередование форм и методов обучения;

12. Тестирование знаний и умений;

13. Использование интерактивных компьютерных средств.

Основными компонентами  мотивационной сферы являются:

1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению  и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование  адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с  возможностями ученика.

2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности  и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.

Уровни учебной мотивации:

1 уровень – высокий уровеньмотивации, учебнойактивности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболееуспешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученикичетко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны,сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешносправляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекаеттаких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучночувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Имнравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал,тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшейстепени, и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещаютшколу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках частозанимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезныезатруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации кшколе.

5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляютсяс учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении содноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для нихневыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам иправилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психическиенарушения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_povysheniya_motivatsii.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы стимулирования и мотивации

познавательной деятельности учащихся

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:

1. Доброжелательные отношения между учащимися,

2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),

3. Отношения сотрудничества «Учитель- ученик»,

4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

- культура общения;

- доброжелательный тон;

- искренность эмоций;

- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

- чувство юмора;

- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

- голосовые средства;

- интонация, умение чувствовать и держать паузу.

Положительные переживания, связанные с учением

1. Поощрение, зависящее от  уровня реальных достижений учащихся.

2. Ситуация успеха.

3. Включение в групповую деятельность.

4. Радость от преодоления трудностей.

5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

6. Предъявление требований.

7. Приучение к выполнению требований.

8. Оперативный контроль за выполнением требований.

9. Удивление.

10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.

Непосредственно познавательные мотивы

1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3. Показ недостаточности имеющихся знаний.

4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;

5. Создание проблемных ситуаций;

6. Использование разноуровневых заданий   (создание ситуации выбора);

7. Организация познавательных игр;

8. Вовлечение в дискуссию;

9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;

10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;

11. Чередование форм и методов обучения;

12. Тестирование знаний и умений;

13. Использование интерактивных компьютерных средств.

Основными компонентами  мотивационной сферы являются:

1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению  и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование  адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с  возможностями ученика.

2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности  и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.

Уровни учебной мотивации:

1 уровень – высокий уровеньмотивации, учебнойактивности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболееуспешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученикичетко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны,сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешносправляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекаеттаких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучночувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Имнравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал,тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшейстепени, и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещаютшколу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках частозанимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезныезатруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации кшколе.

5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляютсяс учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении содноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для нихневыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам иправилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психическиенарушения.