развитие личных качеств студентов как составляющая учебной мотивации
статья на тему

Развитие личностных характеристик студентов

как составляющая учебной мотивации

 

Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.

 

Известная древняя мудрость - «можно привести коня к водопою, но невозможно заставить его напиться» удачно подходит к проблеме учебной мотивации, одной из центральных проблем образования.

Диагностика студентов 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов, показывает уровени сформированности учебной мотивации:

Группа

13П

23П

33П

43П

53П

Всего,  в %

Высокий уровень мотивации

9

6

7

7

5

27%

Средний уровень мотивации

10

6

16

15

13

47%

Низкий уровень мотивации

6

13

2

3

7

24%

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины, применять различные приёмы, формы и методы мотивации. Внешняя мотивация имеет как преимущества, так и недостатки. Наиболее эффективной является внутренняя мотивация. Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как создать условия для формирования внутренней мотивации? Какими личностными качествами характеризуются обучающихся, имеющие устойчивую позитивную мотивацию? Ответ на вопрос очевиден. Преподаватели хотели бы видеть своих воспитанников усидчивыми, ответственными и пр.

Проблема развития личностных характеристик отражена в Федеральном образовательном стандарте, одном из основополагающих документов в работе преподавателя. ФГОС ориентирует на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») на основе применения системно-деятельностного образовательного подхода.

В результате опроса учащихся 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов, составлен перечень качеств успешной личности:

Результаты ответов студентов

Всего, чел.

1.

Указано 6 - 5 качеств успешной личности

34

2.

Указано 4 - 3 качеств успешной личности

60

3.

Указано 2 - 1 качество успешной личности

31

Студентами названы:

1. Самостоятельность - это действие, которое человек осуществляет без подсказки и помощи окружающих. В педагогической литературе встречаются рекомендации развития самостоятельности:

- приобщение к реальным делам;

- развитие силы воли, через проявление усидчивости, выносливости, смелости, мужественности, терпения;

- обучение планированию, составлению плана действий;

- обучение общению,

- поощрения и пр.

Следует помнить, что самостоятельность относительна. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня интеллектуального и психического развития, разного социокультурного слоя. Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет.

Самостоятельность - понятие субъективное, в чём-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Самостоятельность - не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Впрочем, самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Самостоятельность складывается из целеустремленности, усидчивости, настойчивости, организованности. Неудача не должна стать поводом отказа от задуманного.

Воспитывая самостоятельность, следует помнить о двух прямо противоположных тактиках - гиперопека или полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у воспитанника  развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.

Результаты наблюдений уровня сформированности самостоятельности студентов 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов:

Умения

Всего, %

1.

самостоятельное осознание учебных целей и задач

20%

2.

самостоятельный выбор рационального пути достижения цели

10%

3.

самостоятельная организация работы на уроке и дома

40%

4.

самостоятельное построение алгоритма деятельности

30%

На вопросы «что является противоположностью самостоятельности» и «каковы последствия инфантильности» не смогли ответить более 90% участников опроса.

2. Вера в себя - это чувство убежденности в том, что всё получится. Как развивать у детей веру в себя? Чувство уверенности создается:

- внушениями;

- позитивным опытом, опытом реальных успехов; которые можно достичь выполняя простые поручения. Уверенность в себе - это убеждение в том, что вы обладаете необходимыми для выполнения определённой задачи знаниями, умениями и навыками;

- развитие лидерских качеств (активность, способность на риск).

Опыт воспитательной работы показывает, что подавляющая часть студентов не понимают значение и содержания лидерских функций, а значит и не желают их выполнять.

3. Самооценка, которая формируется при подведении позитивных итогов личных достижений, а личные неудачи воспринимаются не как повод к самокритике, а как направление саморазвития.

На просьбу перечислить слова-поощрения, повышающие самооценку, студентами названы такие слова как «молодец» и «умница». Недостаточный словарный запас, а так же не понимание значения самооценки, не умение формулирования направлений и критериев самоконтроля создают трудности объективной самооценки.

4. Настойчивость предполагает неуклонное движение вперед, к положительному результату и временные неудачи лишь добавляют такому человеку решительности в поиске путей благополучного завершения начатого дела. Приёмы, позволяющие воспитать упорство и настойчивость:

- постановка конкретной цели в конкретные сроки и плана действий;

- выбор образца настойчивости (успешного политика, актера, знакомого);

- осознание весомой и чётко сформулированной причины, по которой необходимо достичь поставленной цели;

- сопротивление разрушительному влиянию со стороны;

- сотрудничество с теми, кто может помочь.

5. Позитивное мировосприятие.

Техника формирования позитивного сознания:

- позитивные утверждения;

- позитивная визуализация (мечты и планы);

- признание своих достоинств;

- эмоциональная культура;

- воспитание чувства юмора. Юмористические способности – это умение шутить, рассказывать смешные истории, анекдоты и всячески веселить - позволяет легко получить дополнительный успех в общении. Люди с хорошим чувством юмора:

- легче справляются с агрессией,

- легко адаптируются в новой обстановке,

- пользуются уважением окружающих,

- творчески смотрят на трудности,

- уверены в себе.

Как научиться шутить? Если шутка - это игра слов, то следует больше читать, обогащать словарный запас и понимать значение слов.

Немаловажной составляющей позитивного сознания является стрессоустойчивость.  

         Вполне очевидно, что проблема развития личностных качеств личности как условие повышения внутренней мотивации является сложной и для её решения требуется системная учебно-воспитательная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pankratova.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личностных характеристик студентов

как составляющая учебной мотивации

Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.

Известная древняя мудрость - «можно привести коня к водопою, но невозможно заставить его напиться» удачно подходит к проблеме учебной мотивации, одной из центральных проблем образования.

Диагностика студентов 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов, показывает уровени сформированности учебной мотивации:

Группа

13П

23П

33П

43П

53П

Всего,  в %

Высокий уровень мотивации

9

6

7

7

5

27%

Средний уровень мотивации

10

6

16

15

13

47%

Низкий уровень мотивации

6

13

2

3

7

24%

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины, применять различные приёмы, формы и методы мотивации. Внешняя мотивация имеет как преимущества, так и недостатки. Наиболее эффективной является внутренняя мотивация. Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как создать условия для формирования внутренней мотивации? Какими личностными качествами характеризуются обучающихся, имеющие устойчивую позитивную мотивацию? Ответ на вопрос очевиден. Преподаватели хотели бы видеть своих воспитанников усидчивыми, ответственными и пр.

Проблема развития личностных характеристик отражена в Федеральном образовательном стандарте, одном из основополагающих документов в работе преподавателя. ФГОС ориентирует на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») на основе применения системно-деятельностного образовательного подхода.

В результате опроса учащихся 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов, составлен перечень качеств успешной личности:

Результаты ответов студентов

Всего, чел.

1.

Указано 6 - 5 качеств успешной личности

34

2.

Указано 4 - 3 качеств успешной личности

60

3.

Указано 2 - 1 качество успешной личности

31

Студентами названы:

1. Самостоятельность - это действие, которое человек осуществляет без подсказки и помощи окружающих. В педагогической литературе встречаются рекомендации развития самостоятельности:

- приобщение к реальным делам;

- развитие силы воли, через проявление усидчивости, выносливости, смелости, мужественности, терпения;

- обучение планированию, составлению плана действий;

- обучение общению,

- поощрения и пр.

Следует помнить, что самостоятельность относительна. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня интеллектуального и психического развития, разного социокультурного слоя. Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет.

Самостоятельность - понятие субъективное, в чём-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Самостоятельность - не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Впрочем, самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Самостоятельность складывается из целеустремленности, усидчивости, настойчивости, организованности. Неудача не должна стать поводом отказа от задуманного.

Воспитывая самостоятельность, следует помнить о двух прямо противоположных тактиках - гиперопека или полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у воспитанника  развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.

Результаты наблюдений уровня сформированности самостоятельности студентов 1 курса (всего 125 чел.), обучающихся на базе 9 классов:

Умения

Всего, %

1.

самостоятельное осознание учебных целей и задач

20%

2.

самостоятельный выбор рационального пути достижения цели

10%

3.

самостоятельная организация работы на уроке и дома

40%

4.

самостоятельное построение алгоритма деятельности

30%

На вопросы «что является противоположностью самостоятельности» и «каковы последствия инфантильности» не смогли ответить более 90% участников опроса.

2. Вера в себя - это чувство убежденности в том, что всё получится. Как развивать у детей веру в себя? Чувство уверенности создается:

- внушениями;

- позитивным опытом, опытом реальных успехов; которые можно достичь выполняя простые поручения. Уверенность в себе - это убеждение в том, что вы обладаете необходимыми для выполнения определённой задачи знаниями, умениями и навыками;

- развитие лидерских качеств (активность, способность на риск).

Опыт воспитательной работы показывает, что подавляющая часть студентов не понимают значение и содержания лидерских функций, а значит и не желают их выполнять.

3. Самооценка, которая формируется при подведении позитивных итогов личных достижений, а личные неудачи воспринимаются не как повод к самокритике, а как направление саморазвития.

На просьбу перечислить слова-поощрения, повышающие самооценку, студентами названы такие слова как «молодец» и «умница». Недостаточный словарный запас, а так же не понимание значения самооценки, не умение формулирования направлений и критериев самоконтроля создают трудности объективной самооценки.

4. Настойчивость предполагает неуклонное движение вперед, к положительному результату и временные неудачи лишь добавляют такому человеку решительности в поиске путей благополучного завершения начатого дела. Приёмы, позволяющие воспитать упорство и настойчивость:

- постановка конкретной цели в конкретные сроки и плана действий;

- выбор образца настойчивости (успешного политика, актера, знакомого);

- осознание весомой и чётко сформулированной причины, по которой необходимо достичь поставленной цели;

- сопротивление разрушительному влиянию со стороны;

- сотрудничество с теми, кто может помочь.

5. Позитивное мировосприятие.

Техника формирования позитивного сознания:

- позитивные утверждения;

- позитивная визуализация (мечты и планы);

- признание своих достоинств;

- эмоциональная культура;

- воспитание чувства юмора. Юмористические способности – это умение шутить, рассказывать смешные истории, анекдоты и всячески веселить - позволяет легко получить дополнительный успех в общении. Люди с хорошим чувством юмора:

- легче справляются с агрессией,

- легко адаптируются в новой обстановке,

- пользуются уважением окружающих,

- творчески смотрят на трудности,

- уверены в себе.

Как научиться шутить? Если шутка - это игра слов, то следует больше читать, обогащать словарный запас и понимать значение слов.

Немаловажной составляющей позитивного сознания является стрессоустойчивость.         

        Вполне очевидно, что проблема развития личностных качеств личности как условие повышения внутренней мотивации является сложной и для её решения требуется системная учебно-воспитательная работа.