«Разработка плана перехода ПОО к созданию СМК ПОО, Положения по Качеству, Карты процессного ряда».
проект на тему

Фадеева Любовь Алексеевна

Итоговая проектная работа по проблемному семинару « Технология управления качеством образования в ОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО  Академия социального управления

Кафедра технологий и профессионального образования

                   

Итоговая проектная работа по проблемному семинару « Технология управления качеством образования в ОУ» 36 часов

ТЕМА ПРОЕКТА:  «Разработка плана перехода ПОО к созданию СМК ПОО, Положения по Качеству, Карты процессного ряда».

                                                         

                                     Автор-составитель-Фадеева Любовь Алексеевна-методист

                                           ГБОУ НПО ПУ №88 МО

Москва, 2013г.

Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении начального профессионального образования

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Для создания системы  менеджмента качества в ГБОУ НПО ПУ №88 МО была выбрана  модель СМК  ФГОУ СПО Мелекесский сельскохозяйственный техникум  (разработанная Шакировой Альмирой  Рахимовной , заместителем директора по экономике и развитию ) созданная на базе Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2001) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение, которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

Ориентация на потребителя.

  1. Лидерство и поддержка со стороны руководство (лидерство руководителя).
  2. Вовлечение работников в процесс улучшения качества.
  3. Подход к системе как к процессу.
  4. Системный подход к управлению.
  5. Постоянное улучшение всех областей деятельности (постоянное улучшение).
  6. Партнерство с поставщиками. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
  7. Сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах).
    (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл.3)

При разработке СМК училища  были  рассмотрены  и переработаны документы выбранной модели и на их основе разработаны следующие приложения :

1.План мероприятий по разработке и внедрению  системы качества в ГБОУ НПО ПУ №88 МО (приложение №1);

2. Положение о совете по качеству ГБОУ НПО ПУ№88 МО         (приложение №2);

3.Перечень процессов (приложение №3).

1.План мероприятий по разработке и внедрению системы качества.   (приложение№1).

Этот документ является первоочередным документом в составе  создания системы управления качеством ОУ.

 2.Положение о совете по качеству   (приложение№2).  

 Определяет формирование организационной структуры СМК училища  и предполагает:

  • четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
  • назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, зам. директора);
  • формирование Совета по качеству;
  • назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

3. Перечень  процессов и видов деятельности ГБОУ НПО ПУ№88 МО

 (приложение№3).

 Для определения основных процессов СМК училища за основу были взяты типовые процессы СМК образовательных учреждений. Эти документы были подвергнуты анализу на соответствие предложенных типовых процессов  и переложены на процессы училища. На основе анализа были внесены коррективы и разработан Перечень процессов и видов деятельности СМК училища.

                                                                                                          Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор ГБОУ НПО ПУ №88 МО

_______________Капустин М.Н.

___ ______________ 2013_ г.

План мероприятий по разработке и внедрению  
системы качества в ГБОУ НПО ПУ №88 МО

Содержание этапа

Сроки

Ответственный

Результаты

1

2

3

4

5

Разработка системы качества училища

1

Корректировка политики, целей и задач училища в области качества.

1 месяц

Директор, Совет училища

Политика качества и цели училища в области качества

2

Обучение администрации училища в области качества.

Цель: создание единой системы качества ОУ

2 недели - 1 месяц

Директор

3

Формирование организационной структуры системы качества училища

- распределение полномочий и ответственности;

- назначение уполномоченного училища по качеству;

- формирование Совета по качеству;

- создание рабочих групп по разработке системы качества и ее документации.

3 месяца

Совет училища, зам. директора по УПР

Распределение полномочий руководства в области качества

Уполномоченный по качеству

Совет по качеству

Рабочие группы по разработке системы качества под руководством уполномоченного по качеству

4

Проецирование политики в области качества на все уровни управления и подразделений училища.

Цель: Разработка планов и мероприятий, связанных с построением системы качества училища

2 месяца

Уполномоченный по качеству

5

Проведение самооценки и анализ существующей системы качества, документации училища и его основных процессов

до 2-х месяцев

Уполномоченный по качеству

Отчет по самооценке и анализу состояния системы качества

6

Определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации

Цель: Планирование системы качества в ОУ

6 – 18 месяцев

Уполномоченный по качеству

1

2

3

4

5

7

Разработка документации системы качества:

- руководство по качеству;

- документированные процедуры ДП;

- положения о подразделениях;

- должностные и рабочие инструкции;

- формы документов;

- аттестация рабочих мест.

3-6 месяцев

Уполномоченный по качеству

1. Руководство по качеству

2. Обязательные ДП:

а) управление документацией;

б) управление записями по СК;

в) внутренний аудит;

г) управление несоответствиями;

д) корректирующие и предупреждающие действия.

Прочие ДП. Положения о подразделениях

Должностные и рабочие инструкции

Паспорт рабочего места

8

Идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов училища и разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

3 месяца

Уполномоченный по качеству, Руководители подразделений

Перечень несоответствий в училище

Корректирующие и предупреждающие мероприятия

Внедрение системы качества училища

9

Назначение и обучение уполномоченных по качеству подразделений

2 месяца

Уполномоченный по качеству, Руководители подразделений

Компетентные уполномоченные по качеству подразделений

10

Разработка плана внедрения СК в училище

1 месяц

Уполномоченный по качеству, Руководители подразделений

План внедрения СК

11

Расчет потребности в ресурсах для внедрения системы качества

1 месяц

Уполномоченный по качеству, главный бухгалтер

Оценка потребности в ресурсах

12

Выделение ресурсов, необходимых для внедрения системы качества

3 месяца

Директор

Необходимые ресурсы и финансирование

13

Обучение сотрудников в области управления качеством

Цель: Мотивация персонала к внедрению системы качества

3-6 месяцев

Уполномоченный по качеству, Уполномоченные по качеству подразделений

Результаты экзамена, результаты тестирования сотрудников, список посещения семинара

1

2

3

4

5

Реализация всех запланированных мероприятий
по внедрению системы качества училища, в том числе:

14

Внедрение системы качества во всех подразделениях училища

Цель: Создание эффективно функционирующих элементов системы качества

6-12 месяцев

Уполномоченный по качеству, Руководители подразделений

Отчет о результатах работы системы качества

15.

Проведение внутреннего аудита системы качества училища и его подразделений

3-6 месяцев

Группа аудиторов училища

16

Утверждение и введение в действие разработанных документов системы качества

1 месяц

Директор,

Уполномоченный по качеству училища,

Полный комплект документации системы качества училища

17

Ведение системы качества  в полном объеме

После выполнения п. 1-16

Директор

Приказ о введении системы качества в действие

Уполномоченный по качеству от руководства училища

                                                                                                                    Приложение 2

                                ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО КАЧЕСТВУ

ГБОУ НПО ПУ№88 МО

1. Общие положения

1.1. Совет по качеству создается в целях планирования и координации работ по созданию,  внедрению  и совершенствованию системы качества училища.

1.2. Совет является консультационным органом по вопросам разработки и внедрения системы качества училища. Решения в области системы менеджмента качества, принятые на Совете, являются обязательными для исполнения подразделениями и должностными лицами. Решения, касающиеся других сфер общего управления, а также вопросов, входящих в компетенцию отдельных подразделений и должностных лиц, становятся обязательными для исполнения после утверждения соответствующими должностными лицами. При этом дальнейшие действия ответственных лиц контролируются Советом  до решения проблемы.

1.3. Совет создается и ликвидируется приказом директора училища.

1.4. В своей работе Совет по качеству руководствуется: Конституцией и Законами Российской Федерацией, Постановлениями Правительства РФ, Законом РФ «Об образовании»-2013г., приказами и инструктивными документами Минобрнауки РФ, методами и подходами, определенными стандартами ИСО 9000:2000, Уставом училища, документацией системы качества ГБОУ НПО ПУ №88 МО, Программой развития училища на 2013-2015 годы, настоящим Положением.

                           2. Структура и организация деятельности

1.1. Совет формируется из представителей руководства училища  и уполномоченных по качеству в структурных подразделениях, специалистов в области качества. Список постоянных членов Совета по качеству приведен в Приложении 1. Изменения в составе Совета производятся приказом директора училища.

1.2. Положение о Совете и состав членов Совета утверждаются директором училища.

1.3. Председателем Совета является директор училища.

1.4. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц или по мере необходимости. Решение о проведении внеочередного заседания Совета принимается его председателем, в том числе по требованию одного или нескольких его членов.

1.5. Подготовка заседания Совета осуществляется уполномоченным  по качеству, который не позднее трех дней до заседания информирует членов Совета о повестке и регламенте, утверждаемых Председателем (с предоставлением всей необходимой документации, рассматриваемой на Совете).

1.6. Заседания Совета оформляются протоколом. Решения Совета утверждаются Председателем.

1.7. Совет имеет право дополнительно привлекать на заседания сотрудников ГБОУ НПО ПУ№88 МО и заинтересованных лиц, а также  создавать рабочие группы для решения конкретных  задач. Руководителем рабочей группы при этом является постоянный член Совета.

1.8. Члены Совета регулярно информируют сотрудников соответствующих подразделений о принятых  на Совете решениях.

3. Основные задачи и функции

1.1. Координация работ по созданию, внедрению и подготовке к сертификационным  аудитам системы качества ГБОУ НПО ПУ№88 МО .

1.2. Разработка политики училища в области качества.

1.3. Совершенствование системы качества:

1.3.1. Формулирование критериев эффективности процессов системы менеджмента качества.

1.3.2. Анализ соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001 и соблюдения требований документации системы качества.

1.3.3.Анализ эффективности функционирования системы качества путем:

  • планирования  внутренних аудитов;
  • формирования команд внутренних аудиторов;
  • анализа результатов мониторинга и внутренних аудитов;
  • анализа результатов выполнения программы качества;
  • оценки эффективности корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  • планирования мероприятий по совершенствованию системы качества.

1.4. Разработка мероприятий по обучению в области менеджмента качества для сотрудников ГБОУ НПО ПУ№88 МО и координация работ по его подготовке и проведению.

4. Права

Совет по качеству имеет право:

  4.1. Проводить заседания Совета по качеству.

4.2. Принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции и вытекающие из функций, перечисленных в настоящем Положении.

4.3. Вести переписку и переговоры по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.

4.4. Привлекать аудиторов, экспертов и научных специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

4.5. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.

4.6. Члены Совета имеют право:

  • на внесение предложений в повестку заседания Совета,
  • на запись в итоговых документах особого мнения  
  • на контроль за деятельностью рабочих групп.

4.7. Явка на заседания членов Совета является обязательной. Отсутствие в  случае наличия уважительной причины допускается с разрешения Председателя Совета (с отметкой в Протоколе).

4.8. Члены Совета несут административную ответственность за неисполнение в полном объеме поручений, возложенных на них решением Совета.

5. Взаимоотношения

 Для выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением, Совет по качеству решает возложенные на него задачи во взаимодействии с руководством училища,  методическими цикловыми комиссиями, учебной частью, методической службой, службой материально-технического снабжения и другими структурами, включенными в организационную структуру системы качества училища.

                                                                                                  Приложение 3

Перечень

 процессов и видов деятельности ГБОУ НПО ПУ№88 МО

№ п/п

Наименование вида деятельности или процесса

ГОСТ Р ИСО 9001-2001

1

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

1.1

Стратегическое планирование и управление качеством обучения

5.4.1

1.2

Планирование и развитие  системы менеджмента качества ОУ

5.4.2

1.3

Распределение ответственности и полномочий

5.5

1.4

Лицензирование, аттестация и аккредитация

1.5

Анализ системы менеджмента качества ОУ со стороны руководства

5.6

2

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда

7.2.1

2.2

Планирование и разработка учебных планов профессий, планов учебно-воспитательной работы

7.1

2.3

Прием обучающихся

7.4

2.4

Реализация основных образовательных программ

7.5

2.5

Воспитательная и внеучебная работа с обучающимися

7.5

2.6

 Проектирование и реализация программ дополнительного образования

7.5

2.7

Информатизация образовательных и управленческих процессов

6.3

2.8

Учебно-методическая   деятельность

7.5

3

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.1

Управление образовательной средой

6.3

3.2

Управление инфраструктурой и производственной средой

6.3

3.3

Кадровое обеспечение

6.2

3.4

Бухгалтерско-финансовое обеспечение учебно-образовательного процесса

6.3

3.5

Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов

7.4

3.6

Социальное партнерство ( частно-государственное)

7.4

3.7

Библиотечное и информационное обслуживание

6.3

3.8

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.)

6.3

3.9

Социальная поддержка обучающихся и сотрудников ОУ

6.3

4*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССОВ ПО ИЗМЕРЕНИЮ, АНАЛИЗУ И УЛУЧШЕНИЮ

4.1

Мониторинг, измерение и анализ процессов

8.2.4

4.2

Управление несоответствиями

8.3

4.3

Улучшение процессов посредством проведения предупреждающих действий

8.5

4.4

Улучшение процессов посредством проведения корректирующих действий

8.5

*Примечание. Деятельность по измерению, анализу и улучшению качества процессов является составной частью основных и вспомогательных процессов.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. В этом проекте представлены первые шаги по изучению и адаптации   СМК для системы НПО. По новому «Закону об образовании» происходят изменения в структуре начального профессионального образования, в связи с этим в дальнейшем будет переработана  СМК. Система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования. СМК позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.
  3. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2001
  4. Методические рекомендации по организации и проведению самооценки вуза (ссуза) в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза.
  5. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.
  6. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1
  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной

деятельности в ССУЗе // Среднее профессиональное образование, 2006, №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока на тему« Создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики»

На уроке обучающиеся учатся демонстрировать эффективность применения игровой технологии...

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

План проведения открытого урока по теме: «Идентификация и оценка качества молока»

План проведения открытого урока по теме: «Идентификация и оценка качества молока»...

БИЗНЕС-ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА, СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: учебно-производственный комплекс, модернизация профессионального образования, сельское хозяйство, конкурентоспособность Предлагаемый учебно-производственный комплекс опираетс...

Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС

Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...

План-конспект урока «Искусство создания имиджа»

Материал может быть использован на уроках спецдисциплин направления "Парикмахерское искусство"...