Семейное музицирование (из опыта работы)
статья по теме

Петрова Евдокия Ивановна

В последние годы роль музыкального образования в развитии общества стала чрезвычайно актуальна. Дело в том, что, несмотря на выдающиеся достижения профессиональной музыкальной культуры в России, уровень музыкальной культуры общества все еще не высокий, наблюдается значительный разрыв между музыкальной элитой и большей частью аудитории, зачастую не подготовленной ни к слушательской деятельности, ни к деятельности музыканта-любителя. Коллектив воспитателей 3 и 6 коттеджей  Высшей школы музыки РС(Я) , с целью повышения мотивации и приобщения родителей к обучению своих детей музыке, создания творческой среды, способной положительно влиять на творческое и личностное развитие детей, решили обучать музыкальной грамоте наших родителей. Это решение с одобрением было встречено родителями. Осознание важности такого творческого направления, как семейное музицирование, подтолкнуло автора, как педагога-воспитателя с музыкальным образованием, к созданию проекта «Клуб любителей семейного музицирования». Мы, воспитатели, считаем, что семейное музицирование повышает мотивацию учащихся к учебе, раскрывает их индивидуальные творческие возможности, закладывает основы будущей профессии, удерживает интерес к выбранному инструменту. Чем выше музыкальная культура взрослых членов семьи, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_e.i._sem._muzitsir.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                   Е.И. Петрова,

воспитатель ВШМ РС(Я),

                                                                               Отличник культуры РС(Я

       

                        Cемейное музицирование (из опыта работы)

    В последние годы роль музыкального образования в развитии общества стала чрезвычайно актуальна. Дело в том, что, «несмотря на выдающиеся достижения профессиональной музыкальной культуры в России, уровень музыкальной культуры общества все еще не высокий, наблюдается значительный разрыв между музыкальной элитой и большей частью аудитории, зачастую не подготовленной ни к слушательской деятельности, ни к деятельности музыканта-любителя…» [2, c.1].

    Учитывая все это, наша республика провозгласила расширение доступа к музыкальному образованию. Средством реализации этой цели является проект «Музыка для всех», обсуждению которого был посвящен I Международный конгресс в Якутске, проходивший в сентябре 2013 г. Девизом конгресса и кратким выражением миссии проекта стали слова первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева: «Приобщение к музыкальной классике – это не привилегия, а право каждого гражданина нашей республики» [2, с. 1].

     Еще в прошлом 2012-2013 учебном году, с целью повышения мотивации и приобщения родителей к обучению своих детей музыке, создания творческой среды, способной положительно влиять на творческое и личностное развитие детей, коллектив воспитателей 3 и 6 коттеджей решили обучать музыкальной грамоте наших родителей. Это решение с одобрением было встречено родителями. Осознание важности такого творческого направления, как семейное музицирование, подтолкнуло автора, как педагога-воспитателя с музыкальным образованием, к созданию проекта «Клуб любителей семейного музицирования». Ибо, чем выше музыкальная культура взрослых членов семьи, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей.

    Таким образом, мы видим цель данной статьи в том, чтобы раскрыть возможность реализации проекта «Музыка для всех» через семейное музицирование.

     Что такое музицирование? Музицирование (от нем. musizieren - «заниматься музыкой») - исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала.  Семейное музицирование — это вовсе не какая-то новация, оно имеет глубокие традиции. В конце XVIII в. свои музыкальные шедевры создают известные всему миру композиторы такие, как М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский и другие. Музыка все более прочно входит в бытовую жизнь общества. Примером литературно-музыкального содружества могут служить вечера в доме А.А. Дельвига, Н.В. Станкевича, где звучала музыка А.А. Алябьева, А.Н. Верстовского, М.И. Глинки и других русских и зарубежных композиторов. Музыкальные салоны прочно вошли в жизнь не только дворянского сословия, но и простых людей. Концертные выступления семейных ансамблей стали нормой. Особо подчеркнем, что это не только объединяло членов семьи, но и было определяющим в воспитании детей, поскольку музыка входила в их жизнь с ранних лет и воспринималась как ее неотъемлемая часть. Домашнее семейное музицирование распространялось как внешкольное обучение, и  в семьях русской аристократии обучение детей музыке было явлением обязательным. В простых же семьях, собираясь по вечерам, любители музыки составляли небольшие ансамбли из любимых народных инструментов как балалайка, гармошка, пели народные песни.

    Семья самым естественным образом является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком профессионального музыкального образования. Равнодушное отношение семьи к будущей профессии музыканта может неблагоприятно сказаться на психологическом развитии ребенка и его творческих способностях, на эффективности обучения музыке, может привести к затуханию музыкальной одаренности ребенка.

     Наши родители имеют разный уровень социальной и музыкальной культуры, соответственно, возникает вопрос о том, какую роль отводят себе родители в музыкальном воспитании детей. По нашим наблюдениям, в одних семьях с уважением относятся к будущей профессии своих детей, стараются поддержать развитие их музыкальных способностей, а в других – музыкальное воспитание отходит на задний план и, зачастую, родители руководствуются лишь внешними мотивами и не осознают свою роль в качестве полноправных членов образовательного процесса.

    Также следует отметить, что в некоторых случаях, в нашу школу детей приводят родители, которые сами хотели бы получить музыкальное образование, но не смогли этого сделать по каким-либо причинам, тем самым, они в своих детях стараются реализовать собственные неосуществленные желания. Совместные выступления детей и родителей – хорошая возможность пообщаться, почувствовать себя дружной семьей, единым целым. Следовательно, семейное музицирование помогает решать многие задачи: создает у детей радостный эмоциональный настрой, помогает установить контакт между детьми и взрослыми, углубляет эмоциональную отзывчивость, воспитывает эстетический вкус и, наконец, родители становятся нашими союзниками, что, бесспорно, важно в деле воспитания будущих музыкантов.

    С участниками семейного музицирования мы проводим несколько видов работы:

  1. групповые и индивидуальные консультации по музыкальной грамоте;
  2. формирование элементарных навыков игры на инструменте, а в домашних условиях при помощи самих детей, чем достигается важная часть семейного музицирования – постепенно вывести ребенка на самостоятельную работу в позиции учителя;
  3. индивидуальные репетиции перед выступлениями;
  4. публичные семейные выступления на концертах, посещение вечеров классической музыки.

     Важно отметить, что в данном процессе скорость и качество работы зависит от уровня музыкальной подготовки родителя и его музыкальных предпочтений. В нашем случае, уровень музыкальной подготовки родителей-участников проекта оказался недостаточно высоким: из 15 родителей только  13% родителей имеют музыкальное образование, а  87% - не имеют, что усложняло процесс работы внутри группы участников клуба. Музицирование для таких родителей – это умение самим разобраться в нотах, иметь элементарные знания музыкальной грамоты, умение разучивать музыкальное произведение и представить на суд публики.

     Занятия с родителями по освоению музыкальной грамоты, формированию элементарных навыков игры на фортепиано, усвоению ансамблевой игры происходят в несколько этапов, при этом варьируются групповые и индивидуальные занятия.

     На первом этапе работы, когда мы только начинали обучение музыкальной грамоте, наши встречи  с родителями были частыми. Это было вызвано тем, что родители сами изъявили желание активно включиться в процесс обучения и, как можно скорее музицировать со своими детьми, кроме того, освоение музыкальной грамоты требовало частого закрепления знаний (включая основные правила записи и чтения нот, изучение длительностей, размера и темпов и т.д.). Здесь автор использовала наглядные пособия из методического пособия Т. и А. Камаевых «Азартное сольфеджио» [1. c.14, 23, 25, 45]. В этом нелегком для родителей деле первыми помощниками выступили сами дети, приняв на себя роль домашних учителей. Также активную роль в выборе репертуара ансамбля брали на себя дети, как-то интуитивно зная и понимая исполнительские возможности своих  родителей.

    Второй  этап –  элементарные навыки игры на инструменте, умение разбираться в аппликатурных указаниях, динамике, выполнение штрихов и  другое. И здесь наши дети активно включились в процесс работы, выступая в роли наставников.

   Третий этап – освоение основных приемов и элементов  ансамблевой техники: процесс координации рук, единство темпа и ритма, преодоление технических трудностей, постепенное слияние обеих партий в ансамбле и др.

    Четвертый этап – завершение работы над произведением, активизирование слухового контроля.

     Пятый этап – репетиционный, подведение последних штрихов работы над произведением.

     Свидетельством успеха проведенной работы с нашими родителями, явились выступления семейных ансамблевых дуэтов  в  мероприятиях двух коттеджей, в котором участвовало в общем счете 6 ансамблевых дуэтов. Все участники получили огромную радость от совместного творчества и много положительных эмоций. Отрадно и то, что воспитатели 3 и 6 коттеджей, не имея музыкального образования, тоже активно включились в эту работу и успешно составили ансамблевые дуэты со своими воспитанниками.

   Таким образом, музицирование является мощным средством воздействия на развитие личности, оно расширяет и обогащает музыкальный и художественный кругозор детей и взрослых, создает условия для творческой самореализации семьи. Музицирование в непринужденной домашней обстановке, в кругу близких людей приносит радость и способствует более быстрому и гармоничному музыкальному развитию. В результате занятий в ансамбле, каждый участник смог вынести для себя что-то нужное и полезное, музыка стала ближе и понятнее, о чем говорят отзывы родителей:

    «Раньше к фортепиано я вообще не подходила. А сейчас, когда стала разбираться в расположении клавиш, в записях нот и приобрела какие-то навыки игры на нем, по вечерам, когда появляется свободное время, сажусь за фортепиано и разучиваю понравившуюся мелодию, повторяю выученные ансамблевые пьесы. Дочка очень довольна нашей совместной игрой и гордится мной, что я научилась играть на фортепиано…» - говорит Екатерина Петровна, мама ученицы 4-го класса нашей школы Тимофеевой Дайааны. А мама ученицы 3-го класса Юлии Куличкиной Анна Афанасьевна пишет в отзыве:  «Несомненно, музыкальная культура родителя стимулирует ребенка на повышение качества образования и ведет к сближению родителя и ребенка. И я хотела бы, чтобы мероприятия, как выступления семейных ансамблей организовывались почаще, а еще лучше, на школьном уровне». Мы считаем, что наши дети и родители сегодня стали намного ближе  друг к другу благодаря музыке. Хочется верить и надеяться, что музицирование будет неотъемлемой частью в их семейной жизни и станет традицией.

   Таким образом, семейное музицирование  повышает мотивацию учащихся к учебе, раскрывает их индивидуальные творческие возможности, закладывает основы будущей профессии, удерживает интерес к выбранному инструменту.

    Можно считать, что проект семейного музицирования состоялся. Его можно расценивать как один из вероятных путей реализации проекта «Музыка для всех»

Литература:

  1. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. - СПб.: Композитор, 2005. с.8, 16, 34, 45, 48.
  2. Итоговый меморандум I Международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества». - Якутск, 2013. - с.1
  3. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, ЦРТС «Доминанта», 2004. -  с.14, 23, 25, 43.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школьного семейного клуба "Диалог" МОУ "СОШ №4" г. Железногорска Курской области ( руководитель Е.Н. Чернухина) : От монолога к диалогу

Данный опыт является актуальным в современных условиях и имеет большое практическое значение для совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении, поскольку роль семьи в воспит...

Семейное музицирование (из опыта работы)

В последние годы роль музыкального образования в развитии общества стала чрезвычайно актуальна. Дело в том, что, несмотря на выдающиеся достижения профессиональной музыкальной культуры в России, урове...

Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...