Главные вкладки

    конспект урока по развитию речи
    план-конспект урока по теме

    урок по развитию речи для студентов педагогических колледжей, училищ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_mrr.doc.docx44.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ознакомление детей с поэзией.

    Цель урока.

            Дать студентам необходимые теоретические знания о методике заучивания стихотворений.

    Задачи урока.        

    1. Познакомить студентов с лучшим опытом работы воспитателей детских садов, вооружить их необходимыми практическими навыками работы по применению данной методики в дошкольных учреждениях.
    2. Развить желание узнать о том, какое  место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
    3. Воспитывать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству. Способствовать формированию стремления к профессиональному росту.

    Оборудование:

    • Наборы карточек со стихотворными текстами.
    • Электронная презентация с иллюстративным материалом.
    • Карточки с советами Д.Корнеги.
    • Выставка журналов («Дошкольное образование», «Обруч», газеты «Детский сад»)  со статьями по теме урока.
    • Книжки – методические пособия преподавателя.
    • Комплект наглядных пособий к стихотворениям по программам «Детство» и «Радуга».
    • Схема.

    Методические приёмы.

    ►Лекция с элементами беседы.

    ►Творческие задания.

    ►Сообщения студентов.

    ►Вопросы.

    Ход урока.

    Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Ознакомление детей с поэзией». Вы, как будущие воспитатели, должны знать значение поэзии в жизни дошкольников и методику проведения деятельности, уметь применять интересные приёмы обучения, составлять конспекты по заучиванию стихотворений. Хочется видеть вашу готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству.

    План урока.

    1. Значение поэзии в воспитании дошкольников.
    2.  Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста.
    3. Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.
    4. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.
    5.  Приемы, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.
    6. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ.

    I. В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Вопрос к группе:

    С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ УЧАТ В ДЕТСКОМ САДУ СТИХИ?

    Вам было дано опережающее домашнее задание – значение поэзии в воспитании дошкольников. Пожалуйста, кто желает ответить?

    Слово преподавателя.

    Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строчки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

     Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи.

    Вопрос к группе:

    ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ ТЕКСТ?

    Слово преподавателя.

    ■ Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным.

    ■ Что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями,

    ■ Нет мотивации – нет результативной деятельности.

    Предложение группе.

    ДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ С ДЕТЬМИ.

    Слово преподавателя.

    ► Подбирайте такие стихи, которые интересны детям.

    Вопрос к группе:

    Какие стихотворения вам больше понравились и запомнилось с уроков «Детская литература»? Приведите примеры игривых стихотворений.

    ► Такие стихи, которые помогают ему играть,

    ► общаться,

    ► сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их,

    ► ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей,

    ► призовите на помощь все виды памяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ, ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ,

    ► НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО САМАЯ СИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – эмоциональная.

    Слово преподавателя.

    «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СТИХИ, ПУСТЬ УХО ИХ ПРИУЧИТСЯ К ГАРМОНИИ РУССКОГО СЛОВА, СЕРДЦЕ ПРЕИСПОЛНИТСЯ ЧУВСТВОМ ИЗЯЩНОГО, ПУСТЬ ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВУЕТ НА НИХ ТАК ЖЕ, КАК И МУЗЫКА».

                                                                                                          В.Г. БЕЛИНСКИЙ.  

     В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        

     Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

    II. Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

    Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений:

    • любовь детей к звукам и игре с ними,
    • к повтору,
    • особая чувствительность к рифме.

    * Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, лаконичные (мышление у ребёнка образное, дети мысленно «рисуют» содержание стихотворения).

    А .БАРТО, С. КАПУТИКЯН, С. МАРШАК,К.ЧУКОВСКИЙ И ДР.

    * короткие стихи,

     * в которых много глаголов, существительных,

    * где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.

    • Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации.

    Вопрос к группе.

    ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

       Слово преподавателя.

    ♦ Установка мобилизует память, внимание, ребёнок старается быстрее и лучше запомнить текст.

    Вопрос к группе.

    ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  КАКОЙ МОТИВ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫ?

       

    Слово преподавателя.

    • В непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.
    • В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.

     

    Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

    Характерная черта памяти маленьких детей – механический характер. Но даже трёхлетние малыши обнаруживают смысловую память. Ваша цель – развивать её, т.к. осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.

    Следовательно:..

    Вопрос к группе.

      КАКИЕ ВЫВОДЫ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?

    Слово преподавателя.

    На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние…

     психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста

    III. Вам было дано второе опережающее домашнее задание – Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.  Кто желает поделиться своим знаниями?

    1. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.

    Слово преподавателя.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ.

    • Не рекомендуется заучивать стихи хором:

    Вопрос к группе.

    Как вы думаете, почему?

    √ Искажается или пропадает смыл стихотворения,

    √ появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение,  

    √ пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.

    √ нет выразительности, появляется монотонность, ненужная тягучесть,

    √ искажение окончаний слов, утомление детей от шума.)

    • Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).

    Вопрос к группе.

    Почему?

     Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

    Вопрос к группе.

     Сравните, как заучивают стихи в детских садах?

    • Не требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
    • Учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, застенчивым – приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
    • Создавать «АТМОСФЕРУ ПОЭЗИИ» в детском саду (на прогулке, в повседневном общении, на природе, не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, развивать потребность слушать и запоминать.)

    Какую методику заучивания стихотворений предлагают Бородич А.М. Алексеева  М.М Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Пирадова В.И.

    Сообщения учащихся.(Опережающее домашнее задание)

    V. Приёмы для лучшего запоминания стихов.

    Вопрос к группе.

    Какие приёмы можете предложить вы. При правильных ответах я буду открывать необходимую строчку, как в игре «100 к одному». (На ватмане написаны приёмы и закрыты чистыми листами).

    • ИГРОВЫЕ;
    • ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ РИФМУЮЩЕГОСЯ СЛОВА;
    • ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ;
    • ЧАСТИЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВСЕЙ         ГРУППОЙ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ЛИЦА КОЛЛЕКТИВА.(«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»);
    • ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИГРУШКАМИ;
    • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИГРОВЫХ СТИХОВ МЕТОДОМ ИГРЫ («Телефон» К.Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака).

    Приёмы для формирования выразительности.

    (Используется схема на доске)

    ☻ ОБРАЗЕЦ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ;

    ☻ПРИМЕР ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЁНКА;

    ☻ОЦЕНКА ЧТЕНИЯ;

    ☻ ПОДСКАЗ НУЖНОЙ ИНТОНАЦИИ;

    ☻ НАПОМИНАНИЕ О ПОХОЖЕМ СЛУЧАЕ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, ОЖИВЛЯЮЩЕЕ ПЕРЕЖИТЫЕ ЧУВСТВА;

    ☻ОБЪЯСНЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ЧТЕНИЯ;

    ☻ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЕ ИНТОНАЦИИ.

    Приёмы для заучивания от практиков.

    Вопрос к группе.

    Какие методические приёмы при заучивании наизусть вы видели на практике?

    Слово преподавателя сопровождается показом и обыгрыванием.

    █ ЧИТАТЬ ПО СТРОЧКЕ,

    █ ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ,

    █ ОТ ИМЕНИ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНТОНАЦИЕЙ,

    █ ТЕАТР ПЕРЕД МИКРОФОНОМ,

    █ ПОСТРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ,

    █ СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ – МЫСЛЕННО ШАГАТЬ ПО СТУПЕНЯМ,

      ЖОНГЛИРОВАНИЕ,

    █ ИГРА «ЭХО»,

    █ «ТЕЛЕВИЗОР»,

    █ «ШИФР» (домой задание),

    █ ОТ ИМЕНИ ЛЮБИМОГО  СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ (дети узнают),

    █ С РАЗЛИЧНЫМ НАСТРОЕНИЕМ,

    █ ПРОПЕТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ,

    █ СОБЕРИ СТИХОТВОРЕНИЕ.        

    Доказано, что между речевой функцией и обшей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

    В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.

    Творческое задание.

    ПОДБЕРИТЕ ДВИЖЕНИЯ К КАЖДОМУ СЛОВУ ТЕКСТА (ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЮ)

    Веточки на яблоньке повисли от печали,

    Яблоки на веточках висели и скучали.

    Девочки и мальчики ветки раскачали.

    Яблоки о землю громко застучали.

    Веточки на яблоньке                    руки вверху, «дерево», наклоны туловища

     повисли от печали,                      и рук в стороны на каждое слово;

    Яблоки на веточках                      руки вверху, кисти рук свободно опущены

     висели и скучали.                      вниз; взмахи кистями рук на каждое слово

    Девочки и мальчики              наклон туловища вперёд, руки делают

                                                   размашистые

    ветки раскачали.                  движения в  стороны (как маятник) на

                                                 каждое слово;

    Яблоки о землю                            полуприседая, хлопаем ладонями

     громко застучали.                        по коленям

    По крутой тропинке горной

    Шел домой барашек черный

    И на мостике горбатом

    Повстречался с белым братом.

     И сказал барашек белый:

    «Братец, вот какое дело:

    Здесь двоим нельзя пройти,

    Ты стоишь мне на пути».

    Черный брат ответил «Мэ-э,—

    Ты в своем, баран, уме?

    Пусть мои отсохнут ноги,

    Не сойду с твоей дороги!»

    Помотал один рогами,

    Уперся другой ногами..

    Как рогами ни крути,

    А вдвоем нельзя пройти.

    Сверху солнышко печет,

    А внизу река течет.

    В этой речке утром рано

    Утонули два барана.

                           (С.михалков)

    • Разучивание стихов, сопровождающееся движением, способствует лучшему запоминанию текста, делает его бо лее ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.

    VI. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ

    "Учите ребенка каким-нибудь неиз вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

                                                                                                      К.Д. Ушинский

                Основной целью своей профессиональной деятельности некоторые воспитатели считают развитие творческого воображения и памяти детей. Они использует в работе элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКУ (технологию развития памяти).

              Воспитатель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотвор ных текстов, разнообразные "подсказ ки", например:

    1. рисуем (кодируем) стихотворение;
    2. изображаем в действии;
    3. показываем;
    4. играем;
    5. используем серию картинок;
    6. используем один рисунок;
    7. считаем.

    ►Рисуем стихотворение. Сначала воспи тателю нужно подобрать "рисуемое" стихо творение, выучить его наизусть, закодиро вать (изобразить с помощью символов), вы разительно прочитать. Дать установку де тям: "Сегодня попробуем стихотворение на рисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".

    Медведь

    Как под горкой –

    Снег, снег.

    И на горке

    Снег, снег.

    Как под елкой –

    Снег, снег.

    И на елке

    Снег, снег.

    А под снегом

    Спит медведь.

    Тише! Тише!

    Не шуметь!          

                                                       (И. Токмакова.)

    Воспитатель вместе с детьми воспроизво дит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

    Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

    Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

    Можно дать детям готовую схему с симво лами к новому стихотворению.

    Слово преподавателя.

    Посмотрите электронную презентацию с иллюстративным материалом. В ней вы увидите, как проиллюстрированы  стихотворения по программам «Ралуга» и «Детство».

    ►Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой су ществует тесная связь. Совокупность движе ний рук и речевых органов ускоряет запо минание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подби раются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

    Пять малышей

    Один малыш качается в саду.

    (Показывает указательный палец. Опус кает его вниз и покачивает им.)

    Два малыша купаются в пруду.

    (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

    Три малыша ползут к дверям в квартире,

    (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа тельным пальцами изображает мелкие шажки.)

    А в эту дверь стучат еще четыре.

    (Указательным пальцем правой руки сту чит по раскрытой левой ладони. Выстав ляет четыре пальца: указательный, сред ний, безымянный, мизинец.)

    С пятью другими тоже все в порядке.

    (Показывает пять пальцев. Сжимает ла донь правой руки в кулак, поднимает боль шой палец.)

    Им весело, они играют в прятки.

    (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

    Где притаились, ясно и ежу,

    (Прижимает указательный палец к гу бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)

    Но я глаза зажмурил и вожу:

    "Один, два, три, четыре, пять,

    Ну, берегитесь, я иду искать!"

    (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягива ет руки вперед.)

    С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумыва ют движения с воспитателем.

    Показываем стихи. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. Старшим дошкольникам педагог "показывает"стихо творение два раза, затем дети хором произ носят текст или кто-либо один читает стихи, а другой "показывает".

    Ты - хомяк,

    А ты - хорек,

    Ты - зайчишка-

    Прыг да скок.

    Ты - лисица,

    Ты - куница,

    Ты - бобриха-мастерица.

    Ты - охотник

    Ой, беда!

    Разбегайтесь кто куда!

    По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.

    ►Играем стихи. Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а "играет" ребенок, потом наоборот.

            Мой мишка

    Я рубашку сшила мишке.        

    (Показывает мишку и гладит его.)

    Я сошью ему штанишки.

    (Показывает штанишки.)

    Надо к ним карман пришить

    (Показывает карман.)

    И платочек положить.

    (Вкладывает в карман платочек.)

    На плите сварилась каша.

    (Берет кастрюлю с плиты.)

    - Где большая ложка наша?

    (Ищет ложку.)

    Я тебе перед едой

    Руки вымою водой,

    ("Моет" мишке лапки, вытирает и уса живает его за стол.)

    Повяжу тебе салфетку,

    (Завязывает салфетку.)

    Ешь котлетку, ешь конфетку,

    (Дает на тарелочке конфету.)

    Молоко свое допей

    ("Поит" молоком.)

    И гулять пойдем скорей!

    (Берет мишку за лапку и идет гулять.)

                                                                (3. Александрова.)

    ►Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучи ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особен но эффективен для детей с речевой патоло гией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошколь ном возрасте преобладает наглядно-образ ная память, и запоминание носит в основ ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малы шей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании сти хотворения 3. Александровой "Новая столо вая" сначала воспитатель показывает изоб ражения птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, го нец весенний - путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запомина ние: "Теперь смотрите на картинку, слушай те новое большое стихотворение и поста райтесь его запомнить". Читает полностью, не спеша, показывает картинку.

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    Воробей, снегирь-сосед,

       Будет вам зимой обед!

    (Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    (Синица и карточка с цифрой 1.)

    А во вторник, посмотри,

    Прилетели снегири.

    (Снегири и карточка с цифрой 2.)

    Три вороны были в среду.

    Мы не ждали их к обеду,

    (Вороны и карточка с цифрой 3.)

    А в четверг со всех краев

    Стая жадных воробьев.

    (Воробьи и карточка с цифрой 4.)

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей.

    (Голубь и карточка с цифрой 5.)

    А в субботу на пирог

    Налетело семь сорок!

    (Сорока и карточка с цифрой 6.)

    В воскресенье, в воскресенье

    Прилетел гонец весенний -

    Путешественник-скворец...

    Вот и песенке конец!

    (Скворец и карточка с цифрой 7.)

    Потом дети читают текст хором, по груп пам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспита тель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

    ►Используем один рисунок. Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо му стихотворению есть красочная иллюст рация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

    Существует и другой вариант этого мето да. Воспитатель читает стихотворение и по казывает большой яркий рисунок.

    Я сова - большая голова,

    На суку сижу,

    Во все стороны гляжу,

    Жуков и мошек - всех вижу.

    Затем задает вопросы, чтобы дети мог ли ответить словами из текста: кто нари сован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?

    Детям из младших групп воспитатель за дает эти вопросы несколько раз (ответы мо гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для луч шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе комые".

    ►Считаем. Четкий ритм и отсутствие выра зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

    Для малышей можно использовать ма ленькие считалки типа "Раз, два, три, четы ре, пять, я иду искать!" Сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, - дети. По играв так несколько раз, малыши запомина ют считалку.

    Любят дети "сонные" считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспи тателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвиж ной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг дру га. Дети знают много таких считалок, кото рых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:

    Тыры-пыры, две гантыры,

    Бухты-барахты, лебедь крахты.

    Солнце, бронце, луковка.

    При заучивании считалок совершенству ется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к сло ву и словотворчеству.

    Приставалочка

                                                            С.Чёрный

    1.        Отчего у мамочки

                                     на щеках две ямочки?

    2.        Отчего у кошки

                              вместо ручек ножки?

    3.        Отчего шоколадки

    не растут на кроватке?

    4. Почему у птичек

                         нет рукавичек?

    5. Почему лягушки

                         спят без подушек?

    6. Да оттого, что у моего сыночка

            ротик без замочка!

    Методическое пособие «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»,  поможет вам найти стихотворения, которые можно использовать в своей работе студентам по специальности «Дошкольное образование», Особенно ценно это пособие для студентов, получающих дополнительную специализацию «Воспитатель логопедической группы». Материал пособия можно использовать  как на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях.

    Задание студентам.

    Разделитесь на подгруппы и продемонстрируйте каждая группа  одно стихотворение с движениями.

    Логоритмическое стихотворение «Ветер»

    Ветерок листвой шуршит:

    Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                   Ритмично потирают ладонь о ладонь.

    В трубах громко он гудит:

    У-у-У, У-У-У-                             Делают ритмичные хлопки ладошками

                                                             над головой.

    Поднимает пыль столбом:

    Бом-бом-бом.                              Ритмично топают ногами.

    Дует он везде, кругом:

    Гом-гом-гом, гом-гом-гом.            Ритмично попеременно похлопывают

                    впереди и сзади себя.
    Может вызвать бурю он:
    Страх-страх-страх.                              
    Руки в стороны, делают ритмичные

                     вращательные движения.
    Не удержится и слон:
    Ах-ах-ах-ах.                              
    Делают «уши», ритмично сжимают, 

                   разжимают

    Логоритмическое стихотворение «Осенние листья»

    Осень листья золотит,

    Ветер ими шелестит:

    Шур-шур-шур, шур-шур-шур.    Ритмично потирают ладонью

                                                                о ладонь.

    И с деревьев их разносит.
    Поиграет. Снова бросит.                    
    Ритмично скрещивают

                          вытянутые вверх руки.

    Тш-тш-тш, тш-тш-тш.

    Вверх поднимет, закружит

    И на месте завертит.                      Делают круговые ритмичные

                                                            движения указательными

                                                              пальцами.

    у-у-у, у-у-у-

    То к земле прижмет, погладит,

    Вдруг на веточку посадит.           Ритмично похлопывают ладонями

             со сменой положения рук.

    Так-так-так, так-так-так.

    Соберет большую кучу,

    Убежит и сядет в тучу.

    Логоритмическое стихотворение           «Колокольчик»

    1. Дон-дон-дон, — колокольчик звенит.       Ритмично

    покачивают

    головой

    из стороны

    в сторону.

    — Ля-ля-л я, — что-то он говорит.                 Ритмично

    выполняют

    упражнение

    «фонарики»

    руками.

    1. Динь-динь-динь —наклоняет головку.         Ритмично

    покачивают

    головой вперед.

    1. Бом-бом-бом —растрепал всю прическу.    Ритмично

    поглаживают

    ладонями

    по волосам.

    — Дзынь-дзынь-дынь — солнцу он улыбнулся.Ритмично

    похлопывают

    в ладоши,

    руки вверху.

    Ди-ли-дон — наконец-то проснулся.

    Ритмично

      топают ногами

    В заключении предлагаю вам советы по улучшению памяти:

    Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.

    ۞ Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а)сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

    ۞ Второй «закон» памяти — повторение.

    ۞Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

    VII. Итог урока. 

    Сегодня мы с вами узнали, как много разработано новых методических приёмов для заучивания наизусть. Их мы уже опробовали на практике, все дети с одного занятия заучивали предложенные стихотворения. Вы все поняли, насколько велико значение поэзии в жизни дошкольников.

    Д/з.

    1. Составить конспект по заучиванию стихотворения в той возрастной группе, где вы проходите практику и по той программе, по которой работает детское учреждение.
    2. Сделать иллюстрации к стихотворению (на выбор студента) по Программе того детского учреждения, в котором вы проходите практику.

    10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»

    конспект урока        по  развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца".

    Программное содержание: Учить детей придумывать сказку,  не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать пам...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...

    Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»

    Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...

    Конспект занятия по развитию речи «День Земли» для 2-ой младшей группы

    Конспект занятия по развитию речи«День Земли» для 2-ой младшей группыЦели:1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.2. Воспитывать ст...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

    Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»Цели: «Учить составлять описательный рассказ»Задачи:Образовател...