Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО»
методическая разработка на тему

Карасева Лариса Валентиновна

Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» кафедры философии и методологии науки в соответствии с обучением по программе «Теория и методика преподавания истории и обществознания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionnykh_tekhnologiy.docx325.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

http://syktyvkar.ruc.su/upload/iblock/813/tcp_ip_securos.org_.ua_.jpg

Методическая разработка

Выполнила

Почётный работник НПО РФ,

преподаватель 1 квалификационной категории

Карасёва Лариса Валентиновна

Саратов, 2013

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» кафедры философии и методологии науки в соответствии с обучением по программе «Теория и методика преподавания истории и обществознания».


http://mediasubs.ru/group/uploads/ch/chitaj-i-delaj/image2/Zi00Yzg2L.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Информация о работе…………………………………………… 4

Основная часть. Технология и результативность работы……………….. 6

Заключение…………………………………………………………………. 11

Литература………………………………………………………………….  12

Приложение. Презентация по теме «Человеческий капитал»…………... 13


http://900igr.net/datas/tekhnologija/Vyshivka-krestikom/0003-003-Vvedenie.jpg

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний [1].  По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях.

Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.

Бурное развитие информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к студенту среднего профессионального образования как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе [4]. Это определяет одну из основных задач техникума – опережающе готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе, что влечёт за собой необходимость активного внедрения ИКТ в образовательную практику.

Разработке и совершенствованию методической системы обучения с использованием ИКТ-технологий для различных профилей посвящены труды И.Н.Антипова, В.К.Белошапка, С.А.Бешенкова, Ю.С.Брановского, Я.А.Ваграменко, А.Г.Гейна, С.Г.Григорьева, Т.Б.Захаровой, Б.М.Иглиева, В.А.Каймина, А.А.Кузнецова, Э.И.Кузнецова, А.Г.Кушниренко, М.П.Лапчика, В.Г.Лебедева, А.С. Лесневского, В.М.Монахова, Ю.А.Первина, В.Ф.Шолоховича и других исследователей.

Цель работы состоит в совершенствовании учебного процесса путем разработки теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий.

Проблема и цель работы определили необходимость решения следующих задач:

1. Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности?

2. Как измерить эффективности применения ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений студентов?

3. Какова должна стать роль преподавателя при организации урока с компьютерной поддержкой?

         Рабочая гипотеза работы заключалась в том, что если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства техникума использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными.

Работа состоит из введения,  основной части, заключения, литературы, приложения.


«Единственный способ что-то узнать – это что-то делать»

Б.Шоу

Основная часть

Технология и результативность работы

Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы [2].  Поэтому передо мной, как преподавателем, стоит вопрос об организации учебной деятельности на занятиях и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет,  что сегодня большая часть студентов, поступающих в НПО и СПО,  имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются уже главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов. Как повысить мотивацию студентов? Как сделать процесс обучения более эффективным?   Реализуя требования Федерального компонента, я, как преподаватель в учреждении СПО, сталкиваюсь с рядом  типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:  

  • необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего  и профессионального образования);  
  • отсутствие понимания ценности общеобразовательной подготовки для решения задач профессиональной подготовки;  
  • низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов,

поступающих в НПО, СПО,  несформированность у них  общеучебных  

компетенций;

  • разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в техникуме.

Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему перегруженности студентов и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Ученые утверждают, что объем школьных программ не соответствует возможностям даже самого способного  ученика. По подсчетам специалистов за последнее время объем информации, который должен усвоить школьник, вырос на 30 % [5]. Проводя ежегодно срез знаний в группах студентов 1 курса по общеобразовательным предметам за курс основной школы, выявлены следующие результаты:

Учебный  год

Количество

студентов

Оценка

«5»

Оценка

«4»

Оценка

«3»

Оценка

«2»

2010-2011

60

1%

3%

72%

23%

2011-2012

90

1%

2%

71%

26%

2012-2013

120

2%

2%

72%

24%

Из представленной таблицы видно, что в среднем 24% студентов,  пришедших к нам учиться,  не справляются  с заданиями.  

Какие средства и методы будут способствовать преодолению основного противоречия современной системы образования  – противоречия между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом?    Как разрешить  противоречие между разнообразием информации, получаемой студентами из различных источников, и отсутствием  умения самостоятельно работать с этой информацией, проектировать и прогнозировать последующие результаты?  Как решить следующие задачи:  

  • избежать перегрузок студентов при освоении двух стандартов;
  • обеспечить  достижение каждым студентом базового уровня в обучении; способствовать удовлетворению потребностей студентов  в овладении знаниями на более высоком уровне;
  • способствовать повышению качества профессиональной подготовки выпускников;
  • обеспечить личностный рост каждого студента в соответствии с его психологическими особенностями, профессиональными запросами  и требованиями современного общества?

Основная идея моего опыта: создание условий для  достижения  устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов техникума средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.  

Для организации работы на уроке я выбрала не готовые программные продукты в виде электронных учебников, а программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется:

  • распространенностью данного пакета, студенты могут выполнять задания на домашних компьютерах демонстрировать их в аудиториях на  занятиях;  
  • управление программой простое, сходное с другими программами пакета Microsoft Office;
  • программа позволяет использовать информацию в любой  форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты);
  • имеется возможность редактирования презентаций, вставки и замены слайдов, заданий, ссылок на веб-страницы, видеофрагменты,  текстовые документы [3].

Разработкой  уроков – презентаций по учебному курсу я занимаюсь более 3 лет. Я на практике убедилась,  насколько это эффективное средство работы   как для студентов,  так и для преподавателя. Использование ИКТ дает возможность:

  • представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;  
  • выдавать большой объем информации по частям  – материал осваивается легче, чем материал учебника;
  • активизировать внимание студентов;  
  • активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
  • значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;  
  • сделать урок современным, что так ценят студенты;
  • разнообразить формы   проведения  рефлексии;
  • разнообразить формы учебной деятельности (игровые формы, форма  
  • сотрудничества, моделирование проблемных ситуаций, форма визуального
  • анализа);
  • повышать интерес студентов к уроку;
  • возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Что дают информационные технологии для качественного, продуктивного образовательного процесса?  

  • Позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;  
  • позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
  • решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
  • эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;  
  • оптимизировать труд  преподавателя.

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, и обязан работать во благо развития студента.


Заключениеhttp://2.bp.blogspot.com/_OeMXDZrrLN0/TI01GC3XazI/AAAAAAAAAEo/UxQ1jC6wkGQ/s1600/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.gif

В заключении хотелось бы сказать о том, что использование электронных обучающих средств на уроках дает возможность экономить время на этапах урока, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов, осуществлять постоянный оперативный контроль усвоения материала [7] .  Однако хочется отметить, что в настоящее время не все информационные ресурсы и публикации сети Интернет можно признать достаточно качественными. Встречались публикации, содержащие неточности и фактические ошибки. Поэтому эффективность их использования определяется во многом опытом и педагогическим мастерством преподавателя.


 

http://www.rcmo.ru/i/educational.png

Литература

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

2. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Научно-практический журнал «Завуч», 2004, № 3.

3. Лебедева Т.Н.  Миндоров,  Н.И. Информационные технологии в обучении. -Уч. пособие. Пермь, 2008.

4.  Инновации как фактор подготовки высококвалифицированных кадров машиностроительного профиля в условиях профессионального образования: Материалы внутриучрежденческой педагогической научно-практической конференции./ Курганский техникум машиностроения и металлообработки.- Курган, 2008.

5. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов образовательного процесса: материалы областной научно- практической конференции./ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.- Курган, 2010.

6.  Современный словарь по педагогике./ Сост. Рапацевич Е.С.- Мн.:

Современное слово, 2009.

7. http://konf-sot-2011.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка применения групповых технологий на уроках физики в системе СПО и оценка их эффективности

В работе  излагаются основные методические приемы использования групповых педагогических технологий на уроках физики в системе СПО. Учитываются особенности системы СПО и требования действующего Ф...

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО»

Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квал...

Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин

Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин...

Методическая разработка Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины ОП.08 Основы бухгалтерского учета

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе. Использование мультимедийных технологий(презентаций) в образовательном процессе .Измерение результато...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Применение информационных технологий в образовательной деятельности – один из способов активизации познавательной деятельности студентов. В условиях динамично меняющегося мира глобальной взаимоз...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...