Внеаудиторная работа по физике
материал на тему

 Многолетний опыт работы в колледже показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов обучающихся особое место принадлежит венаудиторным внеклассным занятиям по предмету. Внеклассные, внеаудиторные занятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышая их интерес к предмету. Также помогают преподавателю лучше узнавать индивидуальные способности своих учеников, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса, развивая личностные и метапредметные компетенции. Каждый год стараюсь проводить одно из мероприятий: КВН физический, научно-практическую конференцию или ставить физический спектакль. Подготовка таких мероприятий требует больших усилий. В статье приведён пример проведения Физического КВН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneauditornaya_rabota_po_fizike.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Ю. Милюкова

преподаватель физики

ГБПОУ КСТ

nmilukova@rambler.ru

Внеаудиторная работа по физике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Многолетний опыт работы в колледже показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Поэтому при формировании познавательных интересов обучающихся особое место принадлежит венаудиторным внеклассным занятиям по предмету.

Внеклассные, внеаудиторные занятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышая их интерес к предмету. Также помогают преподавателю лучше узнавать индивидуальные способности своих учеников, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса, развивая личностные и метапредметные компетенции.

Однако внеаудиторные занятия, углубляя и расширяя знания обучающихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы. Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на учебных занятиях и на внеаудиторных занятиях.

Содержание внеаудиторных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся. Любое дело, организуемое преподавателем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого обучающегося, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеаудиторной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеаудиторныую работу только на принципе занимательности. Внеаудиторная работа по физике должна не развлекать обучающегося колледжа, а развивать и совершенствовать его личность.

Внеаудиторные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют обучающемуся дополнять во время урока ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.

Один из самых верных путей повышения качества обучения физике – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Всякая внеаудиторная работа по физике должна учитываться. И в конце, после её завершения, работа оценивается.

Опыт проведения внеаудиторной работы по физике показывает, что она полезна не только для обучающихся, но и для преподавателя, так как помогает ему лучше узнавать своих учеников, развивает его организаторские способности и коммуникативные компетенции, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

Руководствуясь этими методическими рекомендациями, я каждый год стараюсь проводить большое мероприятие: КВН, научно-практическую конференцию либо ставить физический спектакль.

Подготовка таких мероприятий требует больших усилий, так как обучающиеся колледжа сильно перегружены специальными занятиями, многие посещают различные кружки. Однако обучающиеся с большим удовольствием соглашаются на участие в таких мероприятиях, находят время для репетиций и подготовки.

Проведение КВН.

КВН уже много лет популярен среди обучающихся и имеет большие преимущества перед другими формами организации внеаудиторной деятельности.

В процессе подготовки и проведения КВН решается обычно целый комплекс учебных и воспитательных задач. ОБучающиеся учатся творчески мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму.

Успех команды зависит от слаженности в работе не только членов команды, но и её болельщиков, составляющих вместе с командой единый коллектив. Проведение КВН является итогом большой творческой работы этого коллектива. Фактически участвует вся учебная группа. Поэтому важно развить у участников встречи чувство ответственности за порученное им дело, умение вовремя прийти на помощь товарищу.

КВН – это игра, соревнование и веселое эстрадное представление. Однако этот конкурс только тогда отвечает требованиям внеклассного мероприятия по физике, когда каждое из предлагаемых по сценарию заданий носит определённую познавательную нагрузку и на первое место в оценке ответов команд поставлена их физическая сущность.

Конечно, уже прочитано огромное количество литературы, статей, проведено бесконечное множество игр с использованием сценариев, найденных в Интернете. За много лет возникает чувство, что мероприятие придумано тобой.

Представлю разработку КВНа, который проводила для обучающихся первых курсов. Обычно КВН проводиим по разделу: «Механика», самому сложному из курса физики. Хотечется, чтобы обучающиеся повторили законы Механики более интересно и обратили внимание на их практическую значимость.

Можно назвать КВН «Путешествия с законами Механики».

Формируется две команды по семь человек в каждой. Остальные обучающиеся группы становятся болельщиками.

В жюри могут быть приглашены взрослые и авторитетные для обучающихся люди: преподаватели, библиотекарь, завуч, руководитель Структурного подразделения.

Ведущим КВН становится преподаватель физики.

                                                                                                                                         

Общая схема сценария:

  • Представление команд.
  • Разминка команд. Конкурс «Из жизни животных».
  • Домашнее задание.
  • Конкурс капитанов «Движение и наблюдатель».
  • Конкурс «Танцы и законы физики».
  • Конкурс болельщиков. «Песенно - литературный»

Расскажу более подробно о каждом этапе сценария.

  • Конкурс «Представление команд» готовился заранее, и на представление своего решения им отводилось 5 минут.

  • Для конкурса «Из жизни животных» на отдельных листах бумаги размером А4 печатаются рисунки животных и птиц: сокола, ласточки, колибри, охотничьей собаки, орла, зайца, медоносной пчелы, мухи, лошади, рыбы, черепахи, улитки. Эти листы упаковываются в конверты. На других листах такого же размера написаны значения средних скоростей их передвижения: 360 км/ч, 120 км/ч, 100 км/ч, 90 км/ч, 86 км/ч 65 км/ч, 50 км/ч, 18 км/ч, 13 км/ч, 4 км/ч, 70 м/ч, 5,4 м/ч.

Для проведения конкурса приглашаются по два человека от каждой команды.

Задание конкурса. Участники каждой команды выбирают по 4 конверта с изображением животных или птиц. А затем – средние скорости их передвижения. На магнитной доске располагают животных и их скорости. Побеждает та команда, которая это сделает быстро и верно.

  • Домашнее задание.

Опыт показывает, что обучающиеся первых и вторых курсов сами неплохо пишут занимательные пьесы, если им дать тему. Интерес к пьесам всегда исключительно высок. Поэтому командам можно предложить написать и исполнить занимательную пьесу на тему:

  1. Волшебная физика.
  2. Скучный урок физики.
  3. Физика и моя профессия (специальность).

Название упаковываются в конверты, и капитаны вытягивают свой конверт.

Для оценивания конкурс можно предложить следующие критерии:

  1. Содержание сценария.
  2. Музыкальность.
  3. Использование законов физики и их количество.
  4. Уровень исполнения.

Конкурс капитанов «Движение и покой».

Этот конкурс зависит больше от личности капитана, и часто бывает, что не формальные знания, а его находчивость и остроумие приносят команде желанные очки. Поэтому задания для капитанов подбираются и на формальные знания, и на смекалку.

Задания конкурса:

1. Жук ползёт с постоянной скоростью по вращающемуся диску проигрывателя от центра к краю. Нарисовать его траектории относительно диска и Земли.

Ответ: Относительно диска жук ползёт по прямой. Относительно Земли жук ползёт по спирали.

2. Вы совершаете прогулку: 3 км к востоку, 2 км к северу, 3 км к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажитесь?

Ответ: На 2км к северу независимо от порядка, в котором вы проходите указанные расстояния.

3. Гонщики нажимают на педаль газа, выходя из поворота, но не на повороте. Почему?

Ответ: Тело по инерции стремится двигаться по касательной к траектории с неизменной скоростью. Непрерывный и плавный поворот переднего колеса с помощью руля обеспечивает изменение направления движения автомобиля. Выходя из поворота, водитель нажимает педаль и тем самым ускоряет ход автомобиля.

4. Представьте, что Вы – преподаватель физики. Необходимо, чтобы все ваши ученики полюбили физику. Как вы этого добьётесь?

Конкурс «Законы физики в танце»

Помогают провести этот конкурс умеющие профессиоально танцевать ребята.

Ведущий (преподаватель физики): Однажды известный советский физик-теоретик Яков Ильич Френкель произнёс в Ленинградском физико-технологическом институте речь «Квантовая теория танца». Эта речь напечатана в сборнике «Физики продолжают шутить». «Что такое танец?» - начал с вопроса свою речь Френкель. И на этот вопрос ответил: «Танец представляет собой ряд телодвижений. Всякое движение тел есть движение механическое. Следовательно, и танец – механическое явление. Поэтому танцы должны изучаться механикой, пытающейся, как известно, почти все явления свести к движению». Затем Я.И.Френкель в своём докладе в шуточной форме объясняет эволюцию танца на основе законов квантовой механики.

А мы предлагаем командам последовать примеру Я.И.Френкеля написать доклад и представить зрителям на «Механическая теория танца». А помогут им ребята из кружка бального танца, которые исполнят для нас два танца: «Медленный вальс» и «Ча-ча-ча».

Конкурс болельщиков. «Песенный»

На сцену приглашаются по 4 человека болельщиков каждой команды.

Задание конкурса: Спеть строки из песен, где говорится о движении.

Конкурс проводится 10 минут.

                                                                                                                                                             

КВН проводится обязательно в актовом зале. Большое внимание нужно уделить оформлению сцены. Для этого использовали цитаты:

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет?»

М.В.Ломоносов.

«Физика! Какая ёмкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!»

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где».

Редьярд Киплинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Даны методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по предмету ОП.05 «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»

Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятельной работы не...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

Учебное пособие по дисциплине 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» содержит 61час внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, время выполне...

Внеаудиторная самостоятельная работа по физике

Методические указания  предназначены для обучающихся,  как руководство для организации  внеаудиторной самостоятельной работы при подготовке информационных  сообщений, написан...

Внеклассная работа по физике "Мистер Физик"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для повышения интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике

В данном пособии представлены рекомендации к выполнению сам.работы по физике, виды самостоятельных работ, цели провендения той или иной работы, а также формы контроля...