Средства обучения иностранным языкам при формировании лексических навыков
учебно-методический материал по теме

Вершинина Светлана Сергеевна

Тема работы "Средства обучения иностранным языкам про формировании лексических навыков". В данной работе описаны основные средства обучения, которые могут использоваться как на начальном этапе обучения, так и на среднем этапе. Также на теории и на практике описываются наиболее эффективные средства обучения при формировании лнесических навыков исходя из оособенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon so-praktika_3.doc603 КБ

Предварительный просмотр:

Средства обучения иностранному языку

при формировании лексических навыков

                                                           Выполнила  учитель английского языка  

                    Шаховнина С.С

                                         д/с-начальная  школа N 144

                                                                 на вторую квалификационную категорию

                                                                               

                                                               

Содержание

Введение                                                                         3

Глава I. Средства обучения при формировании лексических навыков                        6

1.1  Роль средств обучения при обучении иностранному языку младших школьников        

1.2  Характеристика средств обучения                                                7

1.3 Основные требования к средствам обучения                                        9

Глава II.  Основные этапы презентация лексики                                        11                

2.1 Работа на слуховой основе

2.2   Работа на графической основе                                                        13

Глава III Cемантизация лексики                                                        17

3.1 Переводный способ

3.2   Роль наглядности при семантизации лексики                                        18

Глава  IV.  Игра как средство закрепления лексического материала                        21

4.1 Роль игр при обучении лексики

4.2  Типы игр                                                                        22

Заключение                                                                        27

Приложение                                                                        30

Список использованной литературы                                                33

Введение

Актуальность исследования. На протяжении ряда лет ведется постоянная работа по модернизации содержания обязательного школьного образования. Обучение иностранному языку наряду с обучением  рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования.

Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.

Одно из условий успешного общения на иностранном языке на доступном детям уровне - качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку.   Как показывает практика усвоение лексического запаса всегда представляется одной из наибольших трудностей при изучении иностранного языка в начальной школе,  и при изучении лексики учащиеся сталкиваются с рядом проблем . Одна из проблем, с которой сталкиваются учащиеся при изучении лексических единиц, это семантически правильное сочетание  слов изучаемого языка в соответствии с его нормами, которые часто отличаются от семантических правил в родном языке. Чтобы включить иноязычное слово в состав высказывания, учащимся необходимо  произвести с ним определенные действия. При овладении иностранным языком  ученик осваивает определенные операции со словом, овладевает системой лингвистических правил, в основе формирования которых лежит процесс оценки семантической значимости слова.  Другой трудностью является графический образ слова, т.к. важно не только запомнить значение слова, но и правильность его написания.

Другой проблемой, с которой я столкнулась, в начальной школе- это  проблема повышения эффективности обучения лексике. Это вызвано тем, что у учащихся накапливается определенный лексический запас, им становится все труднее запоминать новые слова и сохранять их в памяти. Начинается процесс забывания лексических единиц. В связи с этим страдает качество речи (как устной, так и письменной), так как оно находится в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Кроме того, расширяющийся круг ситуаций общения требует большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков.

Таким образом, нарастает необходимость увеличения словаря учащихся, более качественного запоминания и сохранения лексических единиц в памяти каждого учащегося и организации более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений, поэтому существует потребность в разработке различных новых методов,  приемов  и средств  в обучении лексике.

Поиски решения этой проблемы показывают, что вопросы обучения лексике в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам рассматривались многими исследователями, такими как Л.В. Банкевич, Б.В. Беляев, М.А. Бурлаков, В.А.Бухбиндер, Н.И.Гез, С.В.Калинина, Ю.И.Коваленко, М.С.Латушкина, Е.Л.Товма, Н.С.Шебеко, Л.З.Якушина. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы обучения лексике затрагивались попутно, в русле исследования других проблем (например, в работах Н.В. Добрыниной, Е.И. Негневицкой, Н.Т. Оганесян и др.). Однако до сих пор не было специальных теоретических работ, посвященных формированию лексических навыков у младших школьников,

в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.  Существуют различные методы и приемы при обучении лексической стороне иноязычной речи, но по-моему мнению, как показала практика, наиболее эффективным является применение различных средств обучения при формировании лексических навыков, которые способствуют быстрому запоминанию слова, его написанию и правильному их употреблению.  Эта работа посвящена формированию лексических навыков с использованием различных средств обучения,т.к. именно использование средств обучения позволяют интенсифицировать учебный процесс. Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Средства обучения призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении учащихся с новым материалом, при его закреплении, систематизации, повторении и контроле. На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс,повышают мотивацию учащихся и их внутреннюю активность.Средства обучения призваны создать среду иноязычного общения, которая в наших условиях отсутствует. Они открывают хорошую возможность для разнообразных ситуаций научения и обучения.

Таким образом, ощущается необходимость в разработке последовательной теории формирования лексических навыков у младших школьников  с использованием средств обучения этом процессе, чем и определяется актуальность данного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста иностранному  языку при помощи различных  средств обучения.

  Предмет исследования -  совершенствование содержания и  методики

обучения иностранному языку с помощью средств обучения.

   

Цель: разработать основные приемы  презентации лексики с использованием средств    

           обучения

           

 Гипотеза исследования: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащих средства обучения, то можно повлиять на эффективность обучения.

      Для  достижения  поставленной  цели  и  проверки  выдвинутой  гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

- определить роль средств обучения на уроке иностранного языка

-  выделить и охарактеризовать  основные средства обучения при презентации лексики

- разработать систему  упражнений с использованием различных средств обучения

-выявить результативность рационального использования различных средств обучения

 

 

В   процессе   теоретического   изучения   проблемы   и   проведения

экспериментальной работы я  применяла  следующие методы исследования:

1.  Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).

 

2. Педагогический (изучение и обобщение  передового  педагогического  опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий).

3. Наблюдение как  лингвистический  и  методический  прием  (наблюдение  над речью учащихся, над процессом обучения иностранному языку.

4. Экспериментальный (констатирующий и опытный эксперименты).

      Практическая значимость исследования  состоит  в  том,  что  выводы  и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут  быть  использованы  на уроках иностранного языка при формировании лексических навыков младших школьников.

Глава I Средства обучения при формировании лексических навыков

1.1 Роль средств обучения при обучении иностранному языку у младших школьников

Как уже было сказано,  одной из наибольших трудностей при изучении иностранного языка является усвоение лексического запаса, поэтому существует потребность в разработке различных новых методов и приемов в обучении лексике. По-моему мнению, наиболее эффективным способом  при формировании лексических навыков является применение различных средств обучения,  которые способствуют быстрому запоминанию слова, его написанию и правильному употреблению.

Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Средства обучения призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении учащихся с новым материалом, при его закреплении, систематизации, повторении и контроле. На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс, повышают мотивацию учащихся и их внутреннюю активность. Средства обучения призваны создать среду иноязычного общения, которая в наших условиях отсутствует. Они открывают хорошую возможность для разнообразных ситуаций научения и обучения.  Кроме того, средства обучения делает более легким процесс усвоения и поддерживают внимания ребенка. Конечно, использование средств обучения имеет свой риск. Большое количество  такого средства обучения как наглядность создает развлекательное настроение учащихся. Поэтому в использовании любого вида  средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения. При этом следует отбирать средства обучения в соответствии с целями и задачами.

Средства обучения - это материальный и идеальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Идеальные средства обучения- это те усвоенные раннее знания,

 которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

      Материальные средства  обучения  –  это  физические  объекты,  которые

 используют учитель и ученик для детализированного обучения.

   По субъекту деятельности средства обучения  можно  условно  разделить  на

средства   преподавания   и   средства   учения.   Средствами   преподавания

пользуется  в  основном  учитель  для  объяснения  и  закрепления   учебного

материала, а  средствами учения- учащиеся для его усвоения. В  то  же  время

часть средств обучения может быть и тем и другим,  в  зависимости  от  этапа

обучения, средства преподавания имеют существенное значение  для  реализации

информационной и управляющей  функций  учителя.  Они  помогают  возбудить  и

поддерживать   познавательные  интересы   учащихся,   улучшают   наглядность

учебного  материала,  делают  его  наиболее  доступным,  обеспечивают  более

точную информацию  об  изучаемом  явлении,  интенсифицируют  самостоятельную

работу и позволяют вести её  в индивидуальном темпе. Их можно  разделить  на

средства  объяснения  нового  материала,  средства  закрепления  и  средства

контроля.

    Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли  средства

обучения в готовом виде или конструируются учащимися на  уроке  совместно  с

учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект      и  более

высокое качество знаний учащихся, нежели  их  ординарное   использование  по

образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что  разработка  новых

средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает  изменение

познавательных   знаний    и   инструкций,   использование    новых    видов

тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их  разнообразие

составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся  ,

расширения их кругозора и способностей.

1.2 Характеристика средств обучения

     

     В методической литературе средства обучения делятся на основные и вспомогательные. Средства обучения,входящие в состав УМК, можно назвать основными. Это:1. Учебник.2.Книга для учителя.3.Книга для чтения.4.Тетрадь на печатной основе.5. Комплект аудиокассет. Все осталь ные средства можно считать вспомогательными. К числу таких средств можно отнести картинки, фотографии, плакаты, схемы, эпифильмы, газеты, словари и другие средства обучения. Основные и вспомогательные средства могут быть а) нетехническими и б) техническими. К числу технических средств можно отнести а) визуальные(слайды, диапозитивы) б) аудитивные (магнитофонные записи, записи песен, стихотворений); в) аудиовизуальные (диафильмы, видеофильмы. Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 1):

- учебники и учебные пособия;

- средства наглядности;

- средства для осуществления практических действий;

- технические средства обучения;

- вспомогательные средства учебного процесса.

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 2).

Схема 2

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.д.

В последнее время широко распространены такие средства обучения как интерактивная доска и использование компьютерных программ. Так, например, использование компьютерных программ способно увеличить процесс овладения лексикой почти вдвое. Ознакомление с новыми лексическими единицами включает раскрытие формы, значения и употребления слова. Использование компьютерной программы позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Так на этапе показа новой лексики на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с показом слов младшие школьники имеют возможность их прослушать. Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых и зрительных) и содействует лучшему запоминанию. Использование компьютерной программы,  в отличие от других средств обучения, позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. младшие школьники, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово несколько раз, учащиеся с преобладающей зрительной памятью больше концентрируются на графическом образе слова. В результате многократных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык.

1.3 Основые  требования к средствам обучения.

Существуют различные средства обучения при обучении иностранному языку и  использование средств обучения имеет свой риск. Большое количество  такого средства обучения как наглядность создает развлекательное настроение учащихся. Поэтому в использовании любого вида  средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, а также учитывать требования, которые предъявляются к средствам обучения:

1) Средства обучения должны выступать в материальной форме,  чтобы выполнять свою основную функцию- быть орудие  труда учителя и учащихся.2) Средства обучения должны быть ориентированы на цели и задачи обучения. Они должны служить как бы «проводниками» этих целей и задач. Средства об учения должны способствовать внедрению целей и задач обучения в практическую деятельность учащихся. 3) Средства обучения должны воплощать в себе в материализованном виде определенный объем содержания, т.е. языковой или речевой материал в единстве с  его предметным содержанием и действиями реализации. 4) Средства обучения должны быть проводниками методов и приемов обучения, обеспечивать качественное управление учебной и познавательной деятельностью учащихся. 5) Средства обучения должны соответствовать современным методическим направлениям, основываться на общедидактических и частнометодических принципах. 6) Оборудование   должно    полностью    удовлетворять    педагогическим требованиям ,  предъявляемым  к другим элементам учебного  процесса:  наглядно воспроизводить  существенное  в  явлении,  быть   легко   воспринимаемым   и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.  7) Количество и типы  средств  обучения  должны  полностью  обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

Глава II. Презентация лексики

2.1. Работа на слуховой основе

Презентация лексики- это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. На этапе презентации я использовала  разнообразные виды работы над словом: на слуховой основе, на графической основе и  с использованием наглядности. В зависимости от вида работы над словом можно использовать разные средства обучения. Презентация лексики состоит из трех этапов: 1)ознакомление, включающий введение и объяснение нового слова. 2) тренировка в употреблении лексических единиц(первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц(включение слов в речевую деятельность).

Первый этап- это этап презентации или ознакомления  с новым словом. На этом этапе я использовала работу на слуховой основе.

Первичное звуковое предъявление слова – это  произнесение  нового  слова учителем или  (диктором). Целью  этого  этапа  работы  является  знакомство  с произношением данного  слова  и  подготовка  учащихся  к  воспроизведению   данного  слова в процессе последующей работы над ним. На первом этапе я использовала  технические средства обучения, в данном случае, аудитивные- магнитофонную запись.  Сначала я сама произносила новое слово, а затем давала  ученикам прослушать новое слово на кассете. Нужно сказать, что дети младшего школьного возраста с большим удовольствием слушали магнитофонную запись, поскольку слова произносили животные и они имитировали голоса. Так, прослушивание нового слова превращалось в увлекательный процесс. Затем я просила детей повторить это слово еще раз, как это делали учащиеся лесной школы.

2 ) Воспроизведение слова учащимся – это повторение слова вслед  за  учителем.

    Воспроизведение слова – не  простая  имитация,  а  осознанное произнесение звуков, входящих в звуковую оболочку слова, поскольку  любое новое слово,  предлагаемое  учащимся,  должно  содержать  лишь  усвоенные   звуки.

   Тренировочная работа  над  произношением  является  одним  из  начальных этапов урока, который обычно следует непосредственно за  организационным моментом и занимает 1-3 минуты.  

3)    Семантизация  и  вторичное  предъявление  слова.  С  этого  начинается работа над словом. Как известно, существует несколько способов раскрытия значения  слова,  выбор  которых  определяется  самим  словом.  На уроках английского языка я чаще всего прибегала к беспереводному способу семантизации,т.к. этот способ помогает установить непосредственную  связь между понятием и иностранным словом. На этом этапе я сочетала технические средства обучения с наглядностью. Подробнее о наглядности, как средстве семантизации будет сказано в следующей главе). На этом этапе я использовала различные средства обучения, такие как наглядность и технические средства обучения, в зависимости от этапа обучения. При этом я учитывала психологические особенности каждого ученика. Во втором классе, где у учеников развито слуховое восприятие, я использовала аудитивную  запись. Основными действующими лицами учебника второго класса являются животные, обучающиеся в лесной школе, поэтому на пленке  воспроизведены голоса животных и птиц и слышны их действия. Так , при изучении глаголов, обозначающих действие, например глагола Fly- летать, попугай произносит  на кассете этот глагол  и подкрепляет свои слова действием-  слышно, как попугай взмахивает крыльями.  Таким образом, учащиеся могли догадаться не только о значении глагола, но и определить главное действующее лицо, который выполняет действие. Использование технических средств вызывало положительные эмоции у учащихся и настраивало их на дальнейшее изучение и дальнейшее прослушивание новых слов. В данном случае, магнитофон как техническое средство обучения,  повышал  мотивацию   учащихся и их активность. Технические  средства обучения оказывало помощь при восприятии и запоминании нового материала, помогали  при ознакомлении с новым материалом. После прослушивания учащиеся сами  повторяли слово.  Технические  средства  обучения я использовала  как    при  предъявлении нового слова, так и при семантизации- раскрытии значения слова. Кроме технических средств обучения при семантизации новых слов я использовала беспереводной способ семантизации и  другие средства обучения. Во всех трех классах я старалась использовать беспереводный способ семантизации, чтобы учащиеся могли сами догадаться о значении слов при помощи средств обучения. Это помогало мне установить непосредственную связь между понятием и иноязычным словом. При беспереводном способе семантизации у меня была возможность использовать различные средства обучения и тем самым повысить интерес учащихся и сконцентрировать их внимание на предъявлении нового материала.

Так, например, на этом этапе в четвертом классе я  демонстрировала картинку»Магазин игрушек , а диктор произносил, что мы можем здесь купить. При семантизации иноязычных слов я использовала наглядность в качестве основного средства обучения как при введении, так и при закреплении новых слов. Особенно часто я применяла средства наглядности во втором и в третьих классах,т.к. средства наглядности воздействуют на органы чувств (зрительные и слуховые) и обеспечивают полное формирование образа и понятия. Во втором классе у детей очень хорошо развито зрительное восприятие, при введении новых слов я применяла игрушки как средство наглядности. Дети младшего школьного ассоциирует мягкие игрушки с игровой деятельностью, кроме того предъявление нового материала с использованием мягких игрушек обусловлено психологическими особенностями младших школьников, мышление которых сохраняет наглядный характер. При предъявлении нового материала во втором классе я использовала рассказ с элементами беседы. Я составляла рассказ с использованием новых слов, и дойдя до нужного слова я выделяла его голосом, останавливалась и показывала игрушку. Учащиеся сразу же догадывались о значении нового слова. Игрушка в данном случае являлась не только средством  обучения при предъявлении нового материала, но и  средством запоминания новых слов, т.к. дети второго класса ассоциировали слово с тем образом, в данном случае, игрушкой, которые они видят.

4) Контроль понимания я  производила  при помощи вопросов, записанных на пленку.После прослушивания учащиеся отвечали  на вопросы. Правильность ответов на вопросы свидетельствовала  о правильности понимания значения слова. Также для  этой цели учащиеся прослушивали  диалог, а затем воспроизводили  его, используя новые слова. При контроле усвоения кроме технических средств обучения я использовала наглядность в качестве средства обучения. Так, например, во втором классе я использовала игрушки для в качестве закрепления материала по теме «Цвета и животные». При первичном закреплении слова  я использовала игрушку как средство наглядности и различные виды вопросов: имитативный (в котором есть все слова для ответа), альтернативный (выбрать из двух) и репродуктивный (на проверку запоминания ). Я показывала игрушку и задавала имитативный вопрос: is this a cat ? – это кошка ? Учащийся отвечал: Yes, this is a cat- да,  это кошка.  Другому ученику я показывала ту же  самую игрушку и задавала  альтернативный  вопрос: is the cat black or white? Кошка черная или белая? Учащийся отвечал: the Cat is black. Кошка  черная. При закреплении материала я использовала репродуктивный вопрос: Who is this?- кто это? Учащийся отвечал: This is a cat. Это кошка. Далее я задавала следующий вопрос: What colour is the cat?- какого цвета кошка? Учащийся отвечал :the cat is black- кошка черная. Так как игрушки очень яркие по своей цветовой гамме, дети быстро запоминали цвета и персонажей.  Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, то при использовании игрушек как  средства обучения, отмечалось быстрое запоминание новых слов и активность учащихся.

Вторичное воспроизведение слова помогает создать более четкий звукомоторный образ- это многократное его проговаривание учащимися, после того, как учитель выделил его из контекста.

Употребление слова  в  контексте  (микроситуации).  Цель  этого  этапа

работы заключается в установлении морфологических  и  синтаксических  связей слова в пределах ограниченных  задачами  данного  цикла.  В  этот  период  у учащихся вырабатываются умения и навыки сочетать слово с другими  словами и употребить его в правильной форме.  На этом этапе я старалась организовать работу таким образом,   чтобы  дать  возможность  каждому   учащемуся   употребить   слово несколько раз в определенных ситуациях. Для этой цели я использовала запись стихотворения или песенок,так как дети младшего школьного возраста отличаются способностью быстро запоминать целые четверостишия.  Используя эту особенность после разучивания того или иного стихотворения мы переносили содержащиеся в них слова в речь. Учащимся обычно очень тяжело давались вопросительные слова и использование вспомогательного глагола Do.для этой цели я использовала следующие стихи.

Green frog, green frog

Where do you live?

I live in the forest, I live in the house, I live in the zoo

And what about you?

Использование таких стихов помогало быстрее запомнить вопросительные слова. После разучивания этого стихотворения учащиеся легко могли переносить слова в речь и задавали друг другу вопросы: Where do you live?- где ты живешь?

Следующий вид стихотворения я использовала во втором классе для того, чтобы учащиеся запомнили употребление глагола to be-быть,т.к. использование этого глагола связки представляет трудность для младших школьников.

I am a dog

My name is Jack,

My coat is white

My nose is black.

Это стихотворение помогло учащимся запомнить употребление глагола связки to be и его место в предложении.

Таким образом использование данных средств обучения позволило учащимся быстрее запомнить новый лексический материал и употреблять его в речи.

2.2. Работа на графической основе

Упражнения на графической  основе  готовят  учащихся  к  употреблению

слова в письменной речи (чтение, письмо). Они  подкрепляют  звуковой  образ слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости  слова  и тем  самым  создают  дополнительные  связи,  обеспечивающие   большую   его активность.

1)   Запись  слова.  Цель  этого  этапа  состоит  в  том,  чтобы   показать графический образ слова и, следовательно, обеспечить  учащимся  возможность самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике. На этом этапе  отмечая у учащихся повышенный интерес к рисованию, я  сочетала работу на  графической  основе с наглядностью. В этом занятии был задействован весь класс и была замечена повышенная активность.  Учащиеся поднимали руки и просились к доске. В процессе этой работы они запоминали как пишется слово и его значение. Затем я использовала готовую картинку, как опору для монологического высказывания. Используя эту же картинку, учащиеся разукрашивали картинку и называли цвет. Затем, с опорой на готовый рисунок, один ученик выходил к доске и рассказывал о нарисованном животном: this is a cat. It has got a black nose, green eyes, brown ears, a grey tail- это кошка. У нее черный нос, зеленые глаза, коричневые уши, серый хвост. Такой же вид работы я использовала в четвертом классе при закреплении имен прилагательных: happy-счастливый, sad- грустный, fat-толстый, slim-худой. Обычно учащиеся тяжело запоминают эти прилагательные, но данный вид работы способствовал их быстрому запоминанию и закреплению. Учащиеся выходили к доске и рисовали разные лица.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  Презентация лексики  –  это  сложный  процесс,  состоящий  из  нескольких этапов, каждый из которых одинаково  важен  для  последующей  работы  над   лексикой.

 На этапе презентации необходимо использовать  разнообразные  виды  работы

   над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте; и различные средства обучения, которые помогают преодолеть трудности, возникшие на этапе предъявления новых слов.                

Глава III Семантизация лексики

3.1.  Роль наглядности при семантизации лексики

Как уже было упомянуто, средства обучения широко используются во всех видах речевой деятельности. Они оказывают помощь учащимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. На уроках иностранного языка средства обучения интенсифицируют учебный процесс, повышают мотивацию учащихся и их внутреннюю активность. Они открывают хорошую возможность для разнообразных ситуаций научения и обучения.  Одной из наибольших трудностей при изучении иностранного языка является усвоение лексического запаса, поэтому существует потребность в разработке различных средств наглядности, которые  могут быть эффективны на стадиях предъявления, закрепления и контроля изучаемых слов. Зрение- основной орган восприятия информации, поэтому одним из самых эффективных средств запоминания учебного материала является наглядность. Прессман Л,П. отводит особую роль  наглядности при обучении детей младшего школьного возраста,т.к.  она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.) средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.      Наглядность содействует выработке у учащихся  эмоционально- оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию, причем в двух планах. В первом случае речь идет о внутренней или языковой  наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи  с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника:»не только слышу, но и вижу». Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка. Все средства наглядности: вербальные, иллюстрированные, а также жесты, которые использует учитель, создают эффект «присутствия» в какой- то конкретной ситуации общения и помогает сохранить в памяти детей тот смысл, какой нужно им передать или воспринять. В первом случае, наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом- служит опорой в понимании на слух материала, в третьем- создает условия для практического применения усваиваемого материала умениями и частично знаниями.  Знания являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков. Психологическая роль наглядного материала состоит в том, что он  служит как  бы внешней  опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководстом учителя в процессе овладевания  знаниями.  Я  использовала наглядность  как  основное средство обучения  для различных  целей:  

а)как прием семантизации иноязычных слов; б) как прием, способствующий лучшему запоминанию языкового материала; в) как прием более доступного объяснения языковых правил; г) как прием ситуативной иллюстрации иноязычно-речевого материала. Так,  презентация лексики- это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:1)ознакомление, включающий введение и объяснение нового слова. 2) тренировка в употреблении лексических единиц(первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц(включение слов в речевую деятельность). Ознакомление с Л.Е. включает раскрытие формы,значения и употребления слова. Семантизация   является частью презентации. Под семантизацией понимается раскрытие  значения  слова. Существует два основных  вида  семантизации  –  беспереводные  и  переводные.    Выбор способа семантизации  определяется  качественной  характеристикой слова, принадлежностью слова к активному или пассивному минимуму, ступенью обучения и уровнем знаний учащихся.    

   

3.2 Беспереводные способы семантизации

 Наглядные способы

 Одним из самых распространенных беспереводных способов семантизации слова является средство наглядности или визуальный способ. И именно этот способ я использовала при семантизации и при тренировке новых лексических единиц. В качестве средств наглядности я использовала слайды, фотографии    рисунки,  таблицы  и   сами предметы.

 Этот   способ  я  применяла  для   раскрытия   значения   слов, обозначающих реальные предметы,  например,  еда  или  мебель,  или  названия профессий, описание людей, действия  или  занятия  (виды  спорта  и  глаголы движения).  Целесообразность наглядного предъявления слов обусловлена психологическими особенностями младших школьников, мышление которых еще в значительной степени сохраняет наглядный характер. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно и сознательно усваивать новый лексический материал.  учеников. Например, ряд картинок, изображающих различные виды спорта  служит для объяснения таких терминов,  как  skiing,  sailing,  climbing  и  т.д.  С помощью этих карточек можно организовать управляемый учителем диалог.

Одним из самых распространенных способов семантизации слова  является картинка.   И именно картинку я использовала на уроках английского языка, т.к. картинка является одним из наиболее популярных и уникальных средств обучения иностранному языку. В преподавании иностранных языков картинка используется издавна, причём в самых разных методических целях. Своего дидактического значения картинка не потеряла и в наше время. Широко используемые в современной практике обучения экранные материалы не вытеснили картинку c урока иностранного языка. Картинка и экранные материалы не конкурируют, а дополняют друг друга как средства наглядности. Было бы правильным говорить, что экранные материалы заполнили некие "белые пятна" учебного процесса, до того не обслуживаемые наглядностью.

Чем же обусловлена столь высокая “жизнеспособность” картинки как средства обучения иностранному языку?

  1. Картинка непроизвольно активизирует память, мышление и воображение учащихся.
  2. Использование картинок позволяет резко сократить долю родной речи на уроке иностранного языка.
  3. С помощью картинок можно вызвать учащихся на высказывание нужного содержания, с использованием нужного языкового материала.
  4. Нужная картинка легко может быть изготовлена или подобрана в той необозримой массе изобразительной продукции, которая выпускается и циркулирует в современном обществе.
  5. Картинка проста и надёжна в использовании.

На уроке английского языка я  использовала картинку  в следующих  случаях:

  • как средство семантизации иноязычной лексики и иноязычной речи;
  • как средство навязать учащимся употребление нужного языкового материала;
  • как средство, стимулирующее учащихся на высказывание нужного содержания.

Так при семантизации иноязычных слов, когда понятия двух языков совпадают не полностью, лучшие результаты запоминания и дальнейшего употребления этих слов в речи дает демонстрация нескольких картинок или предметов по сравнения с показом одной картинки.  

Так, например, один из способов предъявления нового материала- это рассказ с предъявлением беседы. Именно этот способ я использовала при введении новых слов  когда мы изучали тему «Еда» в третьем классе, я называла новое слово и показывала картинку. Зрительное и слуховое восприятие помогало детям активно и сознательно усваивать новый  лексический . такой способ работы я использовала при фронтальной работе со всем классом.

Я использовала картинку как демонстрационный, так и раздаточный материал. Так, например, при вторичном закреплении слова и контроле я раздавала каждому учащемуся картинку, например, на одной из картинок изображено, что мальчик завтракает, и задавала вопрос: Is the boy going to the shop?-Мальчик идет в магазин? Учащийся отвечал: No, he is not.Нет. затем я задавала другой вопрос: Is he having breakfast?- Он завтракает? Учащийся отвечал: Yes, he is-Да, он завтракает.  Я использовала раздаточные картинки для индивидуальной работы при контроле лексики. Я раздавала всем учащимся по картинке следующего содержания:

Мальчик делает уроки

Девочка читает книгу

Девочка убирает комнату

Мальчик играет в шахматы

Мальчик моет посуду

Девочка смотрит телевизор

Мальчик обедает

Девочка украшает елку

Затем я проходила по классу и задавала вопросы: What do you do?- что ты делаешь? Учащиеся отвечали: I do homework- я делаю уроки. I read a book- я читаю книгу и т. д. Через два ответа я ставила контрольный вопрос классу: what does Masha do? –что делает Маша? Учащийся отвечал на вопрос: Masha reads a book- Маша читает книгу. То же самое я проделывала с другими картинками. В  данном случае, картинка обеспечивала речевую инициативу детей через иллюстративную опору. Картинка являлась той иллюстративной опорой, которая подсказывала о чем и как говорить. Таким образом, используя картинку раздаточной наглядности, учащиеся тренировались в употреблении пройденных слов и закрепляли грамматический материал. Так, в третьем классе учащимся очень тяжело давалась монологическая речь. Для этого я также использовала средства наглядности- настенные картинки. Я вывешивала на доске ряд картинок, которые подсказывали учащимся в какой последовательности и о чем  им нужно говорить. Таким образом, картинка создавала «эффект присутствия» в конкретной ситуации и помогала сохранять в памяти детей тот смысл, который им было нужно передать. В четвертом классе учащимся было предложено следующее задание. На доске были развешены иллюстративные картинки. Учащиеся находили и зачитывали вслух фрагменты прочитанного текста, соответствующие иллюстративным картинкам. В процессе работы  во всех трех классах была отмечена  высокая активность учащихся, даже тех, кому трудно давался пересказ того или иного текста. Учащиеся тянули руки и хотели отвечать.

Вывод:

Таким образом использование наглядности как ситуативной иллюстрации к иноязычно-речевому материалу ускоряет процесс образования прочных и непосредственных связей между новыми словами иностранного  языка и соответствующими понятиями, образами предметов и явлений. Кроме того наличие ситуативной  наглядности облегчает как понимание, так и говорение на иностранном языке :учащимся приходится думать только над языковым оформлением. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают ситуативной речью гораздо позднее, чем контекстной речью. Это связано с тем, что отсутствует языковая атмосфера и условия, в которых развивается речь ребенка на родном языке. Использование зрительной наглядности  в виде всевозможных картин, диафильмов и кинофильмов позволяет быстрее подвести учащихся к умению вести разговор на неподготовленные темы в условиях конкретной ситуации.

Глава IV Игра как  средство обучения при  закреплении лексического материала

4.1. Функции игры как средства обучения

Как уже было сказано выше, процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов:

1) ознакомление 2) тренировка в употреблении и 3) закрепление лексических единиц. На сегодняшний день в учебнике  представлено   большое   многообразие упражнений по применению и закреплению лексики, но мне бы хотелось предложить игру как средство закрепления лексического материала.

  Игра  в  настоящее  считается  одним из эффективных способов обучения иностранному языку . Она  способствует  созданию  на уроке обстановки речевого сообщения вызывает   интерес   к   изучению иностранного языка.  

 Я использовала игру как при введении, так и при закреплении новых лексических единиц

 Назначение  игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е.И. Пассов (Пассов, 1989), М.Н. Скаткин (Скаткин, 1980). «Важно осознавать», – указывает М.Н. Скаткин, «решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических процессов она расчитана» (Скаткин, 1980: 96). «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (Пассов, 1989). Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением (Пассов, 1989).

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для ребенка функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения (Эльконин, 1978). Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; запоминание речевого материала.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Вместе с тем, важно отметить, что эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры. Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;  игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия (Негневицкая, 1987).

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком. Игра может использоваться как средство обучения в любом возрасте, но особенно эффективна при обучении детей младшего школьного возраста.т.к.для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы (Селевко, 1998). Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, которая балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. В игре участник может постоять за себя, выразить свои знания, свое отношение к деятельности. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы). Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

4.2 Типы игр при закреплении лексического материала

Игра может использоваться как средство обучения при различных видах речевой деятельности, но мне бы хотелось подробнее остановиться на игре как средстве обучения при  введении и закреплении лексики.  Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по обучению иноязычной лексики:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению

2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими лексического материала

3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи

Обучение лексическим навыкам осуществляется в соответствии с тремя этапами:

1) Введение нового слова и его первичное воспроизведение

2) Ситуативная тренировка и создание лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях

3) Создание динамичных лексических речевых связей, то есть обучение комбинированию знакомых лексических элементов в различных речевых ситуациях

Центральным звеном во всей работе по изучению лексики иностранного языка является создание прочных и гибких лексических речевых связей. Одним из основных условий успешности формирования лексического навыка является выполнение упражнений с ограниченным количеством трудностей. Данные упражнения могут принимать форму игровых упражнений или ситуаций, которые сделают процесс изучения лексики интересным занятием. Кроме того, игра дает возможность использовать новый материал в ситуациях общения, приближенных к естественным - в любой игре есть элемент неожиданности, а значит, речь будет спонтанной. Игра представляет собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. В соответствии с трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся при обучению лексическим навыкам, были разработаны различные группы игр:

1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.  Этот тип игр я широко применяла во втором классе с использованием ярких игрушек.

2- подвижные игры – этот тип игры я использовала как разминку в начале урока.

3 группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках». Выбор игры зависит от  этапа обучения.  

На уроке иностранного языка я также использовала игровые элементы («warming-up activity» через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие).  Для создания игровых ситуаций я также широко использовала рисунки, описание ситуаций, ТСО, различные тексты.

На практике я использовала различные виды игр, в зависимости от цели обучения. В третьем классе при закреплении слов по теме «Еда» я применяла лингвистическую  игру-кроссворд. Целью этой игры является запоминание графического образа слов. Учащиеся играют в парах. (приложение 1 )

1) Игра-кроссворд по теме «Еда».

Описание: игра в виде поля из сетки 10 на 8 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся - самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список в низу страницы (Приложение 1).

2) В четвертом классе я использовала дидактическую игру «Лото». Дидактический раздаточный материал: карточки с предложениями на английском языке, которые находятся у каждой группы и карточки с русскими эквивалентами у ведущего или у учителя. При помощи считалочки учитель определяет ведущего.  Ведущий называет слово,  каждая группа  находит эквивалент и прочитывае т предложение с ним на английском языке. Если ответ верен, учащийся вручает ученику карточку с русским словом. Кто правильно прочитает больше предложений, тот победитель.  В эту игру можно играть как в группе, так и индивидуально. Цель этой игры: контроль усвоения новой лексики по определенной теме. Эта игра пользовалась большим успехом у учащихся, т.к. эта игра была посильна почти каждому, даже слабому ученику. Атмосфера увлеченности, чувство равенство давала возможность преодолеть стеснительность, снижалась тревожность и скованность. В четвертом классе, у меня есть ученик, который учил весь учебный материал, но когда он выходил к доске, то начинал заикаться и он говорил с ошибками. Контроль в форме игры помогал ему раскрепоститься. Кроме того, эта игра носит соревновательный характер, и у учащихся был стимул, чтобы выиграть и стать ведущим.

3)  Игра «Лесной театр». В первом классе,  для усвоения нового материала я использовала подвижную игру. Так как школьники концентрируют свое внимание первые 20 минут, то эта игра помогает сконцентрировать их внимание. Я учитывала психологические различия детей. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия и легкость вхождения в образы, поэтому я использовала эту игру. Выбирается один ведущий, который является режиссером театра. Другие ученики - являются артистами лесного театра. Один ученик является собакой, другой кошкой, лисой и т.д. режиссер дает команду каждому артисту, например:Dog, please run- собака, пожалуйста бегай. И артист имитирует действие. Эта игра вызывала большой восторг у учеников. В процессе этой игры учащиеся быстрее запоминали глаголы, обозначающие действия. Каждый хотел быть ведущим. Эту игру я часто  использовала  в качестве разминки в начале урока.

4) Основная трудность при изучении английского языка в младшем школьном возрасте вызывает правильное написание того или иного слова. Для этой цели я использовала игру-упражнение «Вставь букву». Я писала на доске слово, а рядом со словом вывешивала картинку. Учащиеся вставляют букву. Картинка в данной игре подсказывает учащемся о значении   слова. ( Приложение 2).  Цель: повторение графического образа слова.

5) На отработку графической формы слова я использовала следующее упражнение. Даны буквы, а учащиеся составляют из этих букв слово. Эту игру можно проводить  либо индивидуально, либо разделить класс на две группы. Для каждого человека из каждой группы учитель пишет на доске буквы, и каждый ученик из каждой команды составляет слово. Чья команда быстрее и составит слова, та является победителем.

6)  Игра «Соревнование» Описание: игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по теме. На втором этапе составляют диалоги с данными слова.   На втором этапе  учащиеся составляют диалоги с данными словами.  Цель этой игры: использования слов в ситуации общения.  В третьем классе учащиеся писали слова по теме «Времена года». В четвертом классе по теме «Квартира».  В данной игре написанные слова служили опорой для диалогического высказывания. Учащиеся с удовольствием составляли диалоги по определенной теме.

7)  Ролевая игра «В супермаркете».  Задача учащихся - разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках (Приложение 3).  Описание: преподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями.  Эту игру я применяла во всех трех классах. Во втором классе по теме «игрушки».  В третьем классе по теме «Продукты». В четвертом классе по теме «Одежда».  Цель этой игры : контроль пройденных слов.

8) для отработки значения слова упражнение на распределение слов по тематическим группам. На столе у учителя лежат картинки по разной тематике: фрукты, овощи, молочные продукты. Класс делится на 3 группы. Из каждой группы ученики по цепочке находят картинки по данной тематике, прикрепляют на доску и пишут это слово по-английски.  Чья команда быстрее выполняет это упражнение, та и выигрывает. (приложение 4)

9 ) Для презентации лексики я использовала специальные карточки. На одной стороне- иллюстрация вводимого слова, на другой слово и его транскрипция.  Каждый учащийся получает карточку и произносит свое слово. В процессе работы с такими карточками наблюдался постоянный интерес учащихся к новым словам, была отмечена их высокая активность. Учащиеся с нетерпением ожидали увидеть новые рисунки. Весь языковой материал запоминался практически всем учащимся. На основе целого комплекса ощущений у школьников формировались навыки непроизвольного запоминания, а также долговременная память.

10) для закрепления значения слова я использовала упражнение на использование дефиниций. (приложение 5)

11)  Следующая игра. На карточке пишется предложение, где встречается пройденная лексика. Затем это предложение разрезается на слова и перемешивается. Класс делится на группы по два человека. Каждая группа получает по карточке. Кто быстрее составит предложение – тот победитель. (приложение 6)

12) Ещё одно упражнение на проверку лексики. Пишется предложение без разделения на слова. Класс делится на группы, каждая группа получает по карточке. Кто быстрее и правильнее выполнит задание –тот победитель. (приложение 7)

 

ВЫВОД:

1. Игра является одними из самых эффективных средств обучения  при закреплении лексических навыков,т.к. в  игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.

 Игровые методы обучения многообразны. В зависимости от педагогических целей, способов организации, уровня владения языком выделяют несколько групп игр. Сюжетно-ролевые и интеллектуальные, например,  требуют высоких знаний лексики, так как предполагают спонтанные высказывания игроков. Игры могут быть представлены в виде игровых элементов, ситуаций, упражнений, и быть направленными на другие цели. Игровые методы различаются в зависимости от количества участников, времени проведения и так далее.

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. В методической разработке приведены игровые упражнения, актуализирующие знания лексики по теме и игровые ситуации, с помощью которых на уроке были созданы ситуации общения. Данные игровые приемы были успешно проведены на практике.

Игровые методы обучения можно применять как при введении новых слов, так и при их закреплении и контроле.  В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенному к образному мышлению и развивается непроизвольное запоминание. Практика показала, что при использовании игр показатель сформированности лексических навыков оказался выше, чем при выполнении лексических упражнений.  Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования лексических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально-разработанных игр и средств обучения.

Заключение

В  отечественной  и  зарубежной  методической  литературе  одной   из

основных  проблем  в  настоящее  время  является   работа   над   лексикой.

Недостаточный словарный запас вызывает чувство  неуверенности  у  учащихся  и

нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной  из  основных

задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.

В данной работе была  рассмотрена  проблема  презентации  лексики   с использованием различных средств обучения на уроках  английского  языка.  В  рамках  данной  проблемы  были  рассмотрены следующие вопросы:

. этапы презентации лексики с использованием средств обучения.

. способы семантизации;

. использование средств наглядности при презентации лексики;

. была разработана система  упражнений игрового характера при закреплении и контроле учебного материала

 Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

 Работа над новой лексикой состоит из нескольких этапов  .

Начальным и  чрезвычайно важным является презентация лексики.

Хотя презентация лексики обычно не занимает много времени на уроке, это сложный процесс, состоящий из нескольких подэтапов и включающий работу над формой, значением и употреблением слова с целью создания четких звуко-моторных образов.

Для успешного формирования лексических навыков в начальной школе я  использовала различные средства обучения: технические, наглядные, вербальные.

Практика показала, что методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса,      оказывают помощь при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Средства обучения открывают хорошие возможности для разнообразных ситуаций научения и обучения. Это подтверждает педагогический эксперимент, в котором проверялось влияние комплекса наглядных средств обучения на качество обучения.

На практике я старалась широко использовать беспереводные способы

семантизации, что позволило повысить заинтересованность и

активность учащихся на уроках английского языка.   На начальном

уровне обучения  во втором и третьем классах мною  были использованы  наглядные способы     семантизации (демонстрация  иллюстраций, предметов; мимика и

жесты), а в четвертом классе   вербальные  (использование дефиниций,

антонимов и синонимов, примеров составляющих, иллюстрирующих

ситуаций устных и письменных и т.д.). Вербальные способы

позволили объяснять более абстрактные понятия и развивать языковые

способности учащихся.

      Игровые средства обучения играют большую роль как при введении, так и при закреплении и контроле учебного материала. Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях. При выборе средств обучения были учтены психологические особенности младших школьников и в соответствии с этим использованы различные средства обучения. Были использованы фронтальные, индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.

Ряд приведенных в  работе  способов  презентации  были  применены  на

практике   при  введении  и   первичном закреплении  новой  лексики.  Были  использованы  различные рифмовки при работе  с глаголом to be и с вопросительными словами.  Второклассникам и четвероклассникам   очень  нравились небольшие  стихотворения,  и  они  усваивали  лексику,  не  прилагая  особых усилий.  При введении новой лексики были  использованы  беспереводные  способы  семантизации с использованием средств наглядности, хотя  иногда  для экономии времени использовались переводные способы.

 

В  третьем и четвертом классах  были  использованы   вербальные   способы

семантизации, чаще всего синонимы, дефиниции, антонимы и оппозиции.

Таким образом,   средства обучения   имеют  чрезвычайно важное значения не только  для  работы  над  лексикой  в  целом,  но  и  для повышения мотивации и заинтересованности в предмете учащихся. После использования различных средств обучения, включая игровую деятельность, повысилась успеваемость учащихся. Практика показала, что использование наглядных средств обучения при семантизации лексических единиц, а также игровые методы закрепления учебного материала оказали положительное воздействие на учащихся, особенно во втором и третьем классах. В первую очередь, повысилась мотивация в изучении английского языка. Учащиеся стали с  с удовольствием посещать уроки и появилась потребность в дальнейшем изучении иностранного языка. Во-вторых, благодаря использованию различных методов и средств обучения при введении и закреплении новой лексики, повысилась успеваемость учащихся. Учащиеся, которые неохотно посещали уроки английского языка и не выполняли домашнего задания, теперь посещают уроки с удовольствием. У учащихся, у которых в прошлой четверти была оценка 3, во второй четверти получили оценку 4. У двух человек из четвертого класса, у которых была оценка 4, в этом году имеют оценку 5. На уроке английского языка в четвертом классе, у которого в прошлом году страдала учебная дисциплина, в этом году, благодаря новым методам работы, разучиванию стихов, песен на английском языке с использованием технических средств, улучшилась дисциплина. Кроме того, использование наглядности- различных картинок  во втором классе, помогли некоторым учащимся преодолеть страх у доски. В прошлой четверти 2 девочки стеснялись поднять руку и отвечать у доски, или выполнять какие-то письменные задания на доске. В этой четверти замечены сдвиги. Средства наглядности, такие как изображение животных или игрушки помогли им преодолеть эту скованность, и недавно во время урока я отметила тот факт, что эти учащиеся не испытывают больше страха при ответе у доски, поднимают руки и просятся отвечать. Такая же особенность отмечена в четвертом классе. Один мальчик, который раньше заикался при ответе у доски, теперь стремится отвечать и проявляет большое желание работать у доски. Таким образом,  использование различных средств и методов обучения на уроке английского языка сказалось на качестве обучения, повысили мотивацию учащихся и помогли преодолеть страх и панику при ответе.                        

На последнем этапе- этапе закрепления и контроле я использовала различные виды игр как средство обучения, т.к. игра в настоящее время  считается одним из эффективных способов обучения. Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а применение игрового метода обучения способствует быстрому запоминанию новых  лексических единиц. В зависимости от этапа обучения я использовала различные виды игр: предметные игры (с игрушками) во втором классе, дидактические и лингвистические игры в третьем и в четвертом классах. Для создания игровых ситуаций мною были использованы рисунки, технические средства обучения.   В ходе работы я применяла индивидуальные, парные и групповые игры.  Практика показала, что при использовании игр показатель сформированности лексических навыков оказался выше, чем при выполнении лексических упражнений.  Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования лексических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально-разработанных игр и средств обучения.

Приложение

   Приложение 1

T

O

M

A

T

O

E

S

C

S

O

P

F

C

C

A

R

R

O

T

M

E

L

O

N

J

A

M

R

E

J

W

B

R

E

A

D

H

N

A

U

A

C

A

K

E

M

E

A

T

I

T

A

N

C

H

E

E

S

E

C

E

G

G

L

A

P

P

L

E

E

R

T

E

A

M

F

I

S

H

Tomatoes, juice, bread, meat, cheese, ham, fish, team, orange, water, carrot, corn, melon, cake, egg

                                                                                                                                      Приложение 2

A d.g, a mon..y, a rab..t, a co.., a pa..ot, a cro..dile, a ham..er, s.im, a p.g, a don..y, a ho..e, a f..g, a d..k.

A dog- собака, a monkey- обезьяна, a rabbit- кролик, a cock-петух, a parrot- попугай, a crocodile- крокодил, a hamster- хомяк, slim-худой, a pig- свинья, a donkey- осел, a horse- лошадь, a frog- лягушка, a duck- утка.

An ap.le, ice-cr..m, t.., ch..se, jui.., ca.e, mi.., bre.., fi.., co..ee, b.tter, m..t, porri..e, .am.

An apple-яблоко, ice-cream-мороженое, tea-чай, cheese- сыр, juice- сок, cake- торт, milk- молоко, bread- хлеб, fish- рыба, coffee- кофе, butter- масло, meat- мясо, porridge- каша, jam- варенье.

                                                                                         

                                      Приложение 3

 «Товар для продажи » в виде этикетки с информацией об изделии:

ITEM - T-SHIRT

COLOUR - LIGHT BLUE

SIZE-36

MATERIAL - PURE COTTON

COUNTRY - CHINA

PRICE - 46 $

1) Перед началом игры ученики повторяют лексику по теме «Одежда».

2) Ученики рассказывают диалоги по ролям.

Роли:

BUYER / CUSTOMER / CLIENT - SELLER / SHOP-ASSISTANT / SALESMAN

                                                                                                                             Приложение 4

Vegetables- овощи: potatoes- картофель, tomatoes-помидор, cabbage- капуста, carrots- морковь.

Fruits- фрукты: apples- яблоки, bananas- бананы, lemons- лимоны, oranges- апельсины.

White products- молочные продукты: milk- молоко, cheese- сыр, eggs- яйца, butter- масло.

                                                                                                                                      Приложение 5

A cat                                                              food.

A book                                 is                       animal.

Milk                                                                 person.

A teacher                                                         thing

                                                                                                                                     Приложение 6

I

Give

My

Sister

A

Book

     

                                                                                                                                        Приложение 7

 

I have got a red ball.

Ihavegotaredball.

Список использованной литературы

                         

1) Бронштейн И.В.  Использование  дефиниций  один  из  способов  работы  над

лексикой// ИЯШ 5/91, стр. 107-110

2) Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над  лексикой  //

ИЯШ 2/90, стр. 53-55

3) Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы  над  лексикой)//

ИЯШ 5/91, стр.88-94

4) Кувшинов В.И. О работе с  лексикой  на  уроках  английского  языка//  ИЯШ

5/95, стр. 20-24

5) Медведева О.И. Из опыта работы над лексикой в  VIII  классе//  ИЯШ  6/89,

стр. 54-59

6) Мачхелян Г.Г. Современную английскую лексику в  учебный  процесс  //  ИЯШ

2/99, стр. 77- 82

7) Настольная книга преподавателя иностранного языка; Минск, 1997

8) Нуриахметов Г.М. Об одном из средств  сохранения  активного  лексического

минимума в старших классах // ИЯШ 2/84, стр.49-52

9) Побединская С.Е. Некоторые  приемы  формирования  потенциального  словаря

учащихся при обучении английскому языку// ИЯШ 2/84, стр. 94-98

10) Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации  лексики  //  ИЯШ

4/90, стр. 35-39

11) Столяр М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики // ИЯШ 4/92,  стр.  52-

54

12) Труханова Т.Н. Обучение лексике английского языка  в  5  классе  //  ИЯШ

3/93, стр.29-31

13) Bamber B., Bowers R. Word Play; Longman Group Limited, 1990

14) Ellis G., Sinclair B. Learning to Learn  English,  Cambridge  University

Press,1994

15) Fowler  J.,  Berman  M.  Build  Your  Vocabulary  1;  Language  Teaching

Publications, 1993

16)  Gairns  R.,  Redman  S.  Working  with  Words;   Cambridge   University

Press,1995

17) Lindstromberg S. The Recipe Book; Longman,1996

18) McCathy M., O’Dell S. English Vocabulary in  Use;  Cambridge  University

Press,1994

19) Morgan J., Rinvolucri M. Vocabulary; Oxford University Press, 1993

20) Redman S., Ellis R. A Way with Words Vocabulary  Development  Activities

for Learners of English Book 1; Cambridge University Press,1995

21) Thomas B.J. Elementary Vocabulary; Nelson, 1990

-----------------------

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Песня,как средство обучения иностранному языку"

Музыка является одним из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни ,мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство люде...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

ИКТ для формирования лексических навыков в 4 классе

Презентация моих научных достижений на защиту 1 категории в 2016 году. Использование ИКТ для обучения лексическим навыкам учащихся 4 классов....

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Формирование лексических навыков при профессионально-ориентированном обучении английскому языку.

Английский  язык, как иностранный, в средних профессиональных учебных заведениях изучается как общеобразовательная дисциплина,  но он имеет также специализированную направленность и большие ...

«Формирование лексических навыков на уроках английского языка в средней школе»

Доклад на тему "Формирование лексических навыков на уроках английского языка"...

Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...