Нетрадиционный организационный момент урока
занимательные факты на тему

Ельцина Татьяна Валериевна

для уроков в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnyy_organizatsionnyy_moment_uroka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный организационный момент урока

       Несмотря на огромное разнообразие нетрадиционных уроков, использованных учителем, всевозможных методов и форм обучения, независимо от того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок. Начало урока – один из важных его моментов.

       Даже у опытного учителя урок не пойдет, если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина, начало и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.

       Организационный момент предназначен для создания у учащихся настроенности. Оргмомент требует т учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

       Организационный момент включает:

  • Предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
  • Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
  • Актуализацию знаний учащихся.

       Цели этого этапа:

- психологический настрой учащихся;

- обеспечение нормальной обстановки на уроке.

       Основные задачи данного этапа – создать соответствующий настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала

       Примеры неповторяющихся начал урока:

- на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?;

- дается традиционное задание уже с имеющимся традиционным для него решением. Предлагается найти более целесообразное (более короткое, рациональное) решение;

- на доске дана схема или чертеж (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), и методом «мозгового штурма» нужно осуществить поиск возможного изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;

- предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;

- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;

- на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут учащимся осмыслить ключевые моменты темы и их смыслить и запомнить;

- используются фишки, карточки, геометрические фигурки, опорные слова и т. д.

- рифмованное начало урока:

Каждый день-всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихохонько сидим.

* * *

Беритесь, ребята,

Скорей за работу –

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счету!

* * *

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- начало урока с элементами театрализации:

сосчитай-ка – устный или письменный фронтальный счет,

отвечай-ка или повторяй-ка – дети дублируют друг друга при проверке заданий по изученным темам,

помогай-ка – работа в паре,

думай-ка или соображай-ка – решение занимательных задач,

знайка или поиграй-ка – используются различные дидактические игры,

выбирай-ка – дети выбирают и решают одно из предложенных заданий;

- начало урока с эпиграфа к уроку, с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока, с пословицы, с поговорки, относящейся к теме урока;

- начало урока с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Использование в нетрадиционном уроке элементов психотерапии

       На уроках в коррекционной школе целесообразно использовать элементы психотерапии, а именно:

  • Терапия творческого общения с природой;
  • Терапия создания творческих художественных произведений;
  • Терапия проникновенно творческим погружением в прошлое;
  • Терапия творческими путешествиями;
  • Кинезитерапия;
  • Сказкотерапия.

.

       Кинезитерапия – лечение или коррекция посредством движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека.

       Цель кинезитерапии:

- коррекция нарушений познавательной деятельности, психических функций, речи учащихся;

- раскрытие новых черт личности;

- получение учащимися навыков самореализации.

       Задачи кинезитерапии:

- диагностика личности и группы;

- снятие мышечного напряжения, постоянного или временного привнесения из внешней среды;

- приобретение учащимися двигательных навыков, позволяющих самореализоваться;

- изменение стиля общения учащихся и учителя;

- обучение учащихся осознанию своих и чужих желаний через анализ движений;

- создание атмосферы доверия, которая способствует психологической поддержке и сплоченности класса, группы.

       Функции кинезитерапии:

  1. Психотерапевтическая – происходит высвобождение сдержанных и подавляемых чувств и эмоций, способствует разрядке, перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности и агрессии;
  2. Коммуникативная – происходит познание друг друга и межличностное взаимодействие, способствует формированию и развитию взаимоотношений между людьми;
  3. Социально-психологическая – создает образ партнера и группы, запускаются процессы интепритации и диагностики отношений;
  4. Социокультурная – выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

       С помощью кинезитерапии синхронизируются движения, происходит адекватное эмоциональное реагирование, развивается координация движений и пространственная координация, повышается стрессоустойчивость, повышается работа памяти, внимания, развивается межполушарное взаимодействие.

Основные элементы кинезитерапии, которые можно использовать  на уроках:

- изображение отдельных действий, имитация движений, способов передвижения изучаемых животных, насекомых, героев и т. д.;

- пантомимические упражнения;

- упражнения для глаз;

- упражнения с сенсорными мешочками, карточками, коробочками (с закрытыми глазами);

- элементы ритмики, гимнастики, танца при проведении физминуток,

- упражнения для мелкой моторики, пальчиковая гимнастика;

- выполнение упражнений под музыку и т. д.

       Сказкотерапия – обучение детей с использованием различных сказочных элементов.

Этапы:

  • Настройка учащегося на работу;
  • Вхождение детей в сказочное пространство;
  • Выполнение заданий различного характера.

       Виды работы:

  • рассказ сказки (расскажи сказку от первого или третьего лица, от лица действующего героя и т. д.);
  • анализ сказок;
  • рисование по мотивам сказки;
  • проигрывание элементов сказки;
  • использование сказки как притчи или нравоучения;
  • творческая работа (переписывание и дописывание сказок) и т. д.

       Пример урока, просмотрено го на семинаре в школе № 73 с использованием пальчиковых, перчаточных игрушек.

      Пример: логопедическое занятие по мотивам сказки «Золушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по дисциплине «Техническая механика» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов»

Методическая разработка урока - практическая работа "Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов" и презентация одноименной практической работы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблаго...

Методическое пособие Нетрадиционная форма обобщающих уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».

Данное методическое пособие может быть рекомендовано школьным учителям географии , преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных заведений, для педагогов-организаторов, ...

Методическая разработка открытого урока "Плоская система параллельных сил и момент силы"

Открытый урок позволяет сформировать у студентов понятие о вращательном действии силы, научить производить сложение параллельных сил определять значения моментов сил относительно точки....

Доклад "Игровые моменты на уроках сельскохозяйственного труда"

Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и метода...