Доклад "Игровые моменты на уроках сельскохозяйственного труда"
материал

Галина Алексеевна Пахомова

Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и методами. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_momenty_na_urokah_selskohozyaystvennogo_truda.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках сельскохозяйственного труда как средство развития познавательной активности у обучающихся.

Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и методами. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е.Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).

В экспериментальных исследованиях психологов было показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.

Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.

Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому в практике своей работы я стараюсь непрерывно совершенствовать приёмы активизации и привлечения внимания к изучаемому материалу. Использование игровых моментов на уроках профессионально-трудового обучения оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия учащимися изучаемого материала, способствует развитию памяти, речи, тактильно-двигательному восприятию, пониманию теории через игровую деятельность.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Я работаю учителем сельскохозяйственного труда и считаю, что одна из основных задач преподавателя сельскохозяйственного труда является воспитание в детях любви к родной земле, уважения к труду и людям труда. Знакомлю детей с простейшими сельскохозяйственными приспособлениями и инвентарем, учу рациональным приемам работы, соблюдать правила техники безопасности. Для совершенствования практических умений и навыков включаю в программный материал упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи, творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность детей с проблемами в здоровье, способствует их интеллектуальному развитию. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, дают большой результат. Значение игры на уроке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных, знакомятся с профессией. В своей практике применяю урок-сказку, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игру и т.д. каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Применяю дидактические игры.

Игра первая « Отгадай овощи по вкусу».

Задача: закрепить знания детей об овощах, определить их по вкусу; психологическая разгрузка на уроке.

Игровые правила: отгадывать овощи только на вкус, не открывая глаз.

Ход игры: нужно попробовать на вкус, съев кусочек, назвать овощ и рассказать о нем.

Игра вторая « отгадать овощи по запаху», здесь развивается обоняние. Игра третья: «узнать овощи на ощупь», здесь развиваются тактильные ощущения.

«По признаку подбери название инструмента» - игру провожу при закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы.

Ход игры: играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.

При обобщении знаний об овощах предлагаю такую игру: «каждому овощу - его листву». Даю два набора карточек: 1) с картинками той части растения, которая употребляется в пищу, 2) с рисунками листьев овощей. Задача играющих : соединить овощ и листву.

Игра «Указать стрелками, какие части растения употребляют в пищу».морковь лук картофель щавель помидор клубни лист луковица плод корнеплод капуста чеснок огурец свекла редис

Из верхней и нижней строчки нужно выбрать.

Предлагаю урок – игру «По следам Робинзона». Во время путешествия по морю на корабле случилось кораблекрушение, вы попали на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, жареные семечки, луковица, несколько зерен пшеницы, морковь.

1. Подумайте и скажите, что вы можете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употребить в пищу после выращивания.

2. Зарисуйте растение, которое вы посадили и вырастили, и укажите на нем части растения.

Назначение загадок – средство, развивающее логическое мышление, любознательность, и игровые элементы в учебном процессе. Я задумала слово. Это – название того блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в котором много овощей (щи).

Задание: выберите из овощей, лежащих в корзине те, которые обязательно будут присутствовать в этом блюде. Практическую работу 1-2 ученика. Кто может назвать последовательность закладки овощей в щи? Правильный ответ найдем, отгадав загадки:

1. Прежде чем его съели, все наплакаться успели (лук).

2. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки (капуста).

4. Неказиста, мешковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

5. Овощное растение – «золотое яблоко» (помидор).

Тематические кроссворды на уроках с/х труда помогают повысить активность учащихся, развивать их память, наблюдательность, лучшему усвоению материала. Кроссворды предлагаю учащимся индивидуально или всему классу, например, при повторении инвентаря. Использую и кроссворды, составленные на основе загадок. Это оживляет урок, делает его занимательным, развивает у детей интерес к предмету.

К пословицам обращаюсь на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса. Некоторые пословицы применяю с целью объяснить их смысл, например:

«на удобренной земле и оглобля родит»,

другие – соотнести житейский смысл: «не сади дерева корнем кверху» и подмеченную природную закономерность: «готовь сено пока солнце сияет».

При изучении тем об овощах применяю разгадывание ребусов.

В результате применения игровых технологий решается несколько задач обучающего, воспитывающего и коррекционного направления, а также позволяет успешно решать задачи социальной реабилитации детей с проблемами интеллекта.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках с/х труда. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

Игровые технологии я использую в основном в 6-7-х классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю профессионально-трудового обучения приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6часов с/х труда в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и освоение практических приёмов работы с почвой, семенами, маркёром,. трамбовкой при выполнении посева семян в грунт для выращивания рассады овощных культур. Для меня важно сделать уроки сельскохозяйственного труда не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки – путешествия, уроки-соревнования.

Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами стараюсь увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии я использую не только в 6 классе, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдывается результативностью урока.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, лото, домино.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды..

Этот вид игры дает возможность разнообразить упражнения по этой психологической настройке. Игры детей становятся более интересными, если учитель оказывает детям своевременную помощь - советом, поддержкой, организацией и руководством игры. При отсутствии руководства даже самые ценные по содержанию игры могут не дать положительного результата. Одним из важных видов игр для выработки самостоятельности и одного из важнейших качеств человеческого ума являются дидактические игры и занимательные упражнения.

Для развития пространственных представлений провожу такие игры, как «Сложи мозаику по разрезанным контурам». Эту и другие игры провожу с разной степенью сложности, то есть по группам учащихся. Учащиеся 1 группы как самые сильные выполняют сложные работы - даю им картинку, разрезанную на 7-9 частей, разрезанную на 6-8 частей, учащиеся 2 группы работают с картинкой, разрезанной на 3-4 части. Игра очень интересна.

Следующая игра - «Найди отличие ».Обучающиеся с удовольствием выполняют эти задания ,например: найди отличия кур и индеек ,уток и гусей, овец и коз.

Очень интересна и увлекательна игра «Волшебный мешочек».

Этой игрой я добиваюсь развития пространственного представления, мышления, развития мелкой моторики кистей рук, развития связной речи. Мешочки размером 25x15 сшиты из яркой ткани и завязываются яркими ленточками. В них находятся различные предметы: например фрукты и овощи, наперсток. Играющий берет мешочек, развязывает, опускает в него руку и достает предмет. Не вынимая руки, он описывает предмет. Игру можно разнообразить, чтобы привлечь внимание всего класса.

«Угадай, какой предмет».

Играющий достает предмет, описывает его, а учащиеся должны угадать, что за предмет и где он применяется.

Вот ещё несколько примеров упражнений, направленных на развитие способности к обобщению и выделению существенных признаков. Данные упражнения могут быть использованы в качестве психологической настройки в нале урока, при повторении и закреплении материала.

Также провожу упражнения на развитие ассоциативного мышления.

Психологическая настройка, направленная на активизацию мышления учащихся и развитие навыка ассоциативного мышления.

Учащимся предлагают несколько слов и общими усилиями стараются зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при помощи этих слов.

Например: семена,теплица, подкормка;водоём, ряска,птичник.

. Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, звери.

Так определенное количество рядов, за некоторое время для каждого ряда нужно найти два слова, которые по смыслу ближе других к обобщаемому слову в строке 30-60 сек. Или наоборот несколько рядов слов из пяти слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы.

Лист, почва, кора, чешуя, сук.

Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало.

Закрепление изученного материала провожу в виде разгадывания кроссворда.

Детям очень нравятся физкультминутки, которые проходят в игровой форме.

В результате применения игровых технологий решается несколько задач обучающего, воспитывающего и коррекционного направления, а также позволяет успешно решать задачи социальной реабилитации детей с проблемами интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по труду в 4 классе 8 вида "Подарок родному городу"

Раздел: работа с бумагой и картоном. Тема урока : "Вырезание по криволиней ному контуру". Тема коллективной работы: коллективный творческий проект "Подарок родному городу". Цель урока: создание услови...

Урок сельскохозяйственного труда в 6 классе "Полевые культуры выращиваемые в местных условиях."

Форма урока : урок- деловая игра.Тип урока: комбинированный Цель: Обобщить знания учащихся о растениеводстве в нашей местности.. Задачи:1.Закрепить знания учащихся о видах полевых куль...

Урок сельскохозяйственного труда"Подготовка кормов к скармливанию. Подсчёт массы зернового корма для откормочных свиней"

Тип  урока: Урок практикум ..Форма урока: Передача «Сельский час»Цель урока:  Познакомить детей  с подготовкой кормов к скармливанию.Задача: 1.Образовательная:  Познаком...

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"

Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии  «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...

Экзаменационный материал по технологии "Сельскохозяйственный труд" для 9 класса коррекционной школы

Экзаменационный материал для итоговой аттестации учащихся 9 класса коррекционной школы по технологии, по дисциплине "Сельскохозяйственный труд". Материал включает тестирование по 5 разделам ...

Презентация "Сельскохозяйственный труд"

Презентация по сельскохозяйственному труду для 5 класса...