как организовать лекционное занятие
статья на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на занятиях по основам педагогического мастерства 19.01.11.

Тема: Как организовать лекционное занятие.

Лекционный метод преподавания возник еще в средние века. В то время лекция представляла публичное чтение определенного научного труда, сопровождаемое ограниченными комментариями самого лектора. В дальнейшем происходит эволюция лекции как метода преподавания. Уже в середине XVIII в. лекции приобрели характер систематического изложения учебного материала в логической структурированной форме. Начиная с XIX в. появляются новые методы преподавания, однако лекция остается важнейшим средством донесения научных знаний до обучаемых. Что же такое лекция? Лекция- это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.

Лекция должна отличатся содержательностью и научностью, логичностью и доказательностью, информативностью (новизной информации), доступностью. Лекция призвана пробудить интерес к изучаемому предмету, помочь обучаемому сориентироваться в его основных проблемах, вооружить фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и научить мыслить, добывать знания, воспитывать личностные качества.

Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе. Для лучших лекций характерно логичность их структуры, глубокое раскрытие причинно-следственных связей, присущих рассматриваемым явлением, фактом, процессом, отбор иллюстраций с учетом интересов и особенностей конкретной аудитории, выделение главного и полнота разъяснений без перегрузки второстепенной информацией.

Приемы активизации познавательной деятельности обучаемых:

Логико-композиционные (инверсия, контрастное сопоставление, ''интригующее'' начало, прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение);

Психолого- педагогические (привлекательная форма объявления лекции, проблематизация её содержания, вопросно- ответный ход рассуждений, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на неопровержимое факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);

Речевые (использование разносторонней лексики; художественность изложения, интонационная выразительность и пр.);

Аудиовизуальные (использование структурно- логических тем,  таблиц,  графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио- и видеозаписей и т. д.).

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями, а необходимо учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.

Психологические приемы управления вниманием обучаемых в ходе изложения лекционного материала:

Голосовые приемы: усиление речи, понижение голоса,  изменение тона, темпа речи, сохраняя при этом логическую стойкость фразы.

Пауза.  Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации.

Жест и движение. Указывающий жест, движение в сторону аудитории помогает сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с  тем шаг назад, от аудитории, дает определенную разрядку, воспринимается как определенная информационно-смысловая пауза.

Вопросы, которыми прерывается речь, также активизируют восприятие, заставляя размышлять над аспектами обсуждаемой проблемы вместе с преподавателем.

Обращение к аудитории, повторяемое время от времени, способствует переключению и удержанию внимания.

Неожиданное прерывание начатой мысли и возвращение к ней спустя определенное  время Данный прием способствует генерированию интереса обучаемых в направлении ее  завершения.

Наглядные средства (эффективный способ переключения внимания например, смена слухового восприятия - зрительным).

Диалог (применяется если достаточно времени для обсуждения темы).

Одним из наиболее эффективных средств разрядки является юмор.

 Диалоговые формы лекционных занятий:

Лекция- беседа,

Лекция- дискуссия,

Проблемная лекция,

Лекция с применением техники обратной связи,

Лекция- консультация,

Письменная программированная лекция.

Преимущества лекции- беседы перед традиционном ''монологическим'' в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знание. Активность слушателей достигается следующими приемами:

Это вопросы к аудитории.

Приглашение к коллективному исследованию (беглая мозговая атака).

В лекциях- дискуссиях преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Разумеется, эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлению ею.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Преподаватель должен не только разрешить противоречие, найти правильный ответ на сложный вопрос, но и раскрыть технологию этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности. Так как это занимает существенное время то необходима значительная работа по предварительному отбору содержания учебного материала и подготовки ''сценария'' лекции.

Лекции- консультации предпочтительны при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Эти занятия проходят активнее, если обучаемыми задается больше вопросов, которые охватывают широкое предметное содержание.

Программированная лекция- консультация отличается от обычной групповой консультации тем, что  преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. Ответы обучаемых анализируются а неправильные ответы обсуждаются.

Письменная программированная лекция позволяет освободить преподавателя от необходимости объяснения элементарных вопросов и направляет внимание обучаемых на новейшую проблематику. Первая половина лекции- знакомство с теоретическим материалом, вторая половина- прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводится дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых.

При проведении лекции с применением техники обратной связи используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получить сведения от всей группы обучаемых на поставленный вопрос.

Таким образом, рассмотренные формы лекционных занятий позволяют в значительной степени активизировать учебно- познавательную деятельность обучаемых.

 Важно сказать о  структуре лекции. В ней можно выделить три части: введение, основную часть и заключительную часть. Каждая часть имеет свою задачу, способы ее решения, поэтому можно рассмотреть их по отдельности.

 Вступительная часть лекции выполняет следующие функции:

1. Заинтересовывает обучающихся материалом лекции, создаёт положительный эмоциональный настрой.

2. Показывает ребятам значимость новой темы и познакомит с основными задачами изучения темы.

3. Установает связь между тем, что изучалось раньше и тем, что будет рассматриваться при работе над новой темой.

4. Включает обучающихся в активную работу на лекции, содействует установлению контакта между ними и преподавателем. Очевидно, что реализация этих функций существенно определяется особенностями группы или класса, преподавателя, материалом темы.

 Далее формулируется задача лекции и переходят к основной части лекции.

 Основная часть лекции сопровождается вопросами к детям: « А как вы думаете ?»,  « Предложите свой вариант», « Приведите опровергающий пример, попробуйте доказать самостоятельно, повторите доказательство, сформулируйте правило, определение или теорему».

 Такие вопросы стимулируют обучающихся к активной работе на лекции, помогают им не «выключаться» из процесса познания.

 Как бы хорошо ни была подготовлена лекция и как бы ни было высоко желание преподавателя успеть на уроке изучить целостный кусок учебного материала, он должен прервать лекцию вопросами: « Кому не понятно ? Где не понятно? Кому понятно ?»

 Важно, чтобы преподаватель не просто констатировал понимание или непонимание, а побуждал подростков к тому , чтобы они признавались где и что им не понятно. Когда обучающийся поднимает руку и просит повторить что-либо преподаватель ни в коем случае не должен раздражаться. Наоборот, он должен очень доброжелательно и с большим уважением к задававшему вопрос повторить все с начала, но более обстоятельно, после чего не забыть поинтересоваться, удовлетворен ли тот его ответом. Очень важно создать такую атмосферу на уроках, когда обучающиеся не боятся « ляпнуть глупость» задав любой вопрос, или наоборот, попытаться дать ответ на вопрос преподавателя, либо товарищей. Пусть лучше преподаватель не успеет что-то изучить на уроке, чем недовольным тоном прервет ученика, задававшего вопрос, или вовсе не допустит вопроса.

 Вопросы обучающихся на лекции чрезвычайно важны по многим соображениям, но не следует думать, что они появятся сами собой. Преподавателю следует учить ребят вести себя на лекции. Так, одно из главных правил - на лекциях должны быть вопросы. Способность задавать вопрос является верным признаком активной мыслительной деятельности.

 Обучающиеся начинают задавать вопросы на лекциях, если преподаватель:

 А) указывает некоторые направления, в которых можно искать интересные вопросы;

 Б) « предоставляет» возможность задавать вопросы;

 В) охотно и терпеливо отвечает на все их вопросы;

 Г) знает способы стимулирования ребят к постановке вопросов;

 Д) создает обстановку, при которой престижно задавать вопрос, а не престижно промолчать в тех случаях, когда что-то непонятно.

 Вопросы, последовавшие от обучающегося на лекции – говорят о том, что он мыслит, внимание к вопросу устойчиво.

 Наконец вопросы на лекции позволяют преподавателю обоснованно проявить интерес и понимание к ребнку, подчеркнуть момент общности, а также выразить искреннее одобрение. Наличие или отсутствие вопросов на лекциях  свидетельствует о демократичности или авторитарности работы преподавателя.

 Очень важно, при подготовке лекции  продумать как вести обучение конспектированию материала лекции.

 Преподавателю важно иметь набор упражнений для учащихся, предназначенных для обучения конспектированию.

 В ходе лекции преподаватель излагает значительно больший материал, чем на других уроках, поэтому необходимо систематизировать знания обучающихся. Для этих целей можно использовать различные классификационные схемы, таблицы с обобщенным планом ответов и т. д.

 Преподаватель постоянно должен уделять внимание приемам запоминания: это использование стимулирующих звеньев, мысленное составление плана, выделение опорных пунктов и т. д.

Обучение должно вестись в форме обмена опыта между обучающимися и преподавателем.

 План лекции.

1. Тема лекции.

2. Задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

3. Способ обеспечения положительной мотивации.

4. Утверждения, которые будут разбираться на лекции  

5. Вопросы обучения поведению, формирование умений, систематизация материала.

6. Содержание и организация самостоятельной работы обучающихся на лекции (конспектирование, ответы на вопросы преподавателя, формулировка вопросов, поиск ошибок и их исправление, выполнение заданий и т. п.).

7. Домашнее задание к следующему уроку и теоретические вопросы выносимые на зачет.

8. Дата зачета, список литературы.

 КАКОЙ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ  ЛЕКЦИЯ?

 Лекция не должна быть пересказом учебника. В  лекции присутствуют и эмоции, и повторы, формулировки, отличные от приводимых в учебнике. Возможно также обращение к наглядности, использование цвета и т.д.

 Лекция не должна быть монологом лектора. Причем, чем меньше возраст обучающихся, тем короче должен быть монолог. Лекцию нужно читать при активном участии аудитории.  Лекция не должна быть слишком сложной и чрезвычайно насыщенной различными фактами, т .к. нельзя забывать, что обучающиеся не всегда осознают необходимость учебы, не всем учёба одинаково дается.

 КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ  ЛЕКЦИЯ ?

 Урок- лекция – это прежде всего урок приобщения обучающихся к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления преподавателя и учеников. Он должен быть подготовлен и проведен таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы был обеспечен научный уровень изучаемого материала, и, с другой стороны, были бы обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждается интерес подростков к изучаемому предмету.

 Таким образом, очевидны следующие требования к  лекции.

1. Лекция должна быть интересной и для обучающихся и для преподавателя.

2. Научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития обучающихся группы, одна и та же лекция не может дублироваться в различных группах.

3. Лекция должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей.

4. Тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного и прокладывать тропинку к последующему.

5. Лекция должна быть совместным делом обучающихся и преподавателя.

6. Лекция должна быть емкой, целостной, размерной, ритмичной, обстоятельной.

7. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны аккуратно на доске и законспектированы обучающимися.

 Важная роль отводится заключительной части лекции. В ней преподаватель помогает ребятам систематизировать материал, советует им, как работать над материалом темы, останавливаться на некоторых возможных трудностях ребят и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"

ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции с обучающимися профессиональных образовательных организаций. Особое место в методических рекомендациях отведено таким ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции с обучающимися профессиональных образовательных организаций. Особое место в методических рекомендациях отведено таким ...

Презентация к лекционному занятию "Врожденные пороки сердца" МДК 02.01.03 Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"

В презентации я указала определение, причины, распространенность,  клинические проявления, методы диагностики, лечение и профилактику врожденных пороков сердца....

Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...

Презентация к Методической разработке лекционного занятия: «Сестринский уход при гипертонической болезни» 12. 2016 г.

Презентация к Методической разработке лекционного занятия «Сестринский уход при гипертонической болезни» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская...

Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокардии». 12. 2016 г.

Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокарди» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская пом...