Статья "Сюжетный урок как форма здоровье сбережения в начальной школе."
статья на тему

Онышкевич Наталия Александровна

В методике физического воспитания для учащихся начальной школы разработано многожество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Сочетая сложные физические упражнения с сюжетно-ролевых уроках,а так же оздоровительно-развивающая, танцевально-игровая форма можно добится высоких результатов и устойчевого интереса к занятиям физической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_syuzhetnyy_urok.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетный урок как форма здоровье сбережения в начальной школе.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Закономерно взрослых внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

В методике физического воспитания для учащихся начальной школы разработано многожество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Сочетая сложные физические упражнения с сюжетно-ролевых уроках,а так же оздоровительно-развивающая, танцевально-игровая форма можно добится высоких результатов и устойчевого интереса к занятиям физической культуры. Такой урок праздник для ребят

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

В здоровье сберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, как формы здоровье сбережения.

Великие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, И.П.Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект - субъектными отношениями.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровье сбережения. Если взять инновационно - оздоровительные технологии (фитнес - технологии); в создании условий для самоопределения ,социализации личности посредствам систематических занятий физической культурой; формировании ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья.

Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
  3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
  4. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
  5. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников.

Опрос показал, что детям запомнились и понравились нетрадиционные уроки больше, чем обычные.

Детям интересно: преодолевать различные препятствия, решать весёлые задачи, готовить сообщения о планетах, путешествовать по островам, выполняя задание, получать задание из «черного ящика», работать с чертёжными инструментами, выполнять практические работы, исправлять ошибки в тексте, узнавать новое о словах, работать в группах.

В результате эксперимент показал, учебная деятельность на уроке нетрадиционной формы обучения вызывает у учеников радость, удовлетворение, сохраняет физическое и психологическое здоровье, развивает взаимопонимание и взаимодействие между педагогом и учеником.

Список литературы:

  1. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия.,2004. - 464с.
  2. Мухина В.С.Детская психология. - СПб.: Просвещение.,1992. - 303с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. – М.: Архангельск.,1996. – 224 с.
  4. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Педагогическое общество России., 1998.-640с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)...

Форма работы с родителями в начальной школе

Форма работы с родителями в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге  с переосмы...

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

Групповые формы работы в начальной школе

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников....