Форма работы с родителями в начальной школе
статья на тему

Седельская Татьяна Борисовна

Форма работы с родителями в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_raboty_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Форма работы с родителями в начальной школе

Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали всегда окажется что главную роль в эффективности играет семья. Поэтому основные воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями.

Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).

Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации

   С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется   по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.

   Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  1. совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  2. сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  3. педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  4. поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  5. содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  6. опора на положительный опыт семейного воспитания.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

  • стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);
  • психолого – педагогическое просвещение родителей.

Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.

Цель диагностики:

  1. Определить уровень развития ребенка.
  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
  3. Проанализировать полученную информацию.
  4. Установить причины изменений.
  5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

      Я предлагаю родителям анкету, данные которой помогают получить первую информацию о педагогическом просвещении родителей, и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. После первого года обучения я предлагаю родителям проверить свою педагогическую культуру с помощью другого тестирования «Мы – родители».

Формы работы психолого – педагогического просвещение родителей: родительские конференции, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.

Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:

  1. Психология младшего школьника.
  2. Особенности адаптации ребенка к школе.
  3. Значение режима дня в жизни школьника.
  4. Взаимоотношения взрослых в семье -  пример подражания для маленьких.
  5. Права и обязанности ребенка в семье.
  6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  7. О стилях семейного воспитания.
  8. О роли семьи в трудовом воспитании.

Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят  выставки  поделок и семейных коллажей,  конкурсы и музыкальные номера.  Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.

Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем  педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

   

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Разделы Портфолио:

  1. «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
  2. «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
  3. «Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
  4. «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий)
  5. «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а некоторые ребята даже описывали неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего).
  6. «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).

Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводим Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываем рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет)

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года

   Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...

Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество....

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В статье в качестве основы всей воспитательной работы рассматривается  союз учителя, родителей и ребёнка. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса....

Инновационные формы работы с родителями

laquo;Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть,...

Работа со слабоуспевающими детьми начальная школа

     Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемост...

Методические рекомендации к проведению практического занятия на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Методические рекомендации для преподавателей междисциплинарного курса 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками дошкольно...