Сценарий проблемно-эвристического урока
план-конспект занятия на тему

Рахманова Айсылу Мухаматаминовна

        Проблемно-эвристическое занятие   реализует профориентационные цели и задачи в привлекательной для участников практической форме игры-пробы себя в  следующих профессиях- парикмахер, стилист, модельер. карьерный консультант, дизайнер, художник.Проблемная ситуация задает привлекательный фон.Пробные "рабочие места" усиливают включенность в процесс освоения профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_problemno-evristicheskogo_uroka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока

«Профессиональная проба- реальная самооценка профессиональных возможностей и предпочтений или игра?»

 

Авторы: Байкова Резеда Маратовна (учитель физики, педагог дополнительного образования), Рахманова  Айсылу  Мухаматаминовна (педагог-психолог І квал.категории).

Образовательное учреждение: МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Республики Татарстан.

Курс: Технология и профориентация.

Раздел: профессиональное  самоопределение.  

Тема: трудоустройство.

Ключевая компетенция: профессиональный выбор.

Класс: 8.

Учебно-методическое обеспечение: Кустобаева Е. К. Встреча с самим собой. Школа профессионального самоопределения ( для учащихся 8-9-х классов)-Казань:РИЦ»Школа»,»2007г.

Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут).

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.

Цели урока:

  • через расширение и обобщение знаний обучающихся о  правилах эффективного трудоустройства  способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме;
  • через получение обучающимися опыта  погружения в профессию способствовать выработке у них понимания многомерности и многофакторности  процесса профессионального выбора.

Задачи урока:

Образовательные: расширение и обобщение знаний обучающихся о  профессиях модельера, карьерного консультанта, дизайнера интерьера, парикмахера. Развитие навыков работы с документами, схемами, иллюстрациями, инструментами профессиональной деятельности.

Развивающие: формирование и развитие у  обучающихся таких ключевых компетентностей, как учебно-познавательные- самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей), познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения; коммуникативные- умение работать в группе, навыки ведения дискуссии, навыки публичного выступления, навыки проведения  самоанализа деятельности; информационные- навыки  работы с  информационными  продуктами в POWER POINT; воспитательные-  способствовать формированию и развитию у обучающихся  таких ценностей и личностных качеств как конкурентоспособность,  взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, деловые качества; проблемные вопросы- можно ли за полтора часа  научиться реально оценить свои возможности в выбираемой профессии, или это можно назвать только игрой, существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии, какая из версий более убедительна, можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос.              

Тип урока: проблемно-эвристический урок, урок анализа и синтеза знаний.

Форма урока: урок- исследование

Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких, как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия на разных этапах урока.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы инструментов и принадлежностей заданных профессий.

Методы: частично-поисковые, проблемно–эвристические, когнитивный, методика организации дискуссии.

Межпредметные связи:   литература (написание резюме), информатика.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная

реализация

1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание.

3 мин

2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).

2.1 Постановка проблемного задания 1 (определить  пути доказательства проблемных версий)

2.2 Выполнение проблемного задания 1.

2.3 Промежуточная рефлексия.

2.4 Постановка проблемного задания 2 (Как помочь устроиться на работу молодой художнице).

2.5 Выполнение проблемного задания 2.

2.6 Промежуточная рефлексия.

2.7 Постановка проблемного задания 3 (Ученики знакомятся с профессиями карьерного консультанта, модельера, парикмахера, дизайнера интерьера, задачами  в связи с решением проблемы  и занимают рабочие места).

2.8 Выполнение проблемного задания 3.

2.9 Промежуточная рефлексия.

37 мин

1 мин

2 мин

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин

1 мин

2 мин

2 мин

3. Выполнение проблемных заданий в группах (каждая группа профессионалов  выполняет задание в связи с трудоустройством молодого специалиста- художницы :парикмахерская группа делает ей деловую прическу, модельеры   подбирают деловую одежду, карьерные консультанты составляют резюме и портфолио, дизайнеры оформляют паспарту картин).

3.1 Выполнение заданий в группах.

3.2 Представление результатов работы групп.

3.3 Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов.

40 мин

14 мин

13 мин

13 мин

4.Учебная дискуссия

4 мин

5.Заключительная часть урока: общие выводы, рефлексия.

4 мин

6. Задание на дом.

1 мин

Карта урока:

Название этапа

Время (мин.),

слайд (номер)

Развитие личностных  качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы  деятельности

Продуктивные формы  деятельности

Уроку предшествовала работа творческих групп, перед которыми были поставлена задача: найти, подготовить информацию и инструменты  для освоения профессий:

группа №1 –  «модельер»

группа №2 – «парикмахер»

группа №3 –«дизайнер интерьера»

группа №4 – «карьерный консультант»

Каждая группа  должна была подготовить информационный продукт (мини-презентацию в POWER POINT) для сопровождения устного выступления.

Мышление; Внимание;

Память;

Организованность;

Самостоятельность;

Любознательность;

Системность;

Аналитичность;

Рефлексивность;

Точность;

Уместность; Выразительность речи;

Самостоятельность

Активность;

Ответственность;

Коммуникативная культура;

Информационная культура

Приветствие, объявление темы урока, мотивация, в ходе обсуждения формулировки темы постановка проблемных вопросов и цели урока.

3 мин.

Сл. 1, 2.

Внимание;

Мышление

Активное Слушание;

Культура эмоций;

Коммуникативная

Культура;

Аналитичность;

Точность речи

Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности):

 Работа над проблемными заданиями 1, 2 и 3 проводится по следующей схеме:

- проблематизация ситуации (используются мнения учащихся, учебников, выступления членов групп;

-    выработка учащимися собственного образовательного продукта (используется работа с  профессиональными документами и др. источниками, инструментальное освоение профессиональных навыков в ходе решения проблемной задачи);

- сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией;

-    формулирование выводов;

-    промежуточная рефлексия.

37 мин.

Сл. 3- 23

-Внимание, мышление,

память

-Внимание, мышление,

память

-Активное слушание, культура эмоций

-Коммуникативная культура,

аналитичность,

точность речи,

активное слушание

-Коммуникативная культура,

активность,

самостоятельность

глубина рассуждений,

системность,

аналитичность,

рефлексивность,

глубина рассуждений,

способность определять причинно-следственные связи.

Выполнение проблемных заданий в группах .

 - выполнение заданий в группах         (4 группы);

 

- представление результатов работы групп;

- коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов;

-  промежуточная рефлексия.

40 мин.

Внимание;

Память;

Мышление

- Культура эмоций,

коммуникативная

культура.

- Активность,

самостоятельность

-Глубина рассуждений,

системность,

аналитичность,

рефлексивность,

уместность, выразительность речи,

любознательность.

-Глубина рассуждений,

способность определять причинно-следственные связи

Учебная дискуссия (по одному представителю от группы приглашаются к доске, для корректного убеждения  присутствующих в собственной правоте).

4 мин

Внимание;

Память

Аналитичность;

Точность;

Уместность;

Выразительность речи;

Системность;

Коммуникативная культура

Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы, положение о многофакторности  процесса выбора профессии), а также проводит рефлексию.

4 мин

Сл. 24

Внимание;

Мышление;

Память

Рефлексивность;

Точность,; Уместность;

Выразительность речи;

Коммуникативная культура;

Домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также творческое задание – сочинение

(от 15 до 30 предложений) по теме урока, где использовать фразы:

- считаю скорее достоверным…;

 - считаю скорее недостоверным…;

- аргументы, доказательства;

- изложение своего мнения по           проблеме

1 мин

Внимание;

Мышление;

Память

Аналитичность;

Рефлексивность;

Точность;

Уместность, Выразительность речи;

Системность;

Ответственность

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, знакомство с темой (мотивация) .

Учитель кратко говорит о том, как отвечали на этот вопрос его знакомые, обращает внимание на формулировку (знак вопроса, наличие двух альтернативных версий), затем просит учащихся сформулировать вопросы, которые у них возникли.         

Вопросы: является ли  верным утверждение о том , что можно за короткое  время познать глубины профессии? Существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна?

Учитель ставит цель – ответить на данные вопросы в конце урока.

Учитель говорит о заданиях, которые группы учащихся получили заранее и о том, что такая работа поможет сократить на уроке время на поиск нужной информации.

2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).

2.1 Постановка проблемного задания 1 (к нам обратилась молодая художница с просьбой помочь ей  устроиться на работу).

Учитель: К нам обратилась молодая художница с просьбой помочь устроиться на работу. Как  выяснилось, у нее много трудностей- начиная от оформления портфолио,  составления резюме и кончая созданием  соответствующего деловому стилю общения внешнего вида. Предлагаю вам разделиться на  профессиональные группы( Дом моды, Салон красоты, Дизайн- студия и Карьерная консультация)   и попробовать ей помочь.

Группы  распределяются по предпочтениям  и  готовятся к представлению результатов своей работы.

2.2 Выполнение проблемного задания 1.

  • Работа в группах: обсуждение.
  • Выслушиваются предположения от групп (по одному выступающему от группы).
  • Формулирование выводов (выбор способов помощи).

2.3 Промежуточная рефлексия .

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы: Легко ли было лично тебе назвать возможные  способы?  Группа помогла тебе или ты помог группе? Совпали ли ваши предположения ?

О чем это говорит?

Учитель предлагает рассмотреть названные  способы помощи  с разных точек зрения для выработки собственной позиции.

2.4 Постановка проблемного задания 2 ( можно ли оказать за короткое время профессиональную помощь в трудоустройстве молодой художнице ( иными словами: погрузиться в профессию и освоить ее основы?).  

Учитель: Как вы думаете , можно ли оказать ей такую помощь?

Ученики высказывают мнения .

Выполнение проблемного задания 2.

Работа в группах по профессиональным направлениям.

Проблематизация ситуации. Путем профессиональных проб и ошибок учитель подводит учащихся к мысли, что первое мнение   заслуживает внимания .

Обсуждение и формулирование промежуточного вывода, к которому приходят учащиеся, и возникающих у них вопросов:  Какая же из версий верна? Что необходимо, чтобы выработать свою собственную точку зрения по данному  вопросу?

2.5 Выполнение проблемного задания 2:

Для выработки учащимися своей позиции по данному вопросу используется:

 а) работа с  профессиональными  документами и др. источниками (создание образовательного продукта), работа с профессиональными инструментами- (профессиональная проба ).

Учащиеся знакомятся с  профессиональными документами данных профессий , осваивают профессиональные инструменты с целью оказания помощи художнице.

б) сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией.

В ходе обсуждения учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Какую версию поддерживают  профессионалы в данных областях профессий? Соответствует ли точка зрения учеников полученному результату?  

в) формулирование выводов по данному вопросу.

Вывод: За относительно короткое время можно глубоко погрузиться в профессию и познать многое в этой области.

2.6 Промежуточная рефлексия: ответы на вопросы – что знал(а) до выполнения задания, что узнал(а), что хочу узнать.

Возникновение нового проблемного вопроса: каково мое отношение к изведанной профессии?

2.7 Постановка проблемного задания 3 (как сложилось мое отношение к профессии в ходе ее освоения).

Учитель: Выслушаем мнения по этому поводу.

Выполение проблемного задания 3.

Учащиеся высказывают мнения.

        

Вывод: Каждый ученик может определить для себя степень предпочитаемости и доступности выбираемой профессии через ее опробование .

3. Представление результатов работы групп.

 Каждая группа выступает с защитой форм помощи художнице, описывает  ход работы и свои впечатления от проделанного.

4.  Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов.

Выводы: действительно, за короткое время, при серьезном подходе, можно попробовать себя в роли профессионала в данных профессиях и познать основы труда, заодно оценить свои возможности и профессиональные предпочтения.        

5. Работа в группах – подготовка выступлений:

Учащиеся получают задание: в группах подготовить выступления по двум противоположным позициям, названным в начале урока .Учитель обращает внимание, что даже если мнения членов группы не совпадают с доставшейся позицией, её необходимо защитить, используя как можно больше аргументов.

6. Учебная дискуссия.

По одному представителю от группы приглашаются к доске , при этом ставится задача корректно убедить соперников в собственной правоте.

7. Заключительная часть урока.

Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы). При этом особое внимание уделяется положению о многомерности и многофакторности  процесса профессионального выбора. Учитель подчеркивает, что на уроке было приведено  слишком  мало  аргументов, чтобы считать альтернативную версию единственно верной. Тем не менее оценочный подход к  процессу выбора профессии принципиален сегодня и опыт такой деятельности полезен и важен.  

Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:

Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?

Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.

Торжественное вручение сертификатов по освоенным профессиям.

8. Учащиеся получают домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также написать сочинение (от 15 до 30 предложений) по теме урока, в котором необходимо использовать следующие положения:

 - считаю скорее достоверным…

 - считаю скорее недостоверным…

 - аргументы, доказательства

 - изложение своего мнения по проблеме.

Список использованной литературы и интернет- ресурсов.

  1. Баксанский О. Е. , Чистова М. В. Проблемное обучение: обоснование и реализация /О. Е. Баксанский. М. В.Чистова // Наука и школа.-2000.-номер1.-с.19-25.
  2. БрушлинскийА. В.Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский.-М.:Знание, 1983.-96с.
  3. Какрамова  К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? /К. Какрамова Н.,Н. Терещенко //Наука и школа(т).-2002.-номер11.-с.35-37.
  4. Селевко Г. К. Проблемное обучение./Г. К.Селевко // Школьные технологии.-2006.-номер2.-с. 61-65.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-Москва.: Народное образование.1998.-256с.
  6. www.pedsovet/ru
  7. www/psylist.net

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Сценарий открытого урока истории

Открытый урок "Отечественная война 1812 года" дан в игровой форме. На экране демонстрируются слайды презентации, которые развивают ассоциативное мышление, фрагменты КВН, где студентам предлагается уви...

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...

сценарий проблемно - эвристического урока

Проблемноия.-эврестический урок, тема - "Школьные кружки в Англии и России". Имеется технологическая карта и авторская презентация....

Проблемно-эвристический интегрированный урок "Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке".

Это интегрированный урок русского и немецкого языка, проводимого в форме интеллектуального кафе.Тип урока:обобщение и систематизация знаний умений и навыков по теме "Структура сложного пред...

Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»

Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности  обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...