Рекомендации для соц.педагогов и психологов
статья на тему

Царёва Алена Васильевна

Рекомендации по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ, в т.ч. наркозависимости и табакозависимости

среди обучающихся учреждений общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_sots.ped_._i_psikh.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов

по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ, в т.ч. наркозависимости и табакозависимости

среди обучающихся учреждений общего образования

Наркологическая ситуация в детской и подростковой возрастной

среде, сложившаяся в настоящее время к Российской Федерации, не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Самый беглый анализ медицинской статистики показывает крайне неблагоприятную картину развития наркотизации детей и подростков, как социального явления, реализующегося в масштабах страны:

• приобщение детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) все больше затрагивает младшие возрастные группы, утяжеляя медико-социальные последствия;

• снижение возраста потребителей психоактивных веществ влечет за собой у детей и подростков развитие генерализованных форм социальной дезадаптации. Около 65% детей и подростков с формирующейся зависимостью от ПАВ не учатся и не работают. Около 40% от всех госпитализированных в детские психиатрические клиники с сопутствующими психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития составляют несовершеннолетние с асоциальным поведением в сочетании с токсической зависимостью и ранней наркотизацией;

• важным фактором, способствующим увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является исполнение ими в молодежной среде роли атрибута особой субкультуры, более того, специфика поведения наркотической субкультуры входит в моду у молодежи и пропагандируется рядом средств массовой информации, включая как традиционные (газеты, журналы, телевидение), так и имеющие преимущественно молодежную аудиторию (интернет, сообщества пользователей мобильной связи, локальные сети);

• сочетание наркотизации с сексуальным и девиантным поведением приводит к ухудшению соматического здоровья детей и росту заболеваемости венерическими болезнями, которая выросла в десятки раз, и наносит ощутимый вред репродуктивной функции;

• при вскрытии факта употребления детьми и подростками алкоголя и других психоактивных веществ семья оказывается не подготовленной к решению возникших проблем, и, как правило, действует вслепую; наличие многочисленных организаций, оказывающих наркологическую помощь и поддержку семье, не решает проблемы;

• при всей масштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровье детско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, данный процесс для многих педиатров, детских психиатров, а также специалистов образовательных

учреждений, остается латентным. Часто они занимают отстраненную позицию по отношению к проблеме ранней алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних.

Все вышесказанное определяет необходимость реализации комплексной психолого-медико-социально-педагогической работы в учреждениях общего образования. Особая роль в данной работе отводитсясоциальным педагогам, педагогам-психологам, которые реализуют на практике следующие виды психологической помощи и поддержки:

1. Диагностика несовершеннолетних, употребляющих ПАВ (на основе диагностики, наблюдений психологов выстраиваются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, позволяющие осуществлять профилактику отклоняющегося поведения обучающихся):

- познавательная сфера и обучаемость;

- межличностные отношения (общение в группе, в семье);

- личность (темперамент, характер, самооценка, тревожность и страхи, организаторские, коммуникативные и творческие способности, предпочтения в профессии, склонность к зависимому поведению и др.).

2. Индивидуальное сопровождение ребенка в форме консультирования, индивидуальных занятий. Проводится индивидуальное консультирование несовершеннолетних, их родителей и педагогов по проблемам употребления ПАВ

(информирование о влиянии ПАВ, трудности в детско-родительских отношениях в связи с данной проблемой, стратегии отказа от вредных привычек, предоставление рекомендаций по решению различных проблем).

3. Коррекционно-развивающая работа (всестороннее развитие личности, стабилизация семейных отношений, формирование установки на активный отказ от употребления ПАВ).

 Психокоррекция включает: реадаптацию здоровья; формирование здорового образа жизни; психосаморегуляцию состояния; совершенствование личностного психологического статуса; продуктивное развитие качества жизни; моделирование семейной структуры; преодоление созависимости членов семьи;

развитие индивидуальности и самодостаточности личности.

 Проводятся различные формы групповых коррекционно-развивающих занятий для подростков активным использованием приемов арт-терапии, сказкотерапии, театрализации.

4. Профилактика употребления ПАВ в образовательной среде (проведение занятий с учащимися, лекториев для педагогов и родительских собраний).

В работе специалистов службы практической психологии образования выделяются направления по профилактике употребления психоактивных  веществ:

1. Аналитическое направление:

1.1. Исследование ситуации, анализ образовательной среды, причин употребления ПАВ. Любые исследования (мониторинг, диагностика, анкетирование), проводимые в среде обучающихся следует проводить на основе учета легитимного использования этого метода (на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи.

2. Информационно-профилактическое направление:

2.1. Информирование (проведение классных часов, лекций, семинаров, бесед для учащихся и родителей, родительских собраний, в т.ч. с участием инспекторов КДН, сотрудников наркодиспансеров (центры ПМСС, педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений).

Темы классных часов

Темы родительских собраний

Рекламно-информационные материалы

«Наркотикам и никотину – НЕТ!», «Административная ответственность за употребление ПАВ», «Особенности подростковой субкультуры» с показом видеофильма о вреде употребления ПАВ, «Здоровый образ жизни».

 «Проблемы наркозависимости», «Профилактика девиантного поведения», «Предпосылки отклоняющегося поведения»; «Агрессия раннего подростка и меры ее коррекции», «Агрессивность, причины и последствия», «Состояние агрессии школьников и пути ее коррекции», «Наркомания – реальная опасность для наших детей» (в рамках родительского всеобуча). Подготовка буклетов для родителей «Родители! Будьте рядом со своими детьми!», для педагогов «Что может сделать наркотик», «Стадии развития алкоголизма» и др.

 Подготовка стендов, например, «Мы за здоровый образ жизни»; интерактивный сменный стенд по проблеме курения с ящиком для писем.

2.2. Работа по вовлечению молодежи в различные формы досуга и занятости, проведение специализированных акций (например, в рамках подростковое объединение «От сердца к сердцу» реализуются программы по организации внеклассной деятельности подростков: «Телефон доверия», «Лидер», «Театральная студия», «Зеркало», «Ресурсный центр»; подростки выступают в качестве волонтеров в различных движениях по профилактике зависимостей от ПАВ); осуществляется работа подростковых клубов: клуб правовой культуры, психологический клуб «Улыбка», клуб «Счастливчик» и др. Взаимодействуя со специалистами различных служб, психологи техникума и центров ПМСС участвуют в организации и проведении различных специализированных акций: «Нет алкоголизму, курению, наркотикам», смотр-конкурс «Пропаганда здорового образа жизни и формирование духовно-нравственных ценностей семьи», участие в конкурсе «Я выбираю жизнь» и др.).

3. Психолого-педагогическое сопровождение:

3.1. Разработка и реализация индивидуальных программ (реализации индивидуальных программ реабилитации подростков «группы риска», которые разработаны для педагогических работников, которые сопровождают обучающихся, при участии психологов, социальных педагогов).

3.2. Индивидуальное консультирование, сопровождение, психокоррекционная работа (индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам профилактики наркомании, токсикомании, подросткового алкоголизма, а также их родителей, педагогов, администрации; психокоррекционная работа с обучающимися; работа телефона доверия, целью, которого является оказание подростками-волонтерами психологической помощи и поддержки своим сверстникам в решении трудных жизненных вопросов).

Видами консультирования являются: консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг.

3.3. Специализированная групповая работа, тренинги (например, программа коррекции агрессивного поведения у подростков 16-18 лет (диагностика уровня агрессивности подростка, понимание и осознание подростком наличия у себя проблемы, повышение уровня уверенности в себе, самоуважения, а также уважительного отношения к др. людям, обучение техникам расслабления, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек, проработка причин агрессивного поведения, обучение новым способам взаимодействия), тренинги «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков», «Коррекция агрессивного поведения у подростков» и др.; тренинги для учащихся по профилактике и предупреждению употребления ПАВ в среде подростков, тренинги по развитию коммуникативных навыков, «Тренинг уверенного и ответственного поведения для подростков, направленный на формирование позиции уверенного человека» и др. программа по эмоциональному сплочению учащихся «Я+ТЫ=МЫ», программа личностно-ориентированной профилактики употребления ПАВ, групповые занятия по релаксации и др.;

групповая работа по снижению агрессивности и решению проблем в общении, в т.ч. с использованием комнаты психологической разгрузки;

групповая работа с обучающимися (коррекция агрессивного поведения, помощь в разрешении учебных проблем, взаимоотношения с родителями, педагогами и др.), тренинг - предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ «Просто скажи - Нет», и др.

Профилактика ПАВ в образовательной среде реализуется параллельно по нескольким основным направлениям через разработку образовательных программ.

1) разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения – важная задача школы и психологической службы. Речь идет не о минимуме информации, а именно о задаче образовательного учреждения в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. Мотивация здоровья и здорового образа жизни, не сомненно является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к учащимся с точки зрения их возраста и их включенности в наркотическую ситуацию. К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у учащихся, начиная с школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Внутри этих программ присутствует психолого-социальный компонент, включающий:

- углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;

- активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

2) разработка превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ.

Превентивные (несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ) образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы.

Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие психолого-социальные компоненты профилактики ПАВ:

- знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;

- формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.

При создании и использовании психологических программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению ПАВ, важным моментом является их адресность для отдельных возрастных периодов 16-18 лет, 19-21 лет.

Программы должны быть многоплановыми, включать «уроки жизненных навыков» противодействия первой пробе ПАВ алкоголя и наркотика, формировать у детей установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.

4. Повышение квалификации специалистов.

4.1. Информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике ПАВ (ознакомление с новыми разработками, программами, литературой и исследованиями по проблемам работы с учащимися по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ).

4.2. Проведение семинаров, тренингов по повышению психологической грамотности специалистов, работающих с  подростками «группы риска» (например, семинары для классных руководителей по теме «Повышение психологической компетентности. Профессиональное и личностное совершенствование», «Основы профилактики употребления ПАВ в молодежной среде», «Комплексная система деятельности ОУ по профилактике употребления ПАВ», «Актуальные формы и методы ведения профилактики ПАВ», «Организация и содержание профилактической работы с учащимися и разных возрастных категорий», «Аддиктивное поведение у подростков – понятие и формы», «Результаты диагностики и формы работы по профилактике аддиктивного поведения»; педагогические советы по темам: «Формирование опыта правового поведения у участников образовательного процесса», «Агрессивности и ее виды», «Профилактика девиантного поведения» и др.).

Содержание обучающих программ (тренингов) для специалистов образовательного учреждения) направлено на обучение и переобучение методам первичной профилактики педагогического состава школы и учителей-лидеров, которые проявили интерес активно сотрудничать с психологом, врачом, социальным педагогом в проведении антинаркотических программ. Данное направление также следует отнести к уровню первичной профилактической работы, которая включает в себя два ведущих метода. Один из них - лекционно-информационный - является привычным для педагогов; другой - психологический - направлен на развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у специалистов.

5. Взаимодействие со специалистами КДН.

Осуществляя профессиональную деятельность, социальный педагог тесно взаимодействует со всеми субъектами образования и принимает участие в методических объединениях, Совете по профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде, выходит на сотрудничество со специалистами из других организаций и учреждений. Функциональные обязанности педагога-психолога в деятельности Совета по профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ предусматривают:

- работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;

- осуществление психологической диагностики до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;

- осуществление консультативной помощи обучающимся, родителям;

- содействие гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

- определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся «группы риска», оказание различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

- консультирование по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;

- обеспечение проведения различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и обучающимися.

Первичная профилактика правонарушений, формирование правовой компетентности обучающихся осуществляется социальным педагогом при взаимодействии с педагогом-психологом (социально-психологической службой) и в сотрудничестве с правоохранительными органами, ОДН, КДН, прокуратуры, уголовной инспекции, органами опеки и попечительства. В рамках данного сотрудничества проводятся рейды и посещение семей на дому, организуется летняя занятность детей групп «риска». Организуются дни профилактики, «День Гражданина», осуществляется профессиональное определение обучающихся с трудностями в обучении в сотрудничестве с профессиональными учебными заведениями и Службой занятости. В ряде регионов при департаментах образования созданы и работают координационные советы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами в образовательной среде, которые способствуют осуществлению координации действий органов управления образованием муниципальных районов и образовательных учреждений в сфере профилактики аддиктивного поведения у подростков, профилактики употребления ПАВ. Психологи и специалисты центров ПМСС участвуют в заседаниях КДН, проводят консультации учащихся и родителей, приглашают инспекторов КДН на классные часы, родительские собрания и др. мероприятия, направленные на повышение правовой компетентности учащихся, предупреждение правонарушений. Основными функциями психолога до заседаний КДН являются диагностика развития учащегося, причин девиантного поведения, изучение семейных отношений.

Большое внимание уделяется работе с родителями. После заседаний КДН социальный педагог проводит серию встреч (консультации, коррекционные занятия) с подростком, его родителями. Специалисты центров ПМСС выстраивают содержательное взаимодействие подростка с учебным заведением, в котором тот учится: с психологом, классным руководителем, совместно с ними вырабатывая программу сопровождения. В зависимости от ситуации это может быть разработка коррекционно-развивающих занятий с психологом, включение элементов таких занятий в учебные занятия учителей-предметников и т.д.

Организация и проведение психологической работы с обучающимися «группы риска»

Для организации и проведения психологической работы с обучающимися «группы риска» в условиях образовательного учреждения выделим группы проблем, характерных для данной категории обучающихся:

1. Личностно-характерологические проблемы (нарушенная самооценка, затруднения в проявлении эмоций, подавление чувства вины и стыда, ригидное следование к цели без учета обстоятельств, психологические защиты, связанные с употреблением ПАВ).

2. Коммуникативные проблемы (нетерпимость к чужому мнению, неспособность признать свои ошибки, недоверие к окружающим, неспособность адекватно пользоваться посторонней помощью, ранняя половая жизнь, неспособность сопротивляться постороннему давлению (конформность, зависимость), дефицит безусловной любви в семье).

3. Познавательные проблемы (социально-педагогическая запущенность, эгоцентрическая антиципационная несостоятельность).

4. Психопатологические проблемы (влечение к ПАВ, невротические и неврозоподобные расстройства, аффективные реакции, патохарактерологические расстройства, легкие когнитивные расстройства). Значимость этих проблем будет отличаться в различных группах. Так, при профилактической работе с несовершеннолетними, не вовлеченными в злоупотребление ПАВ, лидирующую роль займет коррекция личностно-характерологических и коммуникативных проблем (в первую очередь, нарушенная самооценка, нетерпимость к чужому мнению, дефицит безусловной любви в семье). При аддиктивном поведении будут

присутствовать в добавлении к двум первым и группа познавательных

причин (аддиктивное поведение относится к групповому, «социализированному» типу расстройств поведения и включает в себя непатологические и патологические формы, которые являются главным фактором при выделении групп риска формирования зависимости от ПАВ 4).

4 Пережогин Л. О. Тренинговая профилактика синдрома зависимости у детей и подростков. //

Материалы XI международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации».

27-28 января 2003 г., Москва. - М.: РУДН, 2003.11

При работе с зависимыми обучающимися на первый план выйдет работа с

психопатологической симптоматикой, хотя при этом не утрачивается значимость коррекции первых трех групп причин. Непатологические формы аддиктивного поведения у детей и подростков не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития (психический дизонтогенез) и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм. Непатологическое аддиктивное

поведение может наблюдаться у подростков с отдаленными последствиями ранних резидуально-органических поражений головного мозга без психических расстройств; при акцентуациях характера; проявлениях «подросткового психологического комплекса», признаках нервно-психической неустойчивости, связанных с хроническими соматическими заболеваниями; при семейной, педагогической и социальной запущенности. Непатологическое аддиктивное поведение может сочетаться с другими формами девиаций, например, безнадзорностью с уходами из дома, гиперактивным, аутоагрессивным поведением. В связи с этим социотерапевтическое воздействие только на проявления аддиктивного поведения, как правило, оказывается неуспешным, так как эта форма поведенческих расстройств может трансформироваться в другой, более тяжелый вариант, например, в аутоагрессивное, суицидальное поведение.

Личностные особенности, как показывает исследование 5, присущие несовершеннолетним с аддиктивным поведением, в значительной степени

определяются присутствием неустойчивого радикала, черт инфантильности

у большинства подростков-потребителей ПАВ. К числу таких характеристик

относятся:

• безответственность, неспособность выполнить свое обещание. Особенно эта черта характерна для детей и подростков с формирующейся зависимостью. Как правило, большинство обещаний ими не выполнялось, особенно те, которые требовали минимального волевого напряжения.

5 Ананьев В.А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения / В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев. – С-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 176 с.12

• ослабление волевой способности к поддержанию достаточного уровня активного внимания. Во время беседы, если их интерес угасает, они часто начинают зевать, жаловаться на усталость. По этой же причине им хуже давалось выполнение психологических тестов, требующих напряжения внимания и интеллекта.

• неспособность пользоваться посторонней помощью и поддержкой. Стремясь отстоять собственное «Я», они часто отказываются от помощи, как в вопросах лечения, так и в бытовых делах. При согласии на оказание помощи, они не способны разделить ответственность, предпочитая полностью переложить ее на другого человека.

• несостоятельность в предвосхищении, предвидении развития событий, явлений, результатов работы (прогностический когнитивный и отчасти — волевой дефект).

Такая личность исключает из своей деятельности нежелательные события и поступки, ориентируясь всегда лишь на желательные. Главным образом речь идет о неспособности предвидеть негативные последствия употребления ПАВ применительно лично к себе при абстрактном понимании катастрофических последствий их употребления. Можно предположить, что отрицание возможных последствий употребления ПАВ является проявлением психологической защиты, в частности в виде таких ее вариантов как явное преувеличение размеров наркотизации в подростковой популяции - «все нюхают или колются»; рационализация или попытка доказать безвредность или даже полезность эпизодического употребления наркотиков. Это приводит к тому, что такие подростки в отличие от своих благополучных в наркологическом отношении сверстников крайне плохо себе представляют свое будущее. Подростки в возрасте 15-16 лет из группы риска по употреблению ПАВ, представляют его себе гораздо более расплывчато, чем дети и подростки, не имеющие наркологических проблем, они также практически не усваивают чужой опыт, ориентируясь больше на личный, при усвоении которого, склонны «дважды наступать на одни и те же грабли».

Учитывая сказанное, следует признать 6: несостоятельность информационного подхода к профилактике употребления ПАВ подростками; несостоятельность позиции, ориентирующей на абсолютную трезвость, вопреки многочисленным научным данным, указывающим на безвредность нечастого употребления алкоголя в умеренных дозах и культурным традициям; несостоятельность традиционных способов профилактических мер, в частности - лекций, проводимых специалистами;

6 Пережогин Л. О. Тренинговая профилактика синдрома зависимости у детей и подростков. //

Материалы XI международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации».

27-28 января 2003 г., Москва. - М.: РУДН, 2003.13

необходимость начала профилактики задолго до наступления подросткового возраста - скорее всего - в младшей школе (например, в форме игровых методов).

Помощь детям «группы риска» в условиях образовательного учреждения не должна носить характер единовременных мероприятий, а продолжаться все время, пока ребенок обучается в данном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения родительского собрания классными руководителями, социальными педагогами, психологами.

Родители – не только многочисленная, но и самая заинтересованная в информации группа слушателей. Однако далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, а точнее к своему ребёнку, всю степень ...

Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)

Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)...

Как помочь ребёнку быть успешным в учёбе? Рекомендации родителям учащихся 1 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Как помочь ребёнку быть успешным  в учёбе? Рекомендации родителям учащихся 1 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

"Рекомендации родителям и педагогам в оказание разного вида помощи детям-билингвам".

Раннее выявление и своевременное предупреждение нарушений в развитии и правильно организованная система взаимодействия педагогического процесса и родителей, позволит намного быстрее компенсировать нар...

Рекомендации родителям и педагогам

Рекомендации для родителей и педагогов образования...

Методические рекомендации для наставляемых педагогов «Образец самоанализа урока»

САМОАНАЛИЗ УРОКА - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем срав...