Сделаем шаг вместе!
статья по теме

Эта статья -педагога занимающего социально-бытовой реабилитацией  людей с ограниченными возможностями, с психическими отклонениями. Это обмен опытом, как можно организовать занятия для таких людей , чтобы они дали результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_grachevoy_.docx310.79 КБ

Предварительный просмотр:

-

Сделаем шаг вместе!

       Цель государственной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями здоровья -  максимальная  интеграция в общество, обеспечение им  равных прав по всем направлениям жизни.

Для достижения  этой цели необходимо  выстроить программу по созданию  надлежащих условий  для  социальной адаптации, определить формы и методы  оказания действенной помощи   в подготовке  лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни, способных раскрыть потенциальные возможности молодых людей,  сформировать и развить  у них социальные  и трудовые навыки.

Содержание работы с такими лицами предполагает целенаправленное педагогическое действие по  обретению ими социального опыта, формированию у них модели социально одобряемого поведения и овладению ими способами   самореализации  в социуме. [46-47]

Для решения этих столь важных задач в ГБУ ПНИ №16 мною, воспитателем Грачевой Н.В., была разработана  реабилитационная программа, направленная  на подготовку к самостоятельной жизни людей с ограниченными  интеллектуальными возможностями.

Программа получила  название «Шаг».  При выходе из интерната молодые люди делают шаг в незнакомую новую жизнь, и этот шаг  должен быть уверенным.

Программа состоит из четырех этапов-шагов:

Первый шаг: « начальный базовый» . В него  входят вводное занятия и  следующие циклы занятий: «Личная гигиена», «Одежда и обувь».

       Второй шаг: «социальный расширенный». В него входят циклы занятий «Культура поведения»,  «Транспорт» .

      Третий шаг: «хозяйственный». В него входят цикл  «Бюджет», «Жилище»,   «Организация питания», «Правильное питание», «Кулинария».

     Четвертый шаг: «самостоятельный». «Самопрезентация и технология самостоятельного трудоустройства», "Правовые нормы социального общежития».

  При разработке использовались материалы    «Программы социальной реабилитации детей-инвалидов 15-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов для умственно отсталых детей" ( авторы: Худенко Е.Д., Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А., Любимова М.Н., Барышникова Д.И., Девяткова С.Н.), методического пособия «Социально-Бытовая адаптация инвалидов по зрению. (составители: А.А.Быков,С.А. Гильд, Е.Б. Келлер, А.В. Лихачев, О.В. Сергеева , И.М. Сизов,).

      Ключевая идея  программы  заключается в построении разумной перспективы  будущей самостоятельной жизнедеятельности. Люди, живущие в  ПНИ,  при выходе из этих стен  порой встречаются со  множеством проблем  социального общества  и не знают, как их решить самостоятельно.

 Программа "Шаг" имеет конкретное целевое назначение, а именно:

  • формирование у воспитанников  таких знаний и умений, которые   не просто являются необходимыми для самостоятельного проживания, но и позволяют  сократить  процесс адаптации в социуме , сделать  его более эффективным и менее сложным.

Для достижения этих основных целей мы решаем следующие задачи:

  • совершенствовать  практические умения, связанные с самообслуживанием ;
  • обучить  приемам и правилам  ведения собственного хозяйства;
  • на основе полученных знаний выработать  практические навыки обращения с предметами , используемыми в быту
  • формировать  коммуникативные умения, необходимые  для решения вопросов, возникающих  на разных уровнях   социальной жизни, использовать правила  культуры поведения  на основе общих  норм этикета.

   Работа по программе началась с апреля  2013 года. На сегодняшний день я работаю с двумя группами, в которых в общей сложности 16 человек. Списки  участников программы были составлены после проведения  социально-психологического и клинического анализа совместно с медицинской службой интерната.   Программа предназначена для инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет с высоким уровнем  активности, который определяется в процессе психолого-педагогического наблюдения.  В зависимости  от степени индивидуального развития   сроки реализации программы дифференцированы  и составляют от 1,5 лет до 3 лет.  Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Занятия совмещают 2 курса: теоретический  и практический.

  Занятия начались с того, что воспитанники  ознакомились  с основным оборудованием     в  кабинете «Домоводство» и прошли  инструктаж по технике безопасности.

Первый шаг - теоретический курс «Начальный базовый», который включает в себя  циклы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», где воспитанники под руководством воспитателя учиатся  самостоятельно подбирать одежду и обувь по своему размеру , цвету и стилю.

        Второй шаг, направленный  на приобретение знаний о самостоятельной жизни, -   «Социально-расширенный». Он содержит курсы   «Культура поведения» и «Транспорт» и предусматривает обучение  участников программы  правильному  поведению в различных социумах. Большое внимание в этом цикле уделяется выработке умений и навыков  самостоятельно  ориентироваться в маршрутах   общественного транспорта   и пользоваться  схемой метрополитена.

 Третий  шаг - «Жилище», «Бюджет», «Организация питания», «Правильное питание», «Кулинария» и,  что очень важно для решения поставленных задач, знания обязательно применялись на практике. Для категории людей с нарушением интеллектуального развития, особенного мышления это должно быть обязательным.

Четвертый шаг - «Самостоятельный», он состоит из  циклов занятий «Самопрезентация и технология самостоятельного трудоустройства», "Правовые нормы социального общежития". Это высокий и довольно сложный   уровень обучения, образно говоря, самый трудный шаг. Воспитанникам предлагается  составить  резюме, написать автобиографию, заполнить  анкеты. На практических занятиях закрепляется самопрезентация, проводится знакомство с законодательными и нормативными актами о  правах инвалида.

Следует отметить, что, к сожалению, образование людей с ограниченными умственными способностями осуществляется в детских учреждениях на довольно низком уровне:  безграмотное письмо, не отработано умение считать, немногие читают бегло и т.п. Так что на данном этапе приходится еще и проводить чисто учебные занятия.  

На занятиях широко используется интерактивный метод обучения., применяется  моделирование различных жизненных ситуаций.  Практические занятия помогают быстрее осваивать нужные "шаги": посещение супермаркета, специальных магазинов.  В мебельном салоне  воспитанники   учились правильно подбирать  мебель  по функциональности и по стилю для жизни в своей отдельной квартире.

     В супермаркете   применяя свои теоретические знания  на практике, воспитанники самостоятельно могут выбрать и купить качественный недорогой товар по акции и со скидкой, учатся рационально использовать свои денежные средства, а также правильно вести  бюджет.IMG_4950

         С увлечением приобретают знания и умения по циклу  «Кулинария», несмотря на то, что практические занятия этого цикла требовали финансовых расходов. Здесь соединялись воедино разные задачи: экономно расходовать и вкусно приготовить.

 Для правильной организации процесса приготовления   на каждое занятие составляются технологические карты  блюд, начиная с различных супов и заканчивая выпечкой и десертами. Распечатки технологических карт раздаются воспитанникам, чтобы  в дальнейшем, когда участники программы выйдут из интерната и начнут  жить самостоятельно, они смогли ими  воспользоваться.

  В завершении этого цикла, когда участники могли уже самостоятельно работать  по технологическим  картам, мною был придуман своеобразный  «зачёт».   Первым этапом  «зачета» стал конкурс «Кулинарный поединок»,  который  проводился между двумя группами участников программы «Шаг».  Конкурс состоял из нескольких теоретических и практических заданий, где жюри оценивало не только быстроту выполнения, но и оригинальность рецепта, внешний вид приготовленного блюда, оригинальность сервировки и его  подачи.  G:\кулинарный поединок\DSC_0046.jpg

Вторым этапом «зачета» стала самостоятельная организация  «Новогоднего огонька». Сразу выделились лидеры из группы, которые взяли на себя ответственность за составление меню и распределение блюд. Каждый принял участие в приготовлении и сервировке праздничного стола, а потом в дружеской обстановке,  за красивым столом воспитанники  отпраздновали наступление Нового года. И,  конечно,  главным пожеланием друг другу было , «чтобы в следующем году у всех  наступила новая, счастливая,  самостоятельная жизнь».IMG_5043

   Реализация программы «ШАГ» в нашем учреждении позволила    внести новое содержание в жизнь подопечных, стимулировала их  психическую и физическую активность  и,  тем самым,  способствовала социализации личности  инвалидов, предотвращая процесс деградации, что нередко случается в среде инвалидов. Программа придает ее  участникам  уверенность в себе, повышает самооценку, избавляет от чувства тревоги.   Идет  не только социализация личности, но и  появляется  новое «качество жизни», которое  вытесняет  «приютный синдром». Надеемся, что  педагоги  интерната будут менее волноваться за будущее воспитанников, которые в  скором времени  начнут  жить самостоятельно.  

      Специально организованная, действенная  работа педагога, направленная на осуществление процесса  реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями дает свои результаты. Она дает возможность им  состояться как личность и способствует  интеграции их в социум.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко отсталых воспитанников// Дефектология  –2010- №3.

2.Худенко Е.Д., Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А., Любимова М.Н., Барышникова Д.И., Девяткова С.Н. Программы социальной реабилитации детей-инвалидов 15-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов для умственно отсталых детей// Пособие для учителя- 2008.

3..БыковА.А,. Гильд С.А,. Келлер Е.Б, Лихачев А.В., Сергеева О.В.  , Сизов И.М. Социально-Бытовая адаптация инвалидов по зрению// методическое пособие-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из чего сделаны йогурты

Из чего сделаны йогурты...

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)...

Внеклассное мероприятие "Ах, война! Что ты сделала, подлая..."

Данное мероприятие рассматривает историю создания известных песен о Великой Отечественной войне....

В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно можно это сделать? Отдых с детьми

Отдых с детьмиСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпровождения - пассивная роль р...

Как сделать урок русского языка "живым"?

Статья содержит информацию о понятии "мотивация", также в ней можно найти упражнения и приемы, которые позволяют формировать и развивать положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятел...

Как сделать подготовку к ЕГЭ увлекательной?

Конспект урока с использованием игровой технологии для учащихся 10-11 классов. Урок посвящен описанию людей и домов....

«Сделай мир ярче»

Аниридия - это редкое врожденное генетическое заболевание, сопровождающееся светобоязнью, сильным снижением остроты зрения.  В связи с этим заболевание относится к категории малоизученных, а мето...