Тема урока: Работа ККМ «Ладога – Ф» в режиме «Касса».
план-конспект занятия на тему

Учебная  - формировать профессиональные компетенции:

 ПК 3.1.Правила эксплуатации ККТ и расчетные операции с покупателями;

- научить обучающихся выполнять  действия при получении основных видов чеков.

Развивающая – развивать у обучающихся наблюдательность, инициативу, интеллект, совершенствовать навыки при работе на кассовом оборудовании.

Воспитательная – формировать общие  компетенции :

ОК. 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК.3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности, внимательности при выполнении работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_.ladoga.docx57.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока производственного обучения

Профессия: «Продавец, контролер-кассир».

Тема программы:  Эксплуатация ККМ «Ладога – Ф».

Тема урока:  Работа ККМ «Ладога – Ф» в режиме «Касса».

Цели урока:

Учебная  - формировать профессиональные компетенции:

 ПК 3.1.Правила эксплуатации ККТ и расчетные операции с покупателями;

- научить обучающихся выполнять  действия при получении основных видов чеков.

Развивающая – развивать у обучающихся наблюдательность, инициативу, интеллект, совершенствовать навыки при работе на кассовом оборудовании.

Воспитательная – формировать общие  компетенции :

ОК. 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК.3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности, внимательности при выполнении работы.

Тип урока – урок изучения трудовых приемов и операций.

Метод урока – рассказ – показ – выполнение практической работы

Время  - 4,5 часа (6 уроков)

Место – учебный магазин

Материально – техническое оснащение:

 - ЭККМ «Ладога – Ф»;

 - чековая лента (с термохимическим слоем), шириной 45 мм;

 - схема « Устройство ввода информации» (см. приложение 1);

 - технологическая карта «Работа ЭККМ «Ладога – Ф» в основных режимах» (см. приложение  2);

 - инструкционная карта «Техника безопасности при работе на ЭККМ» (см. приложение 3);

 - тесты (см. приложение 4);

 - эталоны ответов (см. приложение 5);

  - карточки – задания (см. приложение 6);

 - эталоны ответов (см. приложение 7);

 - задание к практической работе (см. приложение 8);

  - карточки – задания к пр. раб. (см. приложение 9);

 - критерии оценки задания (см. приложение 10);

-медиапрезентация по теме урока.

Межпредметные связи:   дисциплины «Работа на ККТ и расчеты с покупателями», «Деловая культура».


Структура урока:

1.Организационный момент – 5 мин.

2.Вводный инструктаж – 45 мин.

  • целевая установка;
  • актуализация знаний и опыта обучающихся;
  • формирование ориентировочной основы действий.

3.Текущий инструктаж -3ч. 50мин.

  • упражнения обучающихся в освоении трудовых приемов;
  • целевые обходы мастером рабочих мест, индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся;
  • прием и оценка работ обучающихся.

4.Заключительный инструктаж – 10мин.


Содержание урока.

Ход урока

Деятельность мастера п/о,

ее обоснование

Проектируемая деятельность обучающихся.

1

Организационная часть

Контроль и отметка в журнале посещаемости.

Проверка готовности обучающихся к уроку: осмотр внешнего вида,наличия и соответствия одежды безопасным условиям работы.

Проверка готовности рабочих мест, подготовки оборудования.

Командир группы сообщает об отсутствующих.

Настраиваются на урок.

2.

Вводный инструктаж

Целевая установка:

сообщение темы урока (слайд 2):

«Работа ККМ «Ладога – Ф» в режиме «Касса»».

Разъяснение цели урока (слайд 2):

научиться выполнять  действия при получении основных видов чеков .

Актуализация знаний и опыта обучающихся:

Индивидуальная работа с карточками - заданиями (приложение 6).

Фронтальный опрос по материалу спец. предметов и прошлых уроков (слайды 3-16):

Кто допускается к работе на ККМ?

Для чего предназначен блок ввода

информации и где он

 расположен?

Какие группы клавиш

содержит блок ввода

информации?

Что означают показания индикатора ПАР 0     0?

Назовите условия и алгоритм внесения в кассу начальной суммы

Как получить «0» чек и для чего он

предназначен?

Назовите алгоритм

 получения  X – отчета.

Формирование ориентировочной основы действий:

-объяснение нового материала:

-режимы работы ККМ (слайд 17);

-режим «Касса» - основной режим работы ККМ (слайд 18);

-основные виды чеков (слайд 19);

-алгоритм получения чека без сдачи на одну и несколько покупок (слайд 20-21);

- алгоритм получения чека со сдачей

(слайд 22);

- алгоритм получения чека «количество» (слайд  23);

алгоритм получения чека «весовой товар» (слайд  24).

Показ последовательности выполнения действий на ККМ при получении основных видов чеков.

 Предупреждение ошибок: 

указать обучающимся на возможные ошибки, которые могут быть допущены в процессе работы.

Вопросы на закрепление и обобщение: (слайд 25)

1.Какой клавишей необходимо воспользоваться при введении купюры покупателя?

2.Какова особенность получения чека «весовой товар», если вес товара до 1 кг.?

3.К какой группе клавиш относится клавиша ПР. ИТОГ?

Выдача практического задания: (слайд 26)

1.Получить основные виды чеков на ККМ «Ладога – Ф» в режиме «Касса».

2.Получить чеки на отдельные виды товара (работа по карточкам).

Составить схему получения данных чеков.

3.Ответить на вопросы теста.

Сообщение времени на самостоятельное выполнение работ, критериев оценки (слайд 27).

Инструктаж по технике безопасности

(слайд 28)

Слушают, записывают тему и цель урока в тетрадь.

Выполняют работу.

Отвечают на вопросы.

К работе на ККМ допускаются лица:

-достигшие 18 лет,

-прошедшие курс обучения по специальной программе ,

-имеющие соответствующее удостоверение.

Блок ввода информации расположен на лицевой панели

машины и предназначен для ввода данных при выполнении

соответствующих операций.

-цифровые

-секционные

-служебные

ККМ запрашивает  пароль доступа.

Пароль 1,1 (набирается на денежной

 и секционной клавиатуре).

Внесение начальной суммы возможно до

пробития первого чека

НАЛ - СУММА  -ИТОГ

С помощью «0» чека кассир может проверить:

- работу ККМ;

- качество печати;

- правильность отпечатанных реквизитов.

Пробитие нулевого чека (открытие смены) возможно при помощи клавиши   ИТОГ.

Х-  ИТОГ  -10-  ИТОГ

10-пароль Х-отчета

Восприятие объяснений мастера.

Восприятие действий мастера.

Слушают, запоминают.

Получение чеков обучающимися.

Отвечают на вопросы:

НАЛ

-перед введением массы товара нажимается клавиша с  точкой.

-клавиша ПР. ИТОГ

относится к служебным клавишам.

Получают карточки-задания, тест.

Настраиваются на самостоятельную деятельность.

3

Текущий инструктаж

Целевые обходы рабочих мест:

-проверка организации начала работы, организации рабочих мест, соблюдения правил техники безопасности;

-проверка правильности составления технологических схем чеков;

-проверка правильности последовательности действий при получении основных видов чеков на ККМ;

-исправление и предупреждение оши-

бок в работе, проведение дополнительного инструктажа;

-прием и оценка выполненных работ.

Упражнения в получении основных видов чеков, выполнение работы

 по карточке-заданию, ответы на вопросы теста.

4

Заключительный инструктаж

Подводит итоги работы:

-объявляет оценки за выполненную работу;

-анализирует типичные ошибки;

-сообщает домашнее задание:

 (слайд29)

«Написать алгоритм получения чека

 по следующим данным:

-350 гр. по цене 125.00р. - I отдел

-1упаковка по цене 75.00 р. - I отдел

-5шт. по цене 26.00 р. - I отдел

Купюра покупателя 500.00 руб.

 

Самоанализ итогов урока.

Слушают, анализируют.

Слушают,

записывают.

Убирают рабочие места.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта

«Работа ЭККМ «Ладога – Ф» в режимах»

  1. Режим «Начало смены».

 - Получение X – отчета (без гашения)

    X          ИТОГ        10         ИТОГ        С

 - Внесение начальной суммы (на сдачу)

    НЛ         сумма          ИТОГ        С

   Возможно до пробития первого чека!

2.Режим «Касса».

 - Получение чека на одну покупку без сдачи:

    Ц.т.           отдел        ИТОГ          С

 - Получение чека на несколько  покупок без сдачи:

    Ц.т.           отдел              Ц.т.       отдел       ПР. ИТОГ          ИТОГ        С

 - Получение чека на несколько покупок со сдачей:

    Ц.т.         отдел            Ц.т.        отдел        ПР. ИТОГ        НАЛ        сумма  

    наличных        ИТОГ        С

-Получение чека «Количество»:

                                                со сдачей

Ц.т.          *        (шт.)        отдел         ПР. ИТОГ

                                                             без сдачи  

-Получение чека «весовой товар»

со сдачей

Цена товара за 1 кг     *        вес товара        отдел        ПР. ИТОГ

 без сдачи

а) вес товара до 1 кг:

Ц.т.         *            . .           вес тов.        отдел       ПР. ИТОГ        ИТОГ

б) вес товара свыше 1 кг:

Ц.т.        *        кг.                     граммы         отдел     ПР. ИТОГ      ИТОГ

3.Режим «Закрытие смены».

    Получение Z отчета (с гашением).

    Z             пароль (20)        ИТОГ          С  


                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Техника безопасности при эксплуатации

контрольно-кассовых машин.

  1. К работе на машине допускаются лица, прошедшие обучение, инструктаж, аттестацию согласно требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ).
  2. Рабочее место оператора должно быть оборудовано розеткой с заземляющим контактом, которая устанавливается вблизи машины, и быть легко доступным.
  3. Запрещается проводить техническое обслуживание машины, включенной в сеть электропитания.
  4. Перед включением машины необходимо осмотреть вилку и шнур питания и убедиться в их исправности.
  5. Запрещается оставлять включенную машину без присмотра.
  6. Запрещается работа на контрольно-кассовой машине при снятом кожухе.
  7. При работе с машиной необходимо принимать меры, исключающие удары и падения машины.
  8. Запрещается укладка машины на любую поверхность в перевернутом виде с опорой на индикатор покупателя.
  9. При окончании работы, в перерывах или случаях остановки по другим причинам машина должна быть отключена и отсоединена от сети электропитания.
  10. Не допускается вмешательство в работу машины после ее пуска до окончания рабочего цикла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест.

1.К какой группе клавиш относится клавиша Ф 2?

а) секционной

б) цифровой

в) функциональной (служебной)

2.Показания индикатора ПАР 0 0 отражают:

а) запрос пароля

б) исходное состояние режима «Касса»

в) признак самотестирования машины

3.Какой тип чековой ленты может применяться в ККМ «Ладога-Ф?

а) с капиллярной подачей чернил;

б) с термоактивным слоем;

в) а) и б)

4.Распечатку контрольной ленты можно получить при выводе

а) «X» отчета

б) «Z» отчета

в) дубликата чека

5.Какие действия необходимо выполнить, чтобы получить отчет с гашением?

а) НЛ             20              ИТОГ                 С

б) X        ИТОГ        10          ИТОГ               С

в) Z        20          ИТОГ          С

6.К работе на ККМ допускаются лица, знакомые

а) с правилами работы на ККМ

б) с правилами техники безопасности

в) с правилами работы и техники безопасности

7.Печать дубликата чека выполняется с помощью клавиши

а) Ф 1

б) Ф 2

в) Ф 3

8.Алгоритм получения чека «Количество»

а) 5.00 – отдел – ИТОГ – с

б) 5.00 – отдел – 25.00 – отдел – пр. итог – ИТОГ – с

в) 5 - * - 25.00 – отдел – ИТОГ - с

9. «0» чек можно получить с помощью клавиши

а) Пр. ИТОГ

б) ИТОГ

в) НАЛ

10.Кассир должен сдать наличную выручку:

а) до снятия показаний счетчиков

б) после снятия показаний счетчиков

в) в любое время


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Эталоны ответов

  1. – в
  2.  – а
  3.  – а
  4.  – б
  5.  – в
  6.  – в
  7.  – б
  8.  – в
  9.  – б

10. – а


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Карточка № 1.

1.Указать назначение следующих клавиш:

  • МЕНЮ
  • НАЛ
  • Ф 2
  • Z
  • *

2.Написать алгоритм введения пароля кассира данной машины.

3.Для чего предназначен «0» чек?

Карточка № 2.

1.Указать назначение следующих клавиш:

  • ПР. ИТОГ
  • X
  • Ф3
  • С
  • КН
  • -

2.Что показывает индикатор после введения пароля кассира?

3.Написать алгоритм введения даты и времени.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

КАРТОЧКА №3.

1.Как называется блок, предназначенный для ввода необходимых

данных при выполнении соответствующих операций?

2.В каком режиме работы ККМ осуществляется

подсчет сумм, причитающихся с покупателя, вычисление

сдачи покупателю, печать чеков и контрольной ленты?

3. Когда и для чего выводится «Z» отчет?

4. Каково назначение «0» чека?

5.Как называется блок, предназначенный для регистрации и

длительного хранения итоговой информации с исключением

возможности ее изменения?

Карточка №4.

1.К какой группе клавиш относятся клавиши ДЕЖ., КР, КН?

2.Для чего предназначена контрольная лента?

3.Как называется отчет, к которому доступ имеет только

налоговый инспектор?

4. Как получить «0» чек на ЭККМ «Ладога – Ф»?

5.Какой тип печатающего устройства применен в ЭККМ

«Ладога – Ф»?

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Эталоны ответов.

Карточка № 1.

1. МЕНЮ – вход в режим программирования

НАЛ - ввод суммы наличности

Ф 2 - печать дубликата чека

Z - вывод отчета «Z»

ИТОГ  - закрытие чека

*  - умножение

2.№ кассира, № отдела (1,1).

3.Получением «0» чека кассир проверяет:

  • работу машины,
  • качество печати
  • правильность реквизитов: даты, времени, пароля кассира и т. д.

Карточка № 2.

1.ПР. ИТОГ – промежуточный итог

X - вывод «X» отчета

Ф3 - работа с электронными весами

С - клавиша «Сброс»

К - режим просмотра буфера контрольной ленты

 - перемещение информации на шаг в сторону уменьшения

2.Индикатор показывает состояние режима «Касса» - 0.0

3.ДД – ММ – Г Г – ИТОГ – ЧЧ – Мин. Мин. - ИТОГ

ДД – текущая дата         ЧЧ – часы

М М – месяц         Мин. Мин. - минуты

Г Г - год

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Эталоны ответов

Карточка 3.

1.Блок ввода информации.

2.Режим «Касса».

3.«Z» отчет выводится после окончания смены. По его данным определяются итоги работы за смену с автоматическим их обнулением.

4.Нулевой чек предназначен для проверки работы машины, качества печати, правильности отпечатанных реквизитов.

5. Блок фискализации.

Карточка 4

1..Клавиши ДЕЖ., КР, КН относятся к служебной группе клавиш.

2.Контрольная лента предназначена для контроля за полнотой

учета наличных денег, поступающих в кассу в течение рабочей смены.

3.Фискальный отчет.

4. «0» чек на ККМ « Ладога – Ф» можно получить нажатием клавиши ИТОГ.

5. В ККМ «Ладога – Ф» в качестве печатающего устройства применен термопринтер.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Практическое задание:

1.Получить основные виды чеков на ККМ «Ладога – Ф» в режиме «Касса».

2.Получить чеки на следующие виды товара (работа по карточкам ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

3.Приклеить чеки в тетрадь.

3.Составить схему получения данных чеков.

4.Ответить на вопросы теста.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Карточка № 1.

На ЭККМ « Ладога - Ф» получить чеки на следующие виды товара:

1.Яблоки – 1.450 гр. по цене 54.00 руб. за 1 кг.

Апельсины – 950.00 гр. по цене 45.00 руб. за 1 кг.

Виноград – 650.00 гр. по цене 85.00 руб. за 1 кг.

Отдел № 3.

Купюра покупателя – 1000.00 руб.

Диалог с покупателем.

2.Маргарин « Пышка» - 2 пачки по цене 16.00 руб. за 1 шт.

Масло сливочное – 3 пачки по цене 86.00 руб. за 1 шт.

Отдел № 1.

3.Коробка конфет « Ассорти» - 1 шт. по цене 142.00 руб.

Конфеты «Лесные орешки» - 450 гр. по цене 119.00 руб. за 1 кг.

« Чупа – чупс » - 4 шт. по цене16.00 руб.

Отдел № 2.

Купюра покупателя – 500.00 руб.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Критерии оценки задания

Техника безопасности

Организация рабочего места

Основные виды чеков

Работа по карточке

Тест

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: "Работа на ККМ ЭКР 2102К, Меркурий 112Ф"

Урок по предмету "Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями" для профессии "Продавец, контролер-кассир"...

Методическая разработка урока "Работа с детьми с нарушениями развития . ДЦП "

Ранее эстетическое развитие- эта работа посвещенна работе с детьми младше школьного возраста . Раннее  обучение в школах искусств очень востребованно. Сейчас можно встретить смешенные группы...

открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"

конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами  "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной практики ПМ 01 «Продажа непродовольственных товаров» Тема урока: Работа по изучению товаросопроводительных документов По профессий продавец, контролер-кассир

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа по изучению товаросопроводительных документов.»  Дисциплина: «Учеб...

Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ

Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...

ТЕСТ ПО МДК 01.01. «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ» ТЕМА «ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ ПО СЧЕТУ 50 «КАССА»

Тест по МДК 01.01. «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» Тема «Порядок заполнения учетных регистров по счету 50 «Касса»...

Разработки уроков. Фрагменты уроков работы в паре.

Для учителя уроков под названием Дубль2 Мотор Съёмка не бывает. Название темы остаётся, а ход урока нет. Неповторим потому, что детки пришли другие. Вчера были такие, а сегодня полная противоположност...