ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы готовности будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, мотивы и условия выбора вида профессиональной деятельности в условиях моногорода. Приведены данные опросов и тестирования студентов, обучающихся по автотранспортному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА

С.А.Бахмат, преподаватель  Урайского политехничекого колледжа (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Современный этап развития российской экономики ставит перед системой профессионального образования серьёзные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной к постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, возрастающим требованиям работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов всех уровней. В условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм  и компетентность, которые обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособность и мобильность на рынке трудовых ресурсов и служат важным фактором социальной их защищённости.

Готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе профессионально-практической подготовки студентов в период обучения, самостоятельной работы во внеучебное время и в период  производственной практики. Самостоятельная работа студента является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования и наряду с производственной практикой студентов остаётся наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей наличия современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Теоретическое обоснование исследования. Проблемой монопрофильных городов является не только узкая направленность подготовки специалистов для одной отрасли или доминирующего (градообразующего) производства, но и связанный с этим высокий уровень безработицы и малая мобильность трудовых ресурсов. Часто выпускники учебных заведений монопрофильных городов ориентированы на овладение специальностями только доминирующих предприятий, имеющих узкую направленность производства. С этим связана их малая мобильность и неготовность к изменению места жительства , так как она обязательно будет связана с изменением сферы деятельности и, как следствие дополнительными затратами на обучение новым профессиям и специальностям.

Возникает противоречие между запросами работодателей и потребностью выпускников колледжа к самореализации.

Существенным также является противоречие между уровнем квалификации специалистов со средним техническим образованием при традиционной системе подготовки и требованиями современных работодателей к обеспечению практической направленности подготовки, профессионализма и компетентности выпускников средних профессиональных образовательных учреждений.

В настоящее время выпускники образовательных учреждений монопрофильных городов среднего и начального профессионального образования, подготовленные для сферы обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, часто либо не работают по специальности либо занимают нишу таксистов и водителей автомобилей, что не в полной мере соответствует  уровню их квалификации как выпускников колледжа. И с каждым годом количество не работающих по специальности выпускников неуклонно растет.

Эти исследования подтверждаются и тенденциями, наблюдаемыми в других странах. А.М. Новиков отмечает, что во всем мире только 20% занятого населения работает по полученной в базовом профобразовании специальности, 42% молодежи в первые же два года по окончании профзаведения меняют свои профессии, и это считается в порядке вещей - такова реальность рыночной экономики [5].

Даже несмотря на перепроизводство специалистов в данной отрасли важным фактором подготовки является повышение качества их образования.

Профессиональная деятельность специалистов сферы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в условиях монопрофильного города характеризуется преимущественно не руководящей, а обслуживающей направленностью.

 Н.Г. Пашкевич установлены мотивы выбора профессии: 1-й тип – студенты, имеющие одноплановый мотив (любовь к предмету); 2-й тип - студенты, поступившие в учебное заведение без четко осознаваемого мотива, случайно; 3-й тип - студенты, проявляющие яркие организационные способности, потенциальные руководители (менеджеры) среднего звена; 4-й тип - студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими профессиональной деятельности умениями [6].

Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили факторы, влияющие на самореализацию: 1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.); 2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды) [4]. Отмечено, что социальная неопределенность, превращение внешне стабильного социально гарантированного способа жизни в быстротекущие и постоянно меняющиеся условия существования сопровождаются негативными последствиями для самого функционирования личности, ее самореализации [2]; а нужно, чтобы у человека был выбор средств собственной самоактуализации как реализации всех своих способностей и устремлений, поскольку массовый поиск средств выживания (или примитивного обогащения) не может стать социально -психологической основой мощного современного государства, тем более - Российского [7]; в процессе самореализации личность развивается, развиваясь - реализует себя, вне самореализации личность не может даже судить о собственном развитии, если способности личности не осуществлены, не объективированы, они остаются неведомы для самого субъекта [8].

В профессиональной деятельности этап самореализации характеризуется установкой "быть не хуже любого другого, кто занимается этим", происходит деятельное освоение всякого рода техник и технологий [3].

Труд и профессия являются важнейшими условиями самоопределения и самоидентификации личности [1]. Возможность самовыражения личности в профессиональной деятельности, осознаваемая студентами, способствует привлечению выпускников соответствующих вузов к работе по специальности.

К.А. Абульханова-Славская считает, что личность должна самовыражаться в профессии, и выделяет типы самовыражения: 1-й тип - самовыражение происходит через выбор профессии, максимально отвечающей, близкой характеристикам личности; 2-й тип - самовыражение в профессии таково, что позволяет личности двигаться по ступеням мастерства; 3-й тип - самовыражение, при котором движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности [1].

Таким образом, вопрос ориентации выпускников колледжа на профессиональную самореализацию в условиях монопрофильного города является актуальным и своевременным.

Цель данного исследования - определить пути повышения качества подготовленности специалистов для работы в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

Задачи исследования: 1) изучить мотивы выбора профессии студентами, специализирующимися в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; 2) выявить потенциальные рабочие места для специалистов; 3) разработать и апробировать пути ориентации специалистов на профессиональную самореализацию по полученной специальности; 4) разработать "Диагностический опросник самоидентификации" (ДОС) в профессиональной деятельности для студентов, обучающихся по специальности " техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта ".

Методы исследования:

1) логико-психологический анализ предметного содержания социально- психологической литературы - для уточнения исходных понятий и взаимосвязи между ними: «самоактуализация», «профессиональная самореализация» и др.;

2) метод опроса - с целью выделения исследуемой группы по критерию
профессионализма среди выпускников и преподавателей, а также сбора социально-демографических характеристик ассоциированных групп респондентов;

 3) метод анкетирования - для выявления социально-психологических  особенностей собственной оценки профессиональной самореализации личности;

4) метод тестирования - для определения социально-психологических особенностей профессиональной самореализации личности и исследования ее взаимосвязи с выбором ассоциированных групп респондентов;

5) метод статистического анализа - для подтверждения достоверности исследования.

Для повышения качества подготовленности специалистов необходимо применять следующие подходы к их самореализации в профессиональной деятельности: 1) мониторинг развития профессиональных способностей, профессионально важных качеств, индивидуального стиля деятельности (с применением психологических тестов); 2) самооценку студентами своих потенциальных возможностей для работы по избранной специальности.

Для студентов, обучающихся по специальности "техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта " нами разработан опросный лист.

Работа в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта имеет много различных специализаций. Данный опросный лист поможет педагогам выбрать именно ту образовательную траекторию, которая позволит максимально самореализоваться студентам в дальнейшей профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос, необходимо записать варианты ответов или выбрать один из предложенных вариантов ответа и зачеркнуть его в листе ответов.

Результаты исследования. Изучение мотивов выбора студентами профессии показало, что одноплановый мотив - любовь к предмету - у разных студентов (отнесенных к 1-му типу) проявляется в разных видах: а) как любовь к избранному виду деятельности; б) как интерес к своему техническому самосовершенствованию; в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе доколледжной деятельности. Студентов 2-го типа, поступивших в колледж без осознаваемого мотива, можно разделить на группы желающих: а) получить любое образование; б) избежать службы в армии; в) получить водительское удостоверение и зарабатывать на жизнь, параллельно получая образование. Студенты 3-го типа проявляют интерес к будущей руководящей деятельности в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей; наибольшее количество относящихся к этой группе к окончанию колледжа имеют успехи в профессиональной деятельности. К 4-му типу относятся студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои "сопутствующие" способности в ходе производственной практики (в автотранспортных предприятиях), или в подготовке, например,  спортивно-массовых мероприятий. Анализ мотивов выбора студентами видов деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко 2-й группе (неосознаваемый мотив выбора).

Чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, был проведен опрос в Урайском профессиональном колледже студентов 3-4-го курсов. Для этого был разработан опросный лист, состоящий из двух частей. Первая часть включает следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов после окончания колледжа; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом нашего колледжа.

Выявлены потенциальные места работы по специальности выпускников Урайского профессионального колледжа (табл. 1).

Потенциальные должности в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей, названные студентами, представлены в табл. 2.

Таблица 1. Потенциальные рабочие места в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей, выявленные студентами (n = 75)

№ п/п

Рабочее место

Количество студентов, выделивших рабочее место, %

СПО

НПО

1

Торговые организации

11

0

2

Строительные компании

2

11

3

Автотранспортные предприятия

46

43

4

Станции технического обслуживания

26

22

5

Такси

7

0

6

Муниципальные унитарные предприятия

4

11

7

Предприятия нефтегазового комплекса

4

11

8

Охрана

0

3

                       

Таблица 2. Потенциальные должности специалистов в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей, выявленные студентами (n = 75)

№ п/п

Должность специалиста

Количество студентов, выделивших должность, %

СПО

НПО

1

Водитель

7

19

2

Автослесарь

21

26

3

Механик

28

7

4

Начальник колонны

24

4

5

Начальник РММ

3

4

6

Механик КТП

3

0

7

Директор АТП

3

11

8

Предприниматель

3

0

9

Инженер

3

0

10

Автоконсультант (продавец)

3

7

11

Шиномонтажник

0

4

12

Автомойщик

0

4

13

Охранник

0

4

14

Начальник

0

11

               

В перечень названных мест работы и должностей  вошли существующие в настоящее время в городе предприятия. Это также является особенностью монопрофильных городов. Поэтому мотивом для выбора тех или иных мест работы и должностей являются; место работы и должность родителей, знакомых; материальное положение; возможность выезда из города. Студенты 3-го и 4-го курсов настроены на профессиональную работу и в других сферах деятельности, поэтому не интересуются возможными "материально прибыльными" местами работы и специализациями  связанными с выездом из города.. Следовательно, необходимы пути ориентации выпускников на работу по специальности, способствующую не только высокому материальному обеспечению, но и их большей мобильности на рынке труда и самореализации в профессиональной деятельности. 

Результаты опроса по второй части опросного листа сведены в таблицы 3-6.

Таблица 3.

№ п/п

После окончания колледжа я планирую

Количество студентов, выделивших вариант ответа, %

СПО

НПО

1

Продолжить образование в ВУЗе

59

58

2

Пойти работать.

35

26

3

Получить другую специальность на краткосрочных курсах и пойти работать

6

16

               

Таблица 4

№ п/п

если бы я решил продолжить обучение в вузе, то выбрал бы

Количество студентов, выделивших вариант, %

СПО

НПО

1

тот же профиль специальности.

60

40

2

другую специальность.

40

60

             

Таблица 5

№ п/п

я хотел бы работать на должности

Количество студентов, выделивших вариант, %

СПО

НПО

1

водитель

12

37

2

автослесарь

12

32

3

механик КТП

12

5

4

начальник колонны

48

11

5

диспетчер

4

0

6

зав. гаражом  

4

0

7

другое (директор, зам. директора, предприниматель и др.)

8

16

               

Таблица 6

№ п/п

если бы я работал слесарем, то хотел бы специализироваться как

Количество студентов, выделивших вариант, %

СПО

НПО

1

моторист

52

26

2

агрегатчик

13

5

3

слесарь по ремонту топливной аппаратуры

4

16

4

автоэлектрик

17

21

5

мойщик автомобилей (оператор моечной установки)

0

0

6

шиномонтажник-вулканизаторщик

0

11

7

аккумуляторщик

4

0

8

жестянщик

9

0

9

другое (не знаю, тонировщик)

0

21

                   

Таким образом большая часть обучающихся как по программам СПО, так и по программам НПО собираются продолжать обучение в ВУЗах. Причём тот же профиль специальности выбрали 60 % обучающихся по программе СПО и 40% - обучающихся по программе НПО.

Большинство студентов СПО выбрали должности руководителей среднего звена, что соответствует получаемому уровню образования. Учащиеся НПО остановили свой выбор на рабочих профессиях водителя и автослесаря. Хотя не обошлось и без завышенной самооценки своих способностей, о чём говорит выбор позиций директора и заместителя директора.

При выборе специализации автослесарей наибольший интерес для опрошенных представляют: моторист (52/26%); автоэлектрик (17/21%); агрегатчик (13/5%); слесарь по ремонту топливной аппаратуры (4/16%). Для успешной профессиональной самореализации обучающихся целесообразно выделенные специальности выбрать в качестве основных модулей модульно-компетентностного профессионального  обучения в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. К мотивам выбора профессии относятся одноплановый, не осознаваемый и соответствующий способностям.

2. Потенциальными рабочими местами для специалистов являются автотранспортные предприятия (на которые в основном ориентируются студенты).

3. Основными подходами к ориентации студентов на профессиональную самореализацию являются: мониторинг личностного развития, самооценка профессиональной пригодности.

4. При проектировании основных модулей при модульно-компетентностном обучении необходимо учитывать выбор студентов, согласовывая его с потребностями работодателя.

 

Литература 

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии /Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987.

2. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 47-62.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2000, с. 176.

4. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. Учеб. пос. - СПб.: СПбУ, 2001, с. 244.

5. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика, 2000, № 9, с. 3-11.

6. Пашкевич Н.Г. Преемственность педагогической ориентации для школьников и студентов. М., 1996, с. 11-12.

7. Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России //Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 3-10.

8. Сохань Л.В. Жизненный путь личности. - Киев: Наукова думка, 1987. - 278 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определение будущей профессиональной самореализации студентов

Тест составлен для определения предпочтений студентов в дальнейшей своей деятельности после окончания полного курса профессиональной подготовки по специальности "Техническое обслуживание и ремонт авто...

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...

Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.

В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, челов...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...