ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и элетроника» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 140841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки

 

Организация-разработчик: ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»

 

Разработчики:

Давлетшина Ф.А. преподаватель ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrotekhnika_i_elektronika_meg.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Министерство  профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)

ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»

Утверждаю:

Директор ГОБУ РС (Я) «МИТ»

__________ Л.С. Тарасова «____»__________2011 г.

Номер регистрации  ОП 0

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

2011г


Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 140841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки

Организация-разработчик: ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»

Разработчики:

Давлетшина Ф.А. преподаватель ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»

Рецензенты:

  1. Г.В Иванова, председатель предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин ГОБУ РС (Я) «МИТ»
  2. К.А Бурнашова, заместитель директора по научно-методической работе

АУ РС (Я) «МРТК»

Рекомендована  методическим советом ГОБУ РС (Я) «МИТ», протокол №  _____

 от «____»__________ 20___ г.  

Председатель методического совета: ____________________М.Ф. Горбунова


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материалы и изделия

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;
  • выполнять электрические измерения;
  • использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные электротехнические законы;
  • методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;
  • основы электроники;
  • основные виды и типы электронных приборов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов;

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося - 33 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

     лабораторные  работы

26

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:

   Внеаудиторная самостоятельная работа

    Практические работы

    Реферат по заданной тематике

14

6

10

Итоговая аттестация в форме экзамена  


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  Электротехника и электроника.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы электротехники

84

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

1. Электрическая энергия, её свойства и область применения.

Электрическое поле и основные электрические параметры. Элементы электрической цепи. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроизоляционные материалы, их применение.

10

1

2. Электроёмкость. Конденсаторы. Типы соединения конденсаторов. Решение задач.

1

3. Основные законы электротехники. Измерительные приборы постоянного тока. Соединение резисторов. Законы Кирхгофа. Эквивалентные преобразования электрических цепей. Баланс мощностей в цепях постоянного тока.

2

4. Методы расчета электрических цепей. Примеры расчета цепей постоянного тока

2

Лабораторные занятия:

Изучение  технических данных измерительных приборов. Меры безопасности. Подготовка отчетов.

Изучение законов последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов. Проверка законов Кирхгофа.

4

Практические занятия

Расчет электрических цепей постоянного тока

2

Тема 1.2. Однофазные цепи переменного тока

Содержание учебного материала

1. Параметры цепи переменного тока. Среднее и действующее значения синусоидальной функции. Цепь с активным сопротивлением, индуктивностью, ёмкостью. Построение векторных диаграмм тока и напряжения. Уравнения .и графики тока напряжения. Мощности активная и реактивная и их определение в каждой цепи.

10

1

2. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Цепь с активным сопротивлением и ёмкостью :Векторные диаграммы, расчетные формулы, треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей.

1

3. Анализ процессов в цепи синусоидального тока при последовательном и параллельном соединении элементов R,L,C. Резонансные явления в цепях переменного тока. Коэффициент мощности и способы его повышения. Баланс мощностей в цепях переменного тока.

1

4. Расчет однофазных цепей переменного тока

2

Лабораторные занятия:

Неразветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным, емкостным сопротивлениями.

Разветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным, емкостным сопротивлениями.

Измерение мощности и энергии в однофазной цепи переменного тока.

6

Практические занятия:

 Расчёт однофазных электрических цепей переменного тока

2

Тема 1.3. Трехфазные цепи переменного тока

Содержание учебного материала

1. Принцип получения трехфазной симметричной системы ЭДС. Преимущества трехфазной системы перед однофазной. Основные понятия и определения. Способы соединения обмоток источника питания.

6

1

2. Соединение обмоток генератора и приемников по схеме  «звезда».

Соединение обмоток генератора и приемников по схеме  «треугольник».

Мощность трехфазных цепей. Способы повышения коэффициента мощности. Меры безопасности при эксплуатации трехфазных цепей.

1

3. Расчет симметричных и несимметричных трехфазных цепей.

3

Лабораторные занятия:

Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда»

Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник»

Работа трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Работа генератора постоянного тока.

Работа двигателя постоянного тока.

6

Контрольная работа

Однофазные и трехфазные цепи переменного тока.

2

Практические занятия:

Расчёт трёхфазных электрических цепей переменного тока

2

Тема 1.4. Магнитные цепи

Содержание учебного материала

1. Магнитное поле и его свойства. Закон полного тока. Взаимодействие магнитного поля и проводника с током. Электромагнитная сила

6

1

2. Электромагнитные явления. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Преобразование механической энергии в электрическую и наоборот. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индуктивность. Вихревые токи.

2

3. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение. Расчет магнитных цепей.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Резонанс токов.

Резонанс напряжений.

Примерная тематика рефератов

Преимущества трёхфазной системы переменного тока.

Ферримагнитные вещества и их применение.

Явление гистерезиса.

Магнитомягкие и магнитотвёрдые материалы.

28

Раздел 2. Основы электроники

15

Тема 2.1. Элементарная база современных электронных устройств

Содержание учебного материала

1. Диоды, стабилитроны и тиристоры. Транзисторы. Оптоэлектронные приборы.

2

1

Тема 2.2. Бесконтактные электрические аппараты

Содержание учебного материала

1. Полупроводниковые реле напряжения и тока; полупроводниковые реле времени; полупроводниковые силовые выключатели, комбинированные электрические аппараты.

2

1

Тема 2.3. Источники вторичного электропитания

Содержание учебного материала

1. Классификация и основные характеристики выпрямителей. Особенности работы трансформаторов и сущность процесса выпрямления. Однофазные схемы выпрямителей. Трехфазные выпрямители. Их внешние характеристики. Сглаживающие фильтры и оценка эффективности их работы.

2

2

Тема 2.4. Импульсные и автогенераторные устройства

Содержание учебного материала

1. Особенности импульсных устройств. Электронные ключи и простейшие формирователи импульсных сигналов. Транзисторные триггеры. Автогенераторы LC- и RC- типов. Мультивибраторы, принцип их функционирования.

2

2

Лабораторные занятия:

Изучение работы транзистора. Снятие вольтамперных характеристик.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Применение полупроводниковых приборов.

5

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и  лаборатории электротехники и электроники.

Оборудование учебного кабинета:

  •  25 посадочных мест;
  •  рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»;

Технические средства обучения:

  •  компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор, интерактивная доска ACTIVBOARD95;
  • комплект стационарных технических средств группового пользования на базе графопроектора.

Оборудование лаборатории электротехники и электроники:

  • Стенд лабораторный электротехника и основы электроники НТЦ – 01;
  • Стенд лабораторный теоретические основы электротехники НТЦ – 07.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. И.А. Данилов, «Общая электротехника с основами электроники» М.; Высшая школа, 2008 г.
  2. М.А.Жаворонков «Электротехника и электроника» М.; Академия 2009 г.
  3. О.В. Григораш.; «Электротехника и электроника», Феникс 2008 г.

  Дополнительные источники:

  1. Ю.М.Поляков  «Справочник электрика»
  2. Ю.М.Иньков  «Электротехника и электроника» М. Академия 2008 г.
  3. Ю.Г.Синдеев  «Электротехника с основами электроники» -М,; Инфра-М, 2007 г.
  4. Т.Ф.Берёзкина  «Задачник по общей электротехнике с основами электроники» М. Высшая школа 2007 г.
  5. С.А.Лобзин «Электротехника. Лабораторный практикум» М.Академия, 2010 г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

        Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине  завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;

выполнять электрические измерения;

использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей;

Знать:

основные электротехнические законы;

методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;

основы электроники; основные виды и типы электронных приборов 

Использование электротехнических законов для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока.

Выполнение электрических измерений. Использование электротехнических законов для расчета магнитных цепей.

Тестовый контроль по темам разделов 1, 2.  

Контрольная работа

Экзамен