Статья
статья на тему

Сащихина Наталия Сергеевна

Эмоциональлный интеллект, как определяющий фактор в хоровом исполнительстве: основные теории и содержание понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionallnyy_intellekt.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Эмоциональлный интеллект, как определяющий фактор в хоровом исполнительстве: основные теории и содержание понятия.

Хоровое пение – один из видов музыкального искусства, где значимая роль в передаче содержания исполняемых произведений принадлежит эмоциям. Умение владеть различными эмоциями, понимать эмоции, вложенные в сочинения авторами произведений, уметь передать те или иные эмоциональные состояния через музыкальные средства определяют успешность исполнения хоровым коллективом хоровых сочинений.  Но от чего зависит наличие этих умений у каждого участника хора? Конечно, большую роль  здесь играет эмоциональная сфера личности. Сужая круг вопросов эмоциональной сферы личности человека, выделим в ней  наиболее значимый компонент – эмоциональный интеллект. Обратимся к теории вопроса.

Еще Л. С. Выготский установил связь между эмоциями человека и его мышлением, отмечая, что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней». Задолго до зарубежных авторов он указал на совместную работу интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности по обеспечению успешного функционирования и адаптации человека в окружающей среде.

Впервые термин «Эмоциональный интеллект» в психологию ввели Джон Мэйер и Питер Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект, как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать  эмоции (свои собственные и других людей).

Специфика современного состояния проблемы эмоционального интеллекта обусловлена отсутствием единой психологической теории и общих представлений об инструментарии его исследования.

Отметим наиболее значимые теории и их авторов.

Теория об эмоционально-интеллектуальных способностях, разработанные Дж.Майером, П. Саловеем, Д. Карузо.  Они определяют эмоциональный интеллект, как набор способностей, которые объясняют, насколько точно изменяется эмоциональное восприятие и понимание людей, способность чувствовать и выражать эмоции, связывать эмоции и мысли, понимать и причину эмоций, и регулировать эмоции в себе и других.

Другая теория, разработанная зарубежными учеными - теория эмоциональной компетенции Д. Гоулмена. Он объясняет эмоциональный интеллект, как способности, включающие  самообладание, рвение и постоянство, и способность мотивировать себя.

Интересна некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, выражающаяся в следующем определении: эмоциональный интеллект  – множество некогнетивных способностей, компетентностей, и навыков, которые влияют на способность справится с требованиями и влиянием сред и преуспеть.

Таким образом, перед нами встают две модели: модели способностей, представляющие эмоциональный интеллект на пересечении эмоций и познания (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо) и смешанные модели, где эмоциональный интеллект  рассматривается как сочетание умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку  (Р. Бар-Он, Д. Гоулмен).

В качестве специфических факторов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, различными авторами называются эмоциональность, регулирование эмоциональных состояний, возможность кодировать и декодировать эмоциональные репрезентации (Дж. Майер, И. Н.  Андреева  и др.).

Д. В. Люсин видит эмоциональный интеллект  как двухкомпонентную структуру, как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Автор предполагает, что с одной стороны эмоциональный интеллект связан с когнитивными способностями, а с другой – с личностными характеристиками, которые прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.

Д.В. Ушаков отмечает специфику эмоционального интеллекта – рефлексию аспектов, вызывающих  эмоциональные реакции, то есть осознание смысла тех явлений мира человека, которые имеют для него ценность. Он говорит о том, что с развитием уровня рефлексии роль интеллекта нарастает, а эмоциональности – понижается.

На сегодняшний день эмоциональный интеллект  рассматривают в контексте его взаимосвязи с когнетивными стилями (В. В. Овсянникова), личностными характеристиками (О.О. Марютина, А. С. Степанова), особенностями профессиональной деятельности (А. В. Карпов, А. С. Петровская), показателями социализации ( Т, П. Шемякина, С. А, Богомаз).

Для нас интересны все вышеперечисленные теории, поскольку во многом они не противоречат друг другу, а скорее дополняют. В настоящее время не существует  исследовательских работ, изучающих эмоциональный интеллект в рамках вокально-хоровой деятельности, но тем не менее мы можем выделить особенности  применительно  в нашем направлении.

К сегодняшнему дню разработано ряд методик для определения уровня развития эмоционального интеллекта, многие из них переняты у зарубежных психологов. Мы выделим пять основных признаков, на которых основываются все эти тесты.  Итак,  признаками эмоционального интеллекта принято считать эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию,  эмпатию, распознание эмоций других людей (методика М. Холла, представленная Е. П. Ильиным).

Отметим функции эмоционального интеллекта: оценочно-прогностическая (участие э.и. в оценке и передачи эмоциональных переживаний как  собственных так и других людей через речь, звуки, внешний вид и поведение, т.е. формирование адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям,  своему поведению и окружающих, а также прогнозирование на данной основе как индивидуальной меры собственных достижений, так и развития эмоционального поведения других людей),  эмоционально-коммуникативная (обеспечение успешности коммуникации, т.е адекватное осмысление эмоций, подбор адекватных средств для выражения эмоций), регулятивная (Э. и.  участвует в развитии активных и социально-направленных стратегий преодолевающего поведения, минимизации эмоционального выгорания личности, конфликта в ценностно-смысловой сфере), мотивирующая ( основывается на взаимосвязях со структурными компонентами мотивационной сферы личности – внутренней мотивации, мотивации успеха), рефлексивно-коррекционная (связана с осмыслением эмоциональных переживаний как собственных, так и партнеров по взаимодействию, уменьшение внутреннего конфликта, агрессивных форм поведения) .

Завершая данное исследование, сделаем вывод, что роль эмоционального интеллекта в личности человека стоит наряду с когнитивными способностями и имеет очень тонкую грань. Во многом вопросы об эмоциональном интеллекте остаются неразрешёнными  и требуют своего уточнения и исследования: от самого определения эмоционального интеллекта, его структуры до факторов и условий развития этого молодого понятия и наиболее  сложного компонента эмоциональной сферы. Но уже сейчас мы можем предположить, что развитие эмоционального интеллекта у всех участников хорового коллектива позволяет сделать исполнение произведений более эмоционально насыщенным,  более соответствующим, заложенным в его содержание эмоциям, а следовательно  высокохудожественным и отвечающим назначению искусства.