Игровой практикум для дошкольников
методическая разработка на тему

Войлошникова Людмила Викторовна

В данном материале даны теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста; конспект  интегрированного занятия (образовательные области: художественно-эстетическая, развитие речи) для детей средней группы детского сада в форме дидактической игры, игра «Как хозяйка лук сажала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_praktikum.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой практикум для дошкольников

(мастер-класс в рамках Дней науки «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки», 26-28 марта 2013г.)

Преподаватель ОГБОУ СПО

Тулунский педагогический колледж»

Войлошникова Л.В.

Теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования (ФГТ), а не Федеральный государственный стандарт.

На сегодняшний день разработано и предлагаются  основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы» полностью соответствующих ФГТ.        

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В содержании программ делается акцент:

  • на совместную деятельность воспитателя и детей,
  • на игровые формы образования дошкольников,
  • на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности,
  • учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми.

Образовательные задачи должны решаться:

  • и в ходе режимных моментов,
  • в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),
  • в самостоятельной деятельности детей
  • и в совместной деятельности с семьей.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Классификация детской игры

Сюжетно-ролевые (творческие) игры

Игры с правилами

На бытовые темы,

с производственной тематикой,

с природным материалом,

политической тематикой, строительно-конструктивные,

театрализованные,

игры-забавы и развлечения

Театрализованная  игра

- игры в сюжеты,  навеянные литературными произведениями, где у детей проявляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах

Дидактические игры

- игровая деятельность коллектива детей под руководством взрослого, позволяющая детям осваивать самое сложное познавательное содержание

Подвижные игры

Сюжетно-ролевая игра

- деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители.

Дидактические игры

- игровая деятельность коллектива детей под руководством взрослого, позволяющая детям осваивать самое сложное познавательное содержание (цель – умственное развитие ребенка).

  • игры с игрушками и предметами,
  • настольно-печатные,
  • словесные,
  • музыкальные.

Игровая сторона дидактической игры выражена игровой задачей и игровым действием, которые придают обучению форму игры

Познавательная сторона дидактической игры выражается в дидактической задаче, которую ставит перед собой воспитатель, постановка ее основывается на программных требованиях  и отражает учебный характер игры.

Театрализованная  игра

- игры в сюжеты,  навеянные литературными произведениями, где у детей проявляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах.

Конспект  интегрированного занятия

(образовательные области: художественно-эстетическая, развитие речи)

для детей средней группы детского сада

в форме дидактической игры

Игра «Дымковские красавицы»

Дидактическая задача: Учить детей воспроизводить простые узоры дымковской росписи

Игровая задача: Подобрать барышням нужный товар

Игровые правила: Подобрать именно дымковский товар

ХОД ИГРЫ:

Ребята, сегодня к нам придут дымковские барыни! Для того, что выбрать товары на ярмарке. А товары им нравятся красивые, расписные, как они сами. Чтобы им помочь нам надо вспомнить дымковские узоры!

Игра: «Какие узоры у Дымки?»

Дети называют дымковские узоры: пятнышки, кольца, волнистые линии, точки, клеточки.

Представление гостей – дымковских барынь. А вот и гости к нам пожаловали. Давайте поприветствуем их. Добрый день!

Барыни пришли на ярмарку. Они идут красивой походкой, выбирают себе товар.

Мы шагаем по базару –

Нет тут нужного товара.

Нам бы курочку-хохлатку,

Нам бы козлика ребяткам.

Станет козлик забавлять,

Станут детки с ним играть.

Что же делать, нет у нас на ярмарке нужного товара? Надо барыням помочь для их деток купить курочку хохлатку и козлика (картонные шаблоны).

Посмотрите, мастера Дымковские слепили курочек и козликов, только всех расписать не успели. Давайте распишем их сами.

Какие узоры вы будете рисовать, что ваши игрушки получились дымковскими? (пятнышки, кольца, волнистые линии, точки, клеточки).

Расписывание фигурок.

Давайте посмотрим, понравятся ли наши игрушки барыням. Теперь вы все продавцы и должны предложить свой товар барыням.

1-й продавец. У меня есть товар! Покупайте.

Барыня. Какой товар?

1-й продавец. Отгадайте! Рожки острые, ножки крепкие, прыгает, играет, детей забавляет. Кто это?

Барыня. Козлик.

2-й продавец. И у меня есть товар! Покупайте.

Барыня. Какой товар?

2-й продавец. Отгадайте! Громко кудахчет, своих деток зовет, и яички нам несет. Кто это?

Барыня. Курочка.

Барыни кланяются и благодарят детей.

Игра «Как хозяйка лук сажала»

Дети

Шла хозяйка на базар,

На базар, на базар,

Покупать себе товар,

Да товар, да товар

Дети идут по кругу, хозяйка в центре круга, идет в противоположную сторону)

Покупала овощей,

Овощей, овощей

И для супа и для щей

и для щей, и для щей.

Покупала лук, лук

От семи недуг, дуг.

Думала на суп, суп

На луковый суп.

(Хозяйка делает «каблучок»)

Лук решила не варить,

Не варить, не варить

Лучше в землю посадить,

Посадить, посадить.

Лук хозяйка намочила,

На окошко посадила.

(Хозяйка имитирует посадку лука)

Вырастай, лучок скорей,

Приглашу к себе гостей

Дети

Поливает огород,

Огород, огород.

От водицы лук растет,

Лук растет, лук растет

(Хозяйка поливает лук, дети садятся на корточки и растут, поднимая руки вверх)

Вышли стрелки хороши,

Ешьте, гости, от души!

Вышли стрелки хороши,

Ешьте, гости, от души!

(Приплясывают)

Литература

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под. ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007. – 400 с.
  3. Интернет ресурсы: http://mv-dou7.5308muk.edusite.ru/p23aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в социально- личностном развитии дошкольников».

Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой.В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технолог...

Использование игровых методов для развития свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:            1.Стимулировать развитие инициати...

Игровые формы в работе с дошкольниками

Реферат на тему игровых подходов в работе с дошкольниками в музыкальной школе. Специфика работы с детьми дошкольного возраста . Рассмотрение конкретных примеров....

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Курсовая работа на тему:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви...

Семина практикум "Психологические игры для дошкольников"

Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребенка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.Игры мы и...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Педагогическая идея на тему: "Игровые технологии по развитию речи у младших дошкольников"

Педагогическая идея воспитателя младшей группы, по развитию речи у младших дошкольников....