Применение ИКТ на уроках в школе.
статья на тему

АНИСКИНА АИ

 Данное сообщение содержит краткий обзор по вопросу применения ИКТ на уроках физики и математики, других предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ

Анискина А. И.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области

Из всех мероприятий по модернизации образования вопрос применения ИКТ – один из главных. В данной статье автор рассматривает основные методы и приемы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках в школе на различных этапах его проведения. Автором приведены некоторые примеры применения ИКТ на своих уроках по физике и математике. Показаны их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, электронно-образовательные ресурсы, диски-сборники, ЕГЭ, проектор, презентация, математический тренажер.

Еще пару десятилетий назад мы, учителя, с недоверием воспринимали внедрение компьютеров в образовательный процесс, а сегодня урок в школе без них трудно себе представить. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается эффективным и оправданным.

Известно, что слушая, человек запоминает 25% информации, если видит ее – запоминает 33%, а если он вовлечен в активные действия,   процент запоминания  намного выше.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Используя деятельностный метод обучения, имеем возможность решать такие методические задачи:

- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;

-    формирование навыков самообразования;

- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;

- формирование навыков самоконтроля.

Вспомним классиков педагогики. «Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».[1, 105]. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет проводить их на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; привлекать использование большого количества дидактического материала; повышает объем работы на уроке, обеспечивает наглядность материала.

На уроках, в зависимости от его целей, применяются разнообразные дидактические средства обучения:

- использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках;

- использование цифровых образовательных ресурсов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания;

- использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественно - научные лаборатории, Интернет.

При разработке и подготовке к уроку физики по теме «Закон всемирного тяготения» я использовала факты биографии И.Ньютона, соответствующую презентацию  из ресурсов Интернета, раздаточный материал при повторении законов Ньютона подготовила с помощью персонального компьютера. Это позволило мне, как учителю,  сделать урок физики насыщенным и красочным. Дети были поражены работоспособностью великого ученого, его целеустремленностью, любовью к науке. Налицо мотивация учения на примере жизни и деятельности гения.

Урок с мелом и доской уступает место презентациям. Их используют при проверке домашнего задания, изучении и закреплении нового материла, при создании проектов. Отпадает необходимость в таких традиционных источниках информации как таблицы, плакаты, с их проблемами содержания и хранения. Многие учителя сами готовят презентации, а если пока    такого навыка нет,  можно воспользоваться ресурсами Интернета, где их большой выбор по темам и предметам. Применение презентаций на уроке позволяет учителю:

- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

- эффективнее использовать время на уроке;

- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Многие учебники сопровождаются электронным обеспечением. Очень полезны мультимедийные  энциклопедии «Кирилл и Мефодий», «Мир вокруг нас», а также появившиеся в последнее время диски-сборники электронных наглядных пособий. Такие пособия как «Физика в картинках», «Открытая физика» – простые  в применении средства иллюстрации классических опытов и описанных в учебнике экспериментов, демонстрации действия изучаемых технических устройств на основе анимации и мультипликации.

ИКТ помогают учителю формировать умение получать учениками информацию из электронных источников, ведь для учителя созданы в Интернете порталы, образовательные сайты, мультимедийные курсы.

 В каждом классе базовых школ нашего района имеется телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, а в одной из школ поселка класс дистанционного обучения, предназначенный для всех школьников района. Можно сказать, что условия проведения урока на современном уровне созданы.

Для фронтальной работы с учениками использую информационно-образовательные ресурсы: демо-версии, различные тесты, варианты работ для подготовки к ЕГЭ. Рекомендую ученикам  открытый банк заданий к единому государственному экзамену, с последующим разбором теста  на уроке.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу  учителя на всех ступенях образования способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на  уроках представляется целесообразным и необходимым.

ИКТ в школе используют на уроках по различным предметам. Компьютер на уроках математики может выступать в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации учебного материала, а так же в домашних заданиях.

Математический тренажер заинтересовал моих шестиклассников.  Научиться пользоваться им не составило большого труда. Работать с ним детям интересно, увлекательно, да и проверка выполнения заданий проходит сразу. Некоторые варианты из него задаю на дом. Кроме того создаются благоприятные условия для лучшего взаимодействия учителя и ученика, их сотрудничество в учебном процессе повышается.

Анализируя опыт использования, ИКТ на различных уроках в школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

 - усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки  исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, энциклопедиям, другим информационным ресурсам.

Следующим этапом методической деятельности учителя является создание каталога использований ИКТ на уроках по темам и классам. К его составлению привлекаются учащиеся с разработанными проектами и презентациями.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

- создавать слайды по учебному материалу и демонстрировать презентацию на уроке;

- использовать имеющие готовые программные продукты по своему предмету;

- в процессе подготовки к урокам осуществлять поиск необходимой информации в Интернете;

- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов и  работать с ними на уроках.

Кроме всего выше сказанного необходимо учитывать, что работа с компьютером негативно сказывается на многих функциях детского организма. Современным школьникам при выполнении домашних заданий приходится много времени проводить за ним. Возрастает нагрузка на зрение, позвоночник, отмечается влияние на психику и нервную систему. Поэтому, применяя ИКТ на уроке, следует  чередовать их использование с традиционными методами и приемами обучения.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. \Под редакцией В.В.Давыдова.- М.: Педагогика - Пресс, 1996-536с.
  2. Ильясова Т.В. Компьютерная поддержка уроков физики.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.- 52с.
  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных  заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка

Содержится теоретический материал по использованию ИКТ на уроках русского языка, а также небольшой каталог сайтов с возможностью прохождения он-лайн тестов....

Применение ИКТ на уроках английского языка

Применение ИКТ на уроках английского языкаСовременность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Р...

Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики

Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики. Выступление на педсовете....

Применение ИКТ на уроках производственного обучения

Применение ИКТ на уроках производственного обучения приводит к повышению мотивации обучающихся, повышению производительности труда мастера и обучающегося. Возрастает уровень использования наглядности ...

Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»

Доклад для методической конференции на тему:«Применение ИКТ на уроках учебной практики для профессии «Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»...

Применения ИКТ на уроках геометрии

Методическая разработка мастер-класса по теме Применение ИКТ на уроках геометрии...

Применение ИКТ на уроках по дисциплине "Информатика"

Применение ИКТ на уроках по дисциплине "Информатика"...