ВКР часть 2. Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся
учебно-методический материал на тему

Ольга Михайловна Ивченко

ВКР часть 2.  Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_chast_2.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический колледж  № 1»

Кафедра спортивных дисциплин

ВЫПУСКНАЯ       КВАЛИФИКАЦИОННАЯ     РАБОТА

Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры

     Допущена к защите                                           Выполнила:                                                                                                           

«_____»______________г.                                     Студентка 5 курса Т ______________________                                     специальности  050720                                                                            Зам. директора по НМР                                        Физическая    культура       Воробьева Н.Г.                                                       Ивченко Ольга Михайловна                                                                

                                         

 ______________________                                    Руководитель:

 Зав. заочным отделением                                    Литвинцева

Акулова   Н.П.                                                       Ирина Геннадьевна,

                                                                                 преподаватель высшей квали-

«_____»______________г.                                    фикационной категории

______________________                                    

 Зав. кафедрой  спортивных

дисциплин                                                    

Литвинцева    И.Г

«_____»______________г.                                    

______________________                                    Оценка___________________

 Руководитель                                                       «_____»______________2011г.                                    

Литвинцева  И.Г.                                                          

                                                                               Председатель

«_____»______________г.                                    ГАК______________________

Иркутск

2011

Содержание

Введение

3

Глава I. Теоретические подходы к воспитанию двигательно-координационных способностей учащихся на уроках физической культуры

   6

1.1. Сущность и значение двигательно-координационных способностей:  классификация, средства  и методы воспитания двигательно-координационных способностей

6

1.2. Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно-координационных способностей

17

Выводы

24

Глава II. Анализ методики воспитания двигательно-координационных способностей  у учащихся  8 класса МОУ СОШ №23 г. Тайшета

26

2.1. Анализ исходного уровня развития двигательно-координационных способностей у учащихся 8 класса МОУ СОШ №23 на начальном этапе эксперимента

26

2.2. Комплексы упражнений, направленные на воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста

29

2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного этапов исследования

47

Выводы

53

Заключение

 55

Литература                                                                                                      

 58

Приложения

 62

1.2. Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно – координационных способностей

Под педагогическими критериями эффективности техники двигательного действия понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте для определения уровня ДКС используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

  1.  время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации -  чем оно короче, тем выше координационные способности;
  2.  время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией - в этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
  3.  координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
  4.  точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

           5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность  выполнения  сложного  в  координационном  отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п. [34, с.141,143].

     Основными методами оценки координационных способностей являются: метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Для диагностики  уровня развития двигательно-координационных способностей наиболее эффективным является применение специально отобранных двигательных тестов. Разработка тестов для измерения ДКС включает в себя следующие этапы:

- отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых показателей координационных способностей школьников всех возрастно-половых периодов;  

- разработка методики тестирования;

 - проведение тестирования разных координационных способностей на большом количестве детей 7 — 17 лет;

- математико-статистический анализ результатов тестирования и установление наиболее надежных и информативных показателей оценки координационных способностей;

- рекомендация отобранных тестов для применения в реальных условиях школы; 

- разработка нормативов по каждому из тестов.

Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебного года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня двигательно-координационных способностей и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материала, чтобы установить эффект его воздействия на показатели координационной подготовленности учащихся. Эти тесты целесообразно проводить в сочетании с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки кондиционных способностей.

Ряд авторов считает [21;31;32;34;36], что координационные способности включают в себя проявление всего комплекса двигательной сферы: двигательных качеств, двигательных навыков, способность управлять и регулировать двигательные действия, энергетику и эстетику движений, социальные факторы двигательной деятельности.

Рассмотрим методику проведения основных тестовых испытаний, направленных на определение уровня развития двигательно-координационных способностей:

1. Штрафной бросок.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Учащиеся 6-7 классов выполняют броски малыми мячами. При этом учащиеся 6 класса могут выполнять штрафной бросок, находясь на 30 см ближе к кольцу.

Результат: Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч.

2. Бросок мяча в движении.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего— 10).

  Результат: Фиксируют количество точных попаданий в кольцо.

3. Передача мяча обеими руками от груди в стену.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.  Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют передачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами.

Результат:  подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек.

4. Время реакции на свет, звук, прикосновение.

 Определяется с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с.

Для оценки времени простой реакции используется не менее 10 попыток, определяется среднее время реагирования из 10.

Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок. Испытуемый должен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьшему расстоянию).

5. Оценка способности к статическому равновесию (проба А.И. Яроцкого).

Выполнение: основная стойка, глаза закрыты, непрерывное вращение головой в одну сторону в темпе –два  вращения в секунду. Время фиксируется от начала вращения головой до потери равновесия.

 Оценка: «отлично» - 35 сек., «хорошо» - 20 сек., «удовлетворительно» - 16, «плохо» - менее 16 сек. (приложение 3).

6. Оценка способности к статическому равновесию: с открытыми глазами и закрытыми глазами.

Стоя на одной ноге, другая нога согнута, развернута во фронтальной плоскости, ее пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова держится прямо. Тестирование выполняется с открытыми и закрытыми глазами. Отсчет времени начинается с момента принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Небольшие колебания туловища допускаются.

Определяется время выполнения теста.

7. Оценка способности к динамическому равновесию.

 Испытуемый, стоя в 1,5 м от перевернутой  гимнастической скамейки (узкая ее часть вверху), пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо, на ладони вытянутой правой руки мяч (волейбольный или легкий резиновый). По команде тестируемый бежит по скамейке, сталкивает ногой на противоположном конце скамейки лежащий набивной мяч и возвращается обратно.

Определяется время выполнения теста. Если испытуемый, теряя равновесие, спрыгивает со скамейки более 3–х раз, то тестирование не засчитывается. За каждое касание пола одной ногой к общему времени прибавляется одна сек.

8. Прыжки на разметку.

 Испытуемый спрыгивает с ящика высотой 110 см  на обозначенную линию (1,5 – 2 м от ящика) так, чтобы попасть на эту линию пятками. После объяснения ему даются две попытки. Результат (в см) определяется по отклонению от линии (среднее из двух). За отклонение берется максимально удаленная пята одной из ног. Оценка: «отлично» - 3 см, «хорошо» - 5 см, «удовлетворительно» - 9 см, «достаточно» - 12 см, «плохо» - более 12 см.

9. Оценка способности к кинестетическому дифференцированию.

К стенке крепится гимнастический мат 1х2 м (можно обозначить на стене спортзала прямоугольник указанного размера краской), в центре мата крепится обруч диаметром 0,8 м (можно его обозначить краской). Испытуемый, стоя спиной к мишени в двух метрах от нее, бросает теннисный мяч в цель, выполняя бросок над головой или плечом (как удобно тестируемому), вполоборота смотря в цель. После объяснения дается один пробный и 5 зачетных бросков. Оценка: попадание в мат – 1 очко, в обруч – 2 очка, между обручем и мячом – 3 очка, в мяч – 4 очка.

10. Оценка способности к ориентированию в пространстве.

Вокруг большого набивного мяча на расстоянии 3м (в секторе с радиусом 3 м) находятся 5 малых мячей, между которыми1,5 м. Около малых устанавливаются флажки с номерами от 1 до 5 (можно эти номера написать краской на самих мячах). Выполнение: испытуемый стоит лицом к большому мячу (он не должен видеть какие номера установлены на каждом малом мяче). По команде (называется номер) он разворачивается и бежит дотрагиваясь до названного мяча, бежит обратно касаясь рукой большого мяча, в момент касания большого мяча снова следует команда (называется другой номер) и т.д. Выполнение теста заканчивается когда испытуемый пробежит 3 раза, т.е. будут последовательно названы три номера.

Определяется время. Расположение мячей (их номера) целесообразно менять после тестирования каждого испытуемого.

11. Бросок в подвижную цель.

На высоте 2,3 м к стене крепится веревка длиной 0,6 м, к которой привязывается обруч (0,8 м). Выполнение: учитель отпускает обруч из горизонтального положения. Тестируемый, стоя в трех метрах от стены, бросает теннисный мяч, стараясь попасть в створ обруча, после того, как он начинает движение в обратную сторону. Дается одна пробная и 5 зачетных попыток. Попадание в створ обруча – 2 очка, в обруч – 1 очко.       Оценка: «отлично» - 9 очков, «хорошо» - 7, « удовлетворительно» - 4, «достаточно» - 2, «плохо» – менее 2 очков.

12. Оценка способности к комплексной реакции.

К гимнастической стенке на высоте 1.2 м цепляются за крюки две гимнастические скамейки так, чтобы между ними оказалось пространство 10 – 12 см (своеобразный желоб, по которому будет катиться мяч). В верхнем конце этого желоба учитель удерживает мяч. Тестируемый стоит на линии нижних концов скамеек в 1,5 –2 м от них спиной к ним (не глядя на мяч). По сигналу учитель отпускает мяч. Испытуемый по этому сигналы должен повернуться, быстро подбежать и остановить катящийся мяч.

Оценивается расстояние в см, пройденное мячом до места его остановки испытуемым (лучшая из двух попыток).

13. Тест «Челночный бег 3 раз по 10 метра».

Для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения. В зале, на расстоянии пяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 3 таких замкнутых цикла, поворачиваясь все время в одну и туже сторону (туда и обратно – один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0.1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.

        Определяется время пробегания трех отрезков (приложение 1).

14. Метание теннисного мяча на точность попадания.

Оборудование:  теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита размером 2х2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания до 0,05м.

Процедура тестирования: Из и.п. – сед  ноги врозь, по команде «Можно!» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

Результат: Точность метания оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка с точностью до 5 см), (приложение 2).

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает состояние организма школьника, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

Выводы

Анализ научно-методической литературы  [21;31;32;34;36],  позволяет сделать вывод о том, что специалисты физической культуры и спорта считают двигательно-координационные способности проявлением такого физического качества как ловкость. Сенситивным периодом для развития ДКС является возраст 11-14 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами, как период высокой способности к усвоению и развитию сложных двигательных координаций.

Мы установили, что ДКС наиболее эффективно развиваются через физические упражнения, используемые на уроках физической культуры.

И  в качестве наиболее перспективных для воспитания ДКС  применительны  основные методы:

1. стандартно-повторного упражнения;

2. вариативного упражнения;

3.  игровой;

4.  соревновательный.

и методические подходы:

1.        обучение новым разнообразным движениям с постепенным
увеличением их координационной сложности;

2. воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

3. повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;

4. преодоление нерациональной мышечной напряженности.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств  для воздействия на двигательно-координационные способности, одними  из таковых  являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

При  многообразии выделенных тестовых испытаний для определения уровня развития ДСК наиболее эффективными являются  челночный бег, метание мяча на точность и удержание  равновесия (проба А.И. Яроцкого).

Для нас значимым в этой работе является то, что изучив научную литературу  и подобрав прогрессивные методы и средства мы сможем подобрать эффективные комплексы физических упражнений для развития ДКС. Впоследствии их можно будет использовать для работы учителем физической культуры,  молодым специалистам и студентам  педагогических колледжей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Виды координационных способностей и их характеристика для 7-9 лет»

Открытый урок "Дыхание - энергия жизни"Захарчук Анна Николаевна, тренер - преподавательЦель: формирование диафрагмально-релаксационного дыхания.Задачи:1.     Закрепить зн...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

В данной статье рассматривается оценка эффективности применения метода функционального тренинга для развития координационных способностей в циклических локомоциях в учебно-тренировочной деятельности ю...

Пути определения координационных способностей у детей младшего возраста.

Статья об определении координационных способностей у детей младшего возраста на отделении художественной гимнастики в группах начальной подготовки....

ЗНАЧЕНИЕ «ШКОЛЫ МЯЧА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11–12 ЛЕТ

На основе изучения специальной литературы выявлена сущность теории «школы мяча», разработанной А.А. Красуской и П.Ф. Лесгафтом. Раскрыто ее значение для развития координационных способност...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕНИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕНИИ...

Имплицидный подход в создании координационных способностей младших школьников

Имплицидный  подход в создании координационных способностей младших школьников разработан в помощь учителям физической культуры. Рекомендуется для учащихся начальной школы....

Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....