Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ
статья

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mareeva_npk_rostov.docx55.63 КБ

Предварительный просмотр:

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ПРИ ОТБОРЕ   ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ

г. Ленинск-Кузнецкий

Кузнецова Е.Е.

студентка 2 курса ГПОУ «Кузбасское УОР»

Научный руководитель:

Мареева Е.Б.

     Спортивный отбор является неотъемлемой частью в любом виде спорта. Спортивный отбор позволяет определить наличие у ребенка определенных физических качеств, характерных для конкретного вида спорта.

     Согласно стандарту спортивной подготовки по спортивной гимнастике все физические качества и особенности телосложения оказывают значительное  влияние на результативность соревновательной деятельности, поэтому к отбору детей для занятий гимнастикой предъявляются высокие требования [3].  

      Одним из направлений современного этапа развития спортивной гимнастики, является рост сложности упражнений, что ведет к более ранней специализации и, соответственно, увеличению требований при определении пригодности детей к занятиям спортом [2].

       Как считает Аркаев Л.Я., сложившуюся в России гимнастическую систему подготовки спортсменов, составной частью которой является технология отбора и спортивной ориентации, необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с тенденциями развития мировой гимнастики [1].

      Уровень требований для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки достаточно высокий и не всегда неподготовленные дети в возрасте 6 лет способны выполнить данные нормативы.

         Все вышеизложенное определило цель данного исследования -

- обоснование роли спортивно-оздоровительного этапа для отбора детей в группы начальной спортивной подготовки в спортивной гимнастике.

Объект исследования - процесс спортивного отбора в спортивной гимнастике.

       Предмет исследования - спортивно-оздоровительный этап как условие для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки.

       Гипотеза исследования: предполагалось, что отбор детей на этап начальной спортивной подготовки в спортивной гимнастике требует предварительной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

       Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность спортивного отбора в спортивной гимнастике и методические особенности спортивно-оздоровительного этапа по литературным источникам.

2. Провести антропометрические измерения, тестирование общей,  специальной физической и технической  подготовки.

3.   Экспериментально подтвердить роль спортивно-оздоровительного этапа в спортивной подготовке для развития показателей общей,  специальной физической и технической подготовленности.

       Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ литературных источников;

- педагогическое наблюдение;

- педагогическое тестирование;

- антропометрия,

- методы математической обработки результатов.

       С целью проверки рабочей гипотезы проведено исследование по выявлению роли предварительной подготовки детей на спортивно-оздоровительном этапе для зачисления девочек в группы на этап начальной спортивной подготовки.

       Исследование проводилось на базе «Областной детско-юношеской школы Олимпийского резерва по спортивной гимнастике имени И.И. Маметьева» г. Ленинска-Кузнецкого и включало следующие этапы:

- на первом этапе проводился сбор и анализ теоретического материала, подготовка педагогического исследования;

- на втором этапе проведены антропометрические измерения,  контрольные испытания общей,  специальной физической  и технической подготовки;

- на третьем - заключительном этапе исследования - полученные данные анализировались, формулировались выводы.

      В экспериментальную и контрольную группы вошли  по  12 девочек. Девочки контрольной группы на момент тестирования не занимались спортивной подготовкой, но посещали детские дошкольные учреждения, в которых предусмотрена физкультурная деятельность.

     Исследуемые нами дети экспериментальной группы, на момент тестирования занимались на спортивно-оздоровительном этапе  от 10 месяцев до 1 года.

     В спортивной гимнастике при отборе в группы начальной подготовки рассматривается необходимость исследования анатомо-морфологических признаков.

     С этой целью изучаются генетически обусловленные особенности строения тела, и определяется предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта.  

       Морфологические показатели девочек, как в контрольной, так и в экспериментальной группах,  входят в диапазон  нормативов при наборе детей в группы начальной спортивной подготовки.

       Далее нами были проведены контрольные испытания по программе тестирования общей и специальной физической подготовки, которые осуществляются на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по спортивной гимнастике. (Приказ "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика" № 691 от 30.08.2013).        

        Нормативы общей и специальной физической подготовке включали следующие упражнения:

- силовая подготовка (угол в висе, подтягивание, поднимание прямых ног в висе)

- скоростно-силовая (бег 20м, прыжок в длину с места)

- гибкость (наклон, шпагат, мост)

     В практике спортивной гимнастики широко используется 10-ти бальная система оценки результатов тестов.      

      В группы на этап начальной подготовки зачисляются дети, сдавшие нормативы общей физической,  специальной физической и технической подготовки,  получившие оценки за тесты не ниже, чем удовлетворительно.

     Показатели общей и специальной физической подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп представлены на слайде.

Рис.1. Показатели общей и специальной подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп

      Девочки контрольной группы справились с предложенными тестами хуже, чем девочки экспериментальной группы. Значительные различия контрольной и экспериментальной групп,  наблюдаются в тестах на развитие силовых качеств и гибкости.   Наименьшие баллы получены в тестах:

 подтягивание в висе,  угол в упоре, бег на 20 м.

       Техническая подготовка включала оценку показателей развития координации и вестибулярной устойчивости.

        Результаты тестирования технической подготовки девочек контрольной и экспериментальной групп представлены на слайде.

Таким образом, общая оценка пригодности ребенка к занятиям спортивной гимнастикой должна носить комплексный характер, то есть учитывать особенности телосложения, специальную физическую подготовленность, координацию движений и вестибулярную устойчивость.

        Показатели зачисления на этап начальной подготовки девочек контрольной  и экспериментальной групп представлены на рис.3.

Рис.3 Показатели зачисления девочек контрольной  и экспериментальной групп в группы начальной спортивной подготовки (в %)

ВЫВОДЫ

     Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- морфологические показатели девочек  контрольной и экспериментальной групп соответствуют нормативам, необходимым для зачисления детей в группы начальной спортивной подготовки;

- телосложение девочек контрольной группы оценено как удовлетворительное, а  экспериментальной группы как хорошее;

- значительные различия в показателях физической и специальной физической подготовки  контрольной и экспериментальной групп  наблюдаются в тестах на развитие силовых качеств и гибкости,   наименьшие баллы у девочек контрольной группы получены в тестах: подтягивание в висе (5,4), угол в упоре (5,8), бег на 20 м (5,7);

- по результатам технической подготовленности девочек экспериментальной группы: их оценки выше в тестах на координацию движений – на 1,9 балла, в тестах на вестибулярную устойчивость – на 3,4 балла.

      По итогам проведенного исследования в группы начальной подготовки зачислены: 3девочки из контрольной группы (25%)  и 9 девочек из экспериментальной группы (83,3%).

     Причины, по которым девочки контрольной и экспериментальной групп не  были зачислены, можно назвать следующие:

- невыполнение нормативов общей физической и специальной физической подготовки;

- невыполнение нормативов технической подготовки.

    Проведенное исследование подтвердило, что  подготовка девочек на спортивно-оздоровительном этапе существенно повысила шансы для зачисления на этап начальной спортивной подготовки. Выявленные нами высокие показатели у девочек экспериментальной группы, обусловлены следующими факторами:

-тренирующим воздействием на этапе начальной спортивной подготовки,  что способствовало развитию физических качеств и технической подготовки  гимнасток;

- повышение психофизиологической готовности к занятиям спортивной гимнастикой;

- наличие у  ребенка двигательной одаренности.

Список информационных источников:

  1. Аркаев,  Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.
  2. Розин Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – М.: 1999. – 34 с.
  3. https://sportshcool2kms.ucoz.ru/gimnastika.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Условия нравственного воспитания старших дошкольников

Статья студентки специальности дошкольное образование "Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников"...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

В данной статье рассматривается оценка эффективности применения метода функционального тренинга для развития координационных способностей в циклических локомоциях в учебно-тренировочной деятельности ю...

Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»

Методическая разработка  открытого учебного занятияпо МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков...

ЗНАЧЕНИЕ «ШКОЛЫ МЯЧА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11–12 ЛЕТ

На основе изучения специальной литературы выявлена сущность теории «школы мяча», разработанной А.А. Красуской и П.Ф. Лесгафтом. Раскрыто ее значение для развития координационных способност...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Проблема развития творчества всегда занимала исслед...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ УРОКА «Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола».

laquo;Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола»....