Статья Условия нравственного воспитания старших дошкольников
статья на тему

Леготкина Светлана Владимировна

Статья студентки специальности дошкольное образование "Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uslovie_nravstvennogo_vospitaniya_starshih_doshkolnikov.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников

Автор: Шимко Анастасия , 3 курс,  

группа «Д» социально-педагогическое отделение

Руководитель: Леготкина Светлана Владимировна,

преподаватель ГАПОУ КК ЛСПК

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений между людьми.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка, в которой формируются нравственные качества и усвоение нравственных норм и ценностей. Актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана со следующими положениями:

- наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, в том числе и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности;

- само по себе дошкольное и школьное образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, потому, что воспитанность – это качество личности, определяющееся  в повседневном поведении человека и его отношении к другим людям.

Кроме того, в каждой семье существуют педагогические проблемы, которые не под силу родителям и детям решить самостоятельно. А современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на учебное учреждение.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяли классики и современные педагоги и психологи. Как показали исследования В.Г.Маралова, А.В.Ситарова, О.С.Богдановой, Л.Р.Болотиной, М.А.Бесовой, В.В.Поповой, Л.И.Романовой, эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений среди детей и взрослых, особенно в семье.

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Педагогический потенциал семьи определяется рядом факторов, в том числе, культурно-образовательным уровнем родителей, морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей, развитостью отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую атмосферу и жизненный опыт. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Одни родители, например, считают, что сын должен быть добрым уступчивым, другие, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Поэтому важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, учили его единым правилам, прививали одни и те же моральные ценности и нравственные понятия, выдвигали сходные требования.

Успешное решение задач нравственного воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и детского сада. Многие авторы – Сухомлинский В.А., Харламов И.Ф.,  Артюхова И.С., Хоментаускас Г.Т., Харчев А.П., Гитаренко В.Я.,  Петровский А.В., Лесгафт П.Ф., убеждены, что нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Нравственное воспитание детей – трудно решаемая проблема. Ведь это не заучивание моральных норм и отработка привычек поведения, а активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги и родители превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза должны быть единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами воспитательно-образовательного процесса. Совместная деятельность педагогов и родителей, в результате которой все стороны получают определенную выгоду, называется сотрудничеством.

Важно помнить, что значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому именно педагоги несут ответственность за установление сотрудничества с родителями и определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Таким образом, нравственное воспитание детей будет эффективно осуществляться только как целостный педагогический процесс организации жизни ребенка со стороны педагогов и семьи. Большая роль сотрудничества педагога  с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает общий уровень нравственной культуры детей и взрослых.

Используемая литература.

  1. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики. – М.: Педагогика. 2008.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000
  3. Бушелёва Б.П. Поговорим о воспитанности. – М., 2011
  4. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. - № 5, - 2010. - С. 259 - 263.
  5. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. - № 6, 2010. - С.48 - 52.
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М.: Академия, 2011
  7. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006
  8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV
  9. Ривина Е.К. Семья как институт воспитания.//Российская семья – основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов /Под общ.ред. В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «русское слово – РС», 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях

статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика....

Доклад Мялиной Ольги Владимировны На тему: Труд в природе как средство нравственного воспитания дошкольников.

Доклад На тему: Труд в природе как средство Нравственного воспитания дошкольников....

Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»

Методическая разработка  открытого учебного занятияпо МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков...

Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...

Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...