Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»
методическая разработка

Путникова Надежда Александровна

Методическая разработка  

открытого учебного занятия

по МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

открытого учебного занятия

по МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»

      Преподаватель:

Путникова Надежда Александровна


Пояснительная записка

Учебная дисциплина МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков является частью ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и предназначена для реализации требований ФГОС СПО по программе углубленной подготовки.

Данная методическая разработка учебного занятия является новой формой работы со студентами для решения учебных и воспитательных задач в виде игровых технологий, поскольку эти технологии обучения позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на учебных занятиях происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи в группе; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение практических заданий обеспечивает результаты, анализ и оценку качества выполнения заданий.

Учебное занятие проводится в группе 3 курса обучения со студентами по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и рассчитано на 45 минут.  Данное занятие способствует овладению профессиональными умениями организации и проведения спортивных игр в детском саду, что способствует формированию ОК и ПК.


План проведения учебного занятия

Дата: 25.04.2019

Группа: 3-5б

ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Раздел: Овладение методикой проведения мероприятий двигательного режима с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиеническими нормами

СЛАЙД 1.

Тема: «Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у старших дошкольников»

Цель занятия:

Цель: овладение профессиональными умениями организации и проведения спортивных игр в детском саду.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о видах подвижных игр, условиях, методике организации и приёмах руководства спортивной игрой, особенностях планирования спортивных игр в группах старшего дошкольного возраста;

2. Формировать профессионально-педагогические умения:

-планировать спортивные игры в соответствии с возрастом: определять цели, подбирать содержание, приёмы руководства спортивной игрой у детей старшего дошкольного возраста;

-проводить спортивные игры, используя материалы и оборудование в ходе образовательного процесса;

-анализировать методику проведения спортивной игры, эффективность деятельности участников малой группы, профессиональные умения и деятельность других.

Развивающие задачи: способствовать развитию профессионально-педагогического мышления, наблюдательности, речи.

Воспитательные задачи: стимулировать потребность в формировании профессионально-значимых качеств личности будущего воспитателя, навыки ответственного сотрудничества и взаимодействия в малой группе: обсуждать содержание задания, участвовать в подготовке и представлении результатов работы малой группы.

Способствовать формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Способствует формированию профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (план, конспект) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Тип занятия: Практическое

Форма обучения: групповая

Используемая технология: игровая технология обучения.

Методы обучения: упражнения, методы организации взаимодействия в группе, совместное обсуждение заданий, игровое моделирование профессиональной деятельности, взаимоанализ.

Средства обучения: карточки с заданиями, алгоритмами работы для малых групп; критерии оценки выполнения практических заданий для экспертов, листы учёта эффективности работы участников малой группы, жетоны для жеребьевки, листы бумаги, ручки, материалы и оборудование для выполнения практического задания.

Длительность: 45 мин

Список используемой литературы и источников для подготовки к занятию:

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
  2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-368с.
  3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. С.О. Филипповой. [Текст]/ С.О. Филиппова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. -304с.

Нормативные документы:

  1. Федеральный  государственный  образовательный   стандарт  дошкольного   образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.  - 32с.
  2. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 321 с.

Структура учебного занятия:

1. Организационно – мотивационный этап

  1. Организационный момент: 2 мин
  2. Мотивация: 5 мин
  3. Постановка целей практического занятия: 2 мин

2. Овладение опытом практической деятельности

  1. Актуализация знаний по теме: «Методика проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях»: 3 мин
  2. Выполнение практических заданий в малых группах

Задание 1. Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки»,

Задание 2. Разработать комплекс ОРУ с предметом: 4 мин

Задание 3. Представление результатов работы малой группы, моделирование условий проведения фрагмента учебно-тренировочного занятия «с детьми старшего дошкольного возраста»: 12 мин

  1. Анализ методики проведения практического задания: 6 мин

4. Анализ и оценка качества выполнения заданий «экспертами»: 5 мин

3. Рефлексивно – оценочный этап

Рефлексия. Подведение итога занятия. 6 мин

Ход:

1. Организационно – мотивационный этап

1) Организационный момент - Вступительное слово педагога.

Здравствуйте уважаемые студенты, преподаватели и гости! Начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами проведем практическое занятие на тему: Моделирование условий закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» у детей старшего дошкольного возраста.

Наше практическое занятие будет построено в виде игры. Все присутствующие станут её активными участниками. Работать будем, как малыми группами, так и всей группой в целом.

2) Мотивация

- Если вспомнить классификацию физических упражнений, используемую в физическом воспитании дошкольников, в какой раздел включены спортивные игры?

(В разделе игры).

Дайте определение подвижной игры.

(Подвижная игра - это эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил).

- Не секрет, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо умело подбирать специальные игры, задания.

- Классифицируя подвижные игры по сложности? Какие игры бывают?

Элементарные:

  • Сюжетные игры (сюжет образный или условный).
  • Бессюжетные игры.
  • Игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включаются элементы соревнований.
  • Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
  • Игры-забавы.

Сложные:

  • Спортивных игры: городки, бадминтон, настольный теннис, волейбол, футбол, хоккей, баскетбол.

- В чем отличие спортивных игр от элементарных?

Такие игры требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движения, быстроты двигательной реакции.

Молодцы! Используя спортивные игры в детском возрасте, есть ли какие - то особенности в их проведении?

В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощённым правилам.

 Мы с вами подробно изучили методику организации и проведения элементарных подвижных игр в разных возрастных группах. Рассмотрели методику проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях. Сегодня наше внимание будет уделено старинной славянской игре, ее основным двигательным действиям. Игра начала свою историю во времена древней Руси и стала частью национальной культуры. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов - так говорил о ней.

СЛАЙД 2-3

На теоретическом занятии, мы с вами узнали технику выполнения элементов игры

СЛАЙД 4

А также рассмотрели возможные ошибки.

СЛАЙД 5

3) Постановка целей практического занятия

Сегодня игровое практическое занятие поможет вам систематизировать имеющиеся знания при выполнении практических заданий. Смоделировать условия закрепления техники выполнения элементов спортивной игры «Городки» с детьми старшего дошкольного возраста. Качество выполнения заданий будут анализировать, и оценивать эксперты по заданным критериям. Оценки за каждое задание будут выставляться в листке учёта эффективности работы участников малой группы.

С помощью жеребьевки выберем экспертов и разделимся на 2 группы (команды) так, чтобы количество в каждой группе было одинаковое.

Каждая группа получит бланки с заданиями, листы учета, технологические карты.

Итак, начнем!

2.  Этап самостоятельной работы по получении опыта деятельности.

4) Актуализация

Предлагаю вам оценить уровень ваших знаний в ходе выполнения практического занятия. Каждая группа получила карточки с заданиями. Капитан читает вслух задание, все члены группы проявляют активность в выполнении их. На подготовку этих заданий вам отводится 4 минуты. Внимательно читайте инструкцию и выполняйте задания в соответствии с ней. Так как работа проходит в группах, вы можете обсуждать задание. По истечении времени, в соответствии с темой задания вам необходимо его практически выполнить. Давайте пожелаем друг другу удачи и приступим к работе!

5) Выполнение практических заданий в малых группах

Содержание заданий по карточкам:

Актуализация знаний по теме: «Методика проведения спортивных игр в дошкольных образовательных организациях».

Задание 1

1 группе.

Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».

Задание 1 

2 группе.

Разработать комплекс ОРУ с предметом (предмет по выбору студента), обосновать выбор предмета.

СЛАЙД 8

Задание 3.

1-2 группе.

Провести фрагмент учебно-тренировочного занятия, над которой работали в малой группе, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.

Задание 1 группе

Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс с детьми старшего дошкольного возраста.

Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.

Лимит времени на предоставление задания: 5 минут.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.

Текст задания

  1. Подобрать материалы и оборудование.
  2. Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».

- Организовать и провести подводящие упражнения, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.

Задание 2 группе

Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс с детьми старшего дошкольного возраста.

Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.

Лимит времени на предоставление задания: 5 минут.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.

Текст задания

  1. Подобрать материалы и оборудование.
  2. Разработать комплекс ОРУ с предметом.

- Организовать и провести комплекс ОРУ с предметом, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

Рефлексия. Самоанализ и самооценка. Подведение итога занятия.

Теперь давайте послушаем наших экспертов – моих помощников, которые на протяжении всего занятия вели листы учета эффективности работы участников малой группы. (Слово предоставляется экспертам, которые по заданным критериям оценивают работу студентов в малой группе.)  Это означает, что все поставленные цели в начале занятия мы достигли.

Значит, какой вывод можно сделать по нашему практическому занятию?

- Получили больше знаний. Теоретические знания научились применять на  практике.

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

Домашнее задание

Подготовить презентацию на тему: История спортивной игры «Городки»

       - На этом наше занятие закончено! Благодарю за  внимание! До свидания!

Результаты освоения МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, подлежащие проверке

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.  

1. Соответствие выбора методов и приемов при проектировании подвижных игр с учётом особенностей возраста, группы, вида игры.

ПК 1.3. Проводить мероприятия  по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного  режима.

1. Соответствие подбора физических упражнений при организации двигательного режима с учетом возрастных особенностей детей, уровнем физического   развития.

2. Подбор ОРУ для разных форм работы по физическому воспитанию и для разных возрастных групп.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

1.Соответствие разработанных материалов программам дошкольного воспитания, современным методикам обучения  с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников в соответствии с предложенной схемой.

2. Умение адаптировать и применять имеющиеся методические разработки к условиям конкретного ДОО.

3. Разработка планов образовательно-воспитательного процесса в ДОО с учётом особенностей возраста, группы, индивидуальных особенностей воспитанников, имеющихся отклонений.

4. Планирование собственной деятельности, готовность изменить план в случае необходимости.

5. Обоснованный выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида ДОО и особенностей возраста воспитанников, вида отклонения.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

1.Использование методов, форм и средств организации подвижных игр в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

2.Интерпретация результатов диагностики и оценки результатов обучения дошкольников в соответствии с избранной методикой диагностики, особенностями возраста, группы и отдельных воспитанников.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

1. Оформление комплекса ОРУ в соответствии с установленной структурой и правилами оформления.

2. Использование методов, форм и средств организации подвижной игры в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

3. Обоснование отбора средств определения результатов обучения в соответствии с задачами воспитания и обучения, с учетом особенностей возраста.

4. Оценивание использования методов, форм и средств организации деятельности детей в ходе проведения подвижных игр  в соответствии с задачами воспитания и обучения, содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного возраста, особенностями группы и отдельных воспитанников.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

1. Обоснование отбора способов коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, одаренными детьми в соответствии с особенностями возраста, отдельных воспитанников.  

2. Использование средств оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников при проведении спортивных игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

3. Соблюдение использования средств организации деятельности детей при проведении спортивных игр в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, определенными Сан-ПиН.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.Выполнение эффективного  поиска необходимой информации.

2. Использование различных источников, включая электронные для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

1. Соответствие выбора целевых установок для осуществления образовательной деятельности.

2. Владение приемами мотивирования деятельности детей дошкольного возраста при организации образовательного процесса.

3. Умение организовывать и  контролировать работу детей дошкольного возраста и принимать на себя ответственность за качество образовательного процесса.

Задание 1 группе

Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс подводящих упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.

Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.

Лимит времени на представление задания: 5 мин.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.

Текст задания

  1. Разработать комплекс подводящих упражнений к спортивной игре «Городки».
  2. Подобрать материалы и оборудование.

- Организовать и провести подводящие упражнения, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.

Задание 2 группе

Цель: продемонстрировать умение проводить комплекс ОРУ с детьми старшего дошкольного возраста.

Лимит времени на выполнение задания: 4 мин.

Лимит времени на представление задания: 5 мин.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выполните работу в соответствии с содержанием задания.

Текст задания

  1. Разработать комплекс ОРУ с предметом.
  2. Подобрать материалы и оборудование.

- Организовать и провести комплекс ОРУ с предметом, в соответствии с методическими рекомендациями организации двигательной деятельности с «детьми» старшего дошкольного возраста.


Объективные критерии

0

0,5

1

Соблюдение правил безопасности

Соответствие отобранного оборудования возрасту детей

Соответствие методов и приемов возрасту детей

Соблюдение структуры и логики построения подводящих упражнений

Выбор и сочетание  подводящих упражнений в соответствии с возрастом детей

Соответствие количества  подводящих упражнений возрасту детей

Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей

Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений

Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей

Четкость отдаваемых указаний

Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей

Субъективные критерии

Творческий подход к содержанию комплекса

Выразительность и четкость речи

Эмоциональность

Общее впечатление

ЛИСТ УЧЁТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МАЛОЙ ГРУППЫ №1

Разработка и проведение подводящих упражнений со старшими дошкольниками.


ЛИСТ УЧЁТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МАЛОЙ ГРУППЫ №2

Разработка и проведение комплекса ОРУ со старшими дошкольниками.

Объективные критерии

0

0,5

1

Соблюдение правил безопасности

Соответствие отобранного оборудования возрасту детей

Соответствие методов и приемов, использованных в комплексе, возрасту детей

Соблюдение структуры и логики построения комплекса ОРУ

Выбор и сочетание общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастом детей

Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей

Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей

Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений

Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей

Четкость отдаваемых указаний

Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей

Субъективные критерии

Творческий подход к содержанию комплекса

Выразительность и четкость речи

Эмоциональность

Общее впечатление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Условия нравственного воспитания старших дошкольников

Статья студентки специальности дошкольное образование "Формирование отношений сотрудничества между родителями и педагогами как условие нравственного воспитания старших дошкольников"...

Конспект урока по физической культуре. Тема: Баскетбол. Обучение технике броска после 2 шагов. Закрепление техники ведения мяча.

Конспект урока по физической культуре. Основная тема баскетбол.Задачи:   1. Научить технике броска после 2 шагов.2. Закрепить технику ведения мяча.3. Воспитывать чувство коллективизма у учен...

Авторы: Григорьева Н. И., Сонин В.В. Методическая работа «Общие требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий, соревнований по спортивной (вольной борьбе) в МБУ ДО г.о. Самара «СДЮСШОР№17»

Общие требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий, соревнований по спортивной (вольной борьбе) в  МБУ ДО г.о. Самара «СДЮСШОР№17...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...

Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....