ЗНАЧЕНИЕ «ШКОЛЫ МЯЧА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11–12 ЛЕТ
статья

Ганихина Анна Васильевна

На основе изучения специальной литературы выявлена сущность теории «школы мяча», разработанной А.А. Красуской и П.Ф. Лесгафтом. Раскрыто ее значение для развития координационных способностей у баскетболистов 11–12 лет в современных условиях, выявлены направления применения «школы мяча» для развития координационных способностей у юных спортсменов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_basket.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. В современном спорте активно развиваются новые подходы к содержанию физической подготовки спортсменов, что вполне закономерно. Вместе с тем не следует забывать ценный опыт прошлого, также позволяющий эффективно решать проблему совершенствования спортивного мастерства, в частности, при развитии координационных способностей юных баскетболистов.

Цель данной статьи - выявить значение теории «школы мяча» П.Ф. Лесгафта для эффективного решения проблемы развития координационных способностей у юных баскетболистов и определить перспективные направления ее применения в практике спортивной подготовки в баскетболе.

Методика и организация исследования. Данные, используемые в работе, получены на основе анализа и обобщения специальной литературы: диссертационных работ, научных статей, материалов научно-практических конференций, документов планирования учебной работы в школе. Всего было изучено более 200 источников, включая электронные базы данных.

Результаты исследования и их анализ. Как показало исследование, под «школой мяча» П.Ф. Лесгафт понимал определенную последовательность, направленность применения упражнения с мячами [1].

Нельзя сказать, что после П.Ф. Лесгафта его теорию «школы мяча» активно использовали, например, в теории спортивных игр. В дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях этот термин при изучении программно -методического обеспечения образовательного процесса почти не встречается. Если и есть какие-либо фрагменты, то они касаются некоторых упражнений для освоения техники метаний и техники выполнения действий в спортивных играх. Однако предварительных базовых упражнений с мячом не применяется. Упражнения больше направлены на обучение отдельным элементам или спортивным умениям, но не на развитие координационных способностей.

Вместе с тем явно существуют потребности в ее применении в теории и методике физической культуры, в педагогике [2-8]. Дальновидность великого отечественного педагога подтверждается тем, что в настоящее время его теория не потеряла своего значения, а приобретает новое звучание. Данный факт объясняется закономерностями развития сферы физической культуры - как в теории, так и на практике. Так, например, в 2012 г. Международной теннисной федерацией введены правила, согласно которым для детей 10 лет и младше запрещено применение обычных желтых мячей, а разрешается использовать «медленные» мячи (красные, оранжевые, зеленые) [3]. В связи с этим возникает потребность приспособления детей до 10 лет, занимающихся теннисом, к новым мячам, а при переходе детей в старшие возрастные группы вновь возникает необходимость адаптироваться к стандартным мячам.

Особенно заметно повышение интереса к применению «школы мяча» в среде специалистов, работающих в системе дошкольного, общего и дополнительного образования. Так, в программе дополнительного образования, названной «Школа мяча» (г. Екатеринбург), включаются упражнения с мячами для детей 4-7-летнего возраста. В ней реализуются задачи общего физического развития [9]. В качестве средств физической культуры используются, главным образом, подвижные и спортивные игры. Главная цель работы детского кружка по указанной программе - освоение основы техники игры в баскетбол, развитие функциональных возможностей организма, повышение показателей физического развития и физической подготовленности детей. В содержание занятий включаются комплексы упражнений, заимствованных из баскетбола и направленных на освоение ведения мяча, передач на месте и в движении, бросков в щит и некоторых других упражнений. По данным, представленным в публикации [9], ограниченной рамками объема, сложно судить о степени реализации «школы мяча» как последовательно выстроенной методики. Она же, в свою очередь, требует определять для решения конкретной задачи особенности действий занимающегося, способы его воздействия на мяч, особенности мячей, их назначение, двигательные действия с мячами, направленные на последовательное и целенаправленное решение поставленных задач.

В другом случае обосновывается теория «школы мяча», реализуемая одновременно с идеями развивающего обучения в процессе освоения баскетбола учащимися младших классов. Разработанная программа включает обучение технике баскетбола с помощью основных опорных точек, обучающих и развивающих модулей [10]. Здесь «школа мяча» используется в качестве одного из компонентов разработанной методики обучения.

Учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ» Нижегородской области С. Напреев предлагает методику обучения метаниям в 1-2-х классах. В ней дается описание подводящих упражнений, подвижных игр с мячом, упражнений для ознакомления с техникой выполнения метания, приводятся также описания первых бросков, методики обучения броскам малого мяча в цель, методические указания к обучению метаниям и держанию мяча, выполнению хвата мяча [4]. Данная методика ориентирована сразу же на прикладное назначение метания, хотя речь здесь идет о самых младших классах, где первоначально необходимо давать базовые упражнения с мячом, при выполнении которых можно сразу же сопряженно развивать физические качества детей и формировать основы техники метаний. Ознакомление с подобными методиками наталкивает на мысль о том, что нам необходимо четко формулировать задачи физкультурного образования (в данном случае обучение двигательным действиям или развитие физических качеств). Если речь идет об обучении, то требуется не только комплекс подобранных физических упражнений, но и вся проработанная цепочка предварительно сформулированной частной задачи обучения (согласно одному из вариантов рассмотрения структуры урока) от макроструктуры до микроструктуры, в которой частная задача должна сочетаться со средствами обучения, дозировкой, организационно-методическими указаниями, как это делается при составлении конспекта урока физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Интересен опыт работы учителя-логопеда Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад № 57 «Одуванчик» (г. Нерюн-гри) Л.М. Холмогоровой [11]. Она использовала физические упражнения «школы мяча» для подготовки детей дошкольного возраста к овладению графикой письма. В данной технологии ставились задачи по развитию пространственных характеристик, координации, ритма и ручной ловкости. Указанный факт свидетельствует о значении «школы мяча» как универсального подхода к всестороннему физическому и психическому развитию детей дошкольного возраста.

Для детей школьного возраста предлагается выполнение упражнений по системе «школы мяча» во время летних каникул [12].

Методика действительно очень близка по своему исходному представлению к теории П.Ф. Лесгафта, хотя излагается очень кратко и несколько упрощенно. В частности, в ней выделяются упражнения в бросках мяча и ловле. Сначала предлагается ловить мячи после бросков вверх, вниз и в тех же направлениях, но с дополнительным заданием. При этом не указывается, каким именно мячом лучше всего пользоваться. Затем предлагается выполнять броски и ловлю теннисного мяча, стоя возле стены. Одновременно с этим применяются упражнения для освоения передачи мяча двумя руками от груди. Далее рекомендуется проводить обучение передаче мяча одной рукой от плеча, из-за головы, передаче ударом в пол. После освоения выполнения бросков и ловли, передачи мяча на месте - все эти упражнения дети начинают выполнять в ходьбе, затем в беге. Рекомендуется все упражнения выполнять в парах. Но не для всякого возраста подойдет такая методика. Обращая внимание на данное обстоятельство, следует сказать, что в «школе мяча» не хватает еще обстоятельной разработки возрастного аспекта с тем, чтобы ответить на вопросы о последовательном распределении упражнений с мячом по всем возрастным группам, начиная с того возраста, когда уже имеется смысл использовать упражнения с мячом для всестороннего развития ребенка.

Что касается двигательных действий с мячом в наиболее популярных игровых видах спорта (баскетбол, футбол, волейбол), то, по данным В.Т. Никонорова, в их содержании можно выделить семь уровней обобщения: 1) игровая стойка; 2) беговой, приставной и стопорящий шаги; 3) отталкивание ногами, мах руками и ногами, полет, приземление; 4) хлест ногами и туловищем, уступающее движение ногами и туловищем; 5) жесткость и расслабленность звеньев тела, действующих на мяч; 6) уступающее движение руками и ногами, хлест руками и ногой, держание мяча; 7) частные элементы движений [5]. Эти элементы можно использовать при разработке школы мяча на основе теории обобщения применительно к любой из перечисленных спортивных игр [5].

Элементы теории «школы мяча» рассматривают также применительно к особенностям применения русских народных игр с учащимися младших классов [7], выделяя в них такие типичные базовые движения, как ловля мяча, передача, бросок, удары битой по мячу, челночный бег.

Современный подход к рассмотрению «школы мяча» целесообразно усиливать с помощью достижений биомеханики и других разделов науки, позволяющих вывести ее на новый уровень рефлексии, разработки, выстраивая, например, обучение метанию малого мяча на основе формирования кинематической структуры метательного действия [2].

Во многих работах, которые встречаются в виде статей, образовательных программ, авторефератов и диссертаций, «школа мяча» выступает как уже готовый способ педагогического воздействия на занимающихся, безусловно приносящий желаемый педагогический эффект. Вряд ли можно с этим согласиться. Прежде всего, необходимо сделать анализ «школы мяча», понять главную суть, которую вкладывал П.Ф. Лесгафт в свою теорию, и на этой основе уже разрабатывать собственную интерпретацию применительно к решению конкретной задачи. Такие шаги, безусловно, необходимо делать потому, что каждый автор в понятие «школа мяча» вкладывает свое субъективное мнение, иногда совершенно оторванное от базового понятия. Так, в одной из дискуссий по поводу определения сути «школы мяча» высказывается мнение, что под ней следует понимать все возможности мяча (в виде отбивания мяча от пола, подбрасывания и бросков, прокатывания в парах, отбивания в парах и т. п.). Тут же говорится, что под этим понимается «владение мячом». Данный пример типичен, но не упрощает ли он представление о теории «школы мяча» ее основателя? Не зря один из участников указанной дискуссии, который, говоря о занятиях детей дошкольного возраста игрой в баскетбол, задается вопросом: а действительно ли дошкольники играют в баскетбол или они лишь занимаются «упражнениями», заимствованными из этой спортивной игры [13].

Чтобы утвердиться в основательности понимания «школы мяча» - необходимо обратиться к тому, как ее объяснял сам П.Ф. Лесгафт. И тут следует указать, что изначально «школу мяча», как систему упражнений, составлял не П.Ф. Лесгафт, а его ученица - врач А.А. Красуская (см.: [1]). В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт использует понятие «школа мяча» в главе «Простые упражнения», где описывает упражнения в метании [1]. Он, в частности, указывает на последовательность освоения метаний: сначала осваивается «школа мяча», затем метание рядами, метания в цель, метание в круге, метание на расстояние [1]. Отсюда следует, что под «школой мяча» изначально понималось не просто владение мячом и не какие-либо другие представления, а прежде всего, основы действий с мячом (мячами) или базовые действия с мячом.

Конкретизируя понятие «школа мяча», П.Ф. Лесгафт указывал, что она представляет собой упражнения «в бросании, отбивании и ловле мяча» [1]. Он считал необходимым выделять только три главных направления, по которым можно выполнять броски мяча и в каждом направлении выделял еще подразделы движений, называя их «классами». Так, для вертикального направления бросков мяча (броски прямо вниз и прямо вверх) отводились 1-3-й классы; для косого направления (вперед-вниз, вперед-вверх, назад-вверх, назад-вниз) 4-11-й классы; для дугообразного направления (когда при броске мяч падает, описывая дугу) - 11-15-й классы. Все классы должны были осваиваться согласно установленным требованиям, чтобы выдерживать одну из главных идей физического образования П.Ф. Лесгафта - избавление от лишних движений и точное выполнение движений, согласно поставленной задаче. Например, при освоении в «школе мяча» косого направления в 5-м классе надо было после броска в стену поймать отскочивший мяч, не давая ему упасть на пол и не делая при этом лишних движений частями тела, которые не должны непосредственно участвовать в упражнении.

Только после того, как вся данная «школа мяча» будет пройдена, рекомендовалось выполнять упражнения с какими-либо «осложнениями», которые представляли собой:

1) добавление новых движений, которые прибавлялись к каждому классу движений;

2) упражнения с прибавлением количества мячей; 3) выполнение всей «школы мяча» одновременно несколькими занимающимися;

3) освоение отбивания мячей по всем классам;

4) одновременное комбинирование разных

классов упражнений, или разных отбиваний или количества используемых мячей [1].

После этого этапа следующие серии упражнений с мячом имели прикладное назначение, и базовые движения применялись в условиях различной вариативности (метание рядами, метание в цель, метание в круге, метание на расстояние или на дальность вперед, в стороны и назад).

То есть П.Ф. Лесгафт выдвигал такую последовательность образовательного процесса, в которой предлагал сначала общие действия человека с мячом, а затем уже переход к овладению практическими умениями, необходимыми для использования мяча (мячей) в определенных условиях, с определенной направленностью.

По всей очевидности, «школа мяча» требует основательного анализа и дальнейшего развития. Если же ее использовать в традиционном содержании, то первоначально надо определиться, что же теоретически и методически самое ценное в «школе мяча» и затем уже решать, как эти ценности эффективно использовать при разработке новой методики или технологии. В современных условиях необходимо учитывать при разработке методик развития координационных способностей и вообще решения задач эффективной физической подготовки спортсменов в первую очередь те основные идеи, которые предлагали П.Ф. Лесгафт и его ученица А.А. Красуская в своей «школе мяча» (например, связь обучения с умственным развитием, воспитанием; рациональность движений и устранение лишних действий; связь образования с практикой жизнедеятельности человека; природосообразность при построении содержания занятий и выполнении отдельных упражнений и др.). На этой основе применительно к решению конкретной задачи можно интерпретировать отдельные компоненты этой теории, адаптировать их и даже развивать в нужном направлении.

Установлено, что во многих работах «школа мяча» применяется в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте [2; 4; 5; 9; 11; 12]. Видимо есть тому основания, поскольку для развития координационных способностей детей сенситивным является именно этот возрастной период.

Вместе с тем не следует забывать, что координационные способности очень слож-

ные по своей структуре, разновидностям и для каждой такой способности существуют свои периоды, наиболее чувствительные к развитию. Такие периоды иногда совпадают у мальчиков и девочек, а иногда не совпадают. Они встречаются однократно и многократно. Например, по данным А.П. Матвеева, способность сохранять равновесие в школьном возрасте у мальчиков и девочек успешно развивается в возрасте 8-9 лет, но у девочек она еще имеет периоды благоприятного развития в возрасте 7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, тогда как у мальчиков успешно можно развивать равновесие в возрасте 14-15 лет [14, с. 125]. Необходимо также отметить, что если рассматривать данные профессора А.П. Матвеева по четырем координационным способностям, то обнаруживается, что эти способности имеют сенситивные периоды на протяжении возрастного периода от 7 и до 15 лет [14, с. 125].

Эти данные подтверждаются в ряде исследований [15; 16], показавших, что наибольший эффект воздействия на развитие координационных способностей у мальчиков и девочек наблюдается в возрасте от 7 до 12 лет. У мальчиков особенно успешно развиваются ациклические локомоции, метания на дальность, спортивно-игровые действия.

Если же рассматривать, пользуясь все теми же данными, возраст 11-12 лет, то есть смысл учитывать три возрастные категории, захватывающие данный возраст (10-11 лет, 11-12 лет, 12-13 лет). Данное положение обусловлено разными темпами индивидуального физического развития, разного биологического возраста, который может совпадать и не совпадать с паспортным возрастом ребенка [17; 18]. Поэтому в реальной практике встречаются дети, у которых биологический и паспортный возраст совпадают (медианты), биологический возраст опережает паспортный (акселераты), биологический возраст отстает от паспортного (ретарданты). Учитывая данный факт, актуальными для благоприятного развития и совершенствования физической подготовки детей следует считать такие их координационные способности, как сложные координации, способность сохранять равновесие, простые координации, точность движений [14, с. 125]. Все эти физические качества имеют значение для подготовки баскетболистов.

Во многих работах встречаются факты, указывающие на целесообразность применения в «школе мяча» упражнений с баскетбольными мячами. Возникает естественный вопрос о причинах такого выбора. Как показывает анализ данных работ, эти причины кроются в том, что упражнения с баскетбольным мячом избираются как элементы одной из самых популярных спортивных игр, которая универсально влияет на организм юного спортсмена, обеспечивает успешную интеграцию в игровое пространство, интеграцию в образовательное пространство физкультурного образования, спорта, всей физической культуры.

Заключение. В заключение необходимо констатировать:

- научно-педагогический потенциал теории «школы мяча» еще недостаточно изучен, недостаточно глубоко освоен и использован;

- развитие у детей данного возраста координационных способностей с помощью упражнений, заимствованных в баскетболе, имеет определенные перспективы, т. к. многообразие таких упражнений в сочетании с их типологией обеспечивает объем средств, необходимых и достаточных для координационного развития детей;

- именно в возрастном периоде с 7 до 12 лет у девочек и мальчиков наступает наиболее благоприятный период развития координационных способностей, а после него только в 13-14 лет отмечается еще один активный сенситивный период развития координационных способностей у мальчиков, а далее к 17 годам сенситивность снижается;

- в избранном возрастном периоде теория «школы мяча» имеет вполне определенное значение для юных баскетболистов, заключающееся в том, что постоянный контакт с мячом обеспечивает решение массы задач, связанных с развитием физических качеств, сопряженных влиянием на физические качества и формирование двигательных навыков, воспитанием основ взаимодействия в команде, этических норм поведения, положительным переносом по физическим качествам и двигательным навыкам на освоение других спортивных, а также подвижных игр.

Исследование позволило установить, что на примере «школы мяча» теории П.Ф. Лесгафта выявлены перспективные направления для совершенствования процесса развития координационных способностей у юных баскетболистов 11-12 лет: развитие простых координаций, развитие сложных координаций, развитие способности сохранять статическое и динамическое равновесие, развитие точности выполняемых двигательных действий, ациклических локомоций, метательных действий, спортивно-игровых действий.

1. Лесгафт П.Ф. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1951.

2. Баранцев С.А., Чичерин В.П., Просянкин В.В. Обучение метанию малого мяча. 4 класс // Физическая культура в школе. 2012. № 5. С. 19-23.

3. Иванова Г.П., Чжан С., Плотников В.В. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 6 (88). С. 26-89.

4. Напреев С. Точно в цель // Спорт в школе. 2009. № 7.

5. Никоноров В.Т. Педагогические условия формирования школы мяча в физическом воспитании детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008.

6. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2004.

7. Таран А.А. Использование русских народных игр в физическом воспитании младших школьников как средство гуманизации образования (на примере сельской школы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2QQ7.

8. «Школа мяча» по П.Ф. Лесгафту II Физическая культура в школе. 2QQ5. № 5. С. 45-47.

9. URL: http:IIwww.mbdou261.caduk.ruIp155aa1. html.

10. Федорова М.Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2Q11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Виды координационных способностей и их характеристика для 7-9 лет»

Открытый урок "Дыхание - энергия жизни"Захарчук Анна Николаевна, тренер - преподавательЦель: формирование диафрагмально-релаксационного дыхания.Задачи:1.     Закрепить зн...

ВКР часть 2. Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся

ВКР часть 2.  Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся...

Значение развития творческих способностей у учащихся и студентов МССУОР №1.

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо облад...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

В данной статье рассматривается оценка эффективности применения метода функционального тренинга для развития координационных способностей в циклических локомоциях в учебно-тренировочной деятельности ю...

Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....

Средства и методы развития силовых способностей юных пловцов на суше и в воде

Данная методическая разработка посвящена развитию способностей обучающихся-пловцов на суше и в воде с целью повышения эффективности спортивной деятельности и повышения  уровня достигаемых результ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ УРОКА «Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола».

laquo;Инновационная технология развития координационных способностей средствами баскетбола»....