Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"
методическая разработка на тему

Шакулова Ольга Викторовна

«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…»

Владимир Мономах.

Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики  в системе дополнительного образования в течение трех учебных лет. Большое количество практических занятий создаёт условия для быстрого и эффективного обучения.

Данный курс предназначен учащимся начальных классов, желающих получить начальные знания и навыки работы на персональном компьютере,  а также  закрепить и расширить знания  о культурном наследии своего народа,  о прошлом и настоящем нашей Родины.  Программа  предусматривает формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности  к русской культуре, уважения к своей нации, формирование толерантного отношения к представителям других национальностей   в системе  освоения первоначальных знаний информационных технологий.

Программа содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть программы предусматривает освоение информационных технологий, в социально-пеадагогическом плане данная программа реализуется через практическую часть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разархивируйте1.64 МБ

Предварительный просмотр:

IV. Методическое обеспечение программы «Информационные технологии в жизни маленького гражданина»

1-ый год обучения

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Раздел 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности.

1.

Правила поведения в кабинете. Техника безопасности.

Фронтальная

Словесно-наглядый, практический

Слайд "Персональные компьютеры". Карточки «Правила поведения в КК».

Беседа. Опрос.

2.

Возможности ПК. Сказка «Компьютерная школа»

Беседа-лекция.

Словесно-наглядный.

Слайд «История развития компьютера». Программа «Демонстрация».

Опрос. Наблюдение за выполнением задания в тетради.

2

Раздел 2.Ведение в логику. Работа с программой «Страна Фантазия»

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Курсор. «Страна Фантазия»

Понятие множества. Выделение существенных признаков предметов. Множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Представления о вложенности множеств на примере семьи, класса, школы, города, области, страны.

Знакомство с программой Paint. Схематическое изображение множеств  в программе «Paint». Создание собственной папки.

Решение логических задач. Сохранение рисунков в папке.

Введении в симметрию. Знакомство с понятием «зеркальное отображение». «Паркеты». «Орнаменты». Орнаменты народных костюмов. Тест по разделу.

Фронтальная

Комбинированная

Индивидуальная

Игровой.

Словесно-наглядный.

Словесно-репродуктивный практический, наглядный.

Игра «Волшебный мешочек»

Электронное приложение «Страна Фантазия». Слайды на развитие внимания. Карточки для закрепления понятий «Вверх», «вниз», «влево», «вправо», «множества» Слайд «Что можно нарисовать в ПК».

Карточки для выполнения заданий в Paint.

Слайды «Русский народный костюм». "Узоры для костюмов».

Карточки для индивидуальной работы по теме «Симметрия». Программа «Зазеркалье».

Слайды «Симметричные фигуры»

Выполнение заданий в тетради.

Наблюдение за выполнением заданий в программе «Зазеркалье».

Выполнение заданий по карточкам в программе Paint.

Тест по разделу.

Раздел 3.  Логика и русский язык

1.

2.

3.

4.

Логические концовки. Игры со словами. Россыпь. Русландия. Слова-анаграммы. Слова-логогрифы. Словесно-логические задания.

Пентагоны. Составление пентагонов.

Пословицы и поговорки в ребусах.

Русские народные сказки. Потешки. Использование пиктограмм. Минивикторина по устному народному творчеству

Фронтальная

Комбинированная

Словесно-наглядный.

Иллюстративный.

Частично-поисковый.

Карточки с пословицами и поговорками.

Презентация «Русское народное творчество»

Программа «Русландия» «Кроссворды».

Карточки с загадками-пентагонами. Слайды «Анаграммы»

Выполнение заданий по карточкам.

Самостоятельное составление пентагонов.

Отгадывание загадок.

Игра – викторина «Живём в ладу»

Раздел 4.   Логика и математика. Решение логических задач.

1.

2.

3.

4.

Логические задачи. Задачи на смекалку. Пространственно-комбинаторные задачи.

Использование программы   «Paint» в решении задач.

Знакомство с меню и инструментами программы  Paint.

Итоговые творческие задания в программе  «Paint». Иллюстрации к русским народным сказкам. Праздничные открытки.

Комбинированная Индивидуальная

Словесно-наглядный.

Иллюстративный.

Частично-поисковый

Карточки с ребусами, головоломками, кроссвордами Мультимедийный проектор, презентация, Программа «Русландия»,

Программа «Счёт»

Карточки с задачами. Слайды с условиями задач.

Опрос.

Выполнение индивидуальных заданий

Творческие работы в Paint.

Выставка детских работ.

Второй год обучения

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

Раздел 1. Повторение изученного материала. Урок гражданина.

1.1

Техника безопасности.

Урок гражданина.

Задачи на развитие внимания.

Фронтальная

Комбинированная.

Словесно-наглядный, практический

Слайд Персональные компьютеры. Слайды «Правила поведения в КК».

Презентация «Я живу в Сертолово». Карта Ленинградской области.

Слайды на тему «Моя малая Родина»

Слайды на развитие зрительной памяти, внимания.

Беседа.

Опрос.

Выполнение заданий в программе «Внимание».

Раздел 2.  Логика и информация

1

2

3

4

5

Логика и русский язык. Словесно-логические задания. Логические концовки. Слова–палиндромы.

«Страна фантазия». «Россыпь».

Пословицы и поговорки. Слова- логогрифы.

Составление загадок-пентагонов «Города России», «Знаменитые люди земли русской», «Русские народные сказки»

Информация. Способы хранения информации. Кодирование информации с помощью  алфавита. Кодирование информации с помощью трафарета.

Фронтальная

Комбинированная.

Индивидуальная

Игровой.

Словесно-наглядный.

Практический

Слайды «Придумай окончание выражения»

Дидактическая игра «Доскажи», «Если, то…»

Карточки для работы с пословицами.

Программа «Кодирование информации»

Слайды «Способы кодирования»

Опрос. Выполнение заданий по карточкам, в программе  «Кодирование информации»

Выполнение упражнений Логические концовки.

Выполнений заданий в тетради. Тесты по темам.

Раздел 3. Логика и математика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Решение математических задач на сообразительность. Числовые задания и математические загадки.  Определение закономерностей.

Пространственно-комбинаторные задачи. Введение понятия «массив».  Построение и заполнение массивов.

Построение массива «Города России»

Знакомство с программой MS Word. Работа с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр.

Выполнение математических  заданий в пр.  MS Word. Работа со шрифтами и фрагментами текста. Творческие задания (Рисунки, открытки)

Комбинированная

Дифференцированно-групповая.

Словесно-наглядный.

Иллюстративный.

Частично-поисковый.

Карточки с головоломками, задачами, Слайды «Закономерности», Слайды с условиями задач. Программа «Массивы», «Клавиатурный тренажер»

Программа  MS Word. Слайд на ознакомление с интерфейсом программы MS Word.

Карточки для изучения комбинации клавиш.

Опрос. Выполнение индивидуальных заданий по придумыванию ребусов.

Выполнение заданий педагога. Решение задач, головоломок.

Выполнение заданий в программе «Массивы».

Работа с клавиатурным тренажером.

Выставка творческих работ детей.

Третий год обучения

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Раздел 1. Повторение изученного материала. Логика и математика. Логика и русский язык. Пословицы и поговорки – жанры русского народного творчества.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  Урок гражданина

Техника безопасности. Повторение темы «Веление в Повторение темы «Введение в логику». Логика и математика.

Логика и русский язык. Анаграммы, шарады, метаграммы.

Повторение жанров русского народного творчества: потешек, закличек, прибауток, загадок.

Кодирование их с помощью пиктограмм.

Логические концовки на примере русских народных пословиц и поговорок. Повторение приёмов работы в текстовом редакторе MS  Word.

Отличие пословиц от поговорок. Работа в  тетради и в документе  Word. Итоговая работа–автобиография. «Страна Фантазия» раздел «Русландия». Минивикторина по устному народному творчеству

Комбинированная

Дифференцированно-групповая.

Словесно-наглядный, практический

Слайд Персональные компьютеры. Карточки «Правила поведения в КК».

Слайды: Символы государства. Карта России.

Слайды с условиями задач.

Слайды с анаграммами, метаграммами.

Презентация по устному народному творчеству. Карточки с пословицами и поговорками.

Беседа. Опрос.

Тест.

Выполнение итоговой работы в программе  MS  Word.

Раздел 2. Алгоритмы и исполнители. Самостоятельное составление алгоритмов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. «Страна Фантазия».

Алгоритмический язык стрелок. Игры и алгоритмические задачи.

Исполнитель Колобок. Исполнитель Колобок на линейке.

Алгоритмы на координатной плоскости. «Страна Фантазия».

Итоговая работа: составление алгоритмов «Моё поведение в школе и дома», «Как я собираюсь в школу» и др.

Комбинированная.

Игровой.

Словесно-наглядный.

Практический

Слайды «Координатная плоскость»

Программа «Алгоритмы»», "Координатная плоскость».

Карточки для выполнения алгоритмов при помощи стрелок.

Опрос. Выполнение упражнений в программе «Алгоритмы»

Самостоятельное составление алгоритмов.

Выполнение итоговой работы.

Раздел 3. Текстовый процессор  Word. Выполнение тематических творческих заданий в программе  MS Word, Paint.  Беседы на тему «Я живу в России»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Беседа «От Москвы до самых до окраин».  Работа в программе  MS Word.  

Построение таблиц. Работа со шрифтами. Размещение в таблице названий народностей, населяющих Россию.

Общее и особенное народов России. Рисунок на тему «Мы живём в России»

Особенности национальных культур народов России: обычаи, традиции, язык, религия. Схема «Традиции народов России».

Беседа «Кто считается гражданином своей страны».

Создание плаката «Я – гражданин России». Добавление объекта  Word Art. Копирование и вставка объекта из графического редактора Paint.

Добавление объекта Word Art для оформления плаката.

Составление узоров, характерных для русского народного костюма.

Беседа «Дом и семья – основа судьбы человека»

Составление схемы «Мой край, моя семья и я в культуре и истории».

Составление генеалогического дерева при помощи блок-схемы.

Создание базы данных светские и православные праздники России. Праздники народов России, история русских народных праздников.

Изготовление поздравительных открыток к различным праздникам.

Беседа и просмотр видеофильма символы моего города, моей страны.

Создание плаката символы государства Российского.

Работа с фрагментами текста: копирование, перенос, вырезание. Диктант «Путешествие имён».

Итоговая работа минисочинение «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Я и мой город» (по

выбору обучающегося). Оформление документа при помощи  Word Art, Paint.

Фронтальная

Дифференцированно-групповая

индивидуальная

Словесно-наглядный.

Иллюстративный.

Практический

Карта России. Слайды  «Народы России», работы «Генеалогическое древо».

Видеофильмы «Символы России», слова гимна России. Карточки для составления схем.

Слайды «Я - гражданин России».

Слайды «Праздники  моей страны»,

Слайды «Русский народный костюм». Слайды с автофигурами.

Слайд «как правильно написать автобиографию».

Игровое упражнение Babytipe. Приложение «клавиатурный тренажёр»

Беседа. Выполнение индивидуальных заданий по составлению генеалогического древа.

Выполнение заданий в

Paint, в  MS Word.  Выполнение плаката «Я – гражданин России».

Написание итоговой работы, использование инструментов панели рисования.

Выставка плакатов.

Творческие отчёты в объединении. Выставка работ школе.

Раздел 4. Логика и информация.  Беседы на тему «Современная Россия».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Свойства информации. Хранение  информации. Базы данных.

«Страна Фантазия».

Составление базы данных «Русские народные сказки»

Составление  базы данных «Города России».

Составление базы данных «Знаменитые люди земли русской» (былинные и исторические герои).

Составление базы данных  «Знаменитые люди земли русской» (из жизни современной России).

Способы передачи информации. Способы получения информации на примере народных сказаний, легенд, былин. Работа в документе  Word.

Кодирование и декодирование информации: кодирование названий сказок, былин с помощью пиктограмм.

Выполнение заданий в тетради.

Итоговая творческая работа «Мир информационных технологий». Закрепление знаний программ  Paint,  Word, начальных знаний информатики. (Схема, плакат, рисунок, таблица)

Подведение итогов. Вручение сертификатов об окончании курса.

Фронтальная

Дифференцированно-групповая

индивидуальная

Словесно-наглядный.

Иллюстративный.

Практический

Карточки для составления схем. Электронное приложение «Страна Фантазия» программа «Базы данных».

Карта России.

Сборники сказок, былин.

Опрос.

Тесты по разделу.

Выполнение творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"

«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…» Владимир Мономах.Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики  в системе дополнительного образования...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

История жизни маленькой черепашки

Сказка, придуманная детьми на экологическую тему бережного отношения к своему родному дому - планете Земля....

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...

Дополнительная образовательная программа «Школа жизни»

Дополнительная образовательная программа«Школа жизни»Для детей от 6 до 18 лет...