Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.
статья по теме

Селина Елена Александровна

   Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.

     Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Роль интонационно-выразительной окраски  речи в жизни человека..

      Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.

     Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.

       ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В., в работе «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» отмечают, что фонетическая  сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонационно- выразительная окраска речи говорящего.

       Нарушения  просодической стороны речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску.Смазанная,невнятная речь не даёт возможности для формирования слухового восприятия и контроля.

Общие сведения о просодии речи.

       

   М.И. Пайкин, В.В.Порай-Кошиц в работе «Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов» отмечают, что  природа слова – музыкальна. Связь речи с  музыкальными элементами (ритм, мелодия) – была установлена ещё в далёком  прошлом, в древней  Греции. Не случайно в течение долгого времени исправлением речи занимались актёры, ведь именно актёры проходили специальную школу обучения высшему мастерству слова и владением искусством речи.

   Наилучшим доказательством того, что здоровая человеческая речь включает в себя музыкальные элементы, служит речь глухонемых. Лишенный  слуха  глухонемой не в состоянии регулировать акустические свойства речи: высоту, силу, окраску звука. Отсюда обычные в  речи глухонемых скачки в смысле высоты звуков, монотонность и недостаточность модуляций; другими словами, свойственные речи акценты (динамический, темпоральный, и  музыкальный), по сравнению с нормальной речью, у глухонемых резко изменены или же совершенно отсутствуют.  

    Под     динамическим акцентом следует понимать усиленный выдох и артикуляцию, направленные на усиление определённых звуков, слогов и слов.

     Темпоральный акцент обозначает длительность произношения различных слогов и слов. Обычно динамический и темпоральный акценты сливаются, так как выделение определённых слоговых структур и слов требует более усиленного выдыхания и большего времени. Таким образом, оба эти акценты неотделимы и сопровождают друг друга.

    Отсутствием монотонности в нашей речи мы обязаны наличию музыкального,т. е. мелодического акцента. Путем повышения звучания музыкальный акцент выделяет произношение определённых слогов, слов, и тем самым  оттеняет их в нашем слуховом восприятии. Мелодический акцент в речи  обычно бывает непродолжительным и часто меняется. Он движется даже в пределах одного и того же звука или слога, причём это быстрое скольжение особенно ярко проявляется в оживлённой речи, когда размах этих движений достигает примерно октавы.

    Из наличия акцентов: динамического, темпорального и  мелодического слагается наша речь.[1]

Структура просодики.

Важнейшее условие правильной речи – это  плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

РЕЧЕВОЕ  ДЫХАНИЕ отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и  сила выдоха зависит от цели и условия общения.И.А.Поварова в работе « Коррекция заикания в играх и тренингах» отмечает, что наиболее  правильным, удобным  для речи является диафрагмально – рёберное  дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц.  Активна  нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи, практически остаются  неподвижными. Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к  форсированности и неустойчивости голоса.

     Хорошая  ДИКЦИЯ – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от его подвижных  частей: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки. Ф.А.Ивановская в работе «Профилактика голосовых расстройств» отмечает, что хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, проглатывания отдельных звуков и слогов, дефектов речи, и необходима для лучшего восприятия речи говорящего.

  Важнейшим компонентом звучащей речи является  голос. М.Е.Хватцев отмечал, что звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.[2]ГОЛОС-это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание.

    Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. Основными  свойствами голоса является   тембр, высота, сила (громкость), полётность.  

    Тембр- это особая окраска голоса человека, присущая только ему и  позволяющая узнавать его тогда, когда мы его не можем видеть, но можем слышать. Тембр- это  величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Он даётся нам от рождения, и изменить его очень трудно. Но в целях выразительности речи многие  пытаются изменить тембр своего голоса и сделать его похожим на тембр другого человека. Это блестяще делают эстрадные артисты.  Голоса по своей природе бывают высокие, средние, и  низкие. Расстояние  между самой высокой и самой низкой нотой, которая доступна человеку, называется  высотным диапазоном голоса.[3]

    Сила голоса, его энергия, мощность определяется интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок, и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем  сильнее звучит голос. Сила голоса у разных  людей различна. У одних людей – хороший запас громкости. Их голос без особого напряжения может звучать громко в течение  долгого времени. У других людей голос слабый, тихий. Громкость- это управляемое качество голоса. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.

     Полётность голоса - это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

     Когда мы говорим, то ставим перед собой  определённые задачи: убедить собеседника в чём- то, сообщить что- либо, спросить о чём- то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о выразительности речи – интонации.

   ИНТОНАЦИЯ - сложное явление, которое включает в себя следующие элементы: мелодику, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм. [4]

   Мелодика- повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

    Логическое ударение-это выделение голосом  наиболее важного по смыслу слова.

    Пауза-это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Пауза- это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

     Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. На протяжении одного и того же дня у  человека он непрерывно меняется.[5]

   Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых

фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной.

Причины нарушений просодики.

   Нарушения просодической стороны речи разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут  сопутствовать и другим более тяжёлым нарушением речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании.

  К периферическим органическим нарушениям  просодической стороны речи относятся хронические заболевания гортани, узелки, фибромы, папилломы голосовых связок, расщелины верхней губы и нёба, неправильное строение челюстей и зубов, дефекты языка, нарушения носового дыхания, нервно- мышечные нарушения в полости рта, в глотке и гортани и другие дефекты периферического речевого аппарата.

    А  также  мозговые поражения, которые могут возникать, например, вследствие  кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционные заболевания, опухоли.[6]


[1] Пайкин М.И., Порай-Кошиц В.В. Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов// Вопросы  логопедии, 1936.

[2] Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958. – С. 100-101.

[3] Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах – С-П., 2001 – С.144.

[4] Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков – Я., 1998. – С.148 – 156.

[5] Ястребова А.В., Лазаренко  О.И. Хочу в школу – М., 1999. – С. 10-14.

[6] Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2001. С. 144 – 145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей

Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и полу...

Роль позвоночника в жизни человека

Роль позвоночника в теле человека ни переоценить, ни приуменьшить нельзя. Позвоночник — основной стрежень, залог прямохождения, подвижности, равновесия, отсюда его ключевое значение в нашем здоровье. ...

Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Превращение веществ. Роль химии в жизни человека" с использование мультипликационных фильмов...

Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»

Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....

Роль развития речи в жизни младшего школьника.

Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать ...