Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей
проект по теме

 Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и получить положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-teatral.igry_v_razv.inton_.vyraz-ti.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Статья                                                                                                    Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «Педагогический колледж №8»                                                        2013 год

     Любовь к актёрству присуща всем детям без исключения, уверяют психологи. Возможности театрализованных игр безграничны. Через                            образы, звуки, музыку, краски дети умом и сердцем познают окружающий мир во всём его многообразии, учатся думать, анализировать, обобщать, выражать своё отношение к добру и злу. Разнообразная  тематика удовлетворяет любые интересы и желания детей.                                                                                                                                                                                        

     Театрализованная игра - неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Любая роль ставит маленького актёра перед необходимостью ясно и чётко изъясняться, добиваться выразительности реплик персонажа. Но порой неуверенность в своих силах и страх перед общением с окружающими делают речь детей монотонной и интонационно невыразительной. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения – через театрализованную игру, которая способна раскрыть и преумножить речевые способности каждого ребёнка.

           На  реализацию задачи по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в процессе театрализованных игр направлен данный педагогический проект. Это система педагогических воздействий, которые:                                                                                                                       - ознакомят воспитателей и родителей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы;                                                                                                                     - помогут развить у детей потребность и умение использовать средства интонационной выразительности в сценической речи, в повседневном общении с окружающими.  

Цель 1-ого этапа - обогатить речевую развивающую среду, пополнить

содержание уголка театрализованных игр. Реализация цели предполагает:                                                                                                                                                                                                                                    - составление картотеки игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи, в частности, интонационной выразительности;                                                                                                                - разработку серии конспектов с элементами драматизации;                                           - подбор сценического и литературного материала для обыгрывания;                              - включение в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по развитию интонационной выразительности речи и общеречевых умений детей.    

     

Цель 2-ого этапа – вызвать у детей интерес и положительное отношение к театрализованным играм, организовать работу по развитию интонационной выразительности речи, привлечь родителей детей к участию в проекте.  

 

Вид работы

срок

Ответственные за выполнение специалисты

игры и упражнения для развития речевого дыхания; артикуляционные упражнения

ежедневно

воспитатели, логопеды, родители

упражнения для развития дикции и интонационной выразительности

ежедневно

воспитатели, логопеды, родители

творческие игры со словами («Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Скажи по-другому»…)

ежедневно

воспитатели, родители

театрализованные упражнения, этюды; разыгрывание этюдов по сказкам (пришла лиса к журавлю на званый пир…); сочине- ние этюдов детьми

еженедельно

воспитатели, музыкальный руководитель

участие детей в мини-спектаклях по хорошо знакомым сказкам

1 – 2 раза в месяц

воспитатели, музыкальный руководитель

инсценировка небольших стихотворений, потешек, песенок

еженедельно

воспитатели

театрализованные занятия (серия) по развитию интонационной выразительнос- ти (с приглашением родителей)

еженедельно

воспитатели, музыкальный руководитель

чтение (пример выразительной речи  взрослого), определение в тексте средств звуковой выразительности речи

ежедневно

воспитатели, родители

пополнение уголка театрализованной деятельности

ежемесячно

воспитатели, родители

театрализованные игры с использованием разных видов театра

ежемесячно

воспитатели

создание и оформление костюмов, декора- ций к спектаклям (с участием детей)

ежемесячно

воспитатели, руководитель ИЗО-студии

изготовление афиш и билетов на занятиях по ручному труду, рисовании

ежемесячно

воспитатели, руководитель  ИЗО-студии

рассказывание по рисункам, фотографиям («Наш спектакль»,«Мой любимый герой»)

1-2 раза в месяц

воспитатели, родители

театрализованные развлечения «В гостях у сказки», «Путешествие по русским народным сказкам» и др.

1 -2 раза в месяц

воспитатели, музыкальный руководитель

беседы по картинкам, иллюстрациям книг; определение настроения героев, произне- сение фраз с соответствуюшими  интона -циями

еженедельно

воспитатели, логопеды, родители

слушание музыки, выражение эмоций в речи

еженедельно

воспитатели, музыкальный руководитель

                                                             

           На 2-ом этапе проекта необходимо добиться активного участия родителей детей в его реализации. Рекомендуется использование следующих форм работы:

- интервьюирование или анкетирование по данному вопросу;                                         - индивидуальные консультации о развитии интонационной выразительности речи детей (о значении задачи по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном возрасте, содержании и приёмах работы со старшими дошкольниками, особенностях речевого развития данного конкретного ребёнка);

- оформление игрового материала (как вариант - картотеки игр) в «Уголок для родителей» с примерами и рекомендациями «Как устроить домашний театр», «Всей семьёй – в театр!» и т.п.;                                                                             - просмотр презентаций, фотогазет о посещении детских театров города, театрализованных постановках в ДОУ и домашних условиях, с детскими высказываниями, рассказами и комментариями родителей;                                                                                                                                                 - показ воспитателем мастер-класса по проведению игр с целью определения в художественных текстах средств  звуковой выразительности, развития у детей умения говорить с различными интонациями;      

- родительское собрание, посвящённое ознакомлению с возможностями

театрализованных игр для развития выразительности речи дошкольников;               - совместные с родителями театрализованные игры, этюды, спектакли;                     - показ мастер-класса родителями по изготовлению костюмов, масок, декораций к разным видам театра «Семейная мастерская»;                                    - литературные викторины, вечера развлечений с участием родителей;                                                                                                                              - показ НОД по воспитанию звуковой культуры речи;                                                   - проведение открытого мероприятия с привлечением родителей к совместному с детьми участию в театрализованных играх.    

Цель 3-его этапа – обобщить и продемонстрировать результаты работы по реализации проекта.  

     В качестве рекомендации воспитателям подготовительных к школе групп можно предложить организовать литературный салон с показом детьми театральных творческих этюдов и  сценок из художественных произведений. В старших группах – организовать театрализованный вечер развлечений, привлечь к его подготовке и проведению родителей. Это возможность для детей продемонстрировать свои достижения в совершенствовании речевых умений и навыков, в частности, в развитии интонационной выразительности.                                                                                                                  

     Успешное осуществление на практике данного проекта – залог правильного речевого развития старших дошкольников в дальнейшем, основа для совершенствования выразительности речи в процессе школьного обучения в начальных классах. Умение грамотно пользоваться различными средствами выразительности родного языка, интерес к особенностям языковых явлений и их знание демонстрируют уровень нашей общей и речевой культуры.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.

 Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

Презентация "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация к мастер-классу "Использование дидактических игр для развития комуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."

Конспект открытого логопедического занятия  по развитию  речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей)   «Шёл солдат на поб...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...