Великая Отечественная война в произведениях Ильи Максимовича Девина
классный час на тему

 

В 1941-45 годах многие наши литераторы на полях сражений создавали прекрасные произведения. Успехи творчества этих лет были результатом быстрой и глубокой реакции на суровые об­стоятельства войны, «когда на глазах вчерашние юнцы, только пробующие перо в литературе, обретали зрелость и мужество голоса». Именно в эти трудные годы Илья  Максимович Девин вступил в полосу своей творческой зрелости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» Республики Мордовия

Великая Отечественная война в произведениях Ильи Максимовича Девина

 

Автор: Баранова Нина                    Александровна,

 преподаватель родного языка и литературы

Великая Отечественная война в произведениях Ильи Максимовича Девина

Слайд Тема Великой Отечественной войны — необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны, Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей.

Слайды В 1941-45 годах многие наши литераторы на полях сражений создавали прекрасные произведения, которые вошли в летопись  Великой Отечественной войны. Среди этих писателей – фронтовиков: Яков Пинясов, Михаил Сайгин, Максим Бебан,  Александр Малькин, Михаил Петров, Илья Кишняков, Василий Радин, Григорий Пьянзин, Григорий Меркушкин, Фёдор Андрианов, Иван Пиняев, Василий Радаев,  Пётр Кириллов, Артур Моро, Кузьма Абрамов, Вас Коломасов, Алек Щеглов, Пётр Прохоров, Илья Девин

Слайд Исследователь творчества писателя, мордовский литературовед А. В. Алешкин в книге «Земля родная песни мне дала» отмечает, что успехи творчества этих лет были результатом быстрой и глубокой реакции на суровые обстоятельства войны, «когда на глазах вчерашние юнцы, только пробующие перо в литературе, обретали зрелость и мужество голоса». Именно в эти трудные годы Илья  Максимович Девин вступил в полосу своей творческой зрелости.

Слайды Всю войну Илья  Максимович  Девин был на фронте, исключая время учебы в Чкаловской военно-фельдшерской школе. Первый бой был под Великими Луками в танковой бригаде.  Воевал на Калининском, 2-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. В рядах Красной Армии прошел Западную Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию — и на Эльбе отпраздновал День Победы

 Много страданий,  горя,  но вместе с тем  и  мужества, героизма пришлось  увидеть  военному   фельдшеру...   Рука невольно тянулась к карандашу, слова рвались из сердца.

Слайд Его произведения военного времени опубликовались во фронтовой, армейской и дивизионной печати, в мордовских газетах. Повествуя о нелегких путях-дорогах наших воинов, Девин вселял в их сердца оптимистическую уверенность в том, что близок день долгожданной победы, что наступит мир на земле. С большой теплотой и одновременно с торжественным пафосом он пишет об освободительной миссии и гуманизме советских солдат. Его произведения насыщены патриотическими раздумьями и чувствами, которые особенно сильно проявляются в разлуке с Родиной. Именно в военной тематике Ильи Максимовича выявились главные идейно-художественные тенденции и позиция этого талантливого автора, певца богатого внутреннего мира наших людей, их светлых мыслей и чувств, глубоких патриотических устремлений.

Слайды Однажды перед Днем Победы Илья Максимович пришел на встречу с читателями в отдел национальной и краеведческой литературы Национальной библиотеки имени А. С. Пушкина Республики Мордовия. Зал был полон. В основном это была молодежь — студенты и учащиеся старших классов школ Саранска. На 4 стеллажах экспозиции «Талант и время» были выставлены все произведения автора. Илья Максимович рассказывал о своем боевом пути, интересных случаях из фронтовой жизни.

«Уже в 1945 году, — вспоминал поэт, — меня срочно вызвали в штаб. По дороге я пытался понять, что же я натворил. В штабе мне вручили большой белый пакет с множеством сургучных печатей. На пакете был адрес: Мордовская АССР г. Саранск. Прибежал я к себе, открыл пакет...», — и тут он прервал рассказ и вытащил из кармана книжку и показал всем присутствующим. На ней было написано «Шобдавань зоря» («Утренняя заря»). Оказывается, все произведения, которые поэт писал на фронте на мокшанском языке, он отправлял в Саранск, где их собрали и выпустили отдельной книжкой.

У кого только в руках ни побывала эта книжица, в которой и разобрать-то танкисты могли разве что только его фамилию — написанное было на мокшанском языке. Радовались за Девина, поздравляли.

Правда, многие произведения, прежде чем отослать в Мордовию, Девин читал в подстрочном переводе своим товарищам и только после их критики отправлял в печать.

Так произведения, написанные па полях сражений, в которых рассказывается о тяжелых днях временного отступления наших войск (1941 — 1942 годы), о подвиге солдат, снова вернулись в строй.

Слайд Новая страница в художественном отображении героики народа в годы Великой Отечественной войны открывается  повестью Ильи Максимовича  Девина «Иван-лейтенант»

В повести «Иван-лейтенант» рассказывается о том, как фронтовик, участник войны, наш земляк, бежал из фашистского плена и нашел приют у датчанина, пастора Линдума. (В основе сюжета подлинный факт – побег лейтенанта мордвина Ивана Чумбаева ( в повести Чембаев)

С большим психологическим проникновением переданы первые дни подготовки к побегу. Это, пожалуй, самые выразительные страницы повести. Безусловно, простое описание сцены побега из лагеря, без психологического анализа мыслей и чувств Чембаева, ослабило бы силу и выразительность как центральных образов, так и всего повествования.

В начале описания сцены побега И. Девин дает мрачную картину прилагерного пейзажа: низкие свинцово-серые тучи быстро, словно вырвавшись из неволи, плывут на восток, из окошка концлагеря просматриваются «две сажени свободной земли», еще больше подчеркивающие безысходное положение узников в лагере, их страстное стремление, во что бы то ни стало вырваться из лагеря, из фашистского застенка. Проникаясь в психологию своих героев, И. Девин стремится быть как можно более объективным и правдивым. Писатель по своему опыту военных лет прекрасно понимал, что человек не может безысходно относиться к трагическим ситуациям своей судьбы.

Раскрыть глубину чувств героя, его ощущения писатель стремится картинами сопряженного параллелизма. Такова, например, сцена воспоминаний Чембаева после побега из лагеря: «Иван выбрался из травы, перед ним в синей лазури утреннего воздуха раскрылось утопающее в садах село. Сквозь тающий туман отчетливо блестела красная черепица на крышах домов. Отливали синевой сады. И это сочетание красно-синих отблесков напоминало Ивану далекое мирное утро... И рассыпал он по всему селу песню, в которой пелось о том, как величавы, просторы Родины. Сколько на них лесов, полей, рек... И он, простой школьный учитель, свободно проходит по этим просторам...»

И вот неожиданно воспоминания Ивана Чембаева прерывает лай немецких овчарок. «Внезапный переход к контрастности подчеркивает всю сложность обстановки, драматизирует действие,  делая   его  более  динамичным»

 С этого момента  в повести наступает своеобразный перелом. Сюжет повести принимает описательно-повествовательный характер, когда в повествование включаются новые герои — пастор Линдум и представители датского сопротивления.

Илья Максимович Девин — ввел в текст подлинные документы — послевоенную переписку Ивана Чембаева и пастора Вигго Линдума, поддерживавшего в годы войны участников датского сопротивления.

И. М. Девин проводит через свою повесть идею братской солидарности простых людей Дании с советским народом.

Слайд Вершиной творчества Ильи Девина является роман «Нардише» («Трава-мурава»), опубликованный московскими издательствами. Этот роман посвящен теме Великой Отечественной войны и послевоенного обустройства.

Роман насыщен подлинно поэтическими картинами и глубокими раздумьями о судьбах людей и родной земли.

В центре внимания писателя – трудности преодоления тех последствий военного времени, которые оказали значительное влияние прежде всего на человеческую психологию.

В романе «Трава-мурава» глубоко раскрывается тема исцеляющего воздействия природы на человека. В этом плане особый интерес представляет образ Петра Ивановича Преснякова. Лишившись обеих рук, он долгое время лежал в военном госпитале, его считали погибшим. И вот «воскресший из мертвых», он возвращается в родные места. Пресняков хотел посмотреть родные места и вернуться на Украину, где оставался после лечения. У Петра Ивановича обезображенное лицо, поэтому в родном селе никто его не узнает. Бывший фронтовик сильно переживает, и, готов уже оставить родные края. Красота родных мест помогает Преснякову вернуться к жизни.

Глубоко раскрыт и образ Тучати. Он участник двух войн. Во время Великой Отечественной войны в борьбе с фашистами погиб его единственный сын. Но отец не верит в это и продолжает ждать его возвращения. Тучатя каждый день выходит на окраину села и смотрит вдаль, ожидая увидеть сына.

«—...Много их было, поездов, много еще будет, боюсь какой-нибудь пропустить. Представь себе, дочка, вертается солдатик домой, думает, уже и не ждут его, в мертвые записали, а вдруг у околицы родной отец стоит. Радость-то какая! И ему, и мне... Все уже отказались мысленно от него, земле предали, а я нет, я старый солдат, так просто не сдамся, с поста не уйду. Не отступлюсь. Отдаст мне смерть сына. Скольких я встретил, на которых похоронки пришли.

Старик требовательно постучал палкой в землю, как в закрытую дверь.

— Не убит он,  враки, придет домой, дождусь. Помирать без того не лягу, обожду!».

 Тучатя не дождался своего сына, но ему вручен орден, которым сын был награжден посмертно. Глубокая вера во все   светлое   и   справедливое   на   родной   земле   помогает возрождению Тучати.

Но война никогда не сглаживался из памяти И. Девина. Он часто вспоминал Берлин 1945 года, Александр-плац. Худющий старик-немец обменивает на хлеб красочные почтовые открытки с видами своего родного города. Старик вытягивал вперед руку с открытками и просил хлеба. Солдаты посмеивались. Им было известно, что обещал немецкому народу бесноватый Гитлер перед тем, как захватить власть и заняться порабощением чужих стран. А вышло не то, что масло, даже хлеба трудно было достать в поверженной столице фашистской Германии. Но, разглядывая старика-немца и его почтовые открытки, наши солдаты совали в его сумку кто кусок хлеба, кто — сахар, а то и банку с консервами.

И еще помнился И. М. Девину ватага ребят на одной из железнодорожных станций западных районов уже после завершения войны. Наши войска возвращались на Родину. Цветы, жаркие объятия, поздравления с Победой...

— Дяденька, дай хлеба — спляшу! — предлагал свой «концертный номер» пацан лет десяти-одиннадцати. И он был не один. Другие тоже: кто пел, кто плясал, кто фокусы показывал, и все просили хлеба. Только хлеба.

Слайд Много лет прошло с того времени, но такое не забывается. Обо всем этом писатель рассказал через образ главного героя-тракториста, участника войны Никиты Ивановича Батяева в рассказе «Акша кши» («Белый хлеб»). Он вошел в один из последних сборников автора в книгу рассказов и очерков «Келунь коса шачеманяц» («Где родилась березка».)

Слайд За успешное выполнение заданий командования по оказанию медицинской помощи раненым воинам И. М. Девин награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной  Звезды, Дружбы пародов, многими боевыми медалями.

Мордовская литература понесла большие потери во время Великой Отечественной войны. В огонь шагнули многие писатели республики. Шагнули и остались на полях сражений. Наделенные лучшими чертами современников, отдавшие жизнь во имя Родины, они создали впечатляющий образ Человека большой и прекрасной судьбы. О них должны знать и помнить последующие поколения. Их произведения должны переиздаваться, изучаться в школах, средних профессиональных учебных заведениях, вузах.

О сколько было подвигов на свете.                  

 Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

 На всех материках Большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

 И в каждом этом подвиге незрима

 Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима.

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Ф. Алиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов...

Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."

Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война.

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война...

"СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны"

Материал содержит технологческую карту учебного занятия и тесты для проведения контроля по изученной теме....

Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях...

Презентация классного часа на тему: "Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной презентации изложен материал на тему Великой Отечественной войны, представлены краткие биографии поэтов...